Место дополнительного образования в современной системе общего образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Место дополнительного образования в современной системе общего образования детей

Для понимания места дополнительного образования детей в современной системе общего образования необходимо воспроизвести его реальное пространство и статус; оценить его особую роль в общем-образовании детей; показать существующие и возможные виды дополнительного образования детей в системе общего образования. Предваряя непосредственное рассмотрение выделенных аспектов, определим исходные положения, имеющие принципиальное значение для выражения нашей позиции.

  1. В определении системы наиболее существенным является указание на ее
    целостность.

  2. Целостность, устойчивость и органичность социальных систем обуславливает открытость, взаимодействие и обмен со средой.

  3. Содержание системы не сводится только к совокупности элементов, частей и пр. Главное значение имеют такие компоненты, как отношения, связи,
    процессы, тенденции развития и их взаимодействие, образующее интегративные качества.

  4. В управлении ведущее значение принадлежит таким свойствам систем,
    как самоорганизация, саморазвитие и целенаправленность.

  5. Саморазвитие социальной системы - единственный способ сохранения
    своей целостности в постоянно изменяющейся окружающей среде.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», государственная система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Главным звеном в системе образования выделяются государственные образовательные стандарты как гаранты системности и управляемости. Именно в этом пункте заложены основные проблемы утверждения и дальнейшего развития учреждений и программ дополнительного образования детей в системе государственного образования. Отсутствие стандартов в дополнительном образовании детей оценивалось специалистами преимущественно как его сила и привлекательность, существенное отличие от школы, но с началом процедур аттестации и аккредитации отсутствие стандартов и требований к содержанию программ дополнительного образования детей привело к хаосу, субъективному экспериментированию, а порой к диктату со стороны местных органов управления.

В научной литературе представление о системе образования в России за последние годы существенно изменилось. Прежде всего, однозначность понимания государственной системы образования как сети только государственных образовательных учреждений уступила место понятию единое образовательное пространство. Ввел это понятие в повседневный оборот Е.А. Ямбург, специально подчеркивая его главное отличие от государственной системы образования - это «образование без границ», соединяющее в себе процессы, происходящие в учебных учреждениях и организациях, в семье, в других социальных институтах (555). Вместе с тем, содержание этого понятия практически сразу же стало соотносится с

Вне сомнения, такое понимание пространства как «явления в общественных отношениях» можно отнести к методологическим основаниям определения понятая «образовательное пространство». В нашем исследовании дополнительного образования детей в системе общего образования важно подчеркнуть значение фактора управления в организации взаимодействия (интеграции) всех видов образовательных структур на конкретной территории. Только целенаправленное объединение усилий разных педагогических школ и моделей образовательных учреждений в целостную систему, поиск на этой основе новых путей развития образования становится, в свою очередь, мощным дополнительным фактором интеграции большего масштаба и глубины (федеральных образовательных систем, национальных образовательных систем, единого образовательного пространства будущего). Подчеркнем, что мы имеем в виду не традиционную совокупность образовательных учреждений (школ, учреждений дополнительного образования детей, вузов и пр.) как отдельных «подведомственных» объектов управления на конкретной территории, а систему учреждений разного тина, деятельность которой координируют и обслуживают органы управления.

Среди компонентов системы общего образования в Российской Федерации особое место принадлежит образовательным программам, определяющим содержание образования в соответствии с государственным образовательным стандартом, являющимся основой для получения образовательным учреждением юридического права на осуществление образовательного процесса и подтверждения образовательным учреждением государственного статуса (тип, вид и категории).

Известно, что в системе образования России реализуются образовательные программы двух уровней - общеобразовательные и профессиональные, каждая из них, в свою очередь, подразделяется на основную и дополнительную программы.

Естественно, что основное внимание в Законе уделяется основным программам и учреждениям, которые их реализуют. Дополнительные образовательные программы вынесены за пределы государственных интересов и стандартов, попадая в юрисдикцию Типового положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, также собственного Устава учреждения, разработанного на его основе.

