Реализация этнокультурного компонента в школе

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.  В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Марактаева Светлана Николаевна - учитель бурятского языка и литературы, МБОУ Аларская СОШ

Реализация этнокультурного компонента в школе

Существует такое мудрое высказывание: «Образование - это то, что остается, когда все забыто». «Сперва «аз» да «буки», а там и науки», - говорили русские люди в старину, наставляя детей своих познать «азбуку - к мудрости ступеньку». И у бурят были подобные пословицы. Скажем, «а» гэжэ эрдэмтэ hурадаг, «аба» гэжэ хэлэндэ ородог», в дословном переводе звучит примерно так: буква «а» - начало знаний, «отец» - начало речи. В памяти и того, и другого народа сохранилась абсолютно одинаковая истина - «не стыдно не знать, стыдно не учиться (мэдээгуй байха эшэргуй, hурагуй байха эшэртэй)».

Язык - один из существующих признаков науки, он тесно связан с национальной психологией, с самосознанием и самобытностью народа. за каждым языком целая культура, оригинальное видение мира, которые язык хранит. Судьба языка - это судьба народа, потеря языка равнозначна потере нации: « … пока жив язык народный в устах народа, до сих пор жив и народ….Вымер язык в устах народа - вымер и народ» (К.Д.Ушинский).

В настоящее время бурятский язык испытывает интенсивный процесс ассимиляции. От школьников до людей 25-50 лет и даже старше - являются уже русскоязычными. Например, в Аларском районе дети - буряты дошкольного и школьного возраста не говорят на родном языке. Нивхский писатель В.Санги писал: «… если язык выходит из сферы бытового, производственного, общественного употребления, никакие учебники, никакие даже самые совершенные школьные программы не возродят языка».

Феномен этнокультурного образования является сложным педагогическим явлением, интегрирующем в себе проблемы изучения этнокультуры и ее интерпретации в процессе образования, что требует в исследовании взаимодействия различных гуманитарных наук (разных ветвей педагогики, этнологии, фольклористики, культурологии, философии).

Подходы к решению проблемы этнокультурного образования в педагогической культуре России имеют несколько встречных путей: этнофилологический - через развитие этноязыка и в целом через совершенствование языковой компетенции; этнохудожественный - через углубление внимания к народной художественной культуре в процессе образования; этнопедагогический - через эт-нопедагогизацию учебного процесса; регионоведческий - через краеведение с различной степенью глубины и широты его этнокультурной проблематики в образовании, культурологический - через познание этнокультуры как части цивилизационной культуры; этнокуль-турологический - через познание этнокультуры в ее системной целостности. Эти встречные пути активизировались (первые два) и возникли в культуре России приблизительно в одно время - с последней трети ХХ века - и на рубеже веков вошли в педагогическую теорию и практику. Во взаимодействии этих встречных потоков и должно развиваться этнокультурное образование.

Проблема этнокультурного образования требует разработки и уточнения его содержания на разных этапах становления личности, методов и технологий реализации, совершенствования этнокультурной компетентности и подготовки учителя для его осуществления, разработки программного и учебно-методического оснащения. Крайне актуален и наименее разработан в педагогике системный подход к проблеме этнокультурного образования. Именно системный подход может объединить различные подходы к решению проблемы этнокультурного образования и способствовать поиску конкретных механизмов, педагогических технологий, направленных на приобщение личности к этнокультуре как многомерному целостному явлению и к пониманию ее в системе развития исторической вертикали и пространственной горизонтали полиэтнического взаимодействия.

Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала более актуальной. Этнокультурный компонент в содержании образования имеет широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции личности учащегося с его потребностями в осознании культурных корней, психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и освоению мира.
В этих условиях необходимо максимально эффективно использовать возможности новых и эффективных форм для изучения, сохранения и развития языка и культуры. Такими средствами, несомненно, являются информационные технологии, которые стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Сегодня я бы хотела остановиться на внеурочной деятельности, одной из самых значимых видов деятельности, где дети в полной мере продолжают заниматься, обучаться в игровой форме. И один из таких видов продолжение урочной деятельности - занятие в фольклорном кружке.

В 2012 учебном году в нашей школе ввели новый стандарт ФГОС. В 1-2 классах я веду 1 час кружковой работы - всего 15 учеников. Обучающиеся в начальном звене посещают фольклорный кружок «Тэрэнги», это ребята 2-4 классов (15 человек). Огромную роль в воспитании любви к родному языку, краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют игры, песни, танцы, сказки, улигеры, мифы и т.д. Основными задачами являются - изучение истории родного края, быта Аларских бурят, изучение национальных игр.

