• Преподавателю
  • Другое
  • Социальный проект Организация культурно-досуговой деятельности как средство успешной социализации в условиях школы

Социальный проект Организация культурно-досуговой деятельности как средство успешной социализации в условиях школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Социальный проект

«Организация культурно-досуговой деятельности как средство успешной социализации в условиях школы»






Автор: Соломенникова В.С.

Содержание:


Введение

Глава 1. Специфика культурно-досуговой деятельности

подростков в условиях муниципальной общеобразовательной средней школы №3.

1.1 Социально-психологические особенности

подросткового возраста.

1.2 Досуговая деятельность подростков. 1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях муниципальной общеобразовательной средней школы №3.

Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности

муниципальной общеобразовательной средней школы №3.

Заключение

Список используемых интернет-сайтов и литературы

Введение.


Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.

В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.

Объектом моей работы является культурно - досуговая деятельность подростков. Проблема досугового времяпрепровождения подростков отличается большой сложностью и противоречивостью. Большой объем неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им, нередко приводит детей к социальным проблемам. Проблема организации культурно - досуговой деятельности подростков в неурочное время в школе заслуживает пристального внимания. Потому, что человек умеющий проводить свой досуг с пользой и интересом там, где проводит большую часть своего времени и участвует в учебном процессе, не только развивает собственную личность, но и способствует повышению досуговой квалификации окружающих его людей. Формы проведения досуга, безусловно, зависят от возрастных особенностей личности. Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности. Проблема свободного времени подростков волнует сегодня ученых и практиков различных областей жизни и отраслей знаний.

Хочется отметить, что предметом моей работы является организация культурно-досуговой деятельности подростков в Муниципальной общеобразовательной средней школе № 3. Численность обучающихся на 2010 учебный год данного образовательного учреждения составляет 679 человек, из них начальное звено - 1-4 классы, среднее звено - 5-8 классы, старшее звено. В школе организованна, на высоком уровне внеурочная досуговая деятельность, функционируют множество кружков и секций, где каждый ребенок, любого возрастного звена может найти себе занятие по интересам, увлечениям и способностям. Внеурочная деятельность целенаправленно направлена на работу с подростками, на организацию досуга детей и подростков.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Известно, как несложно увлечь подростка чем-либо. И также известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес. Подростковый возраст - не просто один из этапов жизни. Многие исследователи, вслед за Руссо, недаром называют его возрастом "второго рождения личности". Здесь многие истоки, начала всей дальнейшей жизни. Возраст этот хрупкий, ранимый, изменчивый, оказывается, больше чем какие-либо другие, зависим от реальной социальной жизни, потому что подросток впервые открывает ее для себя. На месте окружения, существовавшего для ребенка, для подростка возникает мир. Сегодня этот мир сложен, как никогда. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Внимание подростка характеризуется специфической избирательностью, устойчивостью. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, вследствие характерных сенситивных изменений подросткового возраста - формирования логических структур. В интеллектуальной деятельности подростков основной особенностью является нарастающая способность к абстрактному мышлению. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.

Культуре досуга необходимо учить, начиная с детского возраста. Овладеть ею возможно только при целенаправленном, планомерном воздействии на подрастающее поколение. Обучение подростков умениям и навыкам самоорганизации - важная социально-педагогическая задача, которая представляет собой один из важнейших этапов на пути к овладению ими культурой организованного времяпрепровождения. Однако даже знание видов и продолжительности занятий подростка в свободное время еще ничего не говорит о рациональном, разумном их выборе при организации собственного досуга. Для того чтобы деятельность подростка во время досуга не приводила к бездумному времяпрепровождению и не способствовала бы возникновению криминогенных ситуаций, необходимо развивать у них умения самоанализа, адекватную самооценку, разумное управление своим поведением. Все эти умения приобретаются в процессе успешного овладения подростками навыками самоорганизации. Досуг подростков, как уже было замечено, отличается сложностью и противоречивостью. Во-первых, имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, молодые люди часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности. Во-вторых, стремясь к самостоятельности в выборе форм использования досуга, подростки, тем не менее ограничены определенным кругом социальных ролей, по сравнению со взрослыми. Отсюда, с одной стороны, не обладая устойчивостью интересов в плане проведения досуга, подростки более охотно перенимают от взрослых их модели его заполнения, причем не всегда положительные и соответствующие уровню их физического и психического развития.

