- Преподавателю
- Другое
- Общеразвивающая программа дополнительного образования Легоконструирование
Общеразвивающая программа дополнительного образования Легоконструирование
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фурса Н.Г. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования Администрации МО Приуральский район Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Левша»
«Легоконструирование»
п. Харп 2015г. | |||
Пояснительная записка Программа «Легоконструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современного ребенка протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ниму. Как добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали ребенку в жизни. Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где комплексно используют знания. Материал по программе «Легоконструирование» строится так, что требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием обучающающихся. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Обучающиеся учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что обучающийся сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Занятия по ЛЕГО конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый обучающийся, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, но и углубляют их: Математика - понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами; Окружающий мир - изучение построек, природных сообществ; рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания. Родной язык - развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции и изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Изобразительное искусство - использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил. Актуальность программы. Методическая основа программы - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого года обучения. Деятельность обучающихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - проектов. Новизна и оригинальность программы. В основе программы лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности обучающихся. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы. Цель программы: является саморазвитие и развитие личности каждого обучающегося в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи программы: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
овладения детьми специальных знаний и умений по предмету обучения. Организация обучения: Набор в объединение производится по желанию детей. Возраст обучающихся от 6 до 12 лет. Количество обучающихся в группах постоянного состава 8-10 человек, объём программы - 432 часов. Объём каждого года обучения -144 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа с соответствующими перерывами согласно СанПиНам. Обучение начинается 15 сентября и заканчивается 31 мая на основе Устава учреждения. Занятия проводятся в комбинированной форме. Это - словесные методы с демонстрацией репродукций, просмотр видеоматериалов, посещение выставок, музеев, творческие встречи с другими коллективами, дидактические игры. Практическая деятельность, которая является необходимой для закрепления информации в виде занятий по начально-техническому моделированию, легоконструированию . Между занятиями предусмотрены физкультминутки, чтобы разрядить напряженное состояние ребенка.
Программа рассчитана на 4 года (2 час в неделю по 2 часа) и состоит из 3 блоков. Блок - поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. По мере перехода обучающегося из одного года обучения по программе на другой, содержание работы все более углубляется и расширяется. Для успешного продвижения обучающиегося в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Прогнозируемый, ожидаемый результаты (личностные, мета предметные и предметные результаты освоения программы по годам обучения указаны ниже). В результате изучения всего курса обучающийся получит возможность научиться:
Практическая ценность изучения Лего-конструирования выражается:
Формы подведения итогов реализации программы Формы начальной диагностики | Формы промежуточного контроля | Формы итогового контроля по годам обучения | Формы аттестации по итогам реализации образовательной программы |
Собеседование, анкетирование | Тестирование, текущий анализ работ, участие в конкурсах и выставках | Тестирование, текущий анализ работ, участие в конкурсах и выставках, партфолио | Тестирование, оценка изделий, участие в конкурсах и выставках, портфолио, защита проектов. |
Учебно-тематический план рабочей программы 1-го года обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Раздел 1. Строительное моделирование
14
5
9
3
Тема 1. Знакомство с конструктором.
2
1
1
4
Тема 2. Баланс конструкций.
2
1
1
5
Тема 3. Строительство конструкций.
4
1
3
6
Тема 4. Крыши и навесы.
4
1
3
7
Тема 5. Устойчивость конструкций.
2
1
1
8
Раздел 2. Техническое моделирование
64
15
49
9
Тема 1. Что нас окружает.
2
1
1
10
Тема 2. Животные
6
1
5
11
Тема 3. Городской дом.
6
1
5
12
Тема 4. Сельские постройки.
6
1
5
13
Тема 5. Игрушки.
8
2
6
14
Тема 6. Наш двор.
4
1
3
15
Тема 7. Наша школа.
4
1
3
16
Тема 8. Наша улица
12
3
9
17
Тема 9. Транспорт.
10
3
7
18
Тема 11. Машины будущего.
6
1
5
19
Раздел 3. Исследовательская практика
48
9
39
Тема 1. Спорт и его значение в жизни человека.
12
2
10
20
Тема 2. Военный парад.
20
4
16
21
Тема 3. По дорогам сказок.
10
2
8
22
Тема 4. LEGO- театр.
6
1
5
23
Раздел 5. Диагностика уровня ЗУН
6
2
4
24
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
Содержание рабочей программы 1-го года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч.
