Программа воспитательной работы Я и окружающий мир

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат

I и II видов г. Черемхово

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГСКОУ

«Школа - интернат г. Черемхово»

___________ С.А. Бонах

Приказ №__________

от «____» ________2014 г.








ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«Я и окружающий мир»

3 «г» класс






Составила: Антонова Е. Г.,

кл. руководитель

воспитатель







г. Черемхово, 2014 год

Паспорт программы

Название программы

Воспитательная программа воспитателя «Я и окружающий мир».

Сроки реализации программы

2014-2015 год

Наименование учреждения

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся воспитанников, с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат

I и II видов г. Черемхово

Автор программы

(Ф.И. О. должность)

Антонова Е. Г.

(кл. руководитель, воспитатель).

Вид программы

Комплексная

Количество участников программы

7 учеников, родители, педагоги

Цель воспитательной работы:

создание благоприятных условий для развития и совершенствования интеллектуальной, творческой, нравственной, деятельной, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе.

Задачи:

- развитие и совершенствование двух форм речи: устной и письменной;

- формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;

- формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;

- формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;

- формировать творческое воображение, любознательность;

- развивать познавательный интерес, самостоятельность;

- осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, физическое воспитание младших школьников;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Основные требования к организации воспитания:

- обеспечение качества воспитания;

- соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

- системность и единство педагогических требований;

- реализация личностно ориентированного подхода;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

- преемственность и непрерывность в содержании воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения учащихся; развитие индивидуальности учащихся; развитие интереса к изучаемым предметам; развитие самостоятельности; формирование полезных привычек; формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю; формирование уважительного, ценностного отношения к труду.

Пояснительная записка.

Воспитание - великое дело:

им решается судьба человека.

В. Белинский

Воспитательная работа в начальной школе предполагает создание единой непрерывной системы образовательно-воспитательного пространства, которое отвечает интересам ребенка, семьи и общества в целом и направлена:

- на здоровье сберегающее образование,

- на развитие физической, общественной активности ребенка,

- на выявление и сопровождение талантливых детей,

- на формирование у школьников потребности в созидательном труде,

- на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей школьников.

Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.

Непрерывный образовательно-воспитательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогами, изменяются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.
В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
Воспитательная работа классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах.

Основу воспитательной системы классов определяют следующие принципы:
-гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;

- принцип коллективизма;

-доступность;

-научность.

Вся воспитательная работа в классах проводится по плану классного руководителя, воспитателя, общешкольному воспитательному плану. Эти планы несут определённые цели и задачи, исходящие из потребностей школы и классов, согласовываются между собой и дополняют друг друга. В течение учебного года воспитательная работа может корректироваться с учетом районных, республиканских мероприятий и рекомендаций Министерства образования и науки РФ.

Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др..), КВНы, КВД, экскурсии, спортивные игры и соревнования, общешкольные утренники, линейки, творческие отчеты, трудовые десанты.


Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:


  1. Социально-личностно развитие

«Я и окружающий мир»


  1. Духовно - нравственное воспитание

«Я - человек и личность»


  1. Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - гражданин России»


  1. Правовое воспитание

«Я - мои права и обязанности»


  1. Трудовое воспитание

«Трудом велик и славен человек»


  1. Эстетическое воспитание

«Мир прекрасного»


  1. Физическое воспитание

«Я и здоровый образ жизни»


  1. Экологическое воспитание

«Я отвечаю за окружающий мир»


  1. Соуправление в классе.


  1. Работа с родителями

Основные направления программы.

1.Социально - личностное развитие

«Я и окружающий мир»

Цель: формирование социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств личности ребенка: самооценки и образа «Я», социально-коммуникативной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми на основе приобщения к культуре своего народа и других народов, содержательного общения с окружающим миром, с учетом уже достигнутого ребенком уровня социального развития, личностных особенностей, специфики развития эмоционально-аффективной сферы.

Задачи:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру;

- создание условий для формирования у ребёнка уверенности в себе, в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят;

- формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение и личные вещи, право выбирать друзей, игрушки, виды деятельности);

- воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Мир - прекрасный и опасный» - беседа

«Автомобиль, дорога, пешеход» -практ.з анятие

«Правила поведения в школе и дома» - беседа-игра

Экскурсия «Мой город»

Актуализация правил поведения в школе, дома, на дороге.

Октябрь

«Город, где я учусь» - игра-путешествие

«Школа здоровья» - викторина

«Правила поведения знай и выполняй» - беседа-игра

«Ты, я и мир вокруг» - КВН

Актуализация и расширение знаний о ближайшем окружении школы и дома.

Ноябрь

«Поговорим о природе» - игра-путешествие

«Огонь -друг или враг» - викторина

«Лесные тайны» - игра

«Знатоки природы» - КВН

Актуализация и расширение знаний о родной природе, о правилах поведения в природе.

