• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Развитие творческих способностей дошкольников через взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности с элементами психогимнастики

Методическая разработка Развитие творческих способностей дошкольников через взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности с элементами психогимнастики

Методическая разработка " Развитие творческих способностей дошкольников через взаимодействие музыкальной и изобразительной деятельности с элементами психогимнастики"   может быть интересна  музыкальным руководителям и воспитателям ,  работающим в детском саду.  В разработке  рассказывается об организации комплексного занятия с использованием движения , музыкальной и  изобразительной деятельности.  Представлены  примерные конспекты комплесных занятий в разных возрастных группах.   Проведение таки...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Методическая разработка

« Развитие творческих способностей

дошкольников через взаимодействие

изобразительной и музыкальной

деятельности с элементами

психогимнастики.»

План.

1.Проблемы эстетического развития детей .

2.Педагогические задачи музыкальной и изобразительной деятельности в

в воспитании детей дошкольного возраста.

3.Опыт разработки модели эстетического воспитания на основе

психогимнастики.

4.Примерный план проведения занятий по эстетическому воспитанию в

  • подготовительной группе детского сада

  • старшей группе детского сада

  • средней группе детского сада

  • младшей группе детского сада

5.Заключение.


Эстетическое воспитание возникло на стыке эстетики, педагогики,

психологии. На занятиях по эстетическому воспитанию происходит

зарождение в детях творческих начал. В своей работе я хочу рассмотреть

эстетическое воспитание как воспитание искусством - музыкальным и

изобразительным.

Искусство играет ведущую роль в эстетическом воспитании. Цель

эстетического, как и любого другого вида воспитания - формирование

гармонически развитой личности. Очень давно академик Д. С. Лихачев

сказал «Главной целью художественного развития ребенка является не

только обучение его нотной грамоте, запоминание произведений

знаменитых композиторов , развитие навыков рисования. Главная цель -

в пробуждении искренне заинтересованного, бескорыстного, родственного

отношения ко всему в жизни.

Исторически сложилось так, что мир искусства представлен тремя

его основными видами: музыкой, литературой, изобразительным

искусством. Это основывается прежде всего на ощущении, что эти

три вида искусства являются наиболее важными, представительными и

имеющими наибольшее значение в воспитании. Музыка , слово и

живопись обладают особыми возможностями проникновения в духовную

жизнь человека, которая, как показывает ее анализ, имеет три главных

сферы - мыслей чувств и представлений. В искусстве, как в зеркале,

отражены все эти три стороны духовной жизни. Литература музыка

и живопись охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно, а

их различное сочетание и взаимодействие позволяют раскрыть все

богатство духовной жизни. Это предполагает абсолютную

необходимость приобщения детей к миру искусства, к целостной, при

всей ее многоликости, сфере художественного освоения человеком мира.

2.Положение в педагогике изобразительного искусства таково, что

работа с ребенком на занятиях - это инструмент гармонизации души,

возвышение и совершенствование чувств человека. При этом знания,

умения и навыки не должны отрицаться, но оцениваться должны как

средства, а не самоцель. Музыкальная деятельность, как приобщение к

искусству, представляющую собой концентрацию прекрасного, может

формировать в ребенке как эстетические качества, так и эстетическую

культуру в целом. В результате воздействия различных видов

музыкальной деятельности формируется личность ребенка, эстетически

окрашивается его восприятие окружающего, помогая искать и находить

красоту во всем окружающем. Одна из важных задач - воспитание у

ребенка эмоциональной активности: сопереживания, сочувствия и

способность постичь содержание музыки. Содержание задач

музыкальной и изобразительной деятельности близки между собой.

Очень важно научить видеть и понимать красоту высокого живописного

искусства.


  1. В мире в настоящее время осуществляется массовое движение

направленное на объективное исследование закономерностей развития

творчества. Под сомнение поставлено традиционное представление

о понятии «талант», как о редком врожденном свойстве. Многие

психологи полагают , что творческие способности прирожденное

свойство большинства людей. Опыт работы говорит о том, что

целенаправленное развитие творческих способностей детей

необходимо. Всеобщее внимание устремлено к образным и

эмоциональным компонентам творчества, разработке систем

творческого образования. Детство - пора формирования творческого

потенциала человека. Музыка, движение, живопись развивают

эмоциональную сферу ребенка. Музыкальный образ «Весна» может

вызвать целую гамму переживаний, связанных с представлением

об этом времени года. Эти эмоции могут быть вызваны такими

музыкальными произведениями как «Подснежник» П.И. Чайковского

«Весенние воды» С. Рахманинова.

Психогимнастика - это курс специальных занятий ( этюдов,

упражнений, игр и т. д.), направленных на развитие и коррекцию

различных сторон психики ребенка ( как ее познавательной, так

и эмоционально личностной сферы) Одна из методик под

таким названием была создана Ганой Юновой. По этой методике

каждое занятие включает в себя различные виды деятельности.

Оно состоит из трех фаз. Первая фаза - снятие напряжения , что

достигается с помощью различных вариантов движения. Вторая

фаза - различные виды поведения ( пантомима) Третья фаза -

заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе.

