• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему: ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Доклад на тему: ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ АНОСОВСКАЯ СОШ










ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»








ПРИГОТОВИЛА:

ДУНАЕВА К.А.








АНОСОВО, 2015

На современном этапе перед образовательными технологиями ставятся новые задачи: формирования системы самостоятельной деятельности учащихся и познавательных универсальных учебных действий.

Следовательно, являются актуальными проблемы развития познавательной активности у учащихся и формирование у них познавательных универсальных учебных действий в условиях современного образовательного процесса.

Универсальные учебные действия предоставляют возможность самостоятельного успешного усвоения новых компетентностей, умений и знаний, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Понятие «универсальные учебные действия» можно определить как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т.е. умение учиться.

В более узком смысле термин «универсальные учебные действия» означает совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В настоящее время формы организации учебного процесса, содержание учебного материала и традиционные методы обучения в достаточной мере не способствуют полному и своевременному развитию школьников в соответствии с современными образовательными требованиями. Таким образом, наблюдается противоречие между недостаточной технологической проработкой формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и необходимостью этого процесса в условиях современной школы.

Решить эту проблему поможет использование современных образовательных технологий на уроках «овладение школьниками универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться».

Универсальные учебные действия можно разбить на следующие группы:
1) общеучебные универсальные действия (например, самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и пр.);
2) знаково-символические действия (моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область [1]);
3) логические универсальные действия (например, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, подведение под понятие, выведение следствий и др.).

При формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Отметим, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий могут стать умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

  • уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • уметь устанавливать аналогии;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Рассмотрим возможности некоторых образовательных технологий как средства формирования и развития универсальных учебных действий.

Информационные технологии (как средство насыщения педагогической системы информационными средствами).
Проектная и исследовательская деятельность как комплекс мероприятий, направленный на всестороннее развитие ребенка.
Интегрированные и нестандартные уроки как средство развития креативности мышления, творчества и социализации личности.
Технологии модульного обучения (система профессора А. Третьякова). Особый вид модульного обучения - подготовка по индивидуальным планам учащихся, ориентированных на раскрытие потенциала каждого учащегося.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Принципами модульного обучения являются:

принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;

принцип психологической комфортности

принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности.

Структура модульной технологии:

мотивационно-целевой блок предполагает постановку учебной задачи, формулирование проблемного вопроса, первичное изучение теории.

Этап дифференциации позволяет ученику выбрать уровень дальнейшей работы (творческий).

При анализе и коррекции результатов практической и самостоятельной работы обучающиеся анализируют способы действий, примененных при выполнении работ в модуле.
Технология внутраклассной дифференциации, или комбинированная система обучения (по Н.П.Кузику).

Выделяют три типа дифференцированных программ, разных по степени сложности:

- задания группы «С» направлены на овладение конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Это задания базового уровня сложности.

-задания группы «В» - учебные задания, которые обеспечивают овладения учащимися приемами учебной и умственной деятельности.

-задания группы «А» поднимают учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний.

Технология коллективного способа обучения - организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамичных (сменных) парах, когда каждый учит каждого.

Диалоговые технологии самые актуальные и востребованные, так как диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающий наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности.

Кейс-технологии - это метод анализа конкретных проблемных ситуаций, рассмотрим метод инцидента, заключается в том, что учитель побуждает учащихся работать с неясной, противоречивой, неполной информацией, содержащей определенную проблему или проблемную ситуацию.

Дебрифинг, является одним из приемов метода дискуссии, предполагает пересмотр суждений или мнений участников дискуссии, обсуждение и сопоставление выработанного решения проблемы с возможными альтернативами. Цель дебрифинга- побудить участников дискуссии подойти к решению проблемы с разных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей для выбора действий.

Технология педагогических мастерских. Она включает механизмы исследовательской работы, художественного творчества, театрализации, психологических тренингов и рефлексии. Цель мастерской- научить мыслить творчески, свободно и самостоятельно выстраивать свое знание.
Технология разноуровневого обучения, которая сводится, ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Средствами реализации современных образовательных технологий являются:

  • продуктивная деятельность учащихся;

  • педагогика сотрудничества;

  • самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся;

  • интеграция учебных предметов;

  • глобальное мышление и видение мира.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения и в структуре любой педагогической технологии, позволяет выделить основной результат обучения и воспитания - развитие личности ученика, что обеспечивается прежде всего благодаря формированию универсальных учебных действий, являющихся основой образовательного процесса.



© 2010-2022