- Преподавателю
- Другое
- Программа воспитательной работы Я и окружающий мир
Программа воспитательной работы Я и окружающий мир
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Антонова Е.Г. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат
I и II видов г. Черемхово
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГСКОУ
«Школа - интернат г. Черемхово»
___________ С.А. Бонах
Приказ №__________
от «____» ________2014 г.
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Я и окружающий мир»
3 «г» класс
Составила: Антонова Е. Г.,
кл. руководитель
воспитатель
г. Черемхово, 2014 год
Паспорт программы
Название программы
Воспитательная программа воспитателя «Я и окружающий мир».
Сроки реализации программы
2014-2015 год
Наименование учреждения
Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат
I и II видов г. Черемхово
Автор программы
(Ф.И. О. должность)
Антонова Е. Г.
(кл. руководитель, воспитатель).
Вид программы
Комплексная
Количество участников программы
7 учеников, родители, педагоги
Цель воспитательной работы:
создание благоприятных условий для развития и совершенствования интеллектуальной, творческой, нравственной, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе.
Задачи:
- развитие и совершенствование двух форм речи: устной и письменной;
- формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
- формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;
- формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;
- формировать творческое воображение, любознательность;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность;
- осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, физическое воспитание младших школьников;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Основные требования к организации воспитания:
- обеспечение качества воспитания;
- соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;
- системность и единство педагогических требований;
- реализация личностно ориентированного подхода;
- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;
- преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения учащихся; развитие индивидуальности учащихся; развитие интереса к изучаемым предметам; развитие самостоятельности; формирование полезных привычек; формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю; формирование уважительного, ценностного отношения к труду.
Пояснительная записка.
Воспитание - великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Воспитательная работа в начальной школе предполагает создание единой непрерывной системы образовательно-воспитательного пространства, которое отвечает интересам ребенка, семьи и общества в целом и направлена:
- на здоровье сберегающее образование,
- на развитие физической, общественной активности ребенка,
- на выявление и сопровождение талантливых детей,
- на формирование у школьников потребности в созидательном труде,
- на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей школьников.
Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.
Непрерывный образовательно-воспитательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.
В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
Воспитательная работа классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.
Основу воспитательной системы классов определяют следующие принципы:
-гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;
- принцип коллективизма;
-доступность;
-научность.
Вся воспитательная работа в классах проводится по плану классного руководителя, воспитателя, общешкольному воспитательному плану. Эти планы несут определённые цели и задачи, исходящие из потребностей школы и классов, согласовываются между собой и дополняют друг друга. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом районных, республиканских мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ.
Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др..), КВНы, КВД, экскурсии, спортивные игры и соревнования, общешкольные утренники, линейки, творческие отчеты, трудовые десанты.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
-
Социально-личностно развитие
«Я и окружающий мир»
-
Духовно - нравственное воспитание
«Я - человек и личность»
-
Гражданско-патриотическое воспитание
«Я - гражданин России»
-
Правовое воспитание
«Я - мои права и обязанности»
-
Трудовое воспитание
«Трудом велик и славен человек»
-
Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного»
-
Физическое воспитание
«Я и здоровый образ жизни»
-
Экологическое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»
-
Соуправление в классе.
-
Работа с родителями
Основные направления программы.
1.Социально - личностное развитие
«Я и окружающий мир»
Цель: формирование социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа «Я», социально-коммуникативной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего народа и других народов, содержательного общения с окружающим миром, с учетом уже достигнутого ребенком уровня социального развития, личностных особенностей, специфики развития эмоционально-аффективной сферы.
Задачи:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребёнка уверенности в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят;
- формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение и личные вещи, право выбирать друзей, игрушки, виды деятельности);
- воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
Сентябрь
«Мир - прекрасный и опасный» - беседа
«Автомобиль, дорога, пешеход» -практ.з анятие
«Правила поведения в школе и дома» - беседа-игра
Экскурсия «Мой город»
Актуализация правил поведения в школе, дома, на дороге.
Октябрь
«Город, где я учусь» - игра-путешествие
«Школа здоровья» - викторина
«Правила поведения знай и выполняй» - беседа-игра
«Ты, я и мир вокруг» - КВН
Актуализация и расширение знаний о ближайшем окружении школы и дома.
Ноябрь
«Поговорим о природе» - игра-путешествие
«Огонь -друг или враг» - викторина
«Лесные тайны» - игра
«Знатоки природы» - КВН
Актуализация и расширение знаний о родной природе, о правилах поведения в природе.
