- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка Развитие творческих способностей дошкольников через взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности с элементами психогимнастики
Методическая разработка Развитие творческих способностей дошкольников через взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности с элементами психогимнастики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Суворова И.В. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка
« Развитие творческих способностей
дошкольников через взаимодействие
изобразительной и музыкальной
деятельности с элементами
психогимнастики.»
План.
1.Проблемы эстетического развития детей .
2.Педагогические задачи музыкальной и изобразительной деятельности в
в воспитании детей дошкольного возраста.
3.Опыт разработки модели эстетического воспитания на основе
психогимнастики.
4.Примерный план проведения занятий по эстетическому воспитанию в
-
подготовительной группе детского сада
-
старшей группе детского сада
-
средней группе детского сада
-
младшей группе детского сада
5.Заключение.
Эстетическое воспитание возникло на стыке эстетики, педагогики,
психологии. На занятиях по эстетическому воспитанию происходит
зарождение в детях творческих начал. В своей работе я хочу рассмотреть
эстетическое воспитание как воспитание искусством - музыкальным и
изобразительным.
Искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании. Цель
эстетического, как и любого другого вида воспитания - формирование
гармонически развитой личности. Очень давно академик Д. С. Лихачев
сказал «Главной целью художественного развития ребенка является не
только обучение его нотной грамоте, запоминание произведений
знаменитых композиторов , развитие навыков рисования. Главная цель -
в пробуждении искренне заинтересованного, бескорыстного, родственного
отношения ко всему в жизни.
Исторически сложилось так, что мир искусства представлен тремя
его основными видами: музыкой, литературой, изобразительным
искусством. Это основывается прежде всего на ощущении, что эти
три вида искусства являются наиболее важными, представительными и
имеющими наибольшее значение в воспитании. Музыка , слово и
живопись обладают особыми возможностями проникновения в духовную
жизнь человека, которая, как показывает ее анализ, имеет три главных
сферы - мыслей чувств и представлений. В искусстве, как в зеркале,
отражены все эти три стороны духовной жизни. Литература музыка
и живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно, а
их различное сочетание и взаимодействие позволяют раскрыть все
богатство духовной жизни. Это предполагает абсолютную
необходимость приобщения детей к миру искусства, к целостной, при
всей ее многоликости, сфере художественного освоения человеком мира.
2.Положение в педагогике изобразительного искусства таково, что
работа с ребенком на занятиях - это инструмент гармонизации души,
возвышение и совершенствование чувств человека. При этом знания,
умения и навыки не должны отрицаться, но оцениваться должны как
средства, а не самоцель. Музыкальная деятельность, как приобщение к
искусству, представляющую собой концентрацию прекрасного, может
формировать в ребенке как эстетические качества, так и эстетическую
культуру в целом. В результате воздействия различных видов
музыкальной деятельности формируется личность ребенка, эстетически
окрашивается его восприятие окружающего, помогая искать и находить
красоту во всем окружающем. Одна из важных задач - воспитание у
ребенка эмоциональной активности: сопереживания, сочувствия и
способность постичь содержание музыки. Содержание задач
музыкальной и изобразительной деятельности близки между собой.
Очень важно научить видеть и понимать красоту высокого живописного
искусства.
-
В мире в настоящее время осуществляется массовое движение
направленное на объективное исследование закономерностей развития
творчества. Под сомнение поставлено традиционное представление
о понятии «талант», как о редком врожденном свойстве. Многие
психологи полагают , что творческие способности прирожденное
свойство большинства людей. Опыт работы говорит о том, что
целенаправленное развитие творческих способностей детей
необходимо. Всеобщее внимание устремлено к образным и
эмоциональным компонентам творчества, разработке систем
творческого образования. Детство - пора формирования творческого
потенциала человека. Музыка, движение, живопись развивают
эмоциональную сферу ребенка. Музыкальный образ «Весна» может
вызвать целую гамму переживаний, связанных с представлением
об этом времени года. Эти эмоции могут быть вызваны такими
музыкальными произведениями как «Подснежник» П.И. Чайковского
«Весенние воды» С. Рахманинова.
Психогимнастика - это курс специальных занятий ( этюдов,
упражнений, игр и т. д.), направленных на развитие и коррекцию
различных сторон психики ребенка ( как ее познавательной, так
и эмоционально личностной сферы) Одна из методик под
таким названием была создана Ганой Юновой. По этой методике
каждое занятие включает в себя различные виды деятельности.
Оно состоит из трех фаз. Первая фаза - снятие напряжения , что
достигается с помощью различных вариантов движения. Вторая
фаза - различные виды поведения ( пантомима) Третья фаза -
заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе.
Определить особенности внешнего проявления эмоционального
состояния можно по выразительности движения : робкое, энергичное
порывистое. Процесс рисования на занятии позволяет влиять
на поведение детей, они становятся спокойнее. Слушание музыки
на занятии помогает войти в нужное эмоциональное состояние.
