Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Березники


Городской конкурс «Лучший мастер-класс года»

Номинация «Лучший мастер-класс педагога

общеобразовательного учреждения»



Сценарий мастер-класса

«Развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ»





Автор: Куликова Людмила Владимировна, учитель трудового обучения



2016 г



Мастер-класс

Слайд 2 «Развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ»

Цель: сформировать понимание необходимости применения на уроках специальных упражнений и игр, направленных на развитие и активизацию внимания.

Задачи:

- привлечь внимание педагогов к проблеме активизации внимания обучающихся,

- актуализировать знания о свойствах внимания,

- выявить параметры эффективности данных упражнений,

- подвести к пониманию необходимости использования на уроках специальных упражнений и игр для активизации и развития внимания обучающихся, - познакомиться с корректурными упражнениями.

Вводная часть

Выявление проблемы. Выведение темы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас. Надеюсь, наше общение будет интересным и полезным. У каждого учителя свои приемы создания атмосферы урока, преподавания, однако, мы нередко сталкиваемся с тем, что наши дети не усваивают учебный материал или усваивают неточно, неполно. Как вы думаете, каковы основные причины?

Да, это:

1. Гиперактивность

2. Хронические соматические заболевания

3. Индивидуальные особенности нервной системы

4. Переутомление и перегрузки

5. Ограничения в развитии внимания

6. Недостаточная мотивация выполнения деятельности

Как Вы думаете, какой психический процесс называют «монархом сознания»? Без него невозможна никакая сознательная умственная деятельность, никакое эффективное обучение. Да, это - внимание. Именно, недостатками в развитии внимания очень часто объясняется не успешность детей в школе.

Как же завоевать их внимание? Несмотря на их проблемы дома, непростые отношения со сверстниками и просто плохое настроение. Я предлагаю Вам обсудить проблему развития и активизации внимания обучающихся с ОВЗ. Это и будет темой нашего разговора.

Основная часть

Выведение задач

Думаю, для этого нам нужно будет:

- вспомнить основные свойства внимания

- познакомиться с корректурными упражнениями и апробировать их,

- выявить параметры эффективности данных упражнений

Актуализация наших знаний

Внимание обладает определенными свойствами. Какими? (объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость, произвольность). Внимание, как психический процесс не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Нарушение каждого из данных свойств, приводит к низкой успеваемости. Причём, подобные недостатки могут быть устранены в процессе занятий с ребенком и требуют для их преодоления специально организованной работы.

Новый материал

Я хочу предложить Вам метод, который позволяет развивать разные параметры внимания: переключение, распределение, устойчивость, концентрация внимания. Это корректурные игры и упражнения. Слайд 3

Корректура - (от лат. correctura - исправление - улучшение) «Корректурная проба» - это метод исследования внимания, который был создан в 1895 году Б. Бурдон. Да, известна эта методика давно, но используется не достаточно широко. При помощи корректурных игр и упражнений появляется больший интерес ко всему учебному процессу. Лучше усваивается и запоминается изучаемый материал. Это особенно важно для детей с ОВЗ.

Слайд 4 В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и упражнения, которые вы предложите ребёнку, тем больше шансов развить его внимание. Особенность корректурных упражнений состоит в том, что их можно модифицировать на любой предмет.

Практикум (индивидуальная работа)

Слайд 5 1 группа упражнений направлена на развитие концентрации внимания:

Слайд 6 А) Необходимо найти и вычеркнуть в печатном тексте определённые буквы в течение 1-3 минут (например «А»). Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Желательно использовать тексты с крупным шрифтом. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п ( Дать инструкцию ученикам)

Слайд 7 Б) Раздели склеенные слова. Тематика определяется предметом.

Зимаглаголветкаприставкакореньбуквааренакнигакукурузатеремокписьмо

Можно усложнить задание

Зимаглаголветкаприставкакореньбуквааренакнигакукурузатеремокписьмо

Слайд 8 В) Задание: первые 2 буквы зачеркните, следующие 2 буквы подчеркните и т.д. Фраза получится из подчеркнутых букв.

«Акзнованювиекатопрльтзкоюмтойыгдошазплнаряникте, куьогцчдаутприоиовббркыетрсенеооулхсиурлижаямвнимеиыснтлижь, анжоеоицднзройнупаьпмямктьытю.»

Л. Толстой

Слайд 9 2 группа упражнений направлена на тренировку распределения внимания

Слайд 10 А) Предлагается выполнение двух разнонаправленных заданий: левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Что я и предлагаю сделать вам сейчас (даются книги и листы бумаги)

Б) Чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу.

В) Педагог предлагает ребёнку следующее задание.
Написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1.

Практикум

Слад 11 3 группа упражнений направлена на увеличение объема внимания

Слайд 12 А) В течение 10-15с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребёнок начинает перечисление. Затем пробуют другие.

Усложнить задание можно проговаривая всё, что отвечает на вопрос Что? на улице, в классе, дома… Б) 2 ученика одновременно рассказывают стихотворение или правило по - русскому языку.

В) «Ассоциация» Учитель говорит «учебник» дети по очереди говорят по - одному слову, относящихся к этой теме.

Также я предлагаю несколько игр с движениями. Выберите одну или две и попробуйте проиграть (выдается перечень игр с пояснением) - «Спин, спан, спойнт» Слова можно брать с любого предмета или с любой темы. - «Овощи». - «Весёлый счёт».

Слайд 13 Подведение итога Таким образом, использование специальных игр и упражнений на уроках позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, развивать и активизировать внимание детей на уроках.

Слайд 14

Как вы думаете, кроме того, что эти упражнения полезны для детей, чем они удобны для учителя? Каковы основные «+» использования корректурных упражнений?

