Выступление на конференции по реформам образования в апреле 2009 года

  К реформам образования учителя относятся по-разному: большинство принимают их со вздохом, мол, ничего не поделаешь, часть - принимают с восторгом, вызванным возможностью проявить себя новаторами и всплыть на волне новообразований. Лишь небольшая часть честных и думающих учителей решаются на то, чтобы открыто признать происходящее в отрасли образования как полное его разрушение. И именно эти учителя оказались правы. по истечению всего лишь нескольких лет следует признаться: воспитания в стенах ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Репутация 1633

Online Online

Пол: Женский

Сообщений: 7027



Re: Что стоит за реформой образования

« Ответ #26 : 17 Ноябрь 2009, 20:25:44 »

Реформа уничтожение образования в провинции.

Факты глазами очевидца.

Я изложу конкретные факты, свидетелем которых была сама или мне о них поручили рассказать участники событий. Нижеизложенное- это реальность из жизни Ульяновской и Пензенской областей, на стыке которых лежит моя малая Родина, боль за которую я ношу в своём сердце.

Проезжая по любой из дорог России, можно увидеть, как обнищала наша страна. Заросли бурьяном её поля, разрушились некогда богатые совхозы и колхозы, деревни печально смотрят на нас пустыми глазницами окон.

Привожу материал из газеты «Пролетарский путь» от 3 июля 1925 года (Ульяновская губерния). Там писали об Андреевском сельсовете Ждамировского уезда Алатырской волости, о том, что удалось сделать уже тогда, всего через 7-8 лет после революции.

«Крестьянских хозяйств 152, населения 852 чел. ... В селе имеется школа, в которой за истекший учебный год обучалось 150 чел. Занятия проводились без перебоев.

К началу учебного года школа была отремонтирована. Учебными пособиями и топливом школа снабжалась достаточно.

Организован культпросвет: кружок, которым, совместно с ячейкой РЛКСМ, ставятся спектакли и делаются доклады.

В мае м-це организован отряд пионеров в 27 чел.

Неграмотных в деревне только 78 чел.»

(Сокращения даны в соответствии с напечатанным текстом).

С тех пор прошло 84 года. Нет этой школы, этого сельсовета и этого села. Сколько таких Андреевок, Александровок, Кенчурок стёрто с лица земли! А сколько стоят с покосившимися домами вдоль дорог России, не говоря уж про глубинку!

Одно это без цифр и показателей верно отражает сущность произошедших в России перемен после разгрома Советской власти.

Этот процесс стремительно пошёл в 90-е годы и ускорился с куплей-продажей земли. Отчуждение земельных паёв, распад сельхозпредрпиятий, отсутствие работы для населения - причины резкой убыли населения. Молодые мигрировали на заработки, старики вымирали, дети не рождались.

Первыми «пали» детские дошкольные учреждения. Некоторые присваивались новыми хозяевами, другие же попросту растаскивали на кирпичи. Процесс продолжается. По данным статистического ежегодника, только в Ульяновской области за 3 года (с 2002 по 2005) число детских дошкольных учреждений уменьшилось на 46.

Судьбу детсадов разделили школьные интернаты. Издавна соперничали за учеников две школы, разделённые границей областей. В селе Маис Пензенской области под интернатом было редкой красоты старинное здание, ради детей его реконструировали и поставили на новый фундамент. Железнодорожная же школа города Инзы Ульяновской области славилась отличным материальным снабжением. В обеих школах работали замечательные коллективы учителей, о чём знала вся округа. Оба интерната закрыли. Обрекли на разрушение и инзенскую школу, и старинное здание в Маисе. Отток учеников, ветшание - и вот уже в планах закрытие городской школы, о чем очень переживают граждане. «Считаем школу лучшей», - пишут они в свою местную газету.

Между тем, интернаты по-прежнему очень необходимы. Одна ученица в моём классе жила в 9-ти км от сельской Успенской школы, а другой ученик - за 4 км от школы. Никакой школьный автобус при такой «географии» их проживания за ними не поедет, если таковой и будет, не говоря уж о страшном бездорожье, беду которого Россия не преодолела и поныне. Так девочка, моя ученица, школу почти не посещала, продолжая числиться в ней. К числу тысяч детей, не севших за парту в силу разных причин, следует прибавить и таких домашних детей, лишь числящихся учениками.

