• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по литературе на тему: Кто виновен в гибели Катерины (по драме А. Н. Островского Гроза)

Методическая разработка по литературе на тему: Кто виновен в гибели Катерины (по драме А. Н. Островского Гроза)

Цели урока: 1.Обучающая: Проанализировать образ героини; понять,почему Катерина решилась на самоубийство. 2. Развивающая: Развитие у обучающихся умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей; развитие умений видеть достоинства и недостатки в характере человека. Определять мотивы поведения; развитие умений аргументировать свою точку зрения. 3.Воспитательная: Прививать интерес к литературе, формировать у обучающихся умение сопоставлять прошлое с на...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Кто виновен в гибели Катерины?

Цели:

  1. Обучающая: Проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство

  2. Развивающая: Развитие у учащихся умений нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков, поведения людей; развитие умений видеть достоинства и недостатки в характере человека. Определять мотивы поведения; развитие умений аргументировать свою точку зрения.

  3. Воспитательная: Прививать интерес к литературе, формировать у учащихся умение сопоставлять прошлое с настоящим. Уважать мнение одногруппников.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок в игровой форме (судебное заседание)

Методические приёмы: Беседа по вопросам, комментарии учащихся, выразительное чтение, анализ эпизодов

Оборудование: Портрет (А.Н.Островского), иллюстрации, карточки-таблицы, костюмы героев, текст драмы, эпиграф (слова Добролюбова)

Роли: судья, адвокат, прокурор, свидетели обвинения: Варвара, Кулигин, Тихон; обвиняемая: Кабанова Марфа Игнатьевна; свидетель защиты: Дикой Савёл Прокофьевич; пострадавшая: Катерина

Ход урока:

  1. Вступительное слово

-Сегодня у нас не простой урок, а урок-суд. На этом уроке мы должны с вами вспомнить и проанализировать материал прошлых уроков. Это и знание текста, и умение логично рассуждать, и выразительное чтение монологов, даже ваши актёрские способности. (Называется тема, представляются участники игры).

Зачитать эпиграф: « Гроза -есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского»

  1. Разыгрывается сценарий

Судья: Всем встать. Суд идёт. Господа, сегодня слушается дело Катерины Кабановой. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемые судьи, посмотрите, какой сегодня замечательный день, полный света, тепла; а человека, который так любил жизнь, нет с нами. Я имею в виду молодую, красивую, обаятельную женщину- Катерину Кабанову. Женщину, которая была наделена даром понимания всех и каждого, она была очаровательна и прелестна. Решение, броситься в Волгу, было принято ею в состоянии глубокой душевной депрессии, но что этому способствовало? Кто довёл Катерину до самоубийства? Чтобы разобраться в сущности трагедии Катерины, мы пригласили в зал судебного заседания свидетелей. Для дачи показаний вызывается свидетель обвинения Варвара Кабанова. Назовите полностью своё имя. Помните, что в суде нельзя говорить ничего, кроме правды.

Варвара: Я, Варвара Кабанова, сестра Тихона.

Прокурор: Что вы можете рассказать о вашей родственнице Катерине

Варвара: Я была самым близким человеком Катерине, той самой ниточкой, которая связывала её со светом. Я по-своему любила её и старалась ей всячески помочь. Ведь в нашем доме всё держалось на обмане, без обмана не проживёшь. И я не обманщицей была, да выучилась.

Прокурор: С какой целью вы выкрали у матери ключ, а ей подложили другой.

Варвара: Я взяла ключ от калитки в саду, чтобы ночевать там. Я назначила встречу Борису Григорьевичу возле этой калитки.

Прокурор: Зачем вы способствовали первым свиданиям Катерины с Борисом Григорьевичем?

Варвара: Давно уж я заметила, что Катерина Тихона не любит, а живёт с ним из жалости. Да и не за что, надо правду сказать. Катерина призналась мне, что влюблена в Бориса Григорьевича. Я знала, что Катерина не была счастлива с Тихоном и хотела ей помочь.

Прокурор: Но ведь Катерина была замужем. А измена считается великим грехом?

Варвара: Да у нас, что замуж выдали, что схоронили. А, по-моему: делай, что хочешь, только бы шито, да крыто было. Пожалеет тебя, что ль кто? И я с Ванькой Кудряшом сбежала, потому, как маменька запирать стала.

Прокурор: У меня нет вопросов.

Судья: слово предоставляется адвокату

Адвокат: Варвара не виновата, она не совершила ничего из ряда вон выходящего. Она просто жила по законам своего времени и своего общества.

Судья: Для дачи свидетельских показаний приглашается механик Кулигин.

Прокурор: Кто виновен в смерти Катерины?

