Подготовка и сопровождение учащихся к сдаче экзаменов

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа психологического сопровождения и подготовки учащихся

с нарушениями слуха к ГИА «Скоро экзамены»

Составитель - Редькина Е.В. педагог-психолог, МБСУВУОТ «СОШОТ»

Пояснительная записка

Статус документа

Программа по «Профилактике экзаменационного стресса» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 №28-51-513/16;

  • О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86;

  • Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к экзамену «Путь к успеху» (Н. Стебеневой, Н Королевой).

Вид рабочей программы

Психопрофилактическая программа

Особенности учащихся, для которых разрабатывается данная программа.

Рабочая программа по курсу «Скоро экзамены» разработана для учащихся выпускных классов, которым предстоит сдавать ГИА.

Образовательная область

Психология

Основные положения

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Очень часто экзамен становится психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии при определении характера психогении и может являться пусковым механизмом реактивной депрессии (Руководство по психиатрии, 1983; Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998; Стрелец В.Б., Голикова Ж.В., 2001). В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы учащихся. (Maes M., Van der Planken M., Van Gastel A., et al., 1998; Deinzer R., Kottmann W., Forster P., et al., 2000).

В то же время, следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистресса». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому необходимо в период подготовке учащихся к ГИА, во-первых - организовать специальные методы прогнозирования показателей экзаменационного стресса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а во-вторых создать комплекс эффективных психолого-педагогических методов способствующие оптимизации (коррекции) уровня экзаменационного стресса у данной категории учащихся, т.к. психологическое сопровождение экзаменов предполагает не только определенной суммы знаний по предмету, но и серьезной психологической подготовки.

Цели курса

Психопрофилактика экзаменационного стресса у выпускников при проведении государственной аттестации в форме ГИА, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.

Задачи курса:

1. Отработать с учащимися навыки психологической подготовки к экзаменам, выработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам, в зависимости от типа психофизиологических качеств и индивидуальных особенностей;

2. Обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения в процессе подготовки и при сдаче экзамена;

3. Обучить эффективным способам запоминания и повторения учебного материала.

4. Отработать навыки рационального мышления, развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

5. Обучить навыкам саморегуляции, самоконтроля и способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

6. Помочь выпускникам в осознании собственной ответственности за свои поступки, в анализе своих установок.

7. Повышение у выпускников уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Коррекционная направленность курса

На занятиях выпускникам дается доступ­ный теоретический материал, а также практические упражнения, помогающие старшеклассникам избавиться от стрессовых переживани­й во время подготовки к экзаменам.

Практический опыт, который выпускники приобретут в результате занятий, а также полученные ими знания: о своих индивидуально-психологических особенностях, о правильной организации своего режима в период подготовки к экзаменам, а также о способах и приемах расширения своих возможностей в запоминании материала, помогут им справиться с воздействием стрессовых факторов в период подготовки и сдачи экзаменов.

Место предмета в учебном плане

Предлагаемый цикл занятий с учащимися рекомендуется проводить во II-ом полугодии учебного года, с целью оптимизации учебного процесса и повышения стрессоустойчивости у выпускников во время сдачи выпускных экзаменов.

Профилактические занятия проводятся школьным психологом во вторую половину дня, во внеурочное время, в кабинете педагога-психолога.

Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий 35-40 мин.

Рабочая программа рассчитана на 10 занятий.

Изменения, которые внесены в примерную программу

Учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности выпускников, низкий уровень психологической готовности к сдаче выпускных экзаменов и низкий уровень стрессустойчивости количество проводимых занятий увеличены с 6-ти занятий (рекомендованных в программе Н. Стебеневой, Н Королевой), до 10 занятий, что является наиболее оптимальным для выпускников нашей школы.

Курс занятий дополнен актуальными темами для выпускников способствующие освоению навыков эффективной работы с учебным материалом при подготовке к экзаменам и легкого преодоления эмоциональных переживаний.

Реализация национально-регионального компонента

Региональный компонент в количестве 2 часов интегрировано представлен в ходе изучения тем: «Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам», «Способы снятия нервно-психического напряжения», в процессе которых подросткам рассказываться о том, в какие психологические центры г.Лысьвы, телефоны и к каким специалистам они могут обратиться в случае возникновения психологических проблем во время подготовке и сдачи экзаменов.

Используемые технологии, методы и формы работы.

