- Преподавателю
- Другое
- Планирование работы с родителями Взаимодействие с семьёй
Планирование работы с родителями Взаимодействие с семьёй
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бурова Т.Б. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Взаимодействие с семьёй. Игры и занятия в период адаптации.
Типы семейного воспитания
«Принятие - отвержение» (равнодушие, отстранённость). Принимающие родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, ребенок рассматривается как самоценность. Такие родители стремятся проводить как можно больше времени с ребенком, одобряют его интересы и планы. На другом полюсе оказываются родители, которые воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родители испытывают к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяют ребенку и не уважают его. Зачастую неприятие ребенка сочетается с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему «единственно правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме - желании отказаться от ребенка, поместить его в интернат. В практике работы подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем при таком отношении может отмечаться равнодушие к распорядку дня ребенка, полное попустительство.
2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует его переживаниям. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он сознательно занимается воспитанием и развитием ребенка, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, в спорных вопросах может принять точку зрения ребенка.
3. «Симбиоз» (гиперопека) - Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, который кажется им маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» - Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление самоволия его сурово наказывают. Родители пристрастно следят за социальными достижениями ребенка и требуют социального успеха. При этом родители хорошо знают ребенка, его индивидуальные особенности, мысли, чувства. Такие родители зачастую стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (разнообразные кружки, спортивные секции, иностранные языки), однако при этом не учитываются реальные психофизические возможности ребенка.
5. «Маленький неудачник» - выявляет особенности восприятия и понимания ребенка родителями. В родительском отношении данного типа имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся им детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители не доверяют своему ребенку, досадуют на его не успешность и неумелость. В связи с этим родители стараются оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Игры в период адаптации
Игры с игрушками би-ба-бо
Например:
-
«Здравствуй, я котик!»
Воспитатель приносит в группу корзинку: «Здравствуйте, ребята! У меня для вас сюрприз. Он находиться у меня в корзинке». Воспитатель надевает на руку куклу-котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с ним. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, я - котеночек, а тебя как зовут?» (если ребенок стесняется или плохо говорит, то ему помогает воспитатель). -
«Ласковое имя»
Воспитатель в роли котенка по очереди ласкает каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами «Хорошая Оленька, хороший Мишенька» и т.д. -
«Как у нашего кота»
Воспитатель обращает внимание детей на котика, читается потешка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Зубки белые,
Глаза смелые.
При повторном прочтении воспитатель вместе с детьми на каждую строчку выполняет определенные движения: руками показывает ушки над головой, пальчиками изображает под носиком усы, стучит зубками, гладит глазки. -
«Кот и мышь»
Воспитатель говорит: «Ой, кто это у меня в кармане шевелиться?» Достает мышку и предлагает посмотреть и послушать песенку, которая называется «Кот и мышь». Пропевается песенка:
Кот, кот, коток,
Не садись на краек,
Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет!
Хороводные игры
-
«Карусели»
Дети встают в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за воспитателем
Еле - еле, еле - еле, завертелись карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите
Раз, два, раз, два!
Закружилась голова!
(Дети идут сначала медленно, потом, быстрее, затем - бегут по кругу. Затем переходят на шаг и останавливаются, берутся руками за голову, наклоняют ее вправо - влево.)
-
«Розовый куст»
Воспитатель поет песенку, дети повторяют слова и движения в соответствии с ними.
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчивает круг,
Дружно прыгаем мы вдруг!
Прыг!
Игра проводится 2 - 3 раза.
-
«Мишка с куклой»
Воспитатель поет песенку, дети повторяют слова и движения по тексту.
Мишка с куклой
Громко топают,
Громко топают,
Посмотри.
И в ладоши
Звонко хлопают,
Звонко хлопают,
Раз, два, три.