• Преподавателю
  • Другое
  • Повышение интереса учащихся к предмету через введения метода театрализованной игры

Повышение интереса учащихся к предмету через введения метода театрализованной игры

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 городского округа Тольятти

имени Виктора Носова








Педагогическая конференция «Крупицы опыта»


«Повышение интереса учащихся к предмету через введения метода театрализованной игры»





Выполнил: учитель истории, Мусихина Яна Вадимовна






















Тольятти, 2015г.

Введение.

Самое ценное в нашей работе, самое главное - дети. Мы хотим добиться успешности каждого ребёнка, подготовить его социализацию в обществе, приобщать детей к науке. Деятельность ребёнка должна быть полезной не только для него одного, она должна быть востребована и оценена окружающими.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развеивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая, конечно же, не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока? Как решить одну из важнейших задач современного образования - задачу повышения интереса у обучающегося к предмету и активировать его к познавательной деятельности?

Для этого на уроках используются различные формы и методы подачи учебного материала, инновационные технологии, которые способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся:

готовности к разрешению проблем;

готовности к самообразованию;

готовности к использованию информационных ресурсов;

готовности к социальному взаимодействию;

коммуникативной компетентности.

На мой взгляд, одной из технологий, формирующих вышеназванные компетентности учащихся, является игровая технология с применением элементов театрализации. Т.к. использование фрагментов театрализации во время учебного процесса не только повышает интерес к познавательной деятельности, но и позволяет воодушевить ребят, обогатить впечатлениями, а так же помогает педагогам избежать назойливой назидательности, и создать в детском коллективе атмосферу дружелюбия и др

Обратилась к данной проблеме в процессе подготовки к урокам истории, стремясь увлечь детей своим предметом, оживить уроки, сделать их интересными и любимыми, повысить познавательную способность учащихся. Активизирую интерес на процессе усвоения исторического материала, учу разбираться в политических процессах, грамотно защищать свои права и выполнять обязанности. Считаю что на уроках истории использование технологии игровой театрализации необходимо потому, что обучающиеся могут не просто перерабатывать информацию, а переживать ее усвоение как субъективное открытие еще неизвестного для себя знания, могут «примерить» на себя роли различных исторических персонажей, почувствовать своеобразие исторической эпохи.

Все вышесказанное объясняет актуальность избранной мною темы

Проблема: используемые на уроках истории формы организации познавательной деятельности в недостаточной степени способствуют развитию интереса к предмету у учащихся.

Целью работы является следующее: показать роль и возможности игровой и творческой деятельности как эффективной формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории, которая будут способствовать повышению интереса учащихся к предмету, а, следовательно, и повышению качества знаний.

Объект исследования: учащиеся 5 классов.

Предмет исследования: уровень познавательного интереса учащихся к истории.

Гипотеза: если использовать метод театрализованной игры на уроках истории, то будет повышаться интерес учащихся к предмету

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Дать анализ театральной игры как педагогической технологии;

  2. Разработать этапы театрализованного урока и апробировать их на практике.

  3. Показать особенности такой формы обучения и деятельности, как театрализованная игра.

  4. Провести итоги и анализ результатов проведённой работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • анализ педагогической литературы по данной тематике;

  • классификация театрализованных постановок по разделам;

  • практическое применение метода театрализованной игры в работе.

Практическая значимость исследования связана с применением театральных постановок во время обучающегося процесса, направленных на повышение уровня познавательного интереса учащихся к предмету.


Основные этапы работы над темой исследования.

№ п\п

Основные этапы и содержание

Ожидаемый результат

Срок



1.


2.


3.

I. Подготовительный этап.


Анализ входной и полугодовой диагностических работ учащихся 5 классов.

Выявление проблемы, определение цели и задач предстоящей работы.

Изучение специальной литературы по теме исследования.


Отслеживание интереса учащихся.

Формулировка проблемы, цели и задач.

Получение знаний о теории и практике применения игровых технологий, а именно метода театрализации

сентябрь, декабрь 2015 года

январь

2016 года

январь-февраль

2016 года

1.


