Конспект урока литературы «Тема свобода и власти в лирике А. С. Пушкина»

Урок для литературы для учащихся 9 классов на тему «Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина»(на примере стихотворения «Анчар») представлен в форме практической работы со различными целями и задачами. В ходе которого каждый учащийся должен проявить свои творческие способности,а также умение «видеть « литературное произведение между строк. и производить анализ лирического произведения. Урок рассчитан ,в зависимости от подготовки класса ,на 1или 2 часа.Если класс сильный ,то достаточно и 1 часа....
Раздел Другое
Класс -
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема свободы и власти в лирике А.С. Пушкина (на примере стихотворения «Анчар»)

Цели и задачи:

1. Формировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.

2. Углубить представления учащихся о вольнолюбивой лирике А.С.Пушкина.

3. Помочь учащимся выявить отношение поэта к власти, свободе и рабству.

4.Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

5. Воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование : Листы А-4, карандаши,текст стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

Тип урока: урок -практикум.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Психологическая подготовка учащихся.

Рассказ учителя (первичный комментарий к стихотворению.)

Однажды А.С.Пушкин прочитал в одном из журналов статью доктора Фурша о путешествии: «Окрестная земля на 4 или 5 часов езды около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно там никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали..."

«…государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за ядом, а они соглашаются на это, поскольку терять им нечего, в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание».

Данная статья побудила поэта написать стихотворение «Анчар»

3.Знакомство с текстом. Учитель читает текст.

А)Обратите внимание на тему сегодняшнего урока, выделите в ней ключевые слова.

Какие синонимы можно подобрать к словам «свобода» и «власть»? С какими символами ассоциируются два понятия?

Слово Синонимы Символы.

Власть - Несвобода, неволя, рабство ,кабала, зависимость, подчинение, подчиненность, Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания.

Свобода - Воля, независимость Воздух, море, небо, птица…

(В центре формата А-4 нарисуйте овал, разделите его на 2 части. В одной половине запишите синонимы и ассоциации к слову «свобода»,во второй - к слову «власть».)Как вы думаете,какая тема преобладает в стихотворении?

Цель нашего сегодняшнего урока выявить отношение Пушкина к свободе и власти на примере стихотворения «Анчар»

Б) Подумайте,можно ли это произведение разделить на смысловые части? Если да, то как определить границу между ними?(2 части : мир анчара и мир человека). Запишите в верхней части листа мир Анчара, в нижней мир человека. Можно ли объединить эти миры или нет ? какая сила объединяет их?(сила зла)

Как вы думаете какова идея стихотворения? Для чего поэт написал стихотворение?

( Главная идея - соотнесение страшной силы природы (анчар) и самого страшного зла общественной жизни - самовластья).



Анализ первой части стихотворения



Анализ второй части стихотворения

мир анчара, мир природы

мир человека

А) Какие художественные средства использует поэт для создания художественной картины в первой и во второй части стихотворения?

- Гипербола - «один во всей Вселенной».

- Эпитеты: чахлой, скупой, зноем раскаленной, мертвую и т.д.

- Сравнения: как грозный часовой.

- Эпитеты: властный, бледное чело,хладные ручьи,бедный ,непобедимый,послушливые стрелы

анафора -единоначатие: принёс-принёс

антитеза:владыка-раб.

Б) Каким мотивом пронизано стихотворение?(мотивом смерти)Что помогает его раскрыть? Наблюдение -сравнение.

Первоначальный вариант у Пушкина был другой. Давайте сопоставим эти варианты.

Первоначальный вариант

И тигр, в пустыню забежав,

В мученьях быстрых издыхает.

Паря над ней, орел стремглав,

Кружась, безжиненный спадает.

Окончательный вариант

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет...

Почему поэт остановился на втором варианте?Первая часть стихотворения соответствует мотивам смерти. Картина статична,лишена движения.

Задание: покажите это!

Анчар …. стоит

Яд ….. застывает

Птица не летит

Зверь нейдет.

В пустыне все мертво, безжизненно, неподвижно, - «лишь вихорь черный...».

Но если обычно движение - проявление жизни, то здесь перед нами мрачное движение смерти.)

ВЫВОДЫ: Созданные картины глубоко символичны.

Картина пустыни вызывает в нашем сознании не столько представление о каком-то конкретном месте земного шара, сколько представление о безжизненном, враждебном человеку мире.

И анчар не просто дерево смерти. Это символ зла.

Давайте посмотрим, как поэт работал над одной строчкой.

«Послал к анчару властным словом».

«Послал к анчару самовластно».

«Послал к анчару властным взглядом».

Почему, как вы думаете, поэт так тщательно подбирал нужное слово?

(Окончательный вариант особо убедительно свидетельствует о покорности раба.

Достаточно одного взгляда, чтобы тот пошел на верную смерть: «послушно в путь потек» - для раба выполнить любой приказ владыки так же непреложно, как реке течь.)

Если мир анчара статичен, то что мы можем наблюдать в мире человека?

Выпишите глаголы,которые передают динамику.

послал к анчару

послушно в путь потек

возвратился с ядом

принёс смолу

принёс и лёг

умер у ног

ядом напитал

разослал в пределы

в мире людей наблюдается динамика,…но и она приводит в конечном счёте к смерти.

ценой смерти других князь утверждает свою власть

В) Почему, по-вашему, стихотворение открывается картиной одинокого анчара?

В) Почему, начиная рассказ об отношениях князя и раба, поэт называет и того и другого «человеком»? Что он хочет сказать этим?

Человек и человек - равные по своей природе, но они - владыка и раб по своему социальному положению. Это противоестественное противоречие.)






Изобразите миры, показанные в стихотворении «Анчар»

в верхней части листа изобразите мир анчара.

в нижней части листа изобразите символы, помогают раскрыть зло и плоды самовластия в мире человека

(грозный взгляд, стрела, мёртвый раб)

8. Творческая работа.

Почему стихотворение «Анчар» относится к свободолюбивой лирике, хотя в нём нет ни одного слова о свободе? Есть ли в нём «свободные» герои? К чему призывает поэт?

В каких стихотворениях А.С .Пушкина тема свободы раскрыта в полной мере.

9. Защита работ.

10 Домашнее задание. читать поэму «Цыганы»

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение по теме «Идеалистический характер Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»

© 2010-2022