Методы:

- мини-лекции;

- групповая дискуссии;

- тренинговые упражнения;

- игровые методы (ролевые игры);

- рефлексивные методы и приемы;

- приемы актуализации субъектного опыта

- медитативные техники.

Методические приемы:

- словесный;

- иллюстративной наглядности;

- показа;

- примера;

- игровой.

Формы работы: групповая (группа формируется из учащихся одного класса).

Межпредметные связи, преемственность

Курс занятий основан на принципах конструктивного взаимодействия психолога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса в период подготовки и прохождения итоговой аттестации. Т.к. выпускники в данный период, нуждается в комплексной и всесторонней психологической помощи и поддержке, как со стороны родителей, так и со стороны педагогического коллектива (педагогов, воспитателей, психолога. Поэтому со стороны школьного психолога проводится консультативная и просветительская работа, не только с учащимися, а также с родителями и педагогами (классным руководителем, учителями предметниками и воспитателями), что в свою очередь позволит подросткам в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов не только успешно подготовиться и сдать их, но и более полно реализовать возможности своего личностного роста.

Рекомендации по курсу занятий предлагаются педагогам и родителям в качестве наглядных пособий, буклетов, памяток, демонстрационного материала.

Требования к планируемым результатам

Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, учащиеся осваивают технологии по сохранению собственной здоровьесберегающий среды в сложных жизненных ситуациях, что в свою очередь будет способствовать снижению степени депрессивных и стрессовых состояний в экзаменационный период.

Специальные психологические занятия и своевременная профилактика экзаменационного стресса у учащихся выпускных классов на кануне экзаменов:

- научит старшеклассников планировать режим деятельности в период повышенных нагрузок,

- будут способствовать снижению нервного и эмоционального напряжения выпускников,

- дадут учащимся знания, позволяющие противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам в период подготовки и сдачи экзаменов.

- помогут им овладеть техниками профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний,

- будут способствовать профилактикой проявления признаков переутомления, уменьшить остроту стрессовых реакций во время экзамена,

- будут способствовать сокращению периода нормализации организма после экзамена, т.к. экзамены должны стать для учащихся всего лишь академической ситуацией, лишенной высокого психологического напряжения.

Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию изучения курса по предмету

Знать:

- основные составляющие компоненты успешной подготовки к экзаменам (ГИА);

- основные определения программы: стресс, психофизиологические качества, индивидуальные особенности личности, ведущие каналы восприятия информации и т.д.;

- основные механизмы памяти, внимания, мышления;

- техники запоминания и повторения учебного материала,

- значение мотивации в процессе обучения и подготовке к экзаменам (ГИА),

- навыки позитивного мышления,

- техники сдачи устного и письменного экзамена, общения на экзамене,

- механизмы снятия нервно-психического напряжения,

- техники релаксации и визуализации,

- техники поведения в ситуации стресса.

Уметь:

- выработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам (ГИА), в зависимости от типа психофизиологических качеств и индивидуальных особенностей;

- использовать технику подготовки и сдачи экзаменов (ГИА);

- использовать эффективные способы запоминания и повторения учебного материала;

- использовать навыки рационального мышления,

- использовать способы снятия эмоционального напряжения в процессе подготовки и при сдаче экзамена (ГИА);

- использовать техники профилактики и быстрого снятия стрессовых состояний.

Оценка знаний и умений учащихся

Методики:

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

Проективный тест «Человек под дождем»

Тест "Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?"

Тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов

I.Вводное занятие


1

Будем готовиться вместе.

1

II. Стратегии подготовки и сдачи экзаменов

2

Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам.

1

3

Поведение на экзамене.


III.Как готовиться к экзаменам? способов эффективной деятельности, рациональной организации труда)

4

Память. Приемы рационального запоминания и мнемотехники.

1

5

Внимание. Обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам.

1

6

Мышление. Обучение основам развития мышления.

1

7

Волевая мобилизация при подготовке к экзаменам.

1

IV.Овладение приемами саморегуляции

8

Эмоции и поведение человека.

1

10

Обучение приемам релаксации и снятия напряжения.

1

V. Итоговое занятие

11

Уверенность на экзамене .

1


Всего

10

Содержание курса

Темы

Программное содержание занятия

Используемые игры и упражнения

I. Вводное занятие

1

Будем готовиться вместе

Создание общей положительной атмосферы. Формирование положительного настроя на работу и единого рабочего пространства (принятие правил работы группы).