2.




II. Основной этап.


Подбор театрализованных постановок и соответствующих заданий ним.

Применение метода театрализованной игры на уроках истории.




Классификация заданий по разделам.

Изучение оперативной и адекватной системы обратной связи и ликвидация пробелов.




январь-февраль 2016 год

март-май 2016 год





1.




  1. Рефлексивный этап.


Анализ степени влияния использования театрализованной игры на повышение интереса учащихся.




Повышение интереса учащихся к предмету.




май

2016 год




1.


IV. Заключительный этап


Анализ результатов работы по теме исследования.




Подведение итогов и обобщение опыта работы.




июнь

2016 года


Ещё в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная и рассудочная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Игра в такой школе была редчайшим исключением. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжёлый труд, предполагающий естественное принуждение, без которого невозможно продвижение в познании. Во всём мире такая картина просуществовала до конца XIX в. И лишь только в России 1960-е гг. - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Л. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд

по своей сути радостный, потому что приобщает к новому, неизведанному, интересному. Последователи Соловейчика доказывали, что обучение может быть по-настоящему развивающим, трудным, но при этом увлекательным, что оно может сочетать и рациональное, и эмоциональное. Но этот всплеск интереса к занимательности обучения очень быстро иссяк, идеологизация обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением некоторых энтузиастов-новаторов - Ш. А. Амонашвили, С. Н. Лысенковой и др. Занимательность уступила место рационализации обучения.

Что же такое есть игра вообще и театральная игра? Теоретический анализ философской и психологической литературы (Л. С. Выготского, К. А. Баханова) позволяет определить игру - в широком смысле слова - как занимательную для субъекта деятельность в условных ситуациях.

Поскольку обучение - это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знаний, умений и навыков" (Психологический словарь, М.:1990), можно сказать, что театрализованная постановка (игра) - условная занимательная для субъекта деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений, навыков.

Но не забываем что все же педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Театрализованная игра

Театрализация - использование средств театра в педагогическом процессе. Театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Поэтому лучше использовать термин «элементы театрализации». Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой, а в полной мере использовать средства театра можно на факультативе, в историческом кружке, школьном театре.

Требования, применяемые к театрализованной игре:

  1. Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.

  2. Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; участники игры должны быть обеспечены соответствующим методическим материалом, документацией и т.п.; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.

Приемы использования элементов театрализации на уроке (любой тип урока):

1.Персонификация - реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.) Урок «Александрия Египетская», экскурсовод - Александр Македонский.

2.«Кто я?» Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают, кто он. Урок «Религия древних греков». «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей). Урок «Поэма Гомера «Илиада». «Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку» (Ахиллес).

3.Выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.) Урок «Греко-персидские войны». Речь Фемистокла перед Саламинской битвой: «Спартанские военачальники считают, что нужно отвести флот к Пелопоннесу. Они хотят защитить Спарту, но кто тогда защитит афинян? Наш город уже разграблен и разрушен персами. Я думаю, мы должны дать бой именно здесь в узком Саламинском проливе. Мы, эллины, знаем здесь каждый подводный камень, где мелко, где глубоко, изучили каждое подводное течение, направления всех ветров. Персы же совсем не знакомы с этим проливом. Наши триеры гораздо меньше по размеру, чем тяжелые и неповоротливые персидские корабли. Триера неглубоко сидит в воде, она легко пройдет среди скал и мелей. А тяжелые персидские корабли разобъются о подводные камни или сядут на мель. Саламинский пролив - лучшее место для боя с персами.» После речи Фемистокла учащиеся отвечают на вопросы: Почему Фемистокл так уверен в победе? Приведите его аргументы.

4.Историческая сценка - небольшое представление - способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

Подготовка: написание сценария, распределение ролей, подготовка костюмов и реквизита, репетиции.

Примеры театрализованных игр, применяемых на уроках истории в собственной практике учителя.