Теория:(1ч)
Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год. Правилами поведения в детском учреждении.
Практика.(1ч.)
Проведение анкетирования на тему « Твои интересы», игра «Давайте познакомимся».
2. Раздел 1. Строительное моделирование(14ч.)
Тема 1. Знакомство с конструктором. (2ч.)
Теория:(1ч.)
Правила составления узора.
Практика.(1ч.)
Составление узора по собственному замыслу.
Тема 2. Баланс конструкций. (2ч.)
Теория:(1ч.)
Виды крепежа.
Практика:(1ч.)
Конструирование модели.
Тема 3. Строительство конструкций.(4ч.)
Теория:(1ч.)
Стены зданий.
Практика:(3ч.)
Строительство конструкций.
Тема 4. Крыши и навесы.(4 ч.)
Теория:(1ч.)
Формы крыш и навесов.
Практика:(3ч.)
Конструирование модели крыши.
Тема 5. Устойчивость конструкций. (2 ч.)
Теория:(1ч.)
Подпорки. Перепроектировка стенок.
Практика:(1ч.)
Конструкции с тросами.
Раздел 2. Техническое моделирование. (64ч.)
Тема 1. Что нас окружает.
Теория:(1ч.)
Окружающие предметы и живые существа.
Практика:(1ч.)
Конструирование собственной модели.
Тема 2. Животные. (6ч.)
Теория:(1ч.)
Какие бывают животные.
Практика:(5ч.)
Конструирование модели животного.
Тема 3. Городской дом.(6ч.)
Теория:(1ч.)
Жизнь города. Наш городской дом.
Практика:(5ч.)
Конструирование многоэтажного дома.
Тема 4. Сельские постройки.(6ч.)
Теория:(1ч.)
Сельские постройки.
Практика:(5ч.)
Конструирование сельского дома.
Тема 5. Игрушки. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Виды игрушек.
Практика (6ч.)
Создание собственной игрушки.
Тема 6. Наш двор.(4 ч.)
Теория:(1ч.)
Основы проектирование.
Практика (3ч.)
Моделирование детской площадки.
Тема 7. Наша школа. (4 ч.)
Теория:(1ч.)
Основы проектирование.
Практика (3ч.)
Моделирование школы.
Тема 8. Наша улица. (12 ч.)
Теория:(3 ч.)
Закрепление ППД.
Практика (9 ч.)
Моделирование дорожной ситуации.
Тема 9. Транспорт. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Виды транспорта.
Практика (8ч.)
Моделирование машин.
Тема 11. Машины будущего.(6 ч.)
Теория:(1ч.)
Профессия конструктор.
Практика (5ч.)
Моделирование машин будущего.
Раздел 3. Исследовательская практика. (48 ч.)
Тема 1. Спорт и его значение в жизни человека. (12 ч.)
Теория:(2 ч.)
Спортивные сооружения
Практика (10 ч.)
Моделирование спортивной площадки.
Тема 2. Военный парад. (20ч.)
Теория:(4 ч.)
Военные машины.
Практика (16 ч.)
Конструирование военных машин.
Тема 3. По дорогам сказок. (10 ч.)
Теория:(2 ч.)
Сказочные герои.
Практика (8 ч.)
Конструирование сказочных героев.
Тема 4. LEGO- театр. (6 ч.)
Теория:(1 ч.)
Театр и иго жители.
Практика (5 ч.)
Создание театра из LEGO-героев.
Ожидаемые результаты 1-го года обучения
-
Личностными результатами изучения программы «Легоконструирование» является формирование следующих умений:
-
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения программы «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
-
определять, различать и называть детали конструктора,
-
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
-
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
-
уметь работать по предложенным инструкциям;
-
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
-
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
Коммуникативные УУД:
-
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке;
-
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Эффективность программы:
Результаты оцениваются по следующим показателям:
-
Результаты срезовых работ предварительного, промежуточного и итогового контроля уровня ЗУН;
-
комфортность обучающихся в коллективе (анкетирование обучающихся, родителей, анализ посещаемости занятий);
-
удовлетворенность своей работой, достижения обучающихся объединения
-
Предметными результатами изучения программы «Легоконструирование» 1 года обучения является формирование следующих знаний и умений:
-
Обучающиеся должны знать:
- простейшие основы механики
- виды конструкций однодетальных неподвижных соединений деталей
- виды конструкций многодетальных неподвижных соединений деталей
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Обучающийся должны уметь:
- с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу
- осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Учебно-тематический план рабочей программы 2-го года обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Раздел 1. Моделирование
74
18
57
3
Тема 1. Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки
2
1
1
4
Тема 2. Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид
4
1
3
5
Тема 3. Наш двор
8
2
6
6
Тема 4. Постройка моделей старинных машин
10
2
8
7
Тема 5. Улица полна неожиданностей (связь с ПДД)
10
2
8
8
Тема 6. Игрушки. Фантазируй!