С другой, предлагаемые взрослыми общественные формы досуга нередко не отвечают потребностям и интересам личности подростка, что порождает пассивность в процессе приобщения к духовным ценностям. Существует противоречие между потребностями подростков использовать свой досуг как сферу самореализации, полноценного общения, активного проявления самостоятельности и неумением реализовать себя в досуге в силу серьезных недостатков в организации со стороны взрослых и недостаточностью создания условий и среды для обучения подростков азам досуговой деятельности. Школа, внеурочная деятельность, кружки, спортивные секции в результате координации в осуществлении воспитания "культурного человека" и оценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни подрастающего поколения, реализуют в полной мере свои объективные возможности по формированию культуры досуга.

Целью моей работы является выявление специфики организации культурно-досуговой деятельности подростков в условиях муниципальной общеобразовательной средней школы № 3 города Нижневартовска.

В связи с этим можно определить задачи моей работы:

1.Исследовать особенности социально-психологического развития подростков.

2.Выявить особенности досуговой деятельности подростков.

3.Выявить специфику организации культурно-досуговой деятельности подростков в муниципальной общеобразовательной средней школы № 3 города Нижневартовска.

Теперь, когда определена цель и задачи, рассмотрим всё это более подробно.

Глава 1 Специфика культурно - досуговой деятельности

подростков в условиях муниципальной общеобразовательной средней школы №3.


1.1.Особенности подросткового возраста

…в структуре личности подростка нет ничего

устойчивого, окончательного, неподвижного…

Л.С. Выготский

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным обучение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причём с использованием множества приёмов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Подростковый период имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьёзных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей.

В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

В результате возникает кризис подросткового возраста. Суть подросткового кризиса составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения минимальной свободы и самостоятельности обостряют подростковый конфликт и провоцируют подростков на крайние меры: прогулы, уходы из школы и из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся на следующие виды:

  1. Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

  2. Накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

  3. Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой, выступлениям на сцене (ведущие роли).

Знание подростковых увлечений помогает лучше понять внутренний мир и переживания подростков, улучшает взаимопонимание между подростками и взрослыми.

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным обучение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договориться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.д. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на групповой основе: учение, труд, игра.

Главными личностными чертами подростка являются следующие:

1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни - с другой.

2. Подросток хочет быть хорошим, стремиться к идеалу, но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться.

4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В подростке очень сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки. Восхищение красотой и хроническое отношение к ней. Он стыдится своих чувств. Такие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать чересчур чувствительным, и прикрывается грубостью.

Прилив физических сил побуждает к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.

Отрочество - как иногда называют подростковый возраст - это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. По сравнению с детьми младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Подростковый возраст - это время обострённого стремления к познанию и оценки самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

1.2.Досуговая деятельность подростков.


Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки, участие в театральных представлениях, школьных и городских мероприятиях и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дворцы культуры, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.).

Самой распространённой формой проведения досуга подростков является общение. Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:

Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

В-третьих, это специфический вид эмоционального кон­такта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищес­кой взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с воз­растными трудностями становления личности, порождает у подрос­тков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, глав­ное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть при­знанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших под­ростков.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения под­ростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Интимно- личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростко­вых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группово­го общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового об­щения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в ми­нимальном количестве.

Фельдштейн Д.И. считает, что в условиях планомерного и последовательного включения подростков в систему обществен­но-полезной деятельности резко возрастает, во-первых, потребность подростка в социально-ориентированной форме общения, во-вторых, потребность в интимно-личном общении несколько понижается, а оно само претерпевает существенные изменения, потребность в стихийно-групповом общении падает почти до нуля.

Каждый из видов досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка. Только не надо забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под принуждением подростка, а только с согласия и заинтересованности взрослеющего ребёнка.

1.3Формы организации культурно - досуговой деятельности

подростков в условиях муниципального общеобразовательного среднего учреждения №3

Лидирующее место по организации занятости подростков, занимает досуговая внеурочная творческая деятельность, школьное самоуправление, кружки и секции организованные на базе образовательного учреждения. Как показывает практика, организованная внеурочная деятельность подростков способствует профилактике различных асоциальных явлений, в том числе и преступности, гораздо шире, многообразнее и глубже.

Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами организации внеурочной деятельности, школьного самоуправления, кружковой и секционной работы рассматривается сегодня как альтернатива детской и подростковой безнадзорности, являющейся одной из предпосылок совершения противоправных действий, как одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.

Дети и подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками.

Именно поэтому основной задачей органов управления нашего образовательного учреждения стоит организация досуговой занятости детей и подростков, совершенствование и расширение перечня дополнительных внеурочных мероприятий, направленных на развитие познавательных и творческих способностей, школьного самоуправления, кружков и секций с учетом заинтересованности, предпочтений детей и подростков.

Создание положительного, привлекательного имиджа образовательного учреждения позволяет привлечь в наши стены больше детей и подростков, что создает определенную альтернативу праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из предпосылок совершения преступлений. Особенно это актуально для подростков часто они не знают, как можно с пользой проводить свободное время.

Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер.

Проекты и мероприятия, направленные на решение данных задач, входят составной частью в разрабатываемые и реализуемые на территории нашей школы целевые программы по организации отдыха и досуговой занятости детей и подростков в каникулярные периоды.

Основными формами организации досуга подростков в каникулярный период могут быть:

  • организация работы детских оздоровительных лагерей на базе образовательного учреждений

  • городские и загородные детские оздоровительные лагеря, подростковые клубы по месту жительства

  • проведение культурно-досуговых мероприятий (концертные, интеллектуально-познавательные, конкурсные, игровые, развлекательные программы, театрализованные представления, праздники, кинопоказы и пр.)

  • проведение Дней Подростка (с организацией юридических и психологических консультаций, встреч по профориентации и пр.)

  • организация гастрольной деятельности в детские дома, в дома престарелых

  • участие в организации и проведении мероприятий по трудоустройству подростков («Ярмарки вакансий»)

  • организация акций по благоустройству микрорайона, образовательного учреждения, города.

Одним из вариантов организации отдыха детей и подростков на базе нашего образовательного учреждения является организация пришкольных лагерей в каникулярные периоды времени. Основой лагеря является временное детское объединение, которое необходимо превратить во временный детский коллектив, увлечённый одной идеей. Организация детского отдыха в лагере ведется по нескольким направлениям: оздоровительная, спортивная, трудовая, толерантная и благотворительная, творческая и эстетическая и др. Пришкольный лагерь посещают дети разных возрастов от 7 - 15 лет. Преимуществами таких объединений являются следующие факторы:

- прямая передача опыта старших младшим, где младшие заимствуют манеру поведения, приобретают умения и навыки в конкретной совместной деятельности;

- возможность для каждого раскрыться как личность вокруг привлекательной идеи, интересного дела;

- удовлетворение возрастных потребностей: у младших - иметь «пример», походить на него; у старших - утвердиться в роли лидера;

- сотрудничество старших и младших значительно обогащает отношение детей в таких объединениях, непременно воспитывается уважительное отношение и к старшим, и к младшим;

-широкие социальные связи, исключающие опасность замкнутости, отгороженности от других коллективов.

Я, неоднократно принимала участие в организации и проведении пришкольных, выездных, международных лагерных оздоровительных смен, в разработке и написанию педагогических программ детского отдыха.

В работе по организации летнего отдыха детей и подростков применяем опыт работы других детских оздоровительных лагерей. Являемся постоянными участниками конкурсов, семинаров и форумов различных уровней по повышению квалификации, по обмену опытом работы с детьми и подростками в каникулярные периоды времени.

Кроме вышеназванных общих принципиальных подходов к определению стратегии деятельности, роли и места образовательного учреждения в системе профилактической работы, существуют совершенно конкретные направления деятельности по профилактике правонарушений с использованием ресурсов образовательного учреждения.

В первую очередь, это реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогут подросткам и молодежи легче адаптироваться во взрослом мире. При проведении мероприятий очень важно учитывать психологические особенности подростков и молодежи, максимально уходить от дидактики и принципа запрета. Вместо «нельзя» (нельзя совершать преступления, употреблять наркотики, пить, курить и т.д.) лучше говорить «можно» - можно заниматься творчеством, читать, петь, рисовать, играть на гитаре, танцевать рэп и т.д. И тогда ваша жизнь станет интересной, насыщенной и практически не останется времени на пустое времяпрепровождение.