Определить особенности внешнего проявления эмоционального

состояния можно по выразительности движения : робкое, энергичное

порывистое. Процесс рисования на занятии позволяет влиять

на поведение детей, они становятся спокойнее. Слушание музыки

на занятии помогает войти в нужное эмоциональное состояние.

Лирическая музыка создает успокоение, тихую радость и грусть,

ровное внешнее поведение. Драматическая музыка создает настроение

возбуждения, повышенного жизненного тонуса. Ю. Брюккер, И.

Модерано и К. Ульбрих написали книгу « Музыкотерапия для детей»

в которой детально рассмотрены все возможные виды детской

музыкотерапии, включая пантомиму, слушание музыки и различные виды

рисования под музыку. Все эти процессы помогают развитию

эмоциональной сферы учащихся.


  1. Приблизительный конспект занятия в подготовительной групп

    1. Снятие внутреннего напряжения - звучит веселая, радостная,

подвижная музыка ( «Клоуны» Кабалевского) дети двигаются

бегают, танцуют .

        1. Воспитатель предлагает сесть за столики и послушать

другую музыку. Воспитатель озвучивает название («Сказочка»

Майкапара) В ходе слушания музыки дети должны подумать о

содержании музыки, чтобы потом нарисовать это на бумаге.

Далее воспитатель проводит беседу с детьми. Примерные

вопросы: Какая музыка прозвучала? Она быстрая или медленная?

О чем рассказывает музыка? Попробуем придумать свою сказочку.

( Дети рассказывают)

Далее (это может происходить после перерыва: обед, сон)

занятие продолжается. Дети опять слушают музыку «Сказочка»

повторяют свою сказку и рисуют придуманную сказку. После

окончания работы, дети показывают свою работу и рассказывают о

ней.

Старшая группа.

      1. Занятие начинается с движения под музыку русской хороводной,

например «Во поле береза стояла»

        1. Далее воспитатель предлагает сесть за столики и послушать

пьесу «Маленький командир» Майкапара. После слушания заходит

разговор с детьми об армии, о смелых командирах, которые учат своих

солдат ходить красивым строем. «Кто хочет быть командиром?» -

спрашивает воспитатель. Детям предлагается по очереди изобразить

жестами , мимикой , движением командира. «Какая у него спина?»,

«Как он себя держит?» Спина очень прямая, высоко поднятая голова,

четкий шаг, целеустремленный взгляд и т. п. Потом воспитатель

предлагает еще раз прослушать пьесу и нарисовать «своего» командира.

        1. Заключительная фаза. После перерыва ( обед, сон) дети

показывают свои рисунки. У многих командир красиво одет. «Какие

краски самые нарядные?» Идет обсуждение рисунков. Пьесу

прослушивают еще раз.

Средняя группа.

        1. Начинается занятие с интенсивных двигательных упражнений.

Здесь можно предложить игру «Птички». Звучит музыка , дети «летают»

по залу.

        1. Воспитатель предлагает детям сесть вокруг себя. Звучит пьеса

«Пастушок» Макапара. После прослушивания воспитатель рассказывает

о пастушке, кто он такой, на чем он играет. « Видели ли вы когда-нибудь

пастушка?» Летом за городом или в кино? Какие животные были на

лугу? Была ли у пастушка дудочка? Далее воспитатель предлагает

нескольким детям по очереди побыть «пастушком», просит ответить на

вопросы: «Какой из себя пастушок? Он весел, Улыбается? Или

встревожен? Ищет потерявшуюся овцу? Как он держит дудочку?

Разыгрывается сценка. После сценки снова звучит музыка, дети

рисуют пастушка и овец, какими они себе их представляют.

          1. Заключительная фаза (после перерыва) Снова прослушав

пьесу, воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки, обсуждают

костюм пастушка, его настроение, говорят о красках и т.д.

Младшая группа.

  1. Занятие начинается с движения . Хоровод «По малину в сад пойдем».

  2. Дети садятся и слушают пьесу «Дождик» Воспитатель спрашивает:

«Видели ли дети дождик на улице? Похожа ли музыка на дождь за

окном? Какого цвета небо в тот момент когда идет дождь?» Дети

рассказывают. Дождик веселый или грустный? Пьеса звучит еще

раз . Воспитатель предлагает детям нарисовать свой дождик.

  1. После перерыва ( обед, сон) дети показывают друг другу свои рисунки.

Воспитатель отмечает, что у одних дождик веселый и звонкий,

светит солнце и капли разноцветно сверкают. У других дождик сердитый,

небо в тучах. Воспитатель активно ведет диалог с детьми, позитивно оценивает их работу.

Заключение.

Методические рекомендации, изложенные выше, могут быть углублены

и дополнены самими музыкальными руководителями и воспитателями. Это

зависит от творческого настроения, заинтересованности и профессионализма

педагога. Проведение комплексных занятий дает возможность работать

творчески и приносит хорошие результаты.





© 2010-2022