Особенности развития мотивов учения у детей младшего школьного возраста

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ульяновска

«Детский эколого-биологический центр»





Методический материал


Тема:

Особенности развития мотивов учения у детей

младшего школьного возраста


Подготовила:

Тонеева Марина Юрьевна,

педагог дополнительного

образования




Ульяновск

Особенности развития мотивов учения у детей

младшего школьного возраста

Успешное формирование учебной деятельности у детей зависит от того, какими мотивами она побуждается. По определению мотив - это внутреннее побуждение к активности.

Прежде, чем рассуждать об особенностях развития мотивов у детей дошкольников, необходимо напомнить, что педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно выделить следующие компоненты:

Мотив → цель→ предмет→ способы осуществления → результат.

То есть от мотивов, побуждающих самого педагога к педагогической деятельности, во многом зависит ее успех. Мотивы педагога существенно влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Педагог должен помнить, что он является представителем одной из самых социально значимых человеческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека.

Теперь о развитии мотивов у детей.

В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными со знаниями которые усваивает ребенок и тем, что делает ребенок. Иначе говоря - действия по указаниям взрослого, в нашем случае это педагог-эколог. Например: ребенку не интересны занятия по экспериментированию, но он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствия педагога. Или ребенок не любит ухаживать за растениями, но делает это потому, чтобы растение не погибло. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали». Такие проявления характерны, особенно, для детей дошкольного возраста, большого результата, как правило в учебной деятельности эти дети не достигают.

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «так велят»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами. Так, например, в младшем школьном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (социальное признание, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования).В этом возрасте ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущее место в мотивационной структуре.

Анализируя развитие мотивов учебной деятельности у детей младшего школьного возраста, мы видим, что в реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Здесь могут переплетаться и внешние и внутренние мотивы. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого. Кроме того, может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимоисключающих мотивов. Например, ребенок хочет научиться поливать растения, но не решается это делать, так как не уверен получится ли у него проделать эту операцию аккуратно, тем самым выглядеть худшим среди остальных детей. Задача педагога в данной ситуации - усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий (так, в рассмотренном примере педагог может предложить ребенку вместе проделать действия по уходу за растением, или просто объяснить, что пролившуюся воду можно удалить тряпкой).

Для того, чтобы педагог мог правильно понять поведение и действия ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

Мотивационная сфера - ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в объединении, где мнение педагога - не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план.

Деятельность педагога должна быть направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков, умений.

Здесь важны: предварительная подготовка занятия

  • планирование - создана общеразвивающая общеобразовательная программа «Флора», спланированы занятия по блокам и разделам.

  • обеспечение материально-предметного оснащения - чем богаче база, тем интереснее можно построить занятие;

  • создание благоприятной эмоциональной обстановки - важную роль играет педагог, настраивая детей на занятие, поэтому необходимо сотрудничество и тесный контакт педагога дополнительного образования с классным руководителем и родителями, чтобы они были знакомы с учебным материалом.

непосредственная организация детей,

переключение их внимания на учебное задание,

четкость объяснений,

грамотное руководство деятельностью детей.

На занятии главное в деятельности педагога - организация учебно-познавательной деятельности. Он не должен злоупотреблять сообщением информации, а вовлекать детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создать ситуации «открытия». Необходимо учить детей рациональным приемам познания, формировать культуру деятельности; предупреждать возможные ошибки. По мере усложнения содержания обучения педагог помогает детям освоить новые способы познавательной деятельности (приемы запоминания, сравнения, наблюдения, планирования работы, анализа результатов)

В деятельности педагога существенное место занимает выявление уровня обученности детей, пробелов в знаниях и умениях, несформированности предпосылок и элементов учебной деятельности. Осуществление контрольно- диагностической функции помогает педагогу правильно строить дальнейший процесс обучения. (Проведение вводной диагностики)

Наконец, в поле зрения педагога постоянно находятся вопросы, связанные с воспитанием в процессе обучения. Здесь важен индивидуальный подход к детям, учитывающий их возможности, перспективы развития.

Особое внимание следует обращать на средства обучения: их состояние, эстетичность оформления, безопасность для детей.

Педагог должен совершенствовать методику обучения, чтобы избегать стереотипов, штампов в объяснении, показе действий. Мастерство педагога проявляется в способности очеловечить, одухотворить содержание обучения, передать его как свой взгляд на мир.

Одним из основных «орудий» педагогического труда является голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность), мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника- это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их мотиваций.

Очень важно отметить, что в формировании мотивов учения и собственно мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Если семейное воспитание построено неправильно, положительных результатов силами одного лишь педагога не удается.

Используемая литература:


  1. Н.В.Нижегородцева,В.Д.Шадриков «Психолого - педагогическая

готовность ребенка к школе», М., «Владос», 2001 г.

2. С.А.Козлова,Т.А.Куликова «Педагогика», М. «Академия», 1998 г.

3. Интернет ресурсы «Мотивация младших школьников к учению»

festival.1september.ru


© 2010-2022