Театрализованные игры - это маленькие пьесы, разыгрываемые учениками, в основном импровизированные. Цель игр: оживить исторические события, повысить понимание ситуации, вызвать сопереживание и эмоции. Мною разработана серия театрализованных игр « Спектакль без репетиций». На подготовительном этапе дети получают роли, изучают биографии своих героев, их характеры. На уроке им предстоит действовать в предлагаемых обстоятельствах, они не знают сюжета заранее. Поэтому уроки-импровизации проходят по-разному в разных классах, с неожиданными поворотами, своеобразными финалами. На уроках в 5 классе «Демократия в Афинах», «Религия древних греков» в соответствии с сюжетом дети пытаются решить проблему, дать совет, ссорятся, пытаются выйти из трудной ситуации, осуждают своих героев и сочувствуют им. Интересно то, что предлагаемые обстоятельства могут быть разные: пир богов на Олимпе, народное собрание, заседание герусии в Спарте. Конфликты сюжетных линий тоже разные. Такие приемы драматизации полезны, т.к. дети учатся самостоятельно мыслить, интерпретировать исторические факты, взаимодействовать друг с другом, находить нестандартное решение проблемы. Они направлены против автоматизма, им свойственны неожиданность и парадоксальность. В 6 классе подобная театрализованная игра может проходить на темы « Рыцарский турнир», «Новгородское вече», «Английский парламент». В 7 классе можно взять такие предлагаемые обстоятельства, как «Москва в Смутное время», «Заседание Уложенной комиссии». В ходе игры обучающиеся, собрав заранее материал о своих героях, поняв логику их действий, играют в рамках заданной ситуации и заданной роли, переживают ситуацию, ищут ответы на вопросы. Здесь очень важно, чтобы в основе исторического сюжета был конфликт, это поддерживает активность учеников, приводит к нестандартным мыслям и поступкам.

Театрализацию можно использовать на каком- либо этапе урока в качестве фрагмента: при введении нового материала, для постановки проблемы, обобщения или иллюстрации. Особого подхода требуют уроки-спектакли.

Разработанная мною методика работы над театрализованным уроком включает несколько этапов.

1.Отбор материала для темы.
Работаю с дополнительной литературой, справочниками, энциклопедиями, художественными произведениями, текстом учебника, изучаю и отбираю материал, обрабатываю или перерабатываю его.

2.Работа над сценарием

На основе отобранного по теме материала разрабатываю сюжет, пишу сценарий. Учитываю: особенности класса, артистичность детей.
Определяю место урока в тематическом блоке, цель инсценировки.
Если театрализация дидактическая, то изучаемый материал звучит из уст героев в форме монолога, беседы, дискуссии, обыгрывании поступка. Реплики героев сопровождаются наглядностью, оформляются музыкой, перемежаются с демонстрацией фильмов, слайдов картин, презентаций, работой по карте. В тексте содержится хронология и термины, понятия.
Чтобы окунуться в какую либо эпоху, недостаточно иллюстраций интересного сюжета, необходимо представить его зрелищно, костюмировано.

4.Распределение ролей.
Важным этапом в работе является распределение ролей. Чаще всего, уже работая над сценарием, представляю конкретного ученика в какой - либо роли и пишу для него. Количество учащихся - участников сценических действий может быть самым различным: от одного человека до всего состава класса. Каждому ученику предоставляю тексты сценария.

4.Репетиции (не обязательно).
Прежде, чем приступить к репетициям, провожу предварительное собрание всех участников спектакля, где решаем организационные вопросы, обсуждаем костюмы, определяем время репетиций.
Первые репетиции провожу с отдельными группами (микрогруппами).
Разучив текст, отрабатываем реплики, движения, диалоги. Проводим психологические тренинги, цели которых: преодолеть робость, добиться раскованности. Много приходится говорить, декламировать и показывать самой.

-Затем отрабатываем сценические фрагменты с несколькими группами вместе.

-Больше времени уделяю тем учащимся, у которых не сразу всё хорошо получается.