8
2
6
9
Тема 7. Любимые персонажи
8
2
6
10
Тема 8. Гармония жилья и природы
6
2
4
11
Тема 9. Военная техника
8
2
6
12
Тема 10. Космические корабли
10
2
8
13
Раздел 2. Исследовательская практика
50
11
39
14
Тема 1. История необычных конструкций. Многогранники
10
2
8
15
Тема 2. Архитектура. История архитектуры
4
1
3
16
Тема 3. Архитектурные формы разных стилей и эпох
10
2
8
17
Тема 4. Деревянное зодчество
6
2
4
18
Тема 5. Наш поселок
8
2
6
19
Тема 6. Город будущего
12
2
10
20
Раздел 5. Диагностика уровня ЗУН
6
2
4
21
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
Содержание рабочей программы 2-го года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч.
Теория:(1ч)
Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год. Правилами поведения в детском учреждении.
Практика.(1ч.)
Проведение анкетирования на тему « Твои интересы», игра «Давайте познакомимся».
Раздел 2. Моделирование. (74ч.)
Тема 1. Симметричность LEGO моделей. Моделирование бабочки. (2ч.)
Теория:(1ч.)
Симметрия. Цвет в моделях. Виды бабочек.
Практика:(1ч.)
Конструирование собственной модели бабочки.
Тема 2. Устойчивость LEGO моделей. Постройка пирамид. (4ч.)
Теория:(1ч.)
История пирамид. Соединение деталей. Расположение деталей в рядах в порядке убывания
Практика:(3ч.)
Конструирование прочной, устойчивой постройки.
Тема 3. Наш двор. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Сюжетная композиция. Форма объекта.
Практика:(6ч.)
Построения устойчивых и симметричных моделей.
Тема 4. Постройка моделей старинных машин. (10ч.)
Теория:(2ч.)
История возникновения первого транспорта. Форма объекта.
Практика:(8ч.)
Создание сюжетной композиции.
Тема 5. Улица полна неожиданностей (связь с ПДД). (10ч.)
Теория:(2ч.)
Основные правила дорожного движения
Практика:(8ч.)
Создание сюжетной композиции.
Тема 6. Игрушки. Фантазируй! (8ч.)
Теория:(2ч.)
Закрепление навыков скрепления
Практика:(6ч.)
Создание игрушки.
Тема 7. Любимые персонажи. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Планирование работы по созданию сюжетной композиции. Передача характерных черт животных средствами конструктора LEGO DACTA
Практика:(6ч.)
Создание игрушки.
Тема 8. Гармония жилья и природы. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Передача формы объекта средствами конструктора.
Практика:(4ч.)
Конструирование по собственному замыслу.
Тема 9. Военная техника. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Форма объекта.
Практика:(6ч.)
Конструирование по собственному замыслу.
Тема 10. Космические корабли. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Виды космических кораблей.
Практика:(8ч.)
Конструирование по собственному замыслу.
Раздел 3. Исследовательская практика. (50 ч.)
Тема 1. История необычных конструкций. Многогранники. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Конструкции и многогранники.
Практика:(8ч.)
Конструирование по инструкции.
Тема 2. Архитектура. История архитектуры. (4ч.)
Теория:(1ч.)
История архитектуры.
Практика:(3ч.)
Конструирование по инструкции.
Тема 3. Архитектурные формы разных стилей и эпох. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Формы разных стилей и эпох.
Практика:(8ч.)
Создание композиции.
Тема 4. Деревянное зодчество. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Знакомство с деревянным зодчеством.
Практика:(4ч.)
Создание композиции.
Тема 5. Наш поселок. (8ч.)
Теория:(2ч.)
Достопримечательности поселка Харп.