Декабрь
«Береги здоровье смолоду» -беседа-игра
«Где живет Дед Мороз?» беседа
«Правила поведения на льду» - викторина
«Где и как встречают Новый год» - игра-путешествие
Формирование основ здорового образа жизни. Знакомство с традициями зимних праздников
Январь
«Идет зима аукает..» - викторина
«Рождественские посиделки» - игра
«Работа в зимнем городе» беседа-игра
Знакомство с традициями зимних праздников, с трудом людей зимой
Февраль
«В моем краю» - КВН
«Праздник всех защитников» праздник
«Профессии настоящих мужчин» - беседа
«У нас зима, а у вас?» - игра-путешествие
Расширение кругозора, словарного запаса, знакомство с мужскими профессиями
Март
«Мамин день» - беседа
«Весна идет, весне дорогу» - игра
«Правила поведения на воде в весенний период» - викторина
«Кем быть, чтобы пользу дарить» - КВН
Актуализация и закрепление знаний о весне, о традициях празднования 8 марта. Повторение правил поведения
Апрель
«Праздник смеха во всем мире» викторина
«День птиц» - беседа-игра
«Правила движения достойны уважения» КВН
«Личная безопасность» - беседа
Актуализация и расширение знаний о празднике. Повторение и закрепление правил личной безопасности
Май
«Памятники Черемхово» -экскурсия
«Этот День Победы» - беседа
«Правила поведения в весенне-летний период» - викторина
«Я и окружающий мир» праздник
Актуализация и расширение знаний о празднике. Повторение и закрепление правил личной безопасности
2.Духовно-нравственное воспитание
«Я - человек и личность»
Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
Сентябрь
«Правила поведения в школе и дома» - беседа - игра
Знание и выполнение правил поведения
Октябрь
«День матери» - кл. час
Воспитание уважения и любви
Ноябрь
«Мудрые заповеди наших предков» - игра- путешествие
Знание традиций, образа жизни
наших предков
Декабрь
«Где живет Дед Мороз?» - кл.час
Знакомство с традициями зимних праздников
Январь
«Встречают по одежке - провожают по уму» игра - путешествие
Формирование основ правильного поведения в обществе
Февраль
«Учимся дружить» викторина
Актуализация знаний о правилах дружбы
Март
«Что такое этикет» кл. час
Актуализация знаний об этикете
Апрель
«Доброе слово…» - кл. час
Формирование основ толерантной личности
Май
«Правила хорошего тона» - КВН
Актуализация знаний об этикете
3.Гражданско-патриотическое воспитание
«Я - гражданин России»
Цель: сформировать достойного гражданина и патриота России - человека, обладающего широкими правами, соответствующими Международным правам человека, знающего свои права и умеющего их защищать, нетерпимого к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющего свои обязанности, чувствующего неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.
Задачи:
Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
Воспитание уважения к защитникам Отечества.
Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
Сентябрь
«Край, где мы живем» - беседа
Формирование основ патриотизма
Октябрь
«Путешествие по Иркутской области» - кл. час
Актуализация знаний о родном крае
Ноябрь
«Столица нашей Родины Москва» - заочное путешествие
Актуализация знаний о столице нашей Родины
Декабрь
«В России Новый год» кл.час
Знакомство с традициями зимних праздников
Январь
«Моя страна» игра - путешествие
Актуализация знаний о родном крае
Февраль
«Юные защитники Родины» кл. праздник
Расширение кругозора, словарного запаса, знакомство с мужскими профессиями
Март
«8 марта - история праздника» беседа
Актуализация и закрепление знаний о весне, о традициях празднования 8 марта.
Апрель
«Человек и космос» - беседа
Формирование основ патриотизма
Май
«Памятные места г. Черемхово» - экскурсия,
Формирование основ патриотизма
4.Правовое воспитание
«Я, мои права и обязанности»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
Сентябрь
«Знатоки правил дорожного движения» - беседа
Знание и выполнение правил поведения
Октябрь
«Путешествие по Иркутской области» - кл. час
Актуализация знаний о родном крае
Ноябрь
«Столица нашей Родины Москва» - заочное путешествие
Формирование основ патриотизма
Декабрь
«Соблюдай и выполняй» викторина
Знание и выполнение правил поведения
Январь
«Моя страна» игра - путешествие
Актуализация знаний, расширение кругозора
Февраль
«Юные защитники Родины» кл. праздник
Расширение кругозора, словарного запаса
Март
«8 марта - история праздника» беседа
Актуализация и закрепление знаний о весне, о традициях празднования 8 марта.
Апрель
«Человек и космос» - беседа
Формирование основ патриотизма
Май
«Памятные места г. Черемхово» - кл.час
Актуализация знаний о родном крае
5.Трудовое воспитание
«Трудом велик и славен человек»
Цель: привитие навыков самообслуживания; формирование навыков трудовой деятельности
Задачи:
Формирование навыков и умений:
-ухода за одеждой и обувью;
-проведения сухой и влажной уборки помещения.
Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу.
Приобщение воспитанников к труду, привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
Сентябрь
Час творчества(еженедельно)
Операция «Уют»
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Октябрь
Час творчества(еженедельно)
Труд час на прогулке
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Ноябрь
Час творчества(еженедельно)
«Все профессии важны, все профессии нужны»-викторина
Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.