Упражнение «Назови меня»

Упражнение "Покажи пальцем"

Правила работы группы

Дискуссия на тему "Возможности, которые предлагает нам жизнь"

Упражнение «Чего я хочу достичь?»

Упражнение "Молодец!"

Упражнение «Волшебный карандаш»

II. Стратегии подготовки и сдачи экзаменов


2

Выработка индивидуальной стратегии подготовки к экзаменам

Познакомить выпускников с эффективными способами подготовки к экзаменам.


Упражнение "Комплимент"

Упражнение «Ассоциации»

Упражнение «Суперученик»

Беседа «С чего начать подготовку к экзаменам».

Дискуссия в малых группах

Упражнение «Проигрывание».

Упражнение «Найди свою звезду»

Упражнение «Волшебный карандаш»

3

Поведение на экзамене

Познакомить выпускников с правила поведения во время экзамена.

Упражнение «Приветственное письмо»

Упражнение «Я хвалю себя за то, что...»

Беседа "Как вести себя во время экзаменов"

Подготовка и сопровождение учащихся к сдаче экзаменовПодготовка и сопровождение учащихся к сдаче экзаменов Медитативно-релаксационное упражнение - "Храм тишины"

Упражнение «Передача уверенности в успехе»

Упражнение «Волшебный карандаш»

III. Как готовиться к экзаменам? способов эффективной деятельности, рациональной организации труда)

4

Память. Приемы рационального запоминания и мнемотехники

Знакомство с характеристиками памяти человека, развитие навыков осмысленного запоминания материала; обучение навыкам развития ведущего вида памяти; создание условий для оптимального запоминания материала, отработка полученных навыков.

Упражнение «Оригинальное приветствие»

Упражнение-разминка "На льдине"

Беседа «Память. Приемы организации запоминаемого материала».

Дискуссия в малых группах

Тест «Ваша память»

Упражнение "Снежный ком"

Медитативно-релаксационное упражнение «Волшебный лес чудес»

Упражнение «Волшебный карандаш»

5

Внимание. Обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам

Знакомство с характеристиками внимания человека, обучение навыкам развития внимания и внимательности при подготовке к экзаменам.


Упражнение «Приветственное письмо»

Упражнение «Повтори за мной».

Беседа «Внимание и его виды».

Упражнение «Внимательный ли Я?».

Упражнение «Посмотри на цыфры».

Упражнение «Фигуры в квадрате»

Упражнение «Отгадай строчку»

Дискуссия в малых группах

Кинезиологические упражнения

Медитативно-релаксационное упражнение «Волшебный сад чудес»

Упражнение «Волшебный карандаш»

6

Мышление. Обучение основам развития мышления

Обучение основам развития мышления; формирование понятий связи мышления, речи с основными психическими процессами.

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день"

Упражнение «Повтори за мной».

Беседа «Мышление. Как происходит мыслительный процесс?»

Упражнение «Определение активности мышления».

Упражнение «Словесный лабиринт».

Беседа «Виды мышления».

Упражнение «Фигуры из спичек».

Беседа «Формы мышления».

Методика «Сравнение понятий».

Методика «Перевод с русского языка на язык суахили».

Методика «Король и трое заключенных».

Беседа «Как развивать мышление»

Дискуссия в малых группах

Упражнение «Думайте нежно»

Упражнение «Волшебный карандаш»

7

Волевая мобилизация при подготовке к экзаменам

Познакомить учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации; отработать приемы самообладания, необходимые учащимся в ходе сдачи экзамена.


Упражнение «Привет и комплимент в подарок»

Упражнение «Дорисуй и передай»

Упражнение «Часы»

Беседа «Экспресс-приемы волевой мобилизации»

Упражнение «Волевое дыхание»

Упражнение «Возбуждающее дыхание»

Упражнение «Приятно вспомнить»

Упражнение «Колпак»

Упражнение «Сердце нашей группы»

Упражнение «Волшебный карандаш»

IV. Овладение приемами саморегуляции

8

Эмоции и поведение человека

Научить управлять эмоциями и самообладанию в стрессовых условиях, в период подготовки к экзаменам.

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Миллион алых роз»

Упражнение «Мои лица»

Тест эмоций

Упражнение «Мои эмоции»

Беседа «Как управлять своими эмоциями»

Дискуссия в малых группах

Упражнение «Испорченный телефон»

Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на «черный день»

Упражнение «Декларация моей самоценности»

Упражнение «Солнечная поляна»

Упражнение «Волшебный карандаш»

9

Эмоциональное напряжение в период подготовки к экзаменам.

