- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики тема: Дружба
Конспект урока ОРКСЭ, модуль Основы светской этики тема: Дружба
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Kазанцева М.В. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования администрации г.Перми
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32 имени Г. А. Сборщикова"г.Перми
Конспект урока из курса
«Основы мировых религиозных культур и светской этики».
Модуль «Светская этика»
Тема: «Дружба»
Автор:
Казанцева М. В.
учитель истории и обществознания
Пермь, 2012 год
Цель урока - формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
1.Подвести учащихся к пониманию дружбы, как нравственной категории
2.Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
3.Формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
4.Формировать умение аргументировать свою точку зрения;
5.Развивать умение обучающихся вести рассуждения; воспитывать чувство сопричастности друг к другу
6.Обращаясь к опыту учащихся проанализировать отличительные черты дружеских взаимоотношений
7.Создать условия для формирования таких качеств личности как надежность, верность, обязанность, взаимовыручка, бережное отношение друг к другу
Оборудование:
-
Компьютер
-
Проектор
-
Раздаточный материал ( цветные кружки, камушки красного и синего цвета, альбомный лист )
-
Презентация
Методы и приемы:
-
Словесные (эвристическая, аналитическая, обобщающая беседа, рассказ)
-
Работа с текстом учебника
-
Наглядные (работа с иллюстрациями, фотографиями, аудио)
-
Практические (работа в группах, творческие задания)
Литература и источники:
-
Учебник «Основы светской этики» - М.: Просвещение, 2012.
-
Ганаго Б. «Детям о душе» - Минск,2002.
-
Ожегов С., Шведова Н. - Толковый словарь русского языка - М.2006.
-
«В мире мудрых мыслей - М.: Знание, 1978.
Ход урока
Этапы урока
Содержание этапа
I. Орг. Момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на этом уроке.
Основная часть
II. Подготовка к восприятию
III.Формулирование темы и целей урока.
IV. Работа над понятием «Дружба»
1.Беседа
2. Работа со словарем
3. Работа с учебником
4.Актуализация знаний, необходимых для работы в группах.
5. Работа в группах
.
В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две… телефона у Левы не было, и одноклассники по совету учительницы решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у нее было очень грустное. Ребята поздоровались и робко спросили: «почему Лева не ходит в школу?» Мама печально ответила: «Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лева ослеп и сам ходить не может…» Ребята стояли молча, переглядывались. (Слайд №1)
- Задание классу: Предположите, ребята, как поступили одноклассники.
Учитель продолжает рассказ.
Тут кто-то из ребят предложил:
-А мы его по очереди в школу водить будем
-И домой провожать.
-И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, заговорили одноклассники. У мамы на глаза навернулись слезы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лева с повязкой на глазах. Ребята замерли. Только теперь они поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лева с трудом сказал: «Здравствуйте». И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по математике.
- А я по истории…
-А я…
Лева не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы катились слезы. После ухода ребята составили план - кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Левой и водить его в школу. В школе мальчик, который сидел с Левой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. А как замирал класс, когда Лева отвечал! Как все радовались его пятеркам, даже больше, чем своим!
Вопрос классу: Почему Лева смог продолжить учебу?
- Вопрос к классу: Что станет темой нашего урока? А о чем мы можем узнать, над чем задуматься, поразмышлять на этом уроке? (слайд №2. Цели урока)
Представление человечества о дружбе формировалось веками, передавалось из поколения в поколение. Этот опыт, знания нашли отражение в пословицах и поговорках.
- Вопрос к классу: Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?
(слайд №3)
- Слово «дружба» вам хорошо знакомо, оно часто встречается в повседневной жизни. Где вы сталкивались с этим словом в городе? (пл.Дружбы, ул.Дружбы, магазины и пр.)
-задание классу: Найти в словаре Ожегова, определение слова «дружба», «друг». (слайд №4)
- Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - это бескорыстная приязнь» (Слайд № 5) Обратите внимание. На 1 месте стоит бескорыстие
-Вопрос к классу: А как вы понимаете значение этого слова?
- Стр. 33. Что такое бескорыстность.
-Вопросы к классу-Кто может стать нашим другом?
-Родители могут быть нашими друзьями?
- А есть мужская и женская дружба?
- Надо ли говорить другу, если вы считаете, что он совершил плохой поступок? Как сказать другу, что он не прав?
- А как ты отнесешься, если друг сделает тебе замечание или не согласиться с тобой?
- А может дружба распасться? Как вы думаете, из-за чего?
- Сейчас мы узнаем что думали о дружбе и друзьях известные люди (слайды № 6-16)
Ребята, давайте попробуем составить свой Кодекс Дружбы. Класс делится на 4 группы. 1 гр.- те, у кого на столах лежат зеленые кружки
2 гр.- красные
3 гр. - желтые
4 гр. - синие
1,3 группы составляет кодекс, где каждое предложение начинается с фразы: - Друг не должен… Друг никогда … Друг не будет…
2,4 группы составляют кодекс, где каждая фраза начинается с фразы: - Друг всегда…Друг будет… (Время работы 10 минут)
Зачитываем, обсуждаем.
- Я предлагаю вывесить Кодекс дружбы в классе.
V. Итог урока
Песня В. Высоцкого «Песня о друге» (слайд № 17)
- Вопрос к классу: - Ребята эта песня о друге - альпинисте?
-Каким должен быть друг, по мнению автора?
- Совпадает ли с нашим Кодексом дружбы?
А вам интересно узнать, как сложилась судьба мальчика Левы?
- Учился Лева прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Леву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лева закончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лева продолжал учиться и, в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Львом Семеновичем Понтрягиным. (слайд № 18)
VI. Д/З
Оформить страницу альбома (фотографии, картинки) Мой лучший друг - напишите о своем друге, почему именно этого человека вы считаете своим другом. А в классе мы соберем целый альбом, вот его 1-ая страница (Слайд №19) На хранение этот альбом мы отдадим вашей учительнице. И когда вы станете взрослыми, скажем на Выпускном вечере, вы вспомните, кто был вашим другом. Может быть, у вас появится новый друг, а может с этим другом вы останетесь друзьями на протяжении всей школьной жизни..
V. Рефлексия
-У вас на столах лежат камушки красного и синего цвета. Вспомните Кодекс дружбы, который вы составили.
-Если вы считаете себя хорошим другом, опустите красный камушек в левую вазу на моем столе.
-Если вы считаете, что вам, чтобы стать хорошим другом, нужно еще поработать над собой, то отпустите синий камень в правую вазу.
-Подсчитываем: Если больше красных, учитель говорит, Это очень замечательно, что в этом классе столько верных, надежных друзей, если больше синих, то отмечает, как важно относиться к себе критически, у вас впереди много времени, чтобы научиться дружить и стать в будущем замечательным. Надежным другом.
- Заключительное слово учителя