• Преподавателю
  • Другое
  • Этнокультурное содержание в дополнительной общеобразовательной программе Технология обработки соломы

Этнокультурное содержание в дополнительной общеобразовательной программе Технология обработки соломы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этнокультурное содержание в дополнительной общеобразовательной программе "Технология обработки соломы"


Проблемы этнокультурного воспитания детей сегодня как никогда актуальны и важны. Большую роль в решении этих проблем играет система дополнительного образования. Нам очень хочется, чтобы наши дети как можно раньше соприкоснулись с добрым наследием, что оставили нам наши прадеды . Ведь как сказал один из народных мастеров Севера: «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может жить без основы. Сердцевина должна быть в нем. А это - прошлое наше и светлая память о нем; народные обычаи и устои семейные; родной дом. Верно в народе говорят: «Только дурная птица свое гнездо не бережет» (Е.М.Дружинин). Будущее народа невозможно без сохранения и передачи подрастающему поколению национальной культуры. Знание древних традиций народа, промыслов и ремесел, песен и обрядов дает современным подросткам уверенность в будущем, учит хранить и передавать последующим поколениям образцы народной жизни.

Я работаю педагогом дополнительного образования в МКОУ ДО Дом детского творчества Селтинского района являюсь руководителем творческого объединения "Технология обработки соломы", программа моей деятельности направлена на приобщение обучающихся к традиционному ремеслу художественной обработки соломки, познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, развитие творчества учащихся в духе народных традиций.

Обработка соломы заключает в себе давние традиции и опыт многих поколений. В недалеком прошлом приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время такая преемственность прервалась. Сохранить традицию, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного опыта помогает данная образовательная программа художественной направленности

Основной целью формирование компетенций для практической деятельности по созданию флористической продукции, в национальном стиле, развитие творческой и созидающей личности, способной к социальному и профессиональному самоопределению. Задачи : обучение технологическим приемам работы с соломкой, развитие творческого мышления, способности создания и реализации задуманного образа; формирование целостных знаний о родном крае, воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родного края; формирование навыков исследовательской деятельности через реализацию метода творческих проектов.

Использование национально-регионального компонента на занятиях способствует формированию ключевых компетенций: ( познавательной- знать историю происхождение своего края , исторические достопримечательности, самобытность культуры Удмуртии, информационно-коммуникативной - уметь подбирать дополнительную информацию о природе родного края, о праздниках, о национальных традициях; рефлексивной - уметь давать оценку воздействия человека на природу родного края, осознавать место своей малой родины в России).

При изучении любого раздела общеобразовательной программы включены сведения национального характера, которые служат основой для сюжетов и композиций будущих изделий, проводится параллель между стариной и современностью. Программа предполагает знакомство учащихся с такими технологическими приемами работы с соломкой как аппликация и плетение. Срок реализации программы три года .

Первый год обучения «Добро пожаловать в соломенный мир», в ходе знакомства с техникой аппликация, учащиеся расширяют и обогащают свои знания по теме " Природа Удмуртии " изучая богатый растительный и животный мир Удмуртии, учатся видеть , слышать и понимать природу родного края, стараются понять секреты ее красоты, доброты, щедрости, учатся бережному отношению к природе. Во время экскурсий, бесед, просмотра иллюстративного материала, совместно с педагогом составляют эскизы будущих аппликаций , темы " Луговой цветок- италмас", "Ромашка", "Букет здоровья "и т.д. Изучая "Мифы и легенды Удмуртии", учащиеся мастерят героев мифологических сюжетов в технике соломенная пластика, оформляя фигурки в соответствии с его характерными особенностями. При ознакомлении с плетением из соломки, осваивая прошивную технику , учащиеся выполняют предметы утилитарно-бытового назначения: чаши, корзинки, подносы, короба, изучая при этом убранство удмуртской избы, в ходе посещение экспозиции районного краеведческого музея. Там же знакомятся с устройством удмуртской избы, традициями , связанными с домом ( выбор места строительства, строительство и украшение дома, вход в новую избу и т.д.) на основе полученных знаний выполняют макет крестьянской избы в технике соломенная архитектура.