1. Малозатратны. Не надо много времени и подготовки.

2. Увлекательность упражнений. Их можно преподнести в игровой форме. Можно устраивать конкурсы между группами учеников, выдавать победителям жетоны. Эти упражнения помогут избежать однообразия на уроках;

3. Действенность. Высокая продуктивность упражнений;

4. Универсальность. Применимы в любой области знания, на любом типе урока и на любом этапе урока;

5. Развивают мыслительные способности, повышают общий уровень интеллекта, способность к обучению, восприятию, понимаю материала.

Рефлексия

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому из них вопрос: «Что ты делал целый день?» Первый ответил, что целый день возил проклятые камни. Второй ответил, что добросовестно выполнял работу. А третий улыбнулся: «Я принимал участие в строительстве храма»

А что же делали на занятии Вы?

- кто сегодня «таскал тяжелые камни»?

- кто добросовестно выполнял свою работу?

- кто принимал «участие в строительстве храма»?

Спасибо Вам за работу и понимание! Желаю успехов.

Удачи Вам, педагоги, в вашем нелёгком труде!
Не забывайте: «Если план «А» не сработал, у вас есть ещё 32 буквы, чтобы попробовать»




Ключевое слово - написать одно слово на листочке, с которым ассоциируется мастер-класс.

«ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»






Приложение


Простые упражнения:


1.Ребенку предлагается прослушать текст и сосчитать в нем количество слов с определенным звуком (л, н, т... и т.д.)

2. Предлагается назвать как можно больше имеющихся в комнате предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или любую другую. Или предметы определенного цвета, формы.

3. Разложить на столе 12 картинок или предметов, в течение нескольких секунд показать ребенку. Потом ребенок на память должен назвать, какие предметы лежали на столе. В норме для младшего школьника - 6 и более.

4. Сравнение картинок (найди различие).

5. Найти дорожку. «Какая дорожка приведет зайчика домой?». Дорожка прослеживается взглядом, без помощи карандаша или рук.

6. Исправить ошибки в тексте или в примерах. Например: «Внизу над ними расстилалась пустыня. Старые лебеди склонили горые шеи»

7. Корректурная проба. Для этого задания подойдет любой текст из старого журнала. Главное, чтобы буквы были хорошо пропечатаны и достаточно крупные. Подчеркивать букву «а», зачеркивать «с». Через минуту задание меняется: Подчеркивать букву «с», зачеркивать «а». Упражнение выполняется 5 минут с чередованием через минуту.

8. Играйте в подвижные игры, развивающие внимание. «Съедобное - не съедобное», «Глухой телефон», «Запрещенное движение», любые игры с мячом.

А также можно использовать упражнения:

1.Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».

2.Говорят 2 ученика одновременно (друг на против друга), не останавливаясь. Можно проговаривать правила, стихотворение…

3. Исправь ошибки в тексте, например: Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Зимой в саду расцвели яблони. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ним. Сорняки шипучи и плодовиты. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. (Текст содержит 10 ошибок).

4. Упражнение на внимание: Учитель из- за спины быстро выбрасывает руки и показывает определённое число пальцев и быстро убирает руки. Дети должны увидеть, сколько пальчиков показал учитель.

5.Ходьба на месте или по классу, не задевая друг друга, ускоряя или замедляя ход под хлопки.

6. Игра называется «Кто? «Дети встают парами и загадывают либо себя, либо своего партнёра. Учитель задаёт вопрос: Кто? Дети должны движением показать на себя или партнёра. Выигрывает та пара, у кого совпало. Усложняется игра тем, что второй раз дети играют с закрытыми глазами, а третий раз - спиной друг к другу.

7. Спрятанный предмет

Учитель зажимает в руке предмет, дети угадывают, задавая вопросы.

8. Дорисуй фигуру

Выдаётся шаблон фигуры, ребенок обводит и сам дорисовывает её.

9. Бывает - не бывает

Учитель произносит фразу, если бывает, то ученик хлопает, не бывает топает.

10. Повтори движение. Ребята повторяют за учителем движения. Хлопок, ещё хлопок, промахнулись.

11.Раздели предложения

Былазимадеревьязамелоснегомсолнцеяркосветиломывстречалидруганапристани

12.Упражнение «Диагональ». Во время устного опроса учитель задаёт вопрос ученику, тот, кто сидит по- диагонали от него должен дополнить ответ ученика.







Список литературы:



  1. Булатова, О. С. Педагогический артистизм [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

  2. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства для преподавателей и студентов вузов и колледжей [Текст]: Учебное пособие / С.Д. Якушева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 230 с.

  3. Савкова З. В. Язык чувств. (Жесты и мимика как средство общения) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:gumer.info/bibliotek_Buks/Culrur/Artikle/SavkJazChuv.php

  4. Берчатова Э.В. Семинар-практикум для педагогов Язык чувств: мимика как средство выразительности [Электроный ресурс] - Режим доступа: nsportal.ru/obshcheobrazovatelnaya-tematika

  5. Зарин А. П., Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.

  6. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1982.

  7. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 - 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.

  8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976.





Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ





Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ





Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ





Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ

Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗМастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ

Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ



Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ





Мастер - класс развитие и активизация внимания обучающихся с ОВЗ







Отклонения в поведении

Гиперактивность

Индивидуальные особенности нервной системы

Переутомление и перегрузка

Ограничения в развитии внимания

Импульсивность

Особенности характера

Хронические соматические заболевания

Недостаточная мотивация



Отклонения в поведении

Гиперактивность

Индивидуальные особенности нервной системы

Переутомление и перегрузка

Ограничения в развитии внимания

Импульсивность

Особенности характера

Хронические соматические заболевания

Недостаточная мотивация

Свойства внимания:

Объем, устойчивость, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость.



© 2010-2022