Другим, не менее значимым, компонентом системы образования являются образовательные учреждения. В статье 12 приводится следующая классификация типов образовательных учреждений, которые относятся к системе образования детей: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего или полного общего образования); учреждения начального и среднего профессионального образования; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В эволюции государственного признания ценности дополнительного образования детей эта классификация имеет принципиальное значение. Вместе с тем, одним из основных парадоксов Закона «Об образовании» является, с нашей точки зрения, внутренняя несогласованность его положений. Так, в списке образовательных учреждений выделены отдельно учреждения дополнительного образования детей, но нет соответствующих им программ - программ дополнительного образования детей. Тем самым, система дополнительного образования детей не просто теряет одну из составляющих частей, но лишается ведущего компонента своего содержания. Продолжив логическую цепочку, мы неизбежно приходим к выводу о системной несостоятельности дополнительного образования детей.

Если допустить, что образовательные программы учреждений дополнительного образования детей являются разновидностью общеобразовательных программ и программ начальных уровней профессионального образования, то, в этом случае, их создание и реализация - прерогатива школ, училищ, колледжей. Такое допущение уместно в логике содержания статьи 17 «Реализация общеобразовательных программ». В таком случае, необходимость в отдельных учреждениях, основывающихся в своей деятельности на дополнительных образовательных программах для детей, может обсуждаться в обществе, подвергаться сомнению, рассматриваться с точки зрения экономической выгоды и целесообразности. Реальность современного положения дополнительного образования детей, к сожалению, подтверждает факт его неопределенности и неустойчивости, вызванной нечеткостью юридических формулировок.

Определенные последствия для дополнительного образования детей имеют положения Закона относительно содержания общего образования. Напомним, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Следовательно, общее образование - это определенная и заданная совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих установок и ценностных ориентации, обязательная для каждого гражданина общества.

Однако, в статье 14 обращается внимание на то, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Каждое учреждение общего или профессионального образования может реализовывать и дополнительные образовательные программы, оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

Эта статья Закона наводит на некоторые рассуждения. Ясно, что дополнительное образование в учреждениях общего образования можно рассматривать как специально организованное образование «сверх» федерального стандарта или «вне» стандарта (занятость в свободное от уроков время). Оно предназначено для контингента детей данного учреждения, у которых есть повышенный запрос к своему уровню образованности и темпам его достижения, либо для детей, у которых есть проблемы в освоении примерного минимума информации. Не умаляя значения дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, следует обратить внимание на то, что эта часть Закона ставит под сомнение возможность использования права самостоятельного определения содержания учреждениями дополнительного образования детей. Поскольку дополнительная образовательная программа реализуется в общеобразовательном учреждении, то ее разработчик и носитель (учреждение или структурное подразделение) ставится в положение прямого подчинения школе.

Однако, можно принять совершенно противоположную позицию, воспользовавшись статьей 32 Закона, определяющей компетенции образовательного учреждения: во-первых, образовательное учреждение самостоятельно в разработке и выборе образовательных программ и учебных планов, в подготовке и обеспечении всех сторон образовательного процесса, осуществлении иной, кроме образовательной, деятельности; во-вторых, образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение в полном объеме функций, отнесенных к его компетенции, в том числе - реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников.

Подчиняясь Закону, учреждения дополнительного образования детей должны следовать этим общим требованиям к содержанию образования, к организации образовательного процесса, управлению деятельностью. Но имеющихся положений Закона «Об образовании» недостаточно для аргументированного обоснования особой миссии дополнительного образования детей в системе образования, а понятийный аппарат данного документа не обладает достаточной полнотой для выражения специфики деятельности учреждений дополнительного образования детей и ее результатов, для адекватной характеристики образовательных программ. Все характеристики образовательных программ, деятельности образовательного учреждения в целом, представленные в Законе, нуждаются в спецификации по отношению к системе дополнительного образования детей.

В статье 26 Закона, завершающей общую характеристику образовательных программ в системе образования Российской Федерации, представлено исключительно дополнительное образование как постоянный элемент (фон, форма, вид и пр.) всех ступеней и уровней образования. Заметим, что данная статья не согласована по смыслу со статьями 9 и 17. Для соблюдения точности приведем ее дословно:

«I. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые:

в образовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

посредством индивидуальной педагогической деятельности» (207).

В данной статье определяется цель дополнительного образования, но ее глобальность соизмерима со всей системой образования. Каждая образовательная структура, каждое учреждение образования вносят свою лепту в удовлетворение образовательных потребностей населения в целом и отдельных субъектов социальной практики. В то же время, сложно согласиться с рядом дополнительных образовательных услуг и дополнительных образовательных программ. Программы и услуги далеко не тождественны в содержании, методах, результатах. Серьезные различия между ними в правовых и финансово-экономических основах управления. С нашей точки зрения, соединение дополнительных образовательных услуг и дополнительных образовательных программ в одной статье Закона задает вполне определенный вектор перевода дополнительного образования детей из государственной структуры в не государственную.