Одной из популярной и востребованной формой организации подросткового досуга по-прежнему остаётся дискотека.

Дискотека способна синтезировать в себе самые разные виды художественного творчества, любительского увлечения. Впитывая в себя веяние нового времени, она создаёт прекрасные возможности для проявления творческой активности, расширения различных познаний и интересов. Не смотря на то, что сочетания познавательного и увлекательного в дискотеке ограничены в силу специфики данной формы работы, всё же она позволяет подростков реализовать потребность в полноценном содержательном отдыхе и развлечении. Ведь именно в основу дискотеки заложено общение молодых людей, посредством молодёжной музыки, несмотря на то, что музыкальные увлечения молодёжи одного поколения весьма разнообразны. Именно на дискотеке собирается разносторонняя подростковая аудитория с широким кругом ориентации и требований. Известно, что посещение дискотечных вечеров превышает количество посещений других видов мероприятий. Поэтому вопросы организации и совершенствования подросткового музыкального досуга являются очень актуальными.

Развитие дискотек привлекает внимание широкого круга социологов, психологов, музыковедов. Очевидно, что значительный объём музыкальной информации, влияние теле, аудио, видео программ, изменчивость палитры музыкальных увлечений молодёжи - всё это требует на современном этапе специального изучения, постоянного внимания со стороны организаторов дискотечных программ и постоянного осмысления своего личного опыта. Ведь требования молодёжи к работе дискотек из года в год возрастают.

Большая роль в организации и проведении внеурочной культурно-досуговой деятельности отводится школьному самоуправлению.

Более 10 лет действует Закон об образовании, который трактует образование как «Воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 2 1756 - р от 29 декабря 2001 г., сформулированы важнейшие задачи воспитания:: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Опыт нашей школы, что невозможно полноценно формировать активную гражданскую позицию учащихся, их духовную культуру, а также успешно социализировать детей и подростков вне органов школьного (ученического) самоуправления, через которое только и возможно привлечь существенно большее число учащихся к организации внеурочной деятельности. А это, в свою очередь, позволяет существенно расширить круг их познавательных интересов, способствует развитию творческих и лидерских способностей, организации свободного времени, поддержанию, укреплению и развитию школьных традиций, организующих и сплачивающих детский коллектив.

Что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта. Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». Этимологически термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам себя детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы. С социологической точки зрения самоуправление - это коллективное управление, участие всех членов организации, всего населения в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений. Если в общеобразовательном учреждении принимается решение о введении школьного самоуправления, то самое серьезное внимание следует уделить тому, как это самоуправление будет формироваться.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Привлечение к процессу всех участников образовательного процесса (педагогический коллектив, обучающиеся и их родители) не только отвечает принципам самоуправления, но и закреплено законодательно (статьи 50, 52, 55 Закона «Об образовании»). Процессы активизации учащихся, безусловно, требуют совершенствования методического мастерства классных руководителей, вовлечение в воспитательный процесс родителей, общественных организаций и объединений, помогающих эффективно решать насущные вопросы воспитания и социализации ребёнка.

Отметим, что для обучающихся участие в самоуправлении, регламентировано положением устава нашего общеобразовательного учреждения.


1. Для эффективной организации своей деятельности ученическое самоуправление опирается на педагогическую поддержку администрации, кураторов но самостоятельно формирует представительные органы управления.

2. Органы управления самоуправления формируются на выборной основе. Выборы - учат ребят выбирать осознанно, продумывать все этапы организации выборов. Существует положение о выборах которому строго следуют. Выборы органов управления ученического самоуправления проводятся ежегодно.

3.Срок полномочий органов управления ученического самоуправления до момента формирования нового состава органов управления.

4.Органы управления самоуправления формируются с учетом многоуровневой структуры органа управления: класс - молодёжный совет -профильные центры - советы КТД - ученическая конференция.

5. Командир класса является представителем участников ученического

самоуправления, обучающихся в одном классе.

6.В каждом классе избираются Советы класса по основным направлениям

воспитательной работы, из представителей Советов формируются

профильные центры, которые курируют работники школы.

