• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по проведению проектно-исследовательской деятельности и оформлению ее результатов

Методические рекомендации по проведению проектно-исследовательской деятельности и оформлению ее результатов

У начинающих исследователей всегда возникает масса вопросов, связанных с методикой написания и правилами оформления научной работы. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов научного познания и применении логических законов и правил. Это значительно снижает научную активность начинающих исследователей и не позволяет им в полной мере реализовать свои возможности.  Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников  проектно-исследовате...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная автономная организация

дополнительного образования и профессионального обучения

«Ленинградский учебный центр»

станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район















Методические рекомендации

по проведению проектно-исследовательской деятельности

и оформлению ее результатов













Составила: Дейко Л.А.,

методист МАОДОПО ЛУЦ

















ст. Ленинградская

2015г.

Методические рекомендации по проведению проектно-исследовательской деятельности

и оформлению ее результатов/ составитель: Л.А.Дейко - Ленинградская: МАОДОПО ЛУЦ, 12 с.


Методические рекомендации утверждены на методическом объединении педагогов МАОДОПО ЛУЦ, протокол от 05.05.2015г. № 7


Методические рекомендации по проведению проектно-исследовательской деятельности

и оформлению ее результатов предназначены для учителей и учащихся профессий, реализуемых в МАОДОПО ЛУЦ станицы Ленинградской.






































© Л.А. Дейко, составление, 2015

© Оформление, МАОДОПО ЛУЦ, 2015





Содержание

Введение 4

Проектная деятельность учащихся 5

Классификация проектов 5

Структура проекта 6

Формы продуктов проектной деятельности 6

Паспорт проектной работы 7

Портфолио проекта 7

Подготовка защитной речи 8

Структура защиты проекта 8

Как себя вести на защите проекта? 9

Подготовка электронной презентации 9

Критерии оценки защиты работ 10

Приложения 12

Литература 14





Введение

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся - это неотъемлемая часть образования, отдельная система в образовании и одно из направлений модернизации современного образования.

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических задач. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Назначение проектно-исследовательских работ - обеспечение углубленной теоретической и практической подготовки учащихся к профессиональной деятельности.

Методические рекомендации могут быть использованы учителями и учащимися в качестве алгоритма выполнения проектно-исследовательской работы.



















































Проектная деятельность учащихся

Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся, и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проект - это «шесть П»:

Проблема - проектирование - поиск информации - продукт - презентация - портфолио

Требования к проекту:

  1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы.

  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (проектирование).

  3. Поиск информации и ее обработка.

  4. Результат проекта - продукт.

  5. Презентация продукта.

  6. Портфолио проекта.

Классификация проектов

По видам:

Практико-ориентированный проект - это проект, который нацелен на социальный интерес самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни группы, класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в Интернете.

Творческий проект предполагает максимально свободный нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть игры, выставки, видеофильмы и т.д.

Социальный проект это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

По количеству участников:

- индивидуальный

- групповой

- коллективный (группа, класс, ОУ)

- муниципальный

- городской



Структура проекта. Этапы работы над проектом

Особое значение для развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток - автор проекта - самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану - это один из важнейших навыков, которым должен овладеть школьник.

Любой проект имеет практически одинаковую структуру. Ее можно рассматривать как этапы работы над проектом. Данную таблицу можно использовать в качестве отчета о проделанной работе:

Этап работы

Основная проблема

Планирование деятельности

Сроки

Промежуточный результат

Диагностический

Есть ли проблема?

Выявление необходимости работы над данной темой, сбор информации

сентябрь

Постановка социально значимой проблемы

Подготовительный

Каким образом ее решить?

Постановка проблемы, выдвижение гипотез, планирование деятельности

октябрь

Планирование действий

Реализационный

Как доказать правильность решения?

Работа над проектом

ноябрь-февраль

Обработка информации

Обобщающий

Какие выводы?

Обобщение результатов, создание продукта

март

Готовый творческий продукт

Презентационный

Каким образом представить результаты?

Презентация результатов работы, презентация продукта

апрель

Практическое использование продукта, защита проекта

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение продукта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально-значимой задачи.

Возможные продукты проектной деятельности:

  • web-сайт;

  • анализ данных социологического опроса;

  • бизнес-план;

  • видеофильм, видеоклип;

  • выставка, коллекция;

  • газета, журнал;

  • законопроект;

  • словарь, каталог;

  • карта, атлас;

  • макет, модель;

  • мультимедийный продукт;

  • пакет рекомендаций;

  • праздник;

  • публикация;

  • путеводитель;

  • серия иллюстраций;

  • сборник;

  • справочник;

  • статья;

  • сценарий;

  • учебное пособие.

