- Преподавателю
- Другое
- ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений (МДК. 04. 01) ДЕФЕКТЫ И СПОСОБЫ ИСПЫТАНИЯ СВАРНЫХ ШВОВ ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений (МДК. 04. 01) ДЕФЕКТЫ И СПОСОБЫ ИСПЫТАНИЯ СВАРНЫХ ШВОВ ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Житкова А.А. |
Дата | 19.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ
№13 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО модуля ПМ.04
Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений
(МДК.04.01)
"ДЕФЕКТЫ И СПОСОБЫ ИСПЫТАНИЯ СВАРНЫХ ШВОВ"
ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709.02 Сварщик
(электросварочные и газосварочные работы)
г. Раменское
2011 г.
-
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 150709.02 сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы)
Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПЛ. №13 « Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13»
Согласовано:
И.о. директора ГБОУ НПО ПЛ №13
_________________/Мельченко В.А./
«_______» _____________ 2014г
Рассмотрено
На заседании Методического Совета лицея
«_____» _______________ 2014г.
Протокол № ___________
Разработчики: Преподаватель ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №13» г. Раменское; квалификация по диплому Инженер; факультет ПГС, квалификационная категория высшая
______________________ / Житкова А.А./
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
результаты освоения профессионального модуля
5
-
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации примерной программы учебной дисциплины
9
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " ДЕФЕКТЫ И СПОСОБЫ ИСПЫТАНИЯ СВАРНЫХ ШВОВ "
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, по направлению подготовки 150203Сварочное производство:
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);
150709.03 Сварщик на лазерных установках;
150709.04 Сварщик на электронно-лучевых установках.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18329 Сварщик арматурных сеток и каркасов, 18333 Сварщик изделий из тугоплавких металлов, 18350 Сварщик термитной сварки и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь практический опыт:
-
выполнения зачистки швов после сварки;
-
определение причин дефектов сварочных швов и соединений;
-
предупреждения и устранения различных видов дефектов в сварных швах;
-
выполнение горячей правки сложных конструкций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
зачищать швы после сварки;
-
проверять качество сварных соединений по внешнему виду и излому;
-
выявлять дефекты сварных швов и устранять их;
-
применять способы уменьшения и предупреждения деформаций при сварке;
-
выполнять горячую правку сварных конструкций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
требования к сварному шву;
-
виды дефектов в сварных швах и методы их предупреждения и устранения;
-
строение сварного шва, способы их испытания и виды контроля;
-
причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых изделиях и меры их предупреждения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 55 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 41 часов;
самостоятельной работы обучающегося 14 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладения обучающимися видов профессиональной деятельности Выполнения дефектов и способов испытания сварных швов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.
Код
Наименование результатов обучения
ПК 4.1
Выполнять зачистку швов после сварки.
ПК 4.2
Определять причины дефектов сварных швов и соединений.
ПК 4.3
Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах.
ПК 4.4
Выполнять горячую правку сложных конструкций.
ОК 2
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)
Код
профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности),**
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 1
Раздел 1. Контроль качества сварных соединений
55
26
-
-
6
-
-
-
ПК 2
Раздел 2. Методы устранения дефектов сварных соединений
15
-
-
8
-
-
-
Производственная практика, (по профилю специальности), часов
-
-
Всего:
55
41
-
-
14
-
-
-
3.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ДЕФЕКТЫ И СПОСОБЫ ИСПЫТАНИЯ СВАРНЫХ ШВОВ»
Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Контроль качества сварных соединений
55
32
Введение
Развитие техники, новые требования к способам производства, в частности к дефектам сварки
2
1
Тема 1.1. Дефекты сварных соединений и швов
Дефекты при сварке плавлением. Основные конструктивные элементы сварных швов
12
1
Неравномерная высота шва, бугры и седловины. Пористость в металле шва
1
Шлаковые включения по подрезу кромки в многослойном шве
2
Дефекты при электронно-лучевой сварке. Дефект в виде раковины в продольном и поперечном сечениях шва
1
Дефекты при стыковой, точечной и шовной контактной сварке
2
Внутренней начальный выплеск в точечном сварном соединение
2
Тема 1.2. Методы контроля сварных соединений
Методы не разрушающего контроля. Схема ультразвукового контроля с использованием эхо-метода и экран дефектоскопия
12
2
Схема прозвучивания стыковых соединений сварных швов
1
Схема контроля деталей капиллярным методом с применением проявителя
2
Схема галоидного контроля герметичности с помощью щупа с заполнением контролируемого изделия чистым фреоном
2
Методы разрушающего контроля. Образцы для определения относительной прочности шва. Радиационные и акустические методы контроля
2
Схема испытаний на изгиб при расположении шва. Магнитные и вихретоковые методы контроля
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Контроль проникающими веществами. Сравнительная эффективность методов неразрушающего контроля.