Кулигин: Семья-это дело тайное, секретное! А что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чём пикнуть не смели. Вот и весь секрет. Такой была и семья Кабановых. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят наряды показывать. Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И никогда нам не выбиться из этой коры! Потому, что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые всё больше денег наживать. Вот, к примеру, Савёл Прокофьевич Дикой. У него вся жизнь основана на ругательстве, ни один расчет без брани не обходится. И его племянник Борис Григорьевич вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство в том случае, если будет почтителен к дядюшке.

Прокурор: Так вы считаете, что в смерти Катерины виновны Кабанова и Дикой?

Кулигин: Как можно, сударь, кого-то винить. Здесь никто и пикнуть не смей, съедят, живого проглотят

Судья: Суд вызывает обвиняемую Марфу Игнатьевну Кабанову. Признаёте ли вы, что именно из-за вас Катерина решилась на самоубийство?

Кабанова: Я, Марфа Игнатьевна Кабанова, мать Тихона. Я стара, глупа; ну а вы, молодые люди умные, не должны с нас дураков и взыскивать. Каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Ведь от любви родители и строги-то к ним бывают, от любви их и бранят-то, всё думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не даёт, со свету сживает. А сохрани, Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошёл разговор, что свекровь заела совсем. Да её надо было живую в землю закопать, чтобы она казнилась. Грех - то бы тогда и снялся. Я не признаю своей вины. Говорила я Тихону: «Что, сынок, куда воля-то ведёт! Так он слушать не хотел, вот и дождался.

Адвокат: Ваша честь, в качестве свидетеля защиты хочет выступить Савёл Прокофьевич Дикой.

Прокурор: Расскажите о своём положении в обществе. Каковы были ваши отношения с Марфой Игнатьевной Кабановой?

Дикой: Только одна Кума во всём городе умела меня разговорить, чтобы у меня сердце прошло. Поэтому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет, всю нутреннюю вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека. Я вам расскажу одну историю. О посту, как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка, за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощения просил, в ноги кланялся, право, так. Вот до чего меня сердце доводит. Я считаю, что Марфа Игнатьевна не виновна в гибели Катерины, ведь только она меня понимала. Дом-то у неё всегда полон странниц, да богомолок.

Адвокат: Я согласен с Савёлом Прокофьевичем, что Марфа Игнатьевна не виновна. Ведь основа семьи для неё - это освященные стариной законы жизни. Она искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Да и Савёл Прокофьевич осознал, что живёт он неправедно, грешно.

Судья: Суд вызывает Тихона Кабанова.

Прокурор: Каковы были ваши отношения с женой, любили ли вы её?

Тихон: Да, я любил Катерину. А если я её и бил когда, то только потому, что маменька приказывала.

Прокурор: Вы уезжали в Москву, и, насколько нам известно, Катерина просила взять её с собой. Почему же вы ей отказали? Ведь, тогда Катерина не совершила бы того тяжкого греха.

Тихон: Да с этакой-то неволи, от какой хочешь, красавицы жены убежишь! Вы подумайте-то: какой ни на есть, а я всё-таки мужчина, всю жизнь вот этак жить, как вы видите, так убежишь и от жены. Да как узнал я, что недели две никакой грозы надо мною не будет, кандалов этих на ногах, так до жены ли мне? На дорогу то маменька читала, читала мне наставления-то, а я как выехал, так загулял. Уж очень рад был, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве всё пил, так это кучу, что на- поди! Так, чтобы уж на целый год отгуляться. Ни разу про дом-то и не вспомнил. Да хоть бы и вспомнил-то, так мне бы и в ум не пришло, что тут делается. Несчастный я теперь человек! Так ни за что я погибаю, ни за грош!

Прокурор: Значит, причиной разлада в семье была ваша маменька. Ведь она у вас больно крута.

Тихон: Ну да. Она-то всему и причина. А я за что погибаю, скажите вы мне на милость? Я вот зашёл к Дикому, ну, выпили; думал - легче будет; нет, хуже! Уж что жена против меня сделала! Уж хуже нельзя. Убить её за это мало. Побил немножко, да и то, маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на неё, поймите вы это. Маменька её поедом заедала, а она как тень какая ходила, безответная. Только плакала, да таяла как воск. Вот и я убивался, глядя на неё.

Судья: Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить.

Тихон: Что же мне, разорваться, что ли! Нет, говорят, своего ума-то. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.

Прокурор: Марфа Игнатьевна, что вы можете сказать в своё оправдание?

Кабанова: (обращается к Тихону) Дурак, что с дураком-то разговаривать. Полно! Об ней и плакать-то грех!

Тихон: Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…

Кабанова: Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!

Тихон: Вы её погубили! Вы! Вы!

Кабанова: Ну, я с тобой дома поговорю (низко кланяется судье). Спасибо, вам, люди добрые, за вашу услугу.

Тихон: Хорошо Катерине. А я-то, зачем остался жить на свете, да мучиться?

Судья: Мы приглашаем в судебное заседание саму Катерину Кабанову. Расскажите о себе.