Продолжая тему, вернусь в Инзу. Теперь уже о другой школе (№ 3) пишут взволнованные родители:

«Закрыты уже школы в Троицком и Сюксюме, однако работники просвещения закусили удила: «В городе должно быть две школы». А до сих пор их число в Инзе было пять. Экономисты Инзенского района подсчитали: 14 тысяч на одного ученика могут при таком раскладе обернуться 82 тысячами, при этом не выдержит бедный муниципальный бюджет. Это ещё одна причина срыва проекта с красивым названием «Школьный автобус».

«Только как эти автобусы ездить будут? Сызранский переезд закрыт, поговаривают о закрытии ульяновского переезда. А дороги?»... «Школа №3 с собственной богатой историей. Строил ее поэт Ознобишин, инспектировать приезжал Ульянов». (Отрывки письма родителей напечатаны в газете «Вперёд» от 20 марта 2009 года.)

К цитате добавлю, что в школе работают замечательные учителя, имеется музей, созданный детьми нескольких поколений.

Сколько таких писем написано, сколько предпринимается попыток спасти от закрытия и от разрушения родную школу! Но чиновники от Фурсенко «закусили удила». Ликвидация школ, особенно сельских, идет по нарастающей. Если с 1991 г. по 1999г. по стране было ликвидировано примерно 2, 5 тысячи сельских школ, то с 2000 по 2005 год, то есть всего за 5 лет, было закрыто почти 5 тыс школ в сельской местности (по разным данным цифры несколько разнятся, но все они недопустимо огромны - ред.).

А теперь о том, как процесс ускорился.

«Согласно Комплексному плану мероприятий по реструктуризации образовательной сети Ульяновской области на период 2009-2011 годы до 1 сентября 2009 года планируется реорганизация 59 образовательных учреждений на основе изменения их статуса. Из них 33 средних школы будут реорганизованы в основные, 24 основные-в начальные, 2 школы-в филиалы базовых школ.

Также органы местного самоуправления в рамках своих полномочий планируют закрытие 25 школ (3 средних, 9 основных, 13 начальных)».

Справка дана министерством образования Ульяновской области в СМИ в апреле 2009 года.

Наша власть умеет все отвратительные, направленные на разрушение действия называть наукообразно и красиво:

«Национальный проект «Образование», «Оптимизация и реорганизация», Проект «Школьный автобус».

Только сущность говорит об ином. Сказать по-простому, перепутали «Аллилуя» и «Аминь».

Письмо напечатано в газете «Левый марш» Ульяновской областной.организации КПРФ за 2009 год.

«Мы, родители, учителя и другие жители села Степное Матюнино Майнского района, просим защитить нашу школу и права нас и наших детей. Предводители чиновников, принявших «драконовский» закон «О подушевом финансировании школ», посадили нашу школу с 1 сентября 2008 г. на голодный паёк, чтобы измором вынудить учителей уволиться и тем самым быстрее, с меньшими затратами, закрыть школу. Сокращение бюджета школы в 2 раза привело к дискриминации учителей и учащихся. Они лишились возможности давать и получать знания в соответствии с образовательными стандартами и правом на равные условия обучения. Учителям оплачивают только половину часов.

Это вынуждает их сокращать время урока и содержание учебного материала. В условиях, созданных властью, вред наносится всем, особенно детям. Возникает мысль, что мы неполноправные граждане, инородцы... Пренебрежение к нашим интересам вызывает возмущение и гнев. Закрытие школы (на языке демагогии это называется «Оптимизация и реорганизация») принесёт многочисленные проблемы и потери: деградация и вымирание, дополнительные физические и психические нагрузки родителям и детям, рост безнадзорности и преступности, дальнейший развал сельского хозяйства, духовное обнищание, равнодушие к Родине».

Всего 82 подписи.

