Интерактивные методы и средства обучения на уроках анатомии и физиологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные методы и средства обучения на уроках анатомии и физиологииКГП на ПХВ «Павлодарский медицинский колледж»




Доклад на тему: «Интерактивные методы и средства обучения на уроках анатомии и физиологии»






Подготовила: Назаренко Л.Н.,

преподаватель анатомии и физиологии


Павлодар, 2015 г.

«Интерактивные методы и средства обучения на уроках анатомии и физиологии»

Внедрение интерактивных методов и средств обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов.

В процессе обучения обращается внимание в первую очередь на те методы, при которых обучающиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение.

Уроки с использованием интерактивных методов следует начинать с определения микроклимата в группе, например с применением задания «Дерево чувств», на котором фиксируются яблоки красного цвета (символ хорошего настроения ) и зеленые (символ плохого настроения).(фото) Важно, чтобы на уроке тема и целеполагание высказывались самостоятельно студентами (флипчарт).

На занятиях анатомии и физиологии используются методы:

  • коллективно-мыслительной деятельности: работа в малых группах, ролевые, деловые игры, терминологический диктант, метод Джигсо. Метод коллективно-мыслительной деятельности воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Данный метод предусматривает разнообразные приемы в работе.

Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия, вызывает дух соперничества).

В работе малых групп с использованием интерактивной доски можно использовать такие приемы, как: «Дополни предложение…» (флипчарт), «Лови ошибку».(флипчарт). Прием «Топография органа» дает возможность студентам закрепить знания топографии органа с соседними органами (флипчарт).

  • приемы критического мышления:

  • «Банк слов», моделирование ситуации, кластер, разбор случаев из практики, перекрестная дискуссия, фишбоун -рыба, верные и неверные утверждения, пять шляп, ромашка Блума, стратегия светофора. Прием «Банк слов» позволяет студентам самостоятельно определить факторы, стимулирующие и тормозящие выработку пищеварительных соков с использованием двух емкостей «стимулирующие» и «тормозящие факторы». С помощью задания «Концептуальная таблица часы» сопоставляется время с физиологическими процессами, протекающими в желудке (флипчарт). Моделирование ситуации возможно через прием «Немое кино», в результате которого студенты должны дать характеристику физиологическим процессам, демонстрирующих с помощью фильма и слайдов (флипчарт - опыты И.П. Павлова).

  • Метод Джигсо предназначен для того, чтобы обучающие помогали друг другу учиться. Каждая группа получает одинаковое задание: прочитать свой текст, продумать, как, какими способами запомнить его и пересказать, составить вопросы, направленные на понимание сущности текста. Обучающиеся могут записать опорные слова, начертить рисунки, схемы или кластеры. После работы с текстом группы перераспределяются таким образом, чтобы в каждой оказались представители всех трех групп. Затем по команде преподавателя они по очереди объясняют свой вопрос, используя записи и графический материал. Объяснив и обсудив три темы в группе, все возвращаются на свои места и ещё раз обсуждают общую тему, состоящую из трех тем. С помощью маркеров и бумаги команды демонстрируют схемы безусловной и условной выработки желудочного сока.

Задание «Пять шляп» носит творческий, опережающий характер, где студенты демонстрируют параллельное мышление через разрешение единой проблемы с помощью разных заданий. (фото)

  • Команда «Белая шляпа»- объясняет топографию печени, ее функции и связочный аппарат.(флипчарт)

  • Команда «Желтая шляпа»-указать химический состав и свойства желчи

  • Команда «Красная шляпа» объясняет систему воротной вены печени, ее значение

  • Команда «Зеленая шляпа» объясняет строение печени и желчного пузыря.

  • Команда «Черная шляпа»критикует печень, расскрывает вопросы регуляции выработки желчи.(ролевая игра)

Прием «Дерево предсказаний» основано на составление кластера по определения пищеварительных ферментов, расщепляющих субстраты до окончательных продуков распада (флипчарт)

Прием «Стоп-кадр»: с помощью волщебного сундучка позволяет студентам распределить факторы, стимулирующие и тормозящие выработку кишечного сока.(флипчарт)

При объяснении нового материала используется прием «Корзина» (флипчарт)

  • Перекрестная дискуссия «Прокуроры - адвокаты» помогает студентам совершенствовать навыки критического мышления и саморегуляции, самостоятельно сделать выводы по данной проблеме.