Катерина: Такая ли я была? Я жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Таково хорошо было.

Прокурор: Да разве в доме Кабановых было не то же самое?

Катерина: Нет, здесь всё как будто из-под неволи.

Прокурор: Вы тайно встречались с Борисом Григорьевичем, тем самым причинили боль мужу и свекрови. Что вы можете сказать в своё оправдание?

Катерина: Кабы не свекровь! Сокрушила она меня... От неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. Мне, что домой, что в могилу. В могиле лучше. Солнышко её греет, дождичком её мочит. Если вы когда-нибудь любили, то поймёте, что я пережила. Попала в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона, не то, чтобы по любви, а потому, что так положено. Но живу я в городе «безлюбом». Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу. Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Я решила, что своей смертью я восстану против обмана, который вошёл в мою жизнь и избавлюсь от самой себя. Я сделала последнюю попытку найти помощь и поддержку от любимого человека Бориса Григорьевича и получила отказ, но я его ни в чем не виню.

Адвокат: Мы не в праве судить Катерину Кабанову. Имеет ли человек право на счастье? Можно ли отказаться от любви и продолжить жить во лжи? На эти вопросы невозможно дать однозначный ответ.

Судья: Присяжные заседатели, вы можете задать вопросы любому свидетелю и можете приступить к обсуждению.

1-й присяжный заседатель: Попытаемся понять, почему же Катерина полюбила Бориса?

2-й присяжный заседатель: Я думаю, что к Борису влечёт её то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных окружающих её.

3-й присяжный заседатель: Я считаю, что к нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, желание воли, простора

1-й присяжный заседатель: Тогда как же понять раскаяние Катерины?

2-й присяжный заседатель: Я считаю, что покаяние Катерины объясняется болезнью божьей кары.

3-й присяжный заседатель: И не только в этом. А в том, что её высокая нравственность восстаёт против обмана. Нравственность для неё составляет важную сторону духовной жизни.

1-й присяжный заседатель: Я согласен с вашим мнением. В признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, нравственно очиститься!

2-й присяжный заседатель: Господа, так виновна ли Кабанова Марфа Игнатьевна в гибели Катерины?

1-й присяжный заседатель: Жизнь держится с её точки зрения, лишь на страхе.

3-й присяжный заседатель: А я хочу сказать, что она соблюдает все внешние черты благочестия (оделяет нищих, усердно молится, окружает себя странницами)

2-й присяжный заседатель: А я думаю, что главное для неё - это порядок в семье, рассуждения о том, «как надо жить». Её состояние говорит о том, что она со страхом ожидает новую жизнь.

1-й присяжный заседатель: Давайте проголосуем. Так виновна ли Кабанова в гибели Катерины? Следовательно, приходим к выводу, что Кабанова не виновна в гибели Катерины.

Судья: В зал суда вызывается специалист- психолог.

Психолог: Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Мы, современные психологи, используем специальные психологические механизмы, помогающие преодолеть душевный кризис. Один из таких механизмов хорошо вам известен, так как не только может использоваться в кризисных ситуациях, но и помогает принимать любые решения - это составление 2-х списков. (Раздать таблички-карточки). В один список записываются позитивные последствия, в другой - негативные. Основываясь на тексте пьесы, давайте рассмотрим 2 списка «для будущей жизни» Катерины, используя таблицу. Итак, позитивного в жизни Катерины - больше. Если колонку с негативом закрыть ладонью, то получится, что жизнь героини будет наполнена такими ожиданиями и надеждами, с которыми можно не только наладить своё существование, но и построить его заново.

Прокурор: Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу?

Психолог: Узы брака в то время считались священными и нерасторжимыми. Ещё твёрже это было в патриархальной среде, в которой выросла Катерина. Положение её сложное. И всё же она уходит из дома, нарушив все традиции домостроевской нравственности. Она оказалась в положении отверженной. Катерина делает последнюю попытку найти помощь и поддержку у любимого человека. Для неё оставалось лишь два выхода: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В тот момент в Катерине преобладали эмоции над сознанием. И не оказалось никого, кто смог бы оказать ей психологическую поддержку.

Судья: Выслушав свидетелей, присяжных заседателей и заключение психолога суд вынес решение, что трагедия Катерины - это результат «сцепления» многих обстоятельств. Такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время решительная женщина попадает в затхлую атмосферу ханжества. Конечно, всё сказанное не даёт основания считать самоубийство Катерины протестом против устоев, нравственности окружающего общества. В её поведении и слабые, и сильные стороны. Она своим поведением отвергает принципы домостроевской нравственности, рвётся к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе.

  1. Рефлексия. (После завершения ролевой игры рекомендуется провести рефлексивную деятельность по анализу хода ролевой игры и её результатам.)

- Что получилось удачно в игре?

- Почему?

- Что не получилось?

IV. Домашнее задание:

Написать сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза»



© 2010-2022