-Когда отработаны мизансцены, приступаем к проведению сводных репетиций. Итогом является генеральная репетиция.

5.Выступление.
Выступление - это праздник для всех учеников и меня. Мы чувствуют себя именинниками, волнуемся перед премьерой. Повторные выступления проходят более спокойно. Они могут быть представлены в параллельных классах, на родительских собраниях.
Место проведения выступления - класс, сцена.
В практике имеет место:

1) Выступление одного героя. Например: - урок «Культура Руси X-XII в.» Плачь Ярославны;- выступление премьер-министра Пьемонта.

2) Выступление группы.

Так, при проведении урока «Объединение Италии» показана деятельность революционеров (по содержанию романа Этиль Войнич «Овод»).

Представлена роль писательницы, которая пришла на урок с героями романа Оводом Реваресом и Джеми Бола. Они получили секретное письмо, читают его и решают, как помочь другу - революционеру перебросить оружие в Папскую область.

Это - фрагмент урока, применение которого поставило проблему не только перед героями произведения, но и перед учащимися класса.
Затем рассматривается борьба Итальянских государств за объединение и завершение объединения.

Урок проходит в форме конгресса, с участием представителей всех итальянских государств, в роли которых были учащиеся класса. Таким образом, в сценарии задействован весь класс.

Урок «Крестьянская реформа 1861г.» также включает групповую театрализацию.

Сцена трактира. Звучит музыка. За столом встречаются мужики из разных губерний России и обсуждают реакцию мужиков на Манифест 1861г. Встреча произошла случайно. Они едят, пьют, даже танцуют с пляшущей вокруг стола цыганкой. В итоге проблемный вопрос: Правда - матка, где ты? Ау!

Урок «Культ Западной Европы в XI-XVвв.» полностью инсценирован.

Представлен план заседания городского Совета, где члены Совета докладывают

о состоянии развития различных направлений культуры в Западной Европе.

  1. Подведение итогов.

По окончании урока или урока-спектакля проводится анализ действия всех его участников. Отмечаются положительные стороны, деятельность отдельных участников. Особое внимание уделяется анализу недочетов, причин неудач.

Что нам дают такие театрализованные уроки?

  • Прививают интерес к предмету.

  • Способствуют прочному усвоению материала.

  • Сближают коллектив учащихся с учителем, родителями.

  • Дают детям возможность почувствовать себя героями.

  • Развивают артистизм, знакомят с театральным искусством и актёрским мастерством, актёрскими профессиями.


Ожидаемые результаты.

Показатели успешности профессиональной деятельности учителя непосредственно зависят от интереса учащихся к предмету, а, следовательно, и к повышению качества знаний.

    1. Использование театрализованной игры способствует повышению интереса учащихся к предмету.

  1. У учащихся повышается качество знаний по предмету.

  2. Учитель, используя диагностики уровня познавательного интереса учащихся к предмету, имеет возможность своевременно корректировать свою деятельность.

Перспектива работы: дальнейшее внедрение опыта работы по использованию технологии театрализованных игр на истории в 6-7 классах.


Примеры инсценировки на уроках (из опыта работы)

Урок истории в 5-ом классе.

Тема урока: «В Театре Диониса».

Цель урока: познакомить учащихся с развитием греческого театра.

Задачи:

1. Образовательная:

-Познакомить с происхождением театра, его устройством.

- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.

- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.

-Показать учащимся, что театр был школой воспитания.

2. Развивающая.

Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

3. Воспитательная :

развивать творческую активность учащихся, воспитывать интерес и уважение к культурному наследию других народов, формировать систему нравственных ценностей.

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут объяснить понятия: «театр», «орхестра», «скене», «комедия», «трагедия», определить время возникновения театра в Древней Греции (век), называть имена авторов комедий, трагедий, научаться извлекать информацию и оформлять её в виде плана, схемы, анализировать источник, получат опыт сотрудничества при работе в парах, группах, проявят интерес и проникнуться уважением к культуре другого народа, смогут совершать действия нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо").

Тип урока усвоение новых знаний, комбинированный.

