Дополнительная общеобразовательная программа

Дополнительная общеразвивающая программа "Бусинка" создана с целью нравственно-эстетического воспитания обучающихся при обучении приёмам бисероплетения. Возраст детей, проходящих обучение по данной программе -от 10 - 14 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года. По окончании обучения учащиеся смогут четко выполнять основные приемы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбо­мов по бисероплетению, со­ставлять рабочие рисунки само...
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом МОУ ДОД «БЦДОД» Директор:_____________Ресенчук Г.М

Протокол № от Приказ: №____________от_____________


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Бусинка»

(программа рассчитана для учащихся 10-14 лет)

Срок реализации программы 2 года.

Автор: Шихалова Ольга Александровна,

педагог дополнительного образования



г. Бокситогорск, 2009 г.


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование

«Бусинка»

Тип

Модифицированная

Направленность

Художественно-эстетическая

Срок реализации

2 года

Возраст обуч-ся

10-14 лет

Дата разработки программы

2009 г.

Изменения, вносимые в программу

Дата

Вносимые изменения

















  1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Бусинка» разработана в соответствии с документами:

- Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273

- Конвенцией ООН о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989 г.).

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

- Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей (Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 01844).

Дополнительная общеразвивающая программа «Бусинка» является модифицированной программой, разработанной на основе программ:

- «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», рекомендованной Министерством образования РФ, 1992 г.

- «Бисероплетение», рекомендованной отделом воспитания и дополнительного образования ФГУ «Федерального института развития образования», 2007 г.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как один из видов художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции.

Бисер - материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия.

В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Бисероплетение - яркий тому пример. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» бисер не обошел стороной и эту новую нишу моды. Известные на весь мир дизайнеры одежды используют этот замечательный материал для выполнения декора своих лучших коллекций.

Программа «Бусинка» является прикладной и относится к художественной направленности. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. Новизна данной программы состоит в том, что через изучение исторических приемов плетения, обучающие имеют возможность реализовывать свои идеи в современных изделиях.

Актуальность данной программы состоит в том, что в программе образовательной области «Технология» совсем не уделяется внимания такому виду декоративно-прикладного искусства, как бисероплетение, а этот вид творчества всегда пользуется большой популярностью у учащихся. Особенностью данной программы также является то, что в ней соединены как исторические способы и техники плетения, так и современные. Изучение основ традиционного ремесла и попытка его трансформации, а также приспособления его к современным условиям и требованиям жизни - отличительная особенность этой программы. Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и использовать эти знания в настоящей жизни.

Основой целью программы является нравственно-эстетическое воспитание обучающихся при обучении приёмам бисероплетения.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • Дать знания об истории и развитии бисероплетения;

  • Научить основным приемам бисероплетения.

Развивающие:

  • Развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию; формировать эстетический и художественный вкус.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитывать эстетического отношения к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение.


Условия реализации программы

- Возраст детей, проходящих обучение по данной программе - от 10 - 14 лет.

- Срок реализации дополнительной образовательной программы - 2 года.

- Режим занятий - 1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год), 2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 час (216 часов в год).



Формы проведения занятий:

- по количеству детей: коллективные, групповые, индивидуальные;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: лекция, мастерская, конкурс, практикум;

- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы занятий.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.


Учебно-материальная база

Для реализации данной программы необходимы:


Материалы и инструменты

Оборудование

- наборы бисера, стекляруса, бусин;

- илы для бисера;

- станок для плетения;

- проволока;

- леска;

- нитки;

- ножницы

Стулья, парты, видео - и аудио- аппаратура


Методические пособия и наглядный материал.

Папки:

- «Схемы плетения плоских игрушек»;

- «Схемы плетения объемных игрушек»;

- «Поэтапное изготовление изделий из бисера».

Наглядные пособия:

- плоские игрушки из бисера;

- объемные игрушки из бисера.

По окончании обучения учащиеся должны уметь четко выполнять основные приемы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов, панно, картины, отдельные детали русского костюма.


Диагностирование результатов деятельности

Диагностика результатов деятельности объединения проводится на различных этапах усвоения материала. Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие диагностические методы:

  1. Практические задания.

  2. Анкетирование и тестирование.

  3. Контрольные срезы по карточкам, вопросникам.

  4. Своеобразным результатом деятельности воспитанников является участие и достижения на конкурсах, выставках различного уровня.

Входящая диагностика: Проводится первичное тестирование с целью определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора ребёнка.