-Центр «Ветеран» - Фролова И.К. (руководитель Зала Боевой и трудовой Славы);

-Центр «Учебник» - Бушнева Т.Г. (библиотекарь школы);

-Центр «Закон и Порядок» - Супрун Е.Н. (социальный педагог);

-Центр «Знание» - Константинова Л.А. (заместитель директора по учебно-воспитательной работе);

-Пресс - Центр (школьный сайт, газета «Панорама», школьное телевидение «Радиус») - Маценко А.С., Фомина Е.Ю. (педагог дополнительного образования, учитель информатики);

-Центр «Досуг», Совет Дела «Шквал» - Соломенникова В.С. (педагог-организатор);

-Центр «Здоровье» - Поколова В.В., Соломенникова В.С. (рук. Программы «Здоровье», заместитель директора по учебной работе, педагог-организатор);

-Центр «Спорт» - Носонов А.Г. (учитель физической культуры);

-«Школа Лидеров» - Коротеева М.А. (психолог школы).

8. Молодёжный совет является структурным подразделением и органом

управления ученического самоуправления.

В состав молодежного совета входят командиры и зам.командиров классных коллективов.

9.Функции и порядок формирования молодёжного совета (далее - МС), процедуры выборов в органы ученического самоуправления определяются Положением о молодёжном совете.

10.Ученическая конференция является высшим органом управления ученического самоуправления.

11.Для исполнения решений Конференции и осуществления уставной деятельности ученического самоуправления в период меж­ду конференциями в пределах своих полномочий действуют Совет Дела «Шквал» и МС.

12.Конференция проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые МС.

13.Информация о дате проведения и повестке дня Конференции доводится до классных коллективов и размещается на информацион­ных носителях ученического самоуправления (сайт, печатные издания, информационные стенды и др.) не позднее, чем за месяц до ее проведения.

14.В Конференции принимают участие делегаты не менее, чем по 10 человек от каждого класса, включая членов МС, а также профильных центров.

15.Делегаты проходят регистрацию. Каждый зарегистрированный делегат при голосовании обладает правом одного голоса.

16.К исключительной компетенции Конференции относятся:

  • решение о присвоении кураторам профильных центров наград «Мы вместе» по кандидатурам, предложенным МС школы;

  • решение о внесении поправок в Устав.

17.В повестку дня Конференции в обязательном порядке включаются следующие вопросы:

  • отчет о деятельности органов ученического самоуправления за год,

  • обсуждение отчета,

  • принятие резолюции по отчету, содержащей оценку деятельности школьного самоуправления и предложения по его развитию,

18.В повестку дня Конференции могут быть включены и иные вопросы, относящиеся к компетенции Конференции.

19.Решения на Конференции принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

20. Решения Конференции считаются легитимными в слу­чае регистрации не менее половины от общего числа избранных делегатов.

Самоуправление в школе находится в состоянии непрерывного развития, которое связано с изменениями, происходящими в обществе в целом и в школе. Прочно укрепилась эта система ученического самоуправления в школе, классных коллективах. В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем активнее школьник и все другие участники воспитательного процесса участвуют в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень самостоятельности учащихся и ответ­ственности как высших показателей его личностного роста.

И вот смена следующего 10-летия. В 2007 году произошёл спад активности учащихся в общественной жизни. Причём уровень качественного участия в мероприятиях города остался прежним. Результаты участия - грамоты, дипломы - тому подтверждение. Что же произошло? И в каком направлении нам двигаться дальше? Продолжать ли традиции ученического самоуправления или менять вектор движения? Эти и другие вопросы возникали перед нами организаторами воспитательного процесса школы.

Анализ ситуации

Молодёжный Совет школы в 2010 году разработал и апробировал анкету для учащихся 5-11 классов, которая показала, что из 206 чел. учащихся 5-11 классов хотят активно участвовать в ученическом самоуправлении и указывают конкретные дела, которые способны реализовать или активно участвовать в реализации - 79 чел., т.е. 38 % опрошенных. Категоричны в своих ответах, предъявляют определённые требования к организации их досуга («сделайте веселее», «молодёжный совет плохо работает») - 127 чел. - 62 %, сами при этом ничего не предлагают. Как видим, появилась проблема активности учащихся в общественной жизни. Например, 54% (112 чел.) опрошенных ждут активизацию школьного радио (новости школьной жизни, музыка на переменах) и только двое из них хотели бы участвовать в его становлении. Эти цифры свидетельствовали, к сожалению, об инертном, потребительском отношении ребят к школьной жизни.