Форма урока организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Понятия: театр, сатиры, дифирамбы, корифеи, котурны орхестра, скене, трагедия, комедия

Оборудование: м/м проектор, презентация, учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер «История Древнего мира».

Домашнее задание:

План урока.

  1. Возникновение театра.

  2. Здание театра, актёры и хор.

  3. Трагедия и комедии в древнегреческом театре.

  4. Сценка «миф о начале Троянской войны»

Ход урока.

Организационный момент.(1мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

1. Мотивация

Показ видеоролика отрывок спектакля.

Беседа по вопросам:

-Что вы увидели?

-Были ли вы в театре? Просмотр видеоролика.

Ответы детей на поставленные вопросы.

- Спектакль в театре.

2.Актуализация и выявление затруднений

Беседа по вопросам:

-Какие ассоциации связаны со словом театр?

-Что вы знаете о театре?

-Были ли вы в театре?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Ответы детей:

- артист, сцена, грим, костюмы, афиша и т.д.

Предлагают тему урока: «Театр в Древней Греции».

Учитель уточняет тему урока: «В театре Диониса».

3.Выявление места и причины затруднений

- Сегодня на уроке мы узнаем о древнегреческом театре.

Постановка проблемного вопроса.

- Почему греки называли театр «школой для взрослых»? Автор греческих комедий Аристофан писал «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - учит театр». Прав ли был Аристофан?

Ученики предлагают свои ответы.

4. Построение проекта Изучение новой темы.

На предыдущем уроке 2 ученикам было дано опережающее задание подготовить рассказ с презентацией по теме: «Возникновение древнегреческого театра».

- Прослушайте рассказ учащихся и выпишите в тетрадь незнакомые вам слова?

  • Каковы же истоки возникновения театра?

У всех народов мира с древнейших времен существуют праздники, связанные с ежегодными циклами, умирания и возрождения природы, со сбором урожая.

В Греции такие праздники были посвящены богу Дионису.

Театр возник в Древней Греции примерно две с половиной тысячи лет назад. Он стал любимым зрелищем древних греков.

Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога виноградарства Диониса. (Его другое имя Вакх.) Он научил людей разводить виноград и делать вино из его гроздей.

Прыгают и скачут неизменные спутники Диониса - сатиры. Это лесные боги с козлиными рогами, с лошадиными ушами, хвостами и копытами.

В честь бога Диониса сатиры поют хвалебные песни - дифирамбы. Сегодня «петь дифирамбы» стало крылатым выражением и означает непомерно прославлять кого-нибудь.

Предводителя сатиров называли корифеем. Сегодня корифеем называют выдающихся деятелей науки и культуры.

Песни хора восхваляли или осуждали поступки героев. И женские, и мужские роли исполнялись мужчинами. Для того, чтобы их хорошо было видно, актеры надевали различные маски, ярко разукрашенные, на ноги надевали высокие деревянные сандалии «котурны». Постепенно героями театральных представлений становятся не только мифические боги, но и люди, на смену мифам и религиозным темам ставятся пьесы из обыденной и духовной жизни греков. Греческие пьесы делились на два жанра : трагедии и комедии.

Для этих ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. Зрители стояли или сидели на склоне холма, потом здесь появились скамейки. С конца VI в. до н. э. в греческих городах стали строить специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом, был свой театр. Самым старейшим театром был театр Диониса в Афинах, он вмещал до 17 тыс. зрителей.

  • Почему строили такие большие театры?

Дело в том, что греки могли посмотреть театральное представление только на праздниках в честь Диониса, которые были несколько раз в году (в марте, декабре, в конце января) Это было любимое зрелище. На время театральных представлений деловая жизнь в городе умирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались. Театральные представления начинались в 7 часов утра и продолжались до захода солнца: подряд ставили несколько спектаклей.

  • Подумайте, чем объяснить ,что театральное представление никогда не устраивались вечером, как это принято сейчас?

За вход в театр брали небольшую плату, билет представлял свинцовый жетон. Большую часть зрителей в театре составляли мужчины.