Промежуточная диагностика: В течение всего периода обучения проводится контроль теоретических и практических навыков по основным разделам программы.

Итоговая диагностика: Проводится комплексное тестирование воспитанников.

Подведение итогов проводится через участие детей в выставках и конкурсах декоративно - прикладного творчества.


  1. Учебно-тематический план.

1 год обучения.

п/п

Разделы, темы.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

2

Что нужно знать о материале. Организация рабочего места.

2

2

-

3

Элементарные цепочки.

14

4

10

4

Животные из бисера.

40

6

34

5

Поделки из бисера.

42

6

36

6

Бисерная сетка

12

4

8

7

Вышивка и отделка изделий бисером, бусами и стеклярусом.

30

6

24

8

Итоговое занятие.

2

2

-


ВСЕГО:

144





Содержание программы.



№ п/п

Разделы, темы

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Беседа «Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия». ТБ

2

Что нужно знать о материале.

Материалы для бисероплетения: бисер, Рубка, бусины, стеклярус, страз, блёстки, пайетки, пуговицы, кабошоны. Как правильно выбрать материал.

Организация рабочего места.

3

Элементарные цепочки.

Цепочка «Зигзаг»

Чтение схем.

Отработка плетения цепочки по схеме.

Цепочка «В крестик»

Чтение схем.

Отработка плетения цепочки по схеме.

Цепочка «В колечко»

Чтение схем.

Отработка плетения цепочки по схеме.

Цепочка «В цветочек»

Чтение схем.

Отработка плетения цепочки по схеме.

4

Животные из бисера.

Плоские и объемные детали.

Чтение схем.

Плетение образцов.

Плоские животные из бисера.

Работа со схемами.

Плетение плоских животных из бисера.

Объёмные животные из бисера.

Работа со схемами.

Плетение объёмных животных из бисера.

5

Поделки из бисера

Изготовление сувениров, ёлочных украшений к Новому году

Выбор темы. Работа со схемами.

Плетение украшений к Новому году.

Изготовление игрушки с применением плоского плетения.

Выбор темы. Работа со схемами.

Плетение игрушки.

Изготовление бисерных деревьев с применением плоского плетения.

Выбор темы. Работа со схемами.

Плетение бисерного дерева.

6

Бисерная сетка.

Основы построения бисерной сетки.

Особенности плетения.

Зарисовка схем.

Сетка на одну ячейку.

Работа со схемами.

Плетение сетки в одну нитку.

Сетка с разным количеством ячеек.

Работа со схемами.

Плетение сетки на две нитки.

7

Вышивка и отделка изделий бисером, бусами и стеклярусом.

Основные швы для выполнения вышивки бисером.

Основные виды ручной вышивки.

Выполнение образцов швов.

Шитьё в прокол.

Техника выполнения.

Отработка навыков вышивки.

Шитьё вприкреп.

Техника выполнения.

Отработка навыков вышивки.

Шитьё по счёту.

Техника выполнения.

Отработка навыков вышивки.

Бахрома из бисера, стекляруса и мелкого искусственного жемчуга.

Техника выполнения.

Отработка навыков плетения.

Бахрома ажурными зубцами.

Техника выполнения.

Отработка навыков плетения.

Методическое обеспечение.



№ п/п

Раздел, тема

Форма занятия

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1

Что нужно знать о материале. Организация рабочего места.

Лекция

Словесные, наглядные.

Книги по бисероплетению, журналы, готовые изделия

Опрос.

2

Элементарные цепочки.

Лекция, практическое занятие

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Практическое занятие.

3

Животные из бисера.

Лекция, практическое занятие

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Практическое занятие.

4

Поделки из бисера.

Лекция, практическое занятие

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Выставка работ.

5

Бисерная сетка.

Лекция, практическое занятие

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Выставка работ.

6

Вышивка и отделка изделий бисером, бусами и стеклярусом.

Лекция, практическое занятие

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Выставка работ.


Ожидаемые результаты.


Знания:
- некоторые сведения из истории бисероплетения;
- правила техники безопасности при работе с бисером;
- правила организации рабочего места;
- понятия бисер, рубка, стеклярус;

- основные швы для выполнения вышивки бисером.

Умения:
- качественно и профессионально выполнять плоские изделия;

- качественно и профессионально изделия, с использованием вышивки бисером;
- читать готовые схемы;
- самостоятельно составлять схемы своих работ.

2 год обучения.