Каковы методы НРК сварных соединений.
В чем заключается разница между вакуумными методами контроля герметичности и химической индикацией течений?
6
Раздел ПМ 2. Методы устранения дефектов сварных соединений
23
Тема 2.1 Устранение дефектов соединений
Устранение дефектов соединений, выполненных сваркой плавлением
10
3
Устранение дефектов соединений, выполненных электронно-лучевой сваркой. Заварка поверхностного дефекта
3
Устранение дефектов повторной переваркой шва на всю глубину
3
Схема разметки центра шва по контрольным рискам
3
Устранение дефектов соединений, выполненных контактной сваркой
3
Тема 2.2. Контроль операций сборки и подготовки под сварку
Сборка и подготовка под сварку - технологические операции по обеспечению необходимого взаимного расположения подлежащих сварке пространстве
5
3
Усадка, возникающая при остывании сварного соединения, характеристики усадочной деформации и усадочного напряжения
3
Усадка и деформации, возникающие в результате сварки нетермообрабатываемых изделий
3
Практические занятия
Определение механических свойств и структуры металла сварных соединений.
Определение испытаний на растяжение при больших толщинах шва.
Испытания на угол загиба.
Определение герметичности газоаналитическими методами
8
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Дефектов и способов испытания сварных швов» и сварочной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Дефектов и способов испытания сварных швов»;
- объемные модели сварочных трубчатых конструкций;
- образцы сборки и сварки конструкций (балочных, решетчатых, листовых, арматурных сеток и каркасов);
- образцы типовых деталей (разъемные, неразъемные, шпоночные, шлицевые др.).
- образцы дефектов сварных соединений (наплывы, подрезы, кратер, прожоги и др.)
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- рабочие место газосварщика;
- рабочие место электросварщика (сварочные кабины с индивидуальным трансформатором ТДМ - 31 - У2и освещением);
- балластные реостаты для регулирования мощности тока;
- выпрямитель сварочный ВД - 401 УЗ;
- генератор ацетиленовый АСП - 10;
- набор резаков и горелок;
- комплект рабочих инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
на мастерскую:
- печь для просушки электродов;
- термопенал;
- магнитные держатели обратного провода;
- держатель электродов;
- станок точильно-шлифовальный двухсторонний;
- сверлильный станок;
-щит для подключения внешних потребителей на 220В;
- щит для подключения потребителей от внешнего источника тока;
- электроболгарка;
- рычажные и стуловые ножницы;
- вытяжная и приточная вентиляция.
4.2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Рекомендуемые образовательные технологии:
для того чтобы не превращать приемочный контроль только в фиксацию состояния качества сварных соединений (конструкций), а использовать его результаты для активного влияния на повышение качества сварочных работ, необходимо организовать постоянный анализ состояния качества сварных соединений таким образом, чтобы он стал постоянным фактором обратной связи (приемочный контроль - входной контроль).
Эта обратная связь состоит из двух этапов:
-
анализ состояния качества сварных соединений с целью определения причин появления как недопустимых, так и допустимых дефектов. Анализ осуществляется по монтажным участкам, объектам строительства, бригадам, отдельным сварщикам;
-
разработка и осуществление мер по устранению указанных выше причин с целью уменьшения дефектов до минимума.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение профессионального модуля предшествует учебные дисциплины и модули:
Основы инженерной графики.
Основы материаловедения.
Охрана труда.
Основы автоматизации производства.
Основы электротехники.