Практика:(6ч.)
Создание композиции.
Тема 6. Город будущего. (12ч.)
Теория:(2ч.)
Профессия архитектор.
Практика:(10ч.)
Создание композиции.
Ожидаемые результаты 2-го года обучения
-
-
-
-
-
Мета предметными результатами изучения программы "Лего-конструирова
-
-
-
-
ние" является формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные УУД
-
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
-
ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
Приобретение знаний о свойствах деталей строительного материала, о способах их крепления
-
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Регулятивные УУД
-
Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
-
Определять план выполнения заданий кружка, жизненных ситуациях под руководством учителя.
-
-различать способ и результат действия;
Познавательные УУД
-
Уметь работать в паре
-
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
-Осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
Коммуникативные УУД
-
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия в соответствии с правилами конструктивной групповой работы
-
формулировать собственное мнение и позицию;•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
-
-
-
-
Предметными результатами изучения программы «Легоконструирование» 1 года обучения является формирование следующих знаний и умений:
-
-
-
-
Обучающиеся должны знать:
-
Иметь представление о технике, моделирование механизмов,
-
знать способы крепления
-
Знать основные принципы моделирования, конструирования
-
Иметь представление о свойствах деталей строительного материала
Обучающиеся должны уметь:
1. Владеть техникой возведения построек
2. Ориентироваться в различных ситуациях
3. Уметь работать по предложенным инструкциям и уметь выполнять их
-
Уметь творчески подходить к решению задачи по модели
Учебно-тематический план рабочей программы 3-го года обучения
№
п/п
Разделы, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Раздел 1. Строительное моделирование
44
10
34
3
Тема 1. Лего-геометрия
6
2
4
4
Тема 2. Мосты
10
2
8
5
Тема 3. Небоскребы и купольные сооружения
12
2
10
6
Тема 4. Интерьер и дом
10
2
8
7
Тема 5. Астрополис
6
2
4
8
Раздел 2. Техническое моделирование
50
12
38
9
Тема 1. Покорители неба
16
4
12
10
Тема 2. Автомобили и вездеходы
18
4
14
11
Тема 3. Водный мир
16
4
12
12
Раздел 3. Исследовательская практика
40
8
32
13
Тема 1. Артстудия
10
2
8
14
Тема 2. Полигон игр
18
4
14
15
Тема 3. Маски
6
1
5
16
Тема 4. Памятники
6
1
5
17
Раздел 4. Диагностика уровня ЗУН
6
2
4
18
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
144
Содержание рабочей программы 3-го года обучения
1. Вводное занятие. 2 ч.
Теория:(1ч)
Знакомство с содержанием программы, планами работы на учебный год. Правилами поведения в детском учреждении.
Практика.(1ч.)
Проведение анкетирования на тему «Твои интересы», игра «Давайте познакомимся»
Раздел 2. Строительное моделирование. (44ч.)
Тема 1. Лего-геометрия. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Многогранники и купольные конструкции. Соединения деталей в разных пространственных плоскостях. Модели круглых тел
Практика:(4ч.)
Конструирование по замыслу
Тема 2. Мосты. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Виадук; арочные мосты; крепостной мост - виды и особенности конструкций Практика:(8ч.)
Конструирование моста-будущего
Тема 3. Небоскребы и купольные сооружения. (12ч.)
Теория:(2ч.)
История необычных конструкций
Практика:(10ч.)
Конструирование необычных конструкций
Тема 4. Интерьер и дом. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Предметы домашнего интерьера
Практика:(8ч.)
Проект «Мы принимаем гостей»
Тема 4. Астрополис. (6ч.)
Теория:(2ч.)
Воздушные шары и Дирижабли - конструкции из лего. Аппараты на воздушной подушке.
Практика:(4ч.)
Строительство Астрополиса - летающего города.
Раздел 2. Техническое моделирование. (50ч.)
Тема 1. Покорители неба. (16ч.)
Теория:(4ч.)
История авиации. Кабины и механика летательных аппаратов. Электропривод и управление.
Практика:(12ч.)
Сборка нелетающих моделей. Строительство из деталей лего летающих воздушных моделей.
Тема 2. Автомобили и вездеходы. (18ч.)
Теория:(4ч.)
Конструкции шасси автомобилей и вездеходов. Профессии машин. Приёмы копийной обшивки моделей с каркасом из лего-техник.