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы необходим как вступление к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Паспорт состоит из следующих пунктов:

  1. Название проекта.

  2. Руководитель проекта.

  3. Консультанты проекта.

  4. Состав проектной группы (ФИО учащихся, группа).

  5. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практический, социальный).

  6. Цель проекта.

  7. Задачи проекта.

  8. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса, которые решались).

  9. Необходимое оборудование.

  10. Продукт.

  11. Этапы работы над проектом.

Оформление проектной папки (портфолио проекта)

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите проекта. Грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • стать удобным источником информации на протяжении работы над проектом.

  • объективно оценить ход работы над проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки входят:

  1. титульный лист;

  2. паспорт проекта;

  3. планы выполнения проекта и отдельных его этапов

  4. промежуточные отчеты;

  5. вся собранная информация по теме проекта (ксерокопии, распечатки из Интернета);

  6. результаты исследований и анализа;

  7. записи всех идей, гипотез и решений;

  8. эскизы, чертежи, наброски продукта;

  9. материалы к презентации продукта (сценарий);

В выполнении проектной папки принимают участие все участники проектной группы. Записи делаются краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

Подготовка защитной речи

После оформления работы самое важное для обучающегося - подготовить доклад. Доклад по защите работы, как правило, следует рассчитать на 5-7 минут. Для этого желательно его изложить на 4-5 страницах машинописного текста.

Доклад лучше составить из трех частей.

  1. Введение. Составьте краткую, но емкую речь (1,5 страницы): "Цель и задачи работы", "Основные положения, выносимые на защиту".

  2. Содержание работы. Расскажите о сущности, методике и результатах вашего исследования. Постарайтесь изложить свои мысли простым, четким, ясным, точным и популярным языком. Акценты расставляйте только на принципиальных моментах, покажите перспективы развития темы работы, назовите отдельные недостатки, пояснив их причины (2-3 страницы).

  3. Заключение. Дайте в сокращенном виде выводы и рекомендации работы. Расскажите о перспективах (не более 1 страницы).
    В тексте доклада надо полностью написать все слова, которые необходимо будет произносить на защите. Важно изучить аудиторию, где будет проходить защита, проверить способы размещения плакатов, наличие указки, классной доски и мела.

Структура защиты
(время защиты 5-7 минут)

  1. Тема исследования (круг исследовательской работы).

  2. Актуальность темы (общественная значимость).

  3. Причина выбора темы (личная значимость).

  4. Объект исследования (область или пространство, в рамках которого находится то, что будет изучаться).

  5. Предмет исследования (конкретный предмет поиска).

  6. Гипотеза (допущение, истина которого еще не доказана, но вероятна).

  7. Проблема (обоснование необходимости изучения области исследования, разработка теоретической основы и практических действий, направленных на выявление вызывающих противоречия причин и их устранение).

  8. Цель (создание новой концепции решения той или иной актуальной проблемы, т.е. подтверждение гипотезы).

  9. Задачи и методы исследования (выявление сущности, признаков и критериев изучаемого; обоснование основных путей решения проблемы; формулировка ведущих и корректирующих условий, обеспечивающих эффективность деятельности в исследовании).

  10. Кратко содержание хода исследовательской работы

  11. Основные выводы и перспективы.

Как себя вести на защите работы?

Рекомендуется текст доклада выучить наизусть, продумать, потренироваться (сила голоса, интонация, темп речи), чтобы не читать по бумаге, а свободно, естественно, уверенно и четко излагать мысли и при этом сосредоточить внимание на стиле и смысле изложения.
Важно помнить и учитывать несколько правил:

  1. Вы - личность, и во время защиты работы следует показать себя не только сведущим в данной проблематике, а прежде всего, личностью высокой культуры, интеллигентным человеком.

  2. Во время доклада по защите реферата не поворачивайтесь спиной к комиссии и аудитории, не держите руки в карманах.

  3. В ответах на вопросы избегайте двух крайностей:
    1) излишней категоричности; 2) многословности.
    Отвечайте на вопрос так, чтобы все почувствовали ваше искреннее желание полнее раскрыть содержание работы и его основные результаты.

Желательно показать широту кругозора, глубину эрудиции, способность открыто, публично мыслить, максимально соблюдая скромность, тактичность, искреннее почтение и уважение ко всем присутствующим на защите работы.



Подготовка электронной презентации

(защита проекта или исследовательской работы)

Электронная презентация может сопровождать выступление, отчет об эксперименте или защиту проекта. Задача презентации - проиллюстрировать результаты работы.