  • Как вы думаете почему?

Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почетных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей Олимпийских игр)

Ученики выписывают новые слова в тетрадь и с помощью учебника и рассказа ученика пишут определения :

театр - место для зрелищ,

сатиры - спутники Диониса, одетые в козлиные шкуры,

дифирамбы - хвалебные песни,

корифеи - предводителя сатиров, выдающиеся деятели науки и культуры,

котурны - высокие деревянные сандалии.

трагедия ― представление грустное печальное, трагическое, заунывное.

комедия ― представление радостное, веселое, смешное.

А теперь рассмотрим устройство театра (10 слайд)

Работа по учебнику 2 пункт ,параграф 39.

Театр состоит из 3-х частей: 1 - места для зрителей, 2 часть орхестра, круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор, в центре орхестры статуя Диониса, 3 часть скены, это была примыкавшая к орхестре постройка. Театр имел форму огромной чаши, которая как рупор усиливала звук человеческого голоса.

В Древней Греции профессии драматурга и актера считались почетными.

(Сообщения учеников об актерах, зрителях)

В настоящее время в странах Востока (Китая, Японии) сохранились театры где актеры мужчины исполняли все роли, например: в Японии театр «Кабуки».

В Греческом театре было 2 главных вида представления: трагедия и комедия.(12 слайд)

(Работа с терминами, запись в тетрадь)

Трагедия - по-гречески означает «песнь козлов»

Комедия - происходит от слова «космос, веселое шествие»

В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и, часто, гибель.

В комедии - веселые, насмешливые представления, критика правителей.

V в. до н.э. отмечен в истории необычайным взлётом творческих сил.

Посещение греческого театра А теперь ребята я предлагаю вам посетить греческий театр. Давайте представим что мы находимся в Афинском театре, а жетоны которые вы получали весь урок за работу, это билеты на спектакль.
Инсценировка мифа о суде Париса.
Пока ученики - актеры готовятся к выступлению, на основе жетонов - драхм остальные дети получают билеты в театр.
Идет прослушивание звука трубы, который возвещал о начале представления.
Проблемное задание: после просмотра инсценировки поясните, что в греческом театре было бы не допустимо (все роли играли мужчины).

Действующие лица: Гера, Афина, Афродита, Зевс, Парис.

Инсценировка
Автор. Однажды боги устроили роскошный пир. На него не позвали богиню ссор и
раздоров. Однако она явилась незваной и незаметно бросила среди пирующих
золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Заспорили из-за яблока три богини.

Гера. Смотрите, яблоко!

Афина. Чье оно?

Афродита. Здесь написано: «Прекраснейшей».

Гера. Оно должно принадлежать мне, ведь я-самая старшая из богинь, я-богиня домашнего тепла и очага, я-красивая и величавая женщина.

Афина. Нет, мне. Я - богиня мудрости, дарую воинам победу, я - смелая, решительная и красивая.

Афродита. Я - самая прекрасная, потому что я - Афродита - вечно юная богиня любви и красоты.

Гера. Что же нам делать?

Афина. Пойдемте к Зевсу, пусть он нас рассудит.

Афродита. О, великий Зевс! Помоги нам. Мы нашли яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Кому оно должно принадлежать?

Зевс. Гера-моя жена, Афина и Афродита - дочери. Если я отдам яблоко одной из них, две другие на меня обидятся. Не буду я вмешиваться в их спор. Богини, пусть вас рассудит троянский царевич Парис.

Гера. Присуди яблоко мне, и я сделаю тебя властителем всей Азии.

Афина. Если ты отдашь яблоко мне, я помогу тебе совершить великие подвиги и прославиться.

Афродита. Отдай мне яблоко, я найду тебе в жены самую красивую женщину в мире.

Парис. Я отдаю яблоко Афродите.

Афродита. Парис, обещаю, тебя полюбит самая красивая женщина в мире - Елена Прекрасная из Спарты.
Звучит голос трубы, актеры кланяются.