Практика:(14ч.)
Сборка моделей. Строительство из деталей лего моделей машин.
Тема 3. Водный мир. (16ч.)
Теория:(4ч.)
Батискаф и конструкции подводных аппаратов.
Практика:(12ч.)
Сборка моделей. Строительство из деталей лего моделей.
Раздел 2. Исследовательская практика. (50ч.)
Тема 1. Артстудия. (10ч.)
Теория:(2ч.)
Приёмы легомозаики. Техника коллажа из деталей лего и других материалов Практика:(8ч.)
Изготовление элементов костюма из деталей лего (одеваем на себя)
Тема 2. Полигон игр (18ч.)
Теория: (4ч.)
Рассматриваются вопросы сборки элементов местности и макетирования игровых полей-уровней-лабиринтов. Конструкции испытаний-ловушек; модели мини-транспорта. Миниатюра фигуры как фишки для игры, лего-шахматы.
Практика:(14ч.)
Разработка правил игр и отладка их механики.
Тема 3. Маски (6ч.)
Теория:(1ч.)
Идеи и конструкции карнавальных масок из ЛЕГО и др. материалов.
Практика:(5ч.)
Конструирование маски из лего.
Тема 4. Памятники (6ч.)
Теория:(1ч.)
Памятник-монумент с использованием скульптур и барельефов. Техника с композиции памятника. Свет и Огонь. Деревья и Цветы. Вода и Фонтаны.
Практика:(5ч.)
Конструирование по замыслу.
Ожидаемые результаты 3-го года обучения
-
-
-
-
-
-
Мета предметными результатами изучения программы "Лего-конструирова
-
-
-
-
-
ние" является формирование следующих универсальных учебных действий.
Личностные УУД
Личностные УУД
-
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
Регулятивные УУД
-
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
-
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
-
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
-
Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
-
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
-
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
-
Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным
Познавательные УУД
-
Ориентироваться в технологической карте, определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
-
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
-
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель),
-
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД
-
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
-
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
-
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
-
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
-
-
-
-
-
-
Предметными результатами изучения программы «Легоконструирование» 1 года обучения является формирование следующих знаний и умений:
-
-
-
-
-
Обучающиеся должны знать:
-
Знание основных принципов механики.
-
Знать способы крепления
-
Знать назначение механизмов
-
Знать последовательность логического изложения
Обучающиеся должны уметь:
-
Работать по предложенным инструкциям.
-
Творчески подходить к решению задачи.
-
Доводить решение задачи до работающей модели.
-
Работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план
- методическая литература для педагогов дополнительного образования
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий
- таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов
- схемы пошагового конструирования
- иллюстрации транспорта
- стихи, загадки по темам занятий
Для проведения занятий используются наборы конструкторов Лего серий SYSTEM, TEXNIK, CREATOR и ресурсные наборы к ним.
Для более эффективной организации рабочего места обучающегося применяются индивидуальные доски для моделирования с ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей.
Основная форма проведения занятий - практикум.
Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
- беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;
- работа по образцу - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки.
- самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий.
- коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, коллективно.
При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе.
Созданные Лего-постройки обучающиеся используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию обучающегося.
Одно из проявлений творческой способности - умение комбинировать знакомые элементы по-новому. Работа с Лего-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения созидания нового.
Созданные постройки из Лего можно использовать в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям дошкольного возраста: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего-элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях. (Игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни и повтори» направлена на коррекцию памяти и мышления.)
Еще одно важное направление применения Лего- использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной спонтанной игрой, индивидуальными играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во время игры.
Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.
Литература для педагога:
-
Примерные программы начального образования.
-
Проекты примерных (базисных) учебных программ по предметам начальной школы.
-
Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009.
-
С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 .
-
Мир вокруг нас: Книга проектов: Учебное пособие.- Пересказ с англ.-М.: Инт, 1998.
-
Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.
-
Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие / П. А.
-
Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. - 118 с.
-
Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
Литература для обучающихся:
-
Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
-
Волкова С.И. Конструирование. - М.: Просвещение, 1989.
-
Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. - М.: Бином, 2011. - 120 с.
-
Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. - 37 с.
-
Лего-лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 1998. -150 с.
-
Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. - 217 с.
-
Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 - М., 2007г .- 58с.