Второй год обучения «По дороге творческих открытий», предполагает переход от простого к более сложному, практические задания направлены на выполнении изделий не по шаблону, а с учетом свободного выбора и творческого самовыражения, большее место отводиться поиско-исследовательской деятельности. При изучении темы "Край мой Селтинский" , учащиеся знакомятся с историей возникновения села его достопримечательностями. Выполняют аппликации на тему "Православные храмы Удмуртии" сюжетами которых служат архитектурные сооружения давно исчезнувших, и посей день действующих храмов и церквей Селтинского района. При изучении раздела соломенная пластика учащиеся мастерят кукол в национальной одежде, изучая при этом особенности традиционной одежды удмуртского народа. На втором году обучения учащиеся не только изготавливают изделия, но и разрабатывают творческие проекты, представляют и защищают их на конкурсах различного уровня . Стало уже традиционным участие в выставка "Зеркало природы", номинации "Живая история", где учащиеся представляют в технике аппликация "Святые места Селтинского района" , участие во Всероссийской выставке исследовательских проектов " Таланты России", работы отмечены дипломами победителей. Принимаем активное участие в традиционной районной выставке "Мир кукол", республиканской выставке традиционных удмуртских ремесел "Удмурт шомын , удмурт сямен" где представляем соломенных кукол оформленных в национальной одежде. .

Третий год обучения «Путь к творчеству » . В содержание программы по выполнению аппликаций из соломы включено знакомство с устным народным творчеством Удмуртии . Учащиеся знакомятся с сказками удмуртского народа, разрабатывают эскизы сюжетных композиций, по которым изготавливают аппликации, используя разнообразные способы и приемы художественной обработки соломки. Интересными получились работы по сказкам "Египеча" , "Вожо и падчерица", "Откуда произошди медведи". В содержание программы по плетению из соломки входит знакомство с удмуртской символикой. Дети знакомятся с солярными мотивами: солнцем, звездой, кругом, квадратом, ромбом, крестообразным узором и др. традиционными символами. Узнают об их значении в удмуртском орнаменте, а потом узоры-символы с успехом используют в изготовлении плетеных изделий из соломки, делая обереги, рождественские подвески и другие традиционные сувениры.

Занимаются изучением календарных народных праздников, устанавливают последовательность праздников по временам года, в зависимости от вида полевых работ, изготавливают атрибуты праздников и проигрывают из в ходе массовых мероприятий. В содержание программы включены народные праздники: Рождество, Масленица и другие. Очень интересно проходит рождественский праздник, где дети становятся главными героями рождественских гаданий. Как в старину они гадают на соломе на зерне, с удовольствием украшают рождественскую елку игрушками из соломки, сделанными своими руками, делают другие традиционные украшения для этого праздника, а потом весело встречают ряженых, играют, водят хороводы. К весеннему празднику коллективно изготавливаем масленичное чучела нарядно украшая его кусочками разноцветной ткани, выплетаем жаворонка - символа весны. К празднику первой борозды -учащиеся собирают соломенного коня и т.д. Активное участие детей в народных праздниках имеет значение не только с точки зрения познавательности материала, но и формирования у них интереса и уважения к народным обычаям и традициям.

Творческое объединение "Технология обработки соломки" тесно сотрудничает с Селтинским домом декоративно-прикладного творчества и ремесел, мы частные гости в мастерских, посещаем выставочные экспозиции, встречаемся с мастерами, участвуем в совместных мероприятиях различного уровня. В нашей практике проведение мастер-классов : межрегиональный"Вятский лапоть" изготовление лаптей из соломы , (Кировская область, 2014г.); межрайонный "Этно-игрушка", изготовление народной игрушки из соломы( п.Ува, 2014г.); районный "Колокольный перезвон", изготовление колокольчиков, в рамках праздника "Яблочно-медовый спас" ( с.Селты, 2015 г.), межрегиональный детский финно-угорский фестиваль традиционных ремесел и декоративно-прикладного творчества "КИ НО УЖ" ( г.Ижевск , 2010 г.) и другие.

На родительских собраниях и других массовых мероприятиях Дома детского творчества организуем выставки талантливых учащихся, авторские творческие работы учащихся из соломки - постоянные победители и призеры различных районных, республиканских и всероссийских выставок декоративно- прикладного творчества.

Таким образом, этнокультурное содержание в дополнительной общеобразовательной программе способствует формированию национального самосознания, толерантного мышления, способствует патриотическому воспитанию и гражданственности, проявлению творческого потенциала учащихся в сохранении и развитии традиционного ремесла художественной обработки соломы.


© 2010-2022