Из процитированных мною писем именно последнее вскрывает сущность проводимых в сфере образования реформ. Этой сущности многие не видят. Один из функционеров сказал мне, что я беспокоюсь зря, что в силу консервативности и косности российская образовательная система изменится не сильно, что она знала немало реформ, которые не доведены до конца... Возражая ему, я сказала, что в отличие от десятков реформ ЭТА-САМАЯ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ, точнее сказать, ГУБИТЕЛЬНАЯ.

В какие барабаны ещё бить, чтобы у чиновников пробудились мозги и совесть?!

Нет школы - НЕТ И СЕЛА. Нет крестьян - будут латифундии, батрачество... После эпохи социализма - эпоха чудовищного отката в феодальное прошлое!

Нужны ещё примеры?

Стоит между сёлами Азясь и Фатуевка (Пензенская область) брошенная школа. Пока её не очень сильно тронуло время. На полу лежат осколки приборов, обрывки карт, книг... В округе на три села лишь один ребёнок! (Об этой моей бывшей ученице я уже рассказала выше).

А в этом учебном году закрыли школу и в Успенке.

Стоят по всей Руси Великой, словно памятники цивилизации, канувшей в Лету, руины детсадов, школ, клубов...

Это ведь наша страна сейчас такая!

Писать о позиции учительства по отношению к происходящему трудно. В «Учительской газете» идёт дискуссия, но на моих глазах протекали события учительского протеста, и я расскажу, как это было.

В 1992 году нам впервые задержали зарплату. Мы недоумевали. Прокатилась волна забастовок, но такая слабая, что её не заметили ни общественность, ни власти. Начались голодовки. В Ульяновске в процессе голодовки умер учитель лицея № 20 Моторин Александр Анатольевич. Этот факт по прошествии лет обрёл трагизм ещё и в том, что ульяновское начальство от образования его не помнит, в чём я убедилась при подготовке материала. (За что, спрашивается учитель жизнь отдал? - Да за то, чтобы они смогли хотя бы детей своих накормить!)

У нас в городе Пензе голодала учительница, депутат городской Думы Шнякина Валентина Алексеевна. Почерневшая, слабая поднялась она к городскому главе и еле вымолвила: «Поимейте же совесть...» Тогда деньги выдали, но потом задерживали снова и снова... Возмущённые учителя собрались в школе № 35 на протестное собрание. Страстны были их выступления. «Вот я проснулась утром и думаю: купить мне полбулки хлеба или вчерашний сухарь догрызть?!»

В самом же деле: мы ведь не крадём, а на свои заработанные семьи кормим. Учитель школы № 5 Рахмин повёл свою речь с точки зрения того, что «губительные реформы ведёт антинародный режим Ельцина». Но именно его зашикали: «По делу говори, давай!» Не хотели учителя слышать слова правды.

А вот такое письмо пришло в «Симбирский курьер» в апреле 2001 года.

24 марта мы получили зарплату за январь (без всякого повышения).

зарплата у нас 700-800 р.

1 литр молока-7 р.

хлеб-5 р.

Плата за квартиру-400 р.

Господи, неужели наши надежды на новую власть опять напрасны?! Назначьте нам такую зарплату, чтобы могли давать её регулярно. Отмените все льготы (детские, книжные). Неужели никто не понимает этого?!

Не указывайте нашу школу-выгонят, а другой работы не найдёшь».

Я допускаю, что уничижительный тон письму был дан с умыслом, дабы показать, как унижено учительство. Но как хотелось бы дерзости, бунта, злости! В письме запорожцев самыми ласковыми словами для Султана были «Свиняча ты харя». Но у нас, интеллигентов, так не принято.

О такую интеллигенцию вытирали ноги власти всех уровней, да и не только власти. В прошлом своём выступлении я рассказывала, что школы стали агитплощадками для разных проходимцев, рвущихся к власти. За подачки и посулы для кого учителя только ни пляшут! Многих завербовали и агитаторами за «Единую Россию».

В Мокшанском районе Пензенской области учительницу, почтенную мать семейства, уволили по причине «Потребляла наркотики и рассказывала об этом детям». На самом же деле вместо агитации за «Единую Россию» женщина выразила протест и стала агитировать в пользу КПРФ. Притесняли даже за то, что люди сидели наблюдателями от «иных» партий.