Последующее уточнение функций дополнительного образования по отношению к уровням профессионального образования не вносит должной ясности. Дополнительное образование переводится в процесс непрерывного совершенствования профессионализма, который может продолжаться в течении всей жизни человека, стремящегося соответствовать требованиям производства, темпам научного прогресса или не стремящегося к этому по своему желанию, но вынужденного следовать за постоянно изменяющимися образовательными стандартами.

Больше всего критических замечаний возникает по отношению к приведенному списку учреждений дополнительного образования, в котором соединяются детские учреждения, виды учреждений системы повышения квалификации и индивидуальная педагогическая деятельность (чаще всего существующая в виде платного репетиторства). Основанием для такого объединения выбирается понятие «направленность» дополнительных образовательных программ, содержание и объем которого варьируется, обсуждается, трактуется в научных публикациях, популярной периодике и в суждениях обыденного опыта.

Итак, Закон Российской Федерации «Об образовании» не позволяет ответить на следующие вопросы: что считать основными и дополнительными образовательными программами в учреждениях дополнительного образования детей? Что считать государственным образовательным стандартом в дополнительном образовании и правомерно ли введение стандартов в это образование? Если образовательные программы дополнительного образования не соотносимы со стандартом, то что считать государственными требованиями к ним? Можно ли

применять и до какой степени известные нормативы - минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки к образовательным программам учреждений дополнительного образования детей, не исказив при этом их предназначения? Каковы могут быть результаты реализации образовательных программ и требования к ним в учреждениях дополнительного образования?

На эти и многие другие вопросы можно дать ответ, только опираясь на имеющийся опыт, собственное представление, субъективную позицию, интуицию или здравый смысл. Отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы дополнительного образования детей затрудняет сегодня осуществление функций управления с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Из всех существующих законодательных определений можно сделать заключение не только о наличии формального признания государством дополнительного образования детей в системе образования, но и, одновременно, о его структурной неопределенности в единой системе образования как уникального типа образования со своим социальным назначением. Данное положение есть следствие объективных причин, среди которых: ситуация постоянной неустойчивости и перманентной кризисности существования нашего общества, ввергающих всех в «борьбу за выживание»; недостаточность опыта деятельности учреждений в новом типологическом статусе; неполнота нормативного самоопределения системы дополнительного образования детей.

На феномен структурной неопределенности повлияли и субъективные причины: менталитет, традиции внешкольной воспитательной работы; инерция и вера в самодостаточность; увлеченность изменениями, возможностями быстрого введения новшеств, вместо осознанного управления развитием, систематизированного создания собственной организационной культуры; фрагментарность научной рефлексии, замедляющей выработку единого концептуально-понятийного и нормативного обеспечения системы дополнительного образования детей.

Сравнительно «молод» главный для нашей темы законодательный документ «Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей», который указывает, что типовым показателем образовательного учреждения дополнительного образования детей является его предназначение - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация с этой целью дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства. Основные задачи образовательного учреждения данного типа задают специфику его функций:

  1. обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления
    здоровья, личностного и профессионального самоопределения и творческого
    труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

  2. адаптация их к жизни в обществе;

  3. формирование общей культуры;

  4. организация содержательного досуга.

Очевидна зависимость образовательной деятельности от осуществления функций социально-педагогического характера и психолого-педагогической поддержки. Формулировка «цели-предназначения» и задач учреждения дополнительного образования детей позволяет прийти к логическому выводу о том, что дополнительное образование - это сфера, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умение достигать поставленные цели.

Подтверждением данного вывода являются следующие позиции Типового положения:

  1. учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности
    с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;

  2. каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях,
    менять их;

  3. по инициативе детей в учреждении могут создаваться детские и юношеские общественные объединения и организации, действующие со своими уста
    вами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в работе таких объединений и организаций;

  4. деятельность детей в учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие);

  5. содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом
    примерных учебных планов и программ. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения;

  6. учреждение несет ответственность за качество реализуемых программ
    и нарушение нрав и свобод обучающихся и работников учреждения;

  7. занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам;

  8. численный состав объединения, продолжительность занятий, формы их
    проведения определяются самим учреждением.



© 2010-2022