Декабрь
Час творчества(еженедельно)
Операция «Чистый двор»
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Январь
Час творчества(еженедельно)
Конкурс «Снежных фигур»
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Февраль
Час творчества(еженедельно)
«Трудом велик и славен человек» -кл. час
Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.
Март
Час творчества(еженедельно)
«Подарок маме»-практ. занятие
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Апрель
Час творчества(еженедельно)
Трудовой десант
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Май
Час творчества(еженедельно)
Операция «Чистый двор»
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
6.Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного»
Цель работы - гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи:
создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
Сентябрь
Час творчества(еженедельно)
«Как прекрасен этот мир» - кл час
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия. Развитие эстетического вкуса
Октябрь
Час творчества(еженедельно)
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Ноябрь
Час творчества(еженедельно)
«И в каждой работе есть прелесть своя»-викторина
Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.
Развитие творч. способностей
Декабрь
Час творчества(еженедельно)
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Январь
Час творчества(еженедельно)
Конкурс «Снежных фигур»
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия, развитие творч. способностей
Февраль
Час творчества(еженедельно)
Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.
Март
Час творчества(еженедельно)
«Подарок маме»-практ. занятие
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия, любви к прекрасному
Апрель
Час творчества(еженедельно)
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия
Май
Час творчества(еженедельно)
«В природе радость, пробужденье…» - беседа-игра
Приобщение к труду, воспитание трудолюбия, любви к прекрасному
7.Физическое воспитание
«Я и здоровый образ жизни»
Цель: содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
Задачи:
способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;
воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;
инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
Сентябрь
«Здоровое питание» - беседа
стремление к сохранению и укреплению здоровья
Октябрь
«Малые олимпийские игры»-кл.час
разностороннее развитие спортивных умений и мастерства
Ноябрь
«Что делает человека здоровым и счастливым» -викторина
расширение знаний социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни,
Декабрь
«Веселые старты» - кл.час
разностороннее развитие спортивных умений и мастерства
Январь
«Мой режим дня»- игра
Расширение знаний социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни,
Февраль
«В здоровом теле здоровый дух» - кл. час
стремление к сохранению и укреплению здоровья
Апрель
«Вредные привычки» - беседа
профилактика вредных привычек
Май
«Береги здоровье смолоду» - кл. праздник
формирование позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья
8.Экологическое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде на базе экологического сознания, соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганда идей его оптимизации.
Задачи:
1. Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
2. воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
I четверть
Экскурсия в осенний лес
формировать целостное представление о природе
II четверть
«Помоги птицам» - кл.час
Операция «Кормушка»
Воспитание любви к природе, заботливого отношения к ней
III четверть
«Экологическое путешествие» - беседа-игра
формировать целостное представление о природе
III четверть
«Весна в природе» - экскурсия
Воспитание любви к природе, заботливого отношения к ней
9.Ученическое самоуправление
«Я сам»
Цель: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.
Задачи:
создание условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления;
развитие самостоятельного мышления и самосознания;
воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства;
воспитание желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзьям и ровесникам.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
I четверть
Выборы членов классного самоуправления
«Учись быть взрослым» - беседа-практикум
Итоги четверти
Развитие самостоятельности, активности
II четверть
«Я - сам» - беседа
Итоги четверти
Раскрытие индивидуальных особенностей воспитанников
III четверть
Перевыборы членов классного самоуправления
«Маленький учитель» - практикум
Итоги четверти
Развитие самостоятельности, активности, ответственности
III четверть
День самоуправления
Итоги за год
Развитие самостоятельности, активности, ответственности
10.Работа с родителями
Цель: вовлекать родителей в учебно - воспитательный процесс. Повышать уровень педагогической культуры родителей, помочь осмыслить родительские обязанности, выработать единые требования в воспитательном процессе.
Сроки
Пути реализации
Предполагаемый результат
I четверть
Родительское собрание «Безопасность на каждый день»
Выработка единых требований в воспитательном процессе
II четверть
Анкетирование родителей на тему «Удовлетворение родителей жизнью в школе»
Родительское собрание «Поощрение и наказание»
Выработка единых требований в воспитательном процессе
Создание комфортных условий для обучения и воспитания детей
III четверть
Анкетирование «Посмотрите на себя глазами детей»
Родительское собрание «Компьютер, остовый телефон - друг или враг»
Выработка единых требований в воспитательном процессе
Создание комфортных условий для обучения и воспитания детей
III четверть
Родительское собрание «Трудовые обязанности в семье»
Выработка единых требований в воспитательном процессе
.
Список использованной литературы:
-
Балабанова, И.П. Уроки этики: учение с увлечением. Начальная школа. - 2002. - № 12
-
Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
-
Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики. Сост.П. П. Кучегаш. Волгоград: Перемена,1995.
-
Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.
-
Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. Н. Е. Щуркова и др. - М., 1994.