Позорный случай был зимой в школе № 22 города Пензы. На собрании директор поручил учителям раздать листовки, содержащие очернение одного из кандидатов. Граждане, возмутившись, написали в прокуратуру. Ответ понесла молодая учительница, которая всего лишь выполнила указание своего начальника. Сам же директор от всего отказался. Как правило, чубы трещат у холопов. Но холопство, то бишь, учительство продолжает терпеть свои унижения.

Однажды профсоюзные активисты собрались на встречу с чиновниками Пензы. Было назначено прийти на площадь, но нас увели с людских глаз в актовый зал управления образования. Говорили так деликатно, словно расшаркивались. Злым было лишь моё выступление, в котором я сказала: «У нас отняли Дом учителя, профилакторий. Нет нам ни повышения, ни льгот. Давайте не будем у них ничего просить, а вольёмся в протестные ряды. Это будет наш ответ на действия властей».

Когда на трибуну вышла зам. губернатора Столярова и сказала, что она тоже учитель по профессии, ей услужливо захлопали, этим «протест» и закончился.

Тогда я поняла, что профсоюзы сдали свои позиции борцов за права трудящихся.

После этого с учителями уже никто не стал считаться. Когда школы закрывали, их выбросывали на улицу. Уже и родители стали диктовать им свои условия, словно образование стало сферой услуг. И власти без стеснения стали использовать их как своих холуев. Не защищают ни профсоюзы, ни инспекции. В ход идут проверки, анонимки, клевета.

Инзенский учитель Борис Баранов позволил себе публично возмущаться действиями администрации района, в частности, по вопросу, куда пошли деньги фонда Сороса. Обошлись с ним бессовестно и беспощадно. Его очень грязно оклеветали, посадили. В милиции над ним глумились: «Молчи. Сейчас мы таких твоих учеников найдём, которые покажут на тебя, как ты их избивал». Учитель же честнейшим образом проработал не один десяток лет, имеет 20 похвальных грамот, и ни одно мероприятие в городе не обходилось без его участия в качестве музыкального руководителя. Простой скромный труженик.

Кстати о том самом десанте от фонда Сороса. Я это помню. В местной газете была заметка «Лёд тронулся». ( Вопрос - куда ? Всё поразвалилось в этой Инзе, за первый квартал только этого года закрылось 7 предприятий, да и мусором она завалена вся, а теперь и школ не будет). Но так стало позже, а в 2001 районное начальство перед соросовской делегацией плясало «Дай денег, дай денег, дай денег, дядя!». Возмутительно!

Так что, очень во многом учителя виноваты сами.

Но я хочу закончить на другой ноте. Я назову учителей, которые из тысяч являются самыми лучшими, ибо они самые порядочные, самые идейно убеждённые, самые стойкие борцы за НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, хотя им выпало жить и работать в это трудное время.

Карташов Николай Александрович, директор Маисской средней школы Пенз. обл.

Гуськова Любовь Константиновна, директор Успенской начальной школы Пенз. обл.

Смолкин И. В. , Поддубненский с/х лицей Ульян. обл.

Брагазин А.Н., Симонов М.А., Лопатина Т.А. (все из Поддубненского лицея Ульян. обл.)

Шнякина В.А. , школа №22 Г. Пензы

Костюнина Н.В. , школа №66 г. Пензы

Филатов В.В. , гимназия № 13 г. Пензы

Отдельно называю имя замечательной сельской учительницы Черновой Анны Николаевны, Маисская средняя школа, ибо она недавно умерла. Пусть помнят её в веках! Её знания были энциклопедическими, талант учителя - редким.

Не в далёком будущем, а сейчас скажем им СПАСИБО за труд и борьбу. А всем нам -победы!

Малкина И.Г., учитель, г.Пенза.

Выступление на XIII-ой Конференции Всероссийского Общественного движения «В защиту Детства» (ДЗД) 18-19 апреля 2009 года в Москве

© 2010-2022