Вывод: Театральные представления наряду с Олимпийскими играми, были любимыми зрелищами эллинов. Театр греки называли « школой для взрослых».

- Почему? (Театр воспитывал в эллинах лучшие человеческие чувства.)

-Аристофан писал о роли театра в жизни эллинов: «как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты»

- Подумайте, прав ли был Аристофан. Если да, то чему мог учить древнегреческий театр? (поступок Антигоны давал зрителям пример мужества, выполнения долга вопреки воле власть имущих) Трагедии призывали любить и оберегать Отечество (Эсхил « Персы») Комедии высмеивали жуликов и проходимцев, обманщиков, клеветников, доносчиков (Аристофан - «Птицы».) Театр вмещал едва ли не весь город.

Почти в каждом греческом городе, включая колонии, был свой театр, а иногда и несколько ( в области Аттика, например, существовало больше десяти театров.) Каждый из древних театров вмещал по нескольку тысяч зрителей. Например , афинский театр Диониса имел около 17 тыс. мест.

Задумаемся над этими числами - нет ли тут противоречия: жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.

- Чем это можно объяснить?

(театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник Диониса. Но эти празднества устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.)

  • Ребята, а вы когда-нибудь были в театре?

  • Какие пьесы смотрели?

  • Понравилась ли вам игра актёров?

  • Кто исполнял мужские и женские роли?

Подведение итогов: - Что общего между современным и древнегреческим театрами?

  • - В чем отличие греческого театра от театра наших дней?

  • - Что в современный театр пришло из древнегреческого?

Домашнее задание. Параграф №39

Базовой уровень - Параграф №39, вопросы на странице 190 №1-3

Средней уровень- Параграф №39, вопросы на странице 190 №1-5

Повышенный уровень - Параграф №39, вопросы на странице 190 №1-5 и доп. Вопросы.

Таким образом, игра с элементами театрализации способствуют развитию у учащихся интереса к истории, дают им возможность провести время на уроке интересно, полезно, плодотворно и творчески.






Заключение:

В аспекте новой системы образования важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. На наш взгляд развить подобные умения поможет применение творческих технологий во время образовательного процесса, а именно театрализованная игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Занимаясь проблемой использования театрализованного метода игры на уроках истории, мы пришли к следующим выводам:

  1. Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть. Другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

  2. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

  3. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

  4. В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

  5. Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложена познавательная задача. В игре ребёнок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

  6. В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов. В игре же "именно овладение знаниями становится новым уникальным условием сплачиванием сверстников, условием приобретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу - и "обретения себя" (В.М.Букатов)

В заключение хотелось бы сказать, что на своих урок истории я пытаюсь способствовать развитию исторического и политического мышления учащихся, формировать их жизненную позицию, гражданственность, а также повышает степень обученности предметам образовательной области «История». Делаю это с помощью введения в урок театральной постановки, и заметила как повышение интереса обучающихся к донному предмету так и улучшения качества знаний.



Список литературы:

  1. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4, 1990.

  2. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. - 3-е издание. / Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.

  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Выготский Л.С. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.

  5. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.

  6. Люрья Н. И., Черепова Н. Ю. Игра как метод обучения мышлению. Центр региональной политики развития ЦРО РАО. "УВК№ 1835. /Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. - 257 с.

  7. Манн Б.Б. Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе», №3, 1993.

  8. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. Москва, 1971.







Лист оценивания

Работа ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Учитель____________________________________________________________

Член жюри______________________________________________________________

Дата_______________________________________________________________


№ п/п

Критерий (максимум 5 баллов)

Баллы

1

Соответствие выбранной тематики специальности учителя

2

Практическая значимость работы (продукта)

3

Анализ проблемы (раскрытие противоречия между существующей ситуацией и желаемой)

4

Проблема (четкая формулировка проблемы)

5

Целеполагание (адекватное проблеме)

6

Анализ путей решения проблемы

7

Описание способов достижения цели

8

Всего

9

Рекомендации

Подпись










© 2010-2022