Полученные результаты привели к решению провести в конце 2008-2009 учебного года школьную конференцию с отчётом о деятельности за год президента школы и членов Молодёжного Совета придавая большое значение развитию школьного самоуправления, в апреле 2009 года педсовет рассмотрел вопрос «Школьное самоуправление. Достижения и проблемы», на котором при непосредственном участии членов молодежного совета была отмечена роль и вскрыты проблемы молодежного совета в организации жизнедеятельности учащихся. Были приняты стратегические решения, полагаем, что исполнение их приведёт к улучшению ситуации.

Итак, почему, казалось бы, мощная система ученического самоуправления пошатнулась?

В середине 90-ых самоуправление готовило новое поколение лидеров - это было востребовано временем. Государство готовило управленцев и чиновников нового поколения. К 2003 году ситуация изменилась, а приоритеты остались прежними. Дети - индикаторы времени, они быстрее реагируют на любые изменения в социуме. Сейчас самоуправление ставит задачу создавать в школе прочные социальные связи, помогать становлению у каждого школьника способности строить гражданские отношения, взаимодействовать со всеми в обществе. Таким образом, самоуправление в школе сегодня должно быть ориентировано на ценности гражданского общества, на инициативу снизу.

Рано или поздно ученики и родители поймут,

что хорошая школа не может заниматься только обучением.

Хорошая школа должна помочь ребятам

стать активными гражданами общества,

и тогда они смогут добиваться успеха в жизни.

И роль в этом ученического самоуправления…

Д.В. Рогаткин

Глава 2. Анализ организации внеурочной культурно-досуговой деятельности подростков в школе.

Как уже отмечалось выше, численность обучающихся в школе № 3 составляет 679 человек, из них - начальное звено, - среднее звено, - старшее звено.

В школе активно ведётся работа по организации досуга детей и подростков, без участие и внимания не остается ни одно звено. Используются следующие формы:

  • Коллективно творческие мероприятия

  • Тематические вечера

  • КВН

  • Праздничные концерты

  • Различные мероприятия

  • Балы (осенний бал, бал лицеистов, новогодний бал, выпускной бал.)

  • Тематические дискотеки

  • Интеллектуальные игры. («Что? Где? Когда?», «Брейнринг» и др.)

  • Выставки.

  • Спортивные праздники. ( «Осенний марафон», «День здоровья», «Папа, мама, я - дружная семья»)

  • Кинофестивали.

  • Экскурсии.

Ведётся большая кружковая работа. Большой популярностью пользуется Вокальные студии, с обучением сценического мастерства, хореографические, декоративно-прикладные кружки, школа вожатского мастерства и многие другие.

В школе ведётся спортивно-массовая работа. Организованы секции по баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике, туристскому мастерству, секция по футболу и тир.

Ученики школы принимают участие в городских, окружных, областных и международных соревнованиях и занимают призовые места. Во время школьных каникул для учеников организовывается спортивно-оздоровительный лагерь.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод, что организация досуга подростков в школе №3 находиться на высоком уровне. (16, 17, 26)

Список используемых интернет-сайтов и литературы:


  1. «Психология современного подростка» под редакцией Д.И. Фельдштейна - М. Педагогика, 1987

  2. dictionary.fio.ru «Словарь.ru»

  3. mirrabot.com/work/work_7611/html

  4. Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1984

  5. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998

  6. Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1980

  7. Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков

  8. Мир детства, Подросток - М, 1982

  9. Мудрик А.В. «Общение как фактор воспитания школьников», М.Педагогика, 1997

  10. Немов Р.С. «Психология» книга 2 -М. издательство «Владос» 2004

  11. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома» Психологические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа, 1995

  12. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. «Отцы и дети в меняющемся мире» - М. Высшая школа, 1990

  13. Столяренко Л.Д. «Основы психологии». Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997

  14. Сценарно-методический сборник в помощь организаторам дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редактор Довнарович Н.В. - Минск 2001

  15. Фельдштейн Д.И. «Психологические аспекты изучения современного подростка» Вопросы психологии, 1985, №1

  16. Шкурин В.Н. «Молодёжь: свободное время и клуб» -М., 1987

  17. Программа и положение работы ученического самоуправления


© 2010-2022