В аларской средней школе бурятский язык преподаётся с 1992 года. И все эти годы параллельно провожу занятия в фольклорном кружке «Тэрэнги». Чтобы дети, не владеющие языком, не знающие культуру, обычаи и традиции, начали понимать и ценить утраченные связи современного человека с культурой своего народа, я в урочной и внеурочной деятельности стараюсь так построить свою работу, подобрать такой материал, чтобы дети почувствовали интерес и желание узнать как можно больше из истории своего народа, его традиции, обычаи, культуру. Плодотворная работа по возрождению утраченного, дополняю в кружковой работе. Вот уже более двадцати лет ведутся занятия фольклорного кружка «Тэрэнги». Занятия в кружке оказывают большое влияние на сознание детей, и проводятся, в основном основываясь на местный материал. В нашей школе введён в программу этнокультурный компонент. Каждый предметник старается преподнести содержание программного материала на гуманистической и гуманитаризационной основе с учётом окружающей действительности при наличии связи с производственными факторами и краеведением. Учителя ведут факультативы по изучению родного края, изучение работ писателей и поэтов округа и своего района, округа, области, этноэкологию. И в рамках экспериментального проекта по обучению детей на традициях этнопедагогики была создана творческая группа учителей. Всего в группе работает 4 кружка, 2 проекта, и 4 учителя имеют авторские программы. Учитывая всё это, я, как учитель родного языка, в своей работе стараясь использовать резервы многовековой народно - педагогической мудрости, прежде всего, использую различные жанры фольклора бурятского народа. Работа фольклорного кружка «Тэрэнги» является программой дополнительного образования детей и разработана в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 % 06-1844).

Обучение детей по данной программе создаёт дополнительные условия для развития предпрофильной подготовки учащихся.

Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию и культуре, разработана данная программа по бурятскому фольклору «Тэрэнги». Кроме познавательного он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей своего народа.

Основная цель изучения данной программы:

Ознакомление детей с наиболее распространенными бурятскими традициями, обычаями, обрядами и праздниками своей местности - Алари.

Программа кружка «Тэрэнги» состоит из пяти разделов: изучение легенд, преданий об Алари, благопожеланий, обрядов и праздников, народные, эстрадные песни, изучение героического эпоса «Гэсэр», «Абай Гэсэр».

I - раздел. Легенды об Алари - предполагает изучение легенд об Алари, преданий о святых местах, людях, изучение своей родословной, знание своих корней.

II - раздел - сбор материала малых жанров устного народного творчества, обработка. (пословицы, загадки, благопожелания и т.д.)

III - раздел - обряды свадебные, религиозные, обычаи почитания предков, поверья и приметы, бурятские и русские народно - календарные праздники.

1V - раздел - изучение, сбор и составление, выпуск буклетов народных, застольных песен, способствовать воспроизведению этих песен в фольклорных группах нашего села, эстрадные бурятские песни.

V - раздел - предполагает изучение героического эпоса «Гэсэр», «Абай Гэсэр» и т.д.

В изложении теоретического материала используются доступные для возраста учащихся формы и методы: рассказ, беседа, экскурсия. Практическая часть представляет собой работу исследовательского характера и использует следующие методы: наблюдения, подготовка к праздникам, концерты, выступления с рефератами, докладами, КВНы, викторины и т.д.

Структура программы состоит из пяти разделов: малые жанры фольклора, легенды и предания об Алари, обряды и праздники, народные и эстрадные песни, героический эпос «Гэсэр». (Все разделы составлены на местном материале).

Каждый год в школах нашего поселения проводится фестиваль фольклорных коллективов, где участвуют обучающиеся начального звена. Очень интересно проходят конкурсы «Баатар - Дангина». Я думаю, уже на начальном звене мы знакомим детей с историей, обычаями бурятского народа. Это конкурсы юных чтецов, конкурсы детских песен, бурятские народные игры, подвижные игры. Учащиеся 1 - 4 классов (победители) принимают участие в районных конкурсах: Лёня Атанов во втором классе стал победителем муниципального конкурса «Баатар - Дангина», Озонова Маша, Махачкеева Даша, Марактаева Валентина - призёрами.

Этнокультурный компонент реализуется в нашей школе - в НПК, творческих проектах, конкурсах и фестивалях:



© 2010-2022