Например, по теме «Жировой обмен»:

1 команда «защищает» жировую ткань:

  • Выполняет энергетическую функцию

  • Пластическая функция т.е. является строительным материалом клетки

  • Защищает организм от переохлаждения

  • Защищает организм от травм

2 команда «обвиняет» жировую ткань:

  • Вызывает атеросклероз коронарных артерий

  • Вызывает ожирение четырех степеней

  • Нарушает двигательную активность человека

  • Вызывает жировые дистрофии внутренних органов

  • Вывод: жиры необходимы для организма при условии рационального (сбалансированного питания) при соотношении белков: жиров: углеводов, как 1:1:4.

Прием «Фишбоун-рыба» - это сконструированный способ развития идей и мыслей. Прием визуализирует взаимосвязь между причинами и связями, дает возможность возникновению новых идей. В «голове отражается» вопрос темы, в «туловище» - ответы, в «хвосте» - вывод.

1- Задается проблемный вопрос из раздела опорно-двигательного аппарата: Почему утверждают, что движение-это жизнь?Интерактивные методы и средства обучения на уроках анатомии и физиологии

Ответы: 2-кости укрепляют мышцы; 3-укрепившие мышцы предупреждают в костях остеопороз; 4-улучшается настроение, так как гипофиз вырабатывает гормоны эндорфины; 5-повышается жизненная емкость легких; 6-улучшаются процессы кроветворения; 7-повышается уровень гемоглобина в крови; 8-очищается организм от шлаков через усиленное потоотделение; 9-предупреждается гипоксия в тканях; 10-предупреждаются различные формы дистрофий внутренних органов; 11- ликвидируется венозный застой в нижних конечностях, в полости малого таза; 12-повышается эластичность кровеносных сосудов; 13-снижается уровень холестерина в крови; 14-улучшается кровообращение в тканях и органах; 15-возрастает сила мышц; 17-увеличивается количество капилляров; 16-Вывод:улучшаются все обменные процессы в организме, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

Прием «Кубик Блума» (рисунок) активизирует мыслительную деятельность обучающихся, учит их анализировать, оценивать значимость данных, использовать знания из разных областей, учит поиску причинно-следственных связей. Преподаватель выбрасывает кубик в малых группах и предлагает ответить на вопросы, отмеченные на его сторонах. На кубике отмечены задания: «Почему?», «Объясните», «Назовите», «Предложите», «Придумайте», «Поделитесь».(рисунок кубик «Блума») Например:

  • Почему? Мочевыделительную систему связывают с половой в мочеполовой аппарат?

  • Объясните: Сущность механизма образования первичной и вторичной мочи

  • Назовите: Органы мочевыделительной системы

  • Предложите: Расположить последовательно органы мочевыделения с учетом мочеобразования и мочевыделения.

  • Придумайте: Каким образом можно изобразить процессы регуляции мочеобразования?

  • Поделись: Знаниями о здоровом образе жизни по сохранению нормальной функции мочевыделительной системы.

Интерактивные методы и средства обучения на уроках анатомии и физиологииТромбоциты

Эритроциты

Лейкоциты

Прием «Стратегия светофора».(рисунок) Работа осуществляется в трех командах. Капитанам команд предлагается конверт с цветовой гаммой светофора с последующей защитой своего вопроса в командах. Укажите функции ФЭК (форменных элементов крови).

Для проведения рефлексии студентам можно раздать «Листы пожеланий» в форме бумажных цветных фигур, на которых они высказывают свои пожелания.

  • Синий цвет - интересно на уроке было

  • Красный цвет - мешало на уроке

  • Желтый цвет -возьму с собой с урока

Можно предложить студентам заполнить листы пожеланий с вопросами:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял(а), что…

я научился(ась)…

я смог(ла)…

было интересно узнать, что…

меня удивило…..

Результаты продуктивности урока важны не только для преподавателя, но и для студентов. Поэтому результаты работы команд можно продемонстрировать с помощью «Горы», которая указывает разные уровни подготовки команд. Индивидуальная работа должна поощряться с помощью цветных жетонов: за отличный ответ- красный жетон, за хороший- желтый, за удовлетворительный- синий.

Интерактивные методы обучения предполагают использование различных средств обучения.

На уроках анатомии и физиологии использование интерактивной доски позволяет демонстрировать презентации, флипчарты, видеофильмы. Наглядность - одно из условий успешности урока, поэтому на уроках анатомии и физиологии широко применяются анатомические наглядности: плакаты, муляжи, планшеты, влажные препараты, обучающие программы по разделам «Остеология» и «Миология», используется учебная и дополнительная литература. После окончания курса дисциплины практическое занятие проводиться на базе патологоанатомического отделения.

Применение интерактивных методов обучения способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция. Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей обучающихся, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой студенты готовы реализовать свои способности и возможности.

© 2010-2022