Научить самообладанию в стрессовых условиях, в период подготовки к экзаменам.


Упражнение «Групповое приветствие»

Упражнение «Откровенно говоря»

Анкета «Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу»

Упражнение «Друг к дружке»

«Стресс-тест»

Беседа «Как справиться со стрессом»

Дискуссия в малых группах

Упражнение «Дождь в джунглях»

Упражнение «Волшебный карандаш»

10

Обучение приемам релаксации и снятия напряжения.

Обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления; формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Упражнение «Передача дружеского рукопожатия»

Мини-беседа №1 на тему «Для чего нам нужна релаксация и снятие мышечного напряжения».

Упражнение «Контраст»

Упражнение «Мышечная релаксация»

Упражнение «Мысленная картина»

Упражнение «Ресурсные образы»

Упражнение «Стряхни»

Мини-беседа №2 на тему «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Упражнение «Массируем руки»

Мини-беседа на тему «Как управлять своими эмоциями»

Дискуссия в малых группах

Упражнение «Сохраняем силы»

Упражнение «Волшебный карандаш»

V. Итоговое занятие

11

Уверенность на экзамене.

Повысить уверенность в себе, в своих силах, определение эффективности психологических рекомендаций; определение уровня ситуативной тревожности и наличия стрессоопасных ситуаций, подведение итогов работы по программе.

Упражнение «Передача хлопка»

Дискуссия на тему «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах».

Упражнение «Статуя уверенности и неуверенности»

Упражнение «Мои ресурсы»

Упражнение «Приятно вспомнить»

Упражнение «Образ уверенности»

Упражнение «Психологический настрой на уверенность в себе».

Упражнение «Передача уверенности в успехе» .

Упражнение «До встречи на экзаменах!»


Диагностический инструментарий

Название

Цель

1

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Оценки самочувствия, активности и настроения.

2

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса.

Изучение уровня и характера тревожности, связанной с учебной деятельностью.

3

Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Выявление уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.

4

Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова).

Определить самооценку стрессоустойчивости.

5

Проективный тест «Человек под дождем»

Диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.

6

Тест "Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?"

Диагностика уровня психологической готовности к экзаменам.


Литература

  1. Власенко И.И. Как удвоить свои способности: секреты психологической подготовки к экзаменам. - Ростов, 2005.

  2. Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. - М., 2001.

  3. Жорж Ж. детский стресс и его причины. - М.,2003.

  4. Как помочь подготовиться к экзаменам. Практические рекомендации для родителей. // Школьный психолог. - 2003 - №8.

  5. Калинина Р. Экзамен без стресса // Школьный психолог. - 2009. - №3.

  6. Калашков А.А., Сауткин В.С., Косова Л.В. К вопросу о профилактике нервно - эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов. // Гигиена и санитария - 1982 - №5.

  7. Лебедева Л. Экстренная арт-терапевтическая помощь в ситуациях острого стресса // Школьный психолог. - 2009. - №5

  8. Левис Ш., Левис Ш.К. Ребенок и стресс. - СПб, 1996.

  9. Лопуга Е.В., Лопуга В.Ф. Валеология: методы и средства снятия стрессов у детей. Методическое пособие. - Барнаул, 2001.

  10. Мартынова Т.Ф., Дьячкова С.П., Павлова Я.Е. Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ выпускников и их родителей. - Якутск, 2002.

  11. Мирская Н. Когда начинаются экзамены // Здоровье детей - 2004 - №11.

  12. Пивоварова Г.Н. Стресс и его влияние на формирование характера. - Л., 1987.

  13. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М., 2005.

  14. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.,1979.

  15. Стебенёва Н. королева Н. Путь к успеху // Школьный психолог - 2003. - №16.

  16. Тушканова О.И. Психологическая подготовка к экзаменам, выступлениям, ответам на уроках. - Волгоград, 1999.

  17. Ушаков Э.И., Ушаков Г.К., Илипаев И.И. Об уровнях формирования стрессоров и стрессов- Л.,1987.

  18. Фадеев М Ю., Голушко А.А. Волнуйтесь спокойно - у вас экзамены. - М.,1999.

  19. Чибисова М. Готовимся к ЕГЭ. // Школьный психолог - 2004 - №13; №15.

  20. Чибисова М. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. - М., 2004.



© 2010-2022