Правила составления электронной презентации:

  1. Презентация не должна быть большой, не более 7-10 слайдов.

  2. Не перегружать слайд текстовой информацией. На слайде лучше разместить даты, имена, термины, высказывания, диаграммы, схемы, графики, иллюстрации. Для уменьшения текста необходимо оставить только краткие тезисы.

  3. На одном слайде не стоит размещать более 2-3 фотографий или рисунков. Наиболее важный материал целесообразно выделить ярче, крупнее, оригинальнее.

Рекомендации по оформлению слайдов электронной презентации:

  1. Если презентация содержит смысловые части, то слайды частей можно оформить на различном фоне, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое.

  2. Анимация не должна быть слишком активной, навязчивой.

  3. Стихи лучше декламировать, а не фиксировать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или высказывание хорошо воспринимаются слушателями.

  4. Продумать цвет фона и цвет шрифта. На светлом фоне воспринимаются темные буквы. На темном - светлые. Ядовито-зеленый цвет заливки отвлекает от информации.

  5. При создании презентации можно использовать фоновую музыку, если необходимо создать эмоциональный настрой. При этом надо помнить, что музыка отвлекает от информации и ее лучше использовать к фотографиям, рисункам, видеофрагментам, не требующим устного комментария.



Критерии оценки защиты работ

  1. Актуальность и значимость темы.

  2. Определение объекта и предмета исследования.

  3. Формулировка цели.

  4. Определение задач в научном исследовании.

  5. Исходная проектная гипотеза исследования (допущение, истина которого еще не доказана, но вероятна).

  6. Характеристика используемой литературы и первоисточников.

  7. Четкость изложения выводов проделанного исследования. (Грамотное и логическое изложение материала)

  8. Наличие научного аппарата. (Исследовательский характер. Глубина разработки проблемы).

  9. Практическая значимость.

  10. Артистизм защиты, ее презентабельность.

  11. Уровень оформления работы:
    а) Титульный лист, содержание, постановка задачи, методы решения, результаты проделанной работы, литература, приложения.
    б) Наличие иллюстраций, таблиц диаграмм, схем.

Оценочный лист проектной работы



Показатели

Градация

Баллы

Эксперт

Оформление работы

  1. Шрифт 12; интервал 1,5;

шрифт Times New Roman; наличие стандартного заголовка

Соответствует полностью

2

Есть отступления

1

В основном не соответствует

0


  1. Наличие в статье введения, теоретической и практической частей, заключения

Структурировано полностью

2

Есть несоответствия

1

Не соответствует наличию

0


  1. Обоснование целей, задач, методов исследования

Установлены все

2

Есть отступление от структуры

1

Не обоснованы

0

4. Наличие приложений

Имеются в наличии

2

Частично указаны

1

Не имеются

0

5. Наличие правильно структурированного списка использованной литературы

Соответствует требованиям

2

Частично не соответствует

1

Не соответствует или отсутствует

0

Выступление

  1. Соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам проекта

Соответствует полностью

2

Есть отступления

1

В основном не соответствует

0


  1. Структурированность сообщения, что обеспечивает понимание содержания проекта

Структурировано, обеспечивает

2

Есть недочёты

1

Не структурировано, не обеспечивает

0


  1. Культура выступления - чтение с листа или рассказ

Рассказ без обращения к листу

2

Рассказ с обращением к листу

1

Чтение с листа

0


  1. Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах

Доступно без уточняющих вопросов

2

Доступно с уточняющими вопросами

1

Недоступно даже с уточняющими вопросами

0


  1. Соответствие презентации установленным требованиям

Соответствует полностью

2

Есть отступления

1

В основном не соответствует

0


  1. Соблюдение временного регламента сообщения (не более 10 минут)

Соблюдён

2

Превышение без замечания

1

Превышение с замечанием

0





























Приложение 1.

Муниципальная автономная организация

дополнительного образования и профессионального обучения «Ленинградский учебный центр»

станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район (12)










Научно-исследовательская работа (18)

«Вред и польза шоколада» (20)








Выполнила: Омельченко Анна , учащаяся группы ПВ-1/2

(14)


Руководитель: Грибовская О.Л.(14)












ст. Ленинградская

2015г.



Приложение 2

Муниципальная автономная организация

дополнительного образования и профессионального обучения «Ленинградский учебный центр»

станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район (12)








Творческий проект (18)


«Старинные автомобили» (20)







Выполнил: Каравайцев Вадим, учащийся группы А-1(14)


Руководитель: Тронь В.Г.














ст. Ленинградская

2015г



Литература

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -М.: АРКТИ, 2003.-80с.

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2008.-192с.





© 2010-2022