Лирическая музыка создает успокоение, тихую радость и грусть,
ровное внешнее поведение. Драматическая музыка создает настроение
возбуждения, повышенного жизненного тонуса. Ю. Брюккер, И.
Модерано и К. Ульбрих написали книгу « Музыкотерапия для детей»
в которой детально рассмотрены все возможные виды детской
музыкотерапии, включая пантомиму, слушание музыки и различные виды
рисования под музыку. Все эти процессы помогают развитию
эмоциональной сферы учащихся.
-
Приблизительный конспект занятия в подготовительной групп
-
Снятие внутреннего напряжения - звучит веселая, радостная,
-
подвижная музыка ( «Клоуны» Кабалевского) дети двигаются
бегают, танцуют .
-
-
-
-
Воспитатель предлагает сесть за столики и послушать
-
-
-
другую музыку. Воспитатель озвучивает название («Сказочка»
Майкапара) В ходе слушания музыки дети должны подумать о
содержании музыки, чтобы потом нарисовать это на бумаге.
Далее воспитатель проводит беседу с детьми. Примерные
вопросы: Какая музыка прозвучала? Она быстрая или медленная?
О чем рассказывает музыка? Попробуем придумать свою сказочку.
( Дети рассказывают)
Далее (это может происходить после перерыва: обед, сон)
занятие продолжается. Дети опять слушают музыку «Сказочка»
повторяют свою сказку и рисуют придуманную сказку. После
окончания работы, дети показывают свою работу и рассказывают о
ней.
Старшая группа.
-
-
-
Занятие начинается с движения под музыку русской хороводной,
-
-
например «Во поле береза стояла»
-
-
-
-
Далее воспитатель предлагает сесть за столики и послушать
-
-
-
пьесу «Маленький командир» Майкапара. После слушания заходит
разговор с детьми об армии, о смелых командирах, которые учат своих
солдат ходить красивым строем. «Кто хочет быть командиром?» -
спрашивает воспитатель. Детям предлагается по очереди изобразить
жестами , мимикой , движением командира. «Какая у него спина?»,
«Как он себя держит?» Спина очень прямая, высоко поднятая голова,
четкий шаг, целеустремленный взгляд и т. п. Потом воспитатель
предлагает еще раз прослушать пьесу и нарисовать «своего» командира.
-
-
-
-
Заключительная фаза. После перерыва ( обед, сон) дети
-
-
-
показывают свои рисунки. У многих командир красиво одет. «Какие
краски самые нарядные?» Идет обсуждение рисунков. Пьесу
прослушивают еще раз.
Средняя группа.
-
-
-
-
Начинается занятие с интенсивных двигательных упражнений.
-
-
-
Здесь можно предложить игру «Птички». Звучит музыка , дети «летают»
по залу.
-
-
-
-
Воспитатель предлагает детям сесть вокруг себя. Звучит пьеса
-
-
-
«Пастушок» Макапара. После прослушивания воспитатель рассказывает
о пастушке, кто он такой, на чем он играет. « Видели ли вы когда-нибудь
пастушка?» Летом за городом или в кино? Какие животные были на
лугу? Была ли у пастушка дудочка? Далее воспитатель предлагает
нескольким детям по очереди побыть «пастушком», просит ответить на
вопросы: «Какой из себя пастушок? Он весел, Улыбается? Или
встревожен? Ищет потерявшуюся овцу? Как он держит дудочку?
Разыгрывается сценка. После сценки снова звучит музыка, дети
рисуют пастушка и овец, какими они себе их представляют.
-
-
-
-
-
Заключительная фаза (после перерыва) Снова прослушав
-
-
-
-
пьесу, воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки, обсуждают
костюм пастушка, его настроение, говорят о красках и т.д.
Младшая группа.
-
Занятие начинается с движения . Хоровод «По малину в сад пойдем».
-
Дети садятся и слушают пьесу «Дождик» Воспитатель спрашивает:
«Видели ли дети дождик на улице? Похожа ли музыка на дождь за
окном? Какого цвета небо в тот момент когда идет дождь?» Дети
рассказывают. Дождик веселый или грустный? Пьеса звучит еще
раз . Воспитатель предлагает детям нарисовать свой дождик.
-
После перерыва ( обед, сон) дети показывают друг другу свои рисунки.
Воспитатель отмечает, что у одних дождик веселый и звонкий,
светит солнце и капли разноцветно сверкают. У других дождик сердитый,
небо в тучах. Воспитатель активно ведет диалог с детьми, позитивно оценивает их работу.
Заключение.
Методические рекомендации, изложенные выше, могут быть углублены
и дополнены самими музыкальными руководителями и воспитателями. Это
зависит от творческого настроения, заинтересованности и профессионализма
педагога. Проведение комплексных занятий дает возможность работать
творчески и приносит хорошие результаты.