Декабрь

«Береги здоровье смолоду» -беседа-игра

«Где живет Дед Мороз?» беседа

«Правила поведения на льду» - викторина

«Где и как встречают Новый год» - игра-путешествие

Формирование основ здорового образа жизни. Знакомство с традициями зимних праздников

Январь

«Идет зима аукает..» - викторина

«Рождественские посиделки» - игра

«Работа в зимнем городе» беседа-игра

Знакомство с традициями зимних праздников, с трудом людей зимой

Февраль

«В моем краю» - КВН

«Праздник всех защитников» праздник

«Профессии настоящих мужчин» - беседа

«У нас зима, а у вас?» - игра-путешествие

Расширение кругозора, словарного запаса, знакомство с мужскими профессиями

Март

«Мамин день» - беседа

«Весна идет, весне дорогу» - игра

«Правила поведения на воде в весенний период» - викторина

«Кем быть, чтобы пользу дарить» - КВН

Актуализация и закрепление знаний о весне, о традициях празднования 8 марта. Повторение правил поведения

Апрель

«Праздник смеха во всем мире» викторина

«День птиц» - беседа-игра

«Правила движения достойны уважения» КВН

«Личная безопасность» - беседа

Актуализация и расширение знаний о празднике. Повторение и закрепление правил личной безопасности

Май

«Памятники Черемхово» -экскурсия

«Этот День Победы» - беседа

«Правила поведения в весенне-летний период» - викторина

«Я и окружающий мир» праздник

Актуализация и расширение знаний о празднике. Повторение и закрепление правил личной безопасности

2.Духовно-нравственное воспитание

«Я - человек и личность»

Цель: помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;

Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;

Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Правила поведения в школе и дома» - беседа - игра

Знание и выполнение правил поведения

Октябрь

«День матери» - кл. час

Воспитание уважения и любви

Ноябрь

«Мудрые заповеди наших предков» - игра- путешествие

Знание традиций, образа жизни

наших предков

Декабрь

«Где живет Дед Мороз?» - кл.час

Знакомство с традициями зимних праздников

Январь

«Встречают по одежке - провожают по уму» игра - путешествие

Формирование основ правильного поведения в обществе

Февраль

«Учимся дружить» викторина

Актуализация знаний о правилах дружбы

Март

«Что такое этикет» кл. час

Актуализация знаний об этикете

Апрель

«Доброе слово…» - кл. час

Формирование основ толерантной личности

Май

«Правила хорошего тона» - КВН

Актуализация знаний об этикете

3.Гражданско-патриотическое воспитание

«Я - гражданин России»

Цель: сформировать достойного гражданина и патриота России - человека, обладающего широкими правами, соответствующими Международным правам человека, знающего свои права и умеющего их защищать, нетерпимого к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющего свои обязанности, чувствующего неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.

Задачи:

Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

Воспитание уважения к защитникам Отечества.

Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Край, где мы живем» - беседа

Формирование основ патриотизма

Октябрь

«Путешествие по Иркутской области» - кл. час

Актуализация знаний о родном крае

Ноябрь

«Столица нашей Родины Москва» - заочное путешествие

Актуализация знаний о столице нашей Родины

Декабрь

«В России Новый год» кл.час

Знакомство с традициями зимних праздников

Январь

«Моя страна» игра - путешествие

Актуализация знаний о родном крае

Февраль

«Юные защитники Родины» кл. праздник

Расширение кругозора, словарного запаса, знакомство с мужскими профессиями

Март

«8 марта - история праздника» беседа

Актуализация и закрепление знаний о весне, о традициях празднования 8 марта.

Апрель

«Человек и космос» - беседа

Формирование основ патриотизма

Май

«Памятные места г. Черемхово» - экскурсия,

Формирование основ патриотизма

4.Правовое воспитание

«Я, мои права и обязанности»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;

воспитание обучающихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Знатоки правил дорожного движения» - беседа

Знание и выполнение правил поведения

Октябрь

«Путешествие по Иркутской области» - кл. час

Актуализация знаний о родном крае

Ноябрь

«Столица нашей Родины Москва» - заочное путешествие

Формирование основ патриотизма

Декабрь

«Соблюдай и выполняй» викторина

Знание и выполнение правил поведения

Январь

«Моя страна» игра - путешествие

Актуализация знаний, расширение кругозора

Февраль

«Юные защитники Родины» кл. праздник

Расширение кругозора, словарного запаса

Март

«8 марта - история праздника» беседа

Актуализация и закрепление знаний о весне, о традициях празднования 8 марта.

Апрель

«Человек и космос» - беседа

Формирование основ патриотизма

Май

«Памятные места г. Черемхово» - кл.час

Актуализация знаний о родном крае

5.Трудовое воспитание

«Трудом велик и славен человек»

Цель: привитие навыков самообслуживания; формирование навыков трудовой деятельности

Задачи:

Формирование навыков и умений:

-ухода за одеждой и обувью;

-проведения сухой и влажной уборки помещения.

Воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу.

Приобщение воспитанников к труду, привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

Сентябрь

Час творчества(еженедельно)

Операция «Уют»

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Октябрь

Час творчества(еженедельно)

Труд час на прогулке

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Ноябрь

Час творчества(еженедельно)

«Все профессии важны, все профессии нужны»-викторина

Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.