Допуски и технические измерения.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требование к квалификации педагогических (инженерно- педагогических) кадров, обеспечивающих обучают по междисциплинарному курсу (курсам): наличии высшего профессионального образования, соответствующую профилю модуля «ДЕФЕКТЫ И СПОСОБЫ ИСПЫТАНИЯ СВАРНЫХ ШВОВ» по специальности 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Требование к квалификации педагогическим кадрам, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профессиональных организациях не реже 1-го раза в 3года.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сфере является обязательным.
4.5. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
А.А. Алов - «Основы теории процессов сварки и пайки», - М.: «Машиностроение» - 2011г., 268стр.
-
И. Гривняк - «Свариваемость сталей», - М.: «Машиностроение» - 2013г., 216стр.
-
Б.Н. Бадьянов, В.А. Давыдов - «Сварочные процессы в электронной технике», - М.: «Высшая школа» - 2010г., 189стр.
-
С.Б. Моцохин - «Контроль качества соединений и конструкций», - М.: «Стройиздат» - 2012г., 229стр.
-
Л.А. Мордвинцев - «Технология сварки и пайки», - М.: «Госиздат. Оборонной Промышленности» - 2011г., 150стр.
-
Милютин В.С., Коротков В.А. Источники питания для сварки: Учебное пособие. - Челябинск: Металлургия Урала, 2010. - 368 с.
-
Александров А.Г., Заруба И.И, Пеньковский И.В. Эксплуатация сварочного оборудования. - Киев: Будивельник, 2010. - 224 с.
-
Волченко В.Н. Контроль качества сварных конструкций. - М.: Машиностроение, 2010 г.
-
Алёшин Н.П., Щербинский В.Г. Контроль качества сварочных работ. - М.: Высшая школа, 2011 - 208 с.
Дополнительные источники:
-
Атлас дефектов стали. Пер. с нем. М. "Металлургия", 1979.
-
Теория сварочных процессов. Под. ред. В.В. Фролова. М.: Высшая школа, 1988 г. - 426 с.
-
Сварка. Введение в специальность. В.А. Фролов и др. Москва. Интернет. Инженеринг, 2004. - 293 с.
Электронные ресурсы: Сварочные работы - gid-shop.ru / knigi / literature_ dlja _ ssuzhov / svarach….
Виды сварки, необходимые инструменты и принадлежности, дефекты и контроль - xxlbook. ru / offer lab63223.aspx.
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 4.1. Выполнять зачистку швов после сварки.
- выполнять элемент зачистки и упорядочивание углов и щелей;
-выполнять после зачистки шва клеймление сварного соединения
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- контрольных работ по темам профессионального модуля;
- комплексный экзамен по профессиональному модулю
ПК 4.2. Определять причины дефектов сварных швов и соединений.
- знать требования к нормативным документам к подготовке, сборке и сварке соединяемых узлов, механической и термической обработке сварных швов и самой конструкции;
- знать способы выявления дефектов сварных швов и соединений;
- выполнять контроль качества сварных швов
ПК 4.3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах.
-внешние дефекты сварных швов, причины образования, предупреждения, способы исправления;
- внутренние дефекты сварных швов, причины образования, предупреждения, способы исправления;
- разрушающий контроль: технологические пробы, механические испытания, гидравлические, пневматические, металлографические методы - назначение
ПК 4.4. Выполнять горячую правку сложных конструкций.
- правила выбора режима нагрева металла в зависимости от марки металла и его толщины;
- выполнение предварительного и сопутствующего подогрева газовой горелкой при сварке деталей с соблюдением заданного режима;
- выполнять сварку конструкций из чугуна;
- заваривать дефекты сложных машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление;
- производить горячую правку сложных и ответственных конструкций.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- выбор и применение методов и способов решений;
- задач в области разработки технологических процессов восстановление деталей и ремонт машин;
- оценка эффективности и качество выполнения
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессии освоения образовательной программы
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- организация самостоятельных знаний при изучении профессионального модуля;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы;
- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов сварки и наплавки деталей;
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников, включая электронные
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- использование профессиональных знаний при прохождении воинской службы
* Раздел профессионального модуля - часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).