п/п

Разделы, темы.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

2

-

2

Повторение пройденного материала.

10

5

5

3

Использование бисера и стекляруса в русском народном костюме.

4

2

2

4

Техника жемчужного и бисерного шитья.

20

4

16

5

Изделия, выполненные в технике жемчужного и бисерного шитья.

52

8

46

6

Вышивка бисером. Панно, картины.

50

6

46

7

Объёмные изделия из бисера.

48

6

44

8

Украшения из бисера

28

4

24

9

Итоговое занятие.

2

2

-


ВСЕГО:

216



Содержание программы.



№ п/п

Разделы, темы

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Беседа «История возникновения жемчужного и бисерного шитья». ТБ

2

Повторение пройденного материала.

Работа с журналами. Чтение схем. Повторение основных приёмов бисероплетения.

3

Использование бисера и стекляруса в русском народном костюме.

Жемчуг и бисер в русском костюме.

Подбор иллюстраций русского костюма. Зарисовка узоров.

4



Техника жемчужного и бисерного шитья.


- Вышивка поверх ранее навитого шнура.

- Пришивание мелкого жемчуга и бисера без настила.

- Параллельное низание бисером.

- Петельная техника.

Выполнение образцов по схеме.


5

Изделия, выполненные в технике жемчужного и бисерного шитья.

Работа с журналами, иллюстрациями костюмов.

Выбор изделия для выставки.

Изготовление изделия на выставку.

6

Объёмные изделия из бисера.

Техника плетения объёмных изделий.

Работа с литературой.

Изготовление изделия на выставку.

7

Вышивка бисером с применением ранее полученных знаний и умений. Отработка навыков вышивки бисером.

Работа с журналами, эскизами. Зарисовка схем. Побор бисера к панно, картине.

Вышивка бисером панно, картины.

8

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.

Методическое обеспечение.

№ п/п

Раздел, тема

Форма занятия

Методы

Дидактический материал и ТСО

Форма подведения итогов

1

Использование бисера и стекляруса в русском народном костюме.

Лекция

Словесные, наглядные.

Книги по истории костюма, бисероплетению, журналы.

Опрос.

2

Техника жемчужного и бисерного шитья.

Лекция, практическое занятие

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Практическое занятие.

3

Изделия, выполненные в технике жемчужного и бисерного шитья.

Практическое занятие.

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Выставка работ.

4

Объёмные изделия из бисера.

Лекция.

Практическое занятие.

Словесные, наглядные, репродуктивные.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Выставка работ.

5

Вышивка бисером. Панно, картины.

Лекция.

Практическое занятие.

Словесные, наглядные, репродуктивные, практические.

Книги по бисероплетению, журналы, схемы.

Выставка работ.

Ожидаемые результаты.


Знания:
- основные приемы выполнения жемчужного и бисерного шитья;

- основные приемы плетения объемных игрушек.

Умения:
- качественно выполнять объемные изделия;

- качественно выполнять изделия, выполненные в технике жемчужного и бисерного шитья;

- читать готовые схемы;

- самостоятельно составлять схемы своих работ.

4. Список литературы

Список литературы для педагога.



  1. Вильчевская Е. Азбука бисероплетения. М., Мода и рукоделие. 2007г.

  2. Васильева И.И. Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки. Практическое пособие, СПб., КОРОНА принт. 2000г.

  3. Ингрид Морас. Животные из бисера. АРТ-РОДНИК. М., 2009г.

  4. Комиссаржевский Ф. История костюма. М., Астрель.АСТ.Люкс.,2005г.

  5. Литвинец Э. Н. Низание бисером и ручное вышивание. Минск. Москва. ХЭЛТОН ХАРВЕСТ АСТ 2001г.

  6. Приложение к журналу «Внешкольник». Образовательные программы по декоративно-прикладному искусству для УДОД., «1, 2007г.

  7. Журналы Вышивка бисером, №9, 2009г.

  8. Журналы мод.

Список литературы для обучающихся.

    1. Васильева И.И. Бисероплетение. Шкатулки. Сумочки. Практическое пособие, СПб., КОРОНА принт. 2000г.

    2. Ингрид Морас. Животные из бисера. АРТ-РОДНИК. М., 2009г.

  1. Литвинец Э. Н. Низание бисером и ручное вышивание. Минск. Москва. ХЭЛТОН ХАРВЕСТ АСТ 2001г.

  2. Журналы Вышивка бисером, №9, 2009г.

  3. Журналы мод.



© 2010-2022