Декабрь

Час творчества(еженедельно)

Операция «Чистый двор»

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Январь

Час творчества(еженедельно)

Конкурс «Снежных фигур»

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Февраль

Час творчества(еженедельно)

«Трудом велик и славен человек» -кл. час

Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.

Март

Час творчества(еженедельно)

«Подарок маме»-практ. занятие

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Апрель

Час творчества(еженедельно)

Трудовой десант

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Май

Час творчества(еженедельно)

Операция «Чистый двор»

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

6.Эстетическое воспитание

«Мир прекрасного»

Цель работы - гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.

Задачи:

создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;

организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;

гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

Сентябрь

Час творчества(еженедельно)

«Как прекрасен этот мир» - кл час

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия. Развитие эстетического вкуса

Октябрь

Час творчества(еженедельно)

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Ноябрь

Час творчества(еженедельно)

«И в каждой работе есть прелесть своя»-викторина

Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.

Развитие творч. способностей

Декабрь

Час творчества(еженедельно)

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Январь

Час творчества(еженедельно)

Конкурс «Снежных фигур»

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия, развитие творч. способностей

Февраль

Час творчества(еженедельно)

Привитие чувства уважения к людям рабочих профессий.

Март

Час творчества(еженедельно)

«Подарок маме»-практ. занятие

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия, любви к прекрасному

Апрель

Час творчества(еженедельно)

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия

Май

Час творчества(еженедельно)

«В природе радость, пробужденье…» - беседа-игра

Приобщение к труду, воспитание трудолюбия, любви к прекрасному

7.Физическое воспитание

«Я и здоровый образ жизни»

Цель: содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

Задачи:

способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;

воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

Сентябрь

«Здоровое питание» - беседа

стремление к сохранению и укреплению здоровья

Октябрь

«Малые олимпийские игры»-кл.час

разностороннее развитие спортивных умений и мастерства

Ноябрь

«Что делает человека здоровым и счастливым» -викторина

расширение знаний социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни,

Декабрь

«Веселые старты» - кл.час

разностороннее развитие спортивных умений и мастерства

Январь

«Мой режим дня»- игра

Расширение знаний социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни,

Февраль

«В здоровом теле здоровый дух» - кл. час

стремление к сохранению и укреплению здоровья

Апрель

«Вредные привычки» - беседа

профилактика вредных привычек

Май

«Береги здоровье смолоду» - кл. праздник

формирование позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья

8.Экологическое воспитание

«Я отвечаю за окружающий мир»

Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде на базе экологического сознания, соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганда идей его оптимизации.

Задачи:

1. Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

2. воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

I четверть

Экскурсия в осенний лес

формировать целостное представление о природе

II четверть

«Помоги птицам» - кл.час

Операция «Кормушка»

Воспитание любви к природе, заботливого отношения к ней

III четверть

«Экологическое путешествие» - беседа-игра

формировать целостное представление о природе

III четверть

«Весна в природе» - экскурсия

Воспитание любви к природе, заботливого отношения к ней

9.Ученическое самоуправление

«Я сам»

Цель: формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

воспитание гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи:

создание условий для развития способностей и интересов членов ученического самоуправления;

развитие самостоятельного мышления и самосознания;

воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства;

воспитание желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзьям и ровесникам.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

I четверть

Выборы членов классного самоуправления

«Учись быть взрослым» - беседа-практикум

Итоги четверти

Развитие самостоятельности, активности

II четверть

«Я - сам» - беседа

Итоги четверти

Раскрытие индивидуальных особенностей воспитанников

III четверть

Перевыборы членов классного самоуправления

«Маленький учитель» - практикум

Итоги четверти

Развитие самостоятельности, активности, ответственности

III четверть

День самоуправления

Итоги за год

Развитие самостоятельности, активности, ответственности

10.Работа с родителями

Цель: вовлекать родителей в учебно - воспитательный процесс. Повышать уровень педагогической культуры родителей, помочь осмыслить родительские обязанности, выработать единые требования в воспитательном процессе.

Сроки

Пути реализации

Предполагаемый результат

I четверть

Родительское собрание «Безопасность на каждый день»

Выработка единых требований в воспитательном процессе

II четверть

Анкетирование родителей на тему «Удовлетворение родителей жизнью в школе»

Родительское собрание «Поощрение и наказание»

Выработка единых требований в воспитательном процессе

Создание комфортных условий для обучения и воспитания детей

III четверть

Анкетирование «Посмотрите на себя глазами детей»

Родительское собрание «Компьютер, остовый телефон - друг или враг»

Выработка единых требований в воспитательном процессе

Создание комфортных условий для обучения и воспитания детей

III четверть

Родительское собрание «Трудовые обязанности в семье»

Выработка единых требований в воспитательном процессе

.

Список использованной литературы:

  1. Балабанова, И.П. Уроки этики: учение с увлечением. Начальная школа. - 2002. - № 12

  2. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1

  3. Изучение личности младших школьников по программе психологической диагностики. Сост.П. П. Кучегаш. Волгоград: Перемена,1995.

  4. Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

  5. Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса. Н. Е. Щуркова и др. - М., 1994.



© 2010-2022