• Преподавателю
  • Другое
  • Народные коллективы в условиях провинциального города. Состояние культуры в провинциальном городе

Народные коллективы в условиях провинциального города. Состояние культуры в провинциальном городе

  Цель:    Для ознакомительной беседы педагогов дополнительного образования,  педагогов дошкольных учреждений   Задачи: Дать представления педагогам дополнительного образования  о культуре Поволжья.                     Народные коллективы в условиях провинциального города. Русская песенная культура Поволжья достаточно развита. С каждым годом появляются  новые народные вокальные коллективы не только в городе, но и в области.  Такие коллективы в большинстве являются носителями местного «песенного...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества № 6



Методическая разработка

Тема: «Народные коллективы в условиях провинциального города. Состояние культуры в провинциальном городе».






Разработку выполнила:

педагог дополнительного образования

Ахтямова З.Л.









Ульяновск, 2013



Цель: Для ознакомительной беседы педагогов дополнительного образования, педагогов дошкольных учреждений

Задачи: Дать представления педагогам дополнительного образования о культуре Поволжья.





Народные коллективы в условиях провинциального города.

Русская песенная культура Поволжья достаточно развита. С каждым годом появляются новые народные вокальные коллективы не только в городе, но и в области. Такие коллективы в большинстве являются носителями местного «песенного языка». Деятельность народных вокальных коллективов в провинциальном городе направлена на изучение, сохранение, пропаганду и восстановление локальных народных традиций.

В Ульяновске и ульяновской области более 100 коллективов народной песни, фольклорных студий и объединений,81 из них носит почётное звание «Народный самодеятельный коллектив» и «Народная самодеятельная студия». Гораздо больше детских фольклорных студий и объединений созданных при школах искусств, Центрах детского творчества, при школах, Дворцах культуры. Своеобразие каждого из этих коллективов, их творческое «лицо» определяется степенью подготовленности и составом участников, качественным уровнем и особенностью творческих программ и проектов, объективными возможностями их реализации, степенью сохранности традиционной культуры на данной территории.

У таких коллективов разные возможности и разные цели: одни поют для себя, для своей души, для творческого общения друг с другом, у других установка на концертную деятельность. Но, как и в каждом деле, всегда находятся лидеры, которые прокладывают путь в творческое будущее.

В общем, современная художественная самодеятельность в провинции в преобладающей своей части ориентируется именно на те сферы творчества, исполнительского искусства, которые достигли высот благодаря большим профессиональным традициям. Естественно, что она требует в первую очередь квалифицированного и вполне профессионального руководства и творческой помощи специальных учреждений и организаций, критики и печати, художественной общественности.

Самодеятельные народные коллективы привлекают многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований. Еще с древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. Самодеятельное творчество предполагает как коллективные, так и индивидуальные действа и наиболее доступно всем желающим. Особая роль отводится любителям-энтузиастам, сосредотачивающим вокруг себя общую массу народа, где каждый по-своему талантлив.

Самодеятельное народное творчество в провинции, являющееся неотъемлемой частью художественной культуры народа, может сохраняться и развиваться при определённых условиях. Понятие «создание условий» - это комплекс действий, направленный на осуществление, выполнение, организацию и управление деятельностью, обеспечивающей реализацию прав и обязательств органов местного самоуправления по вопросу реализации установленных полномочий и, в частности, по созданию условий для сохранения и развития местного традиционного художественного творчества. Таким образом, создание условий для развития самодеятельного творчества должно иметь ресурсное обеспечение, предусматривающее финансовую, материальную и структурную поддержку.

С этой целью органы местного самоуправления создают условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры путем:

- разработки и реализации программ по сохранению и развитию народного художественного творчества;

- создания специализированных учреждений культуры, осуществляющих функции сохранения, развития и популяризации народного художественного творчества;

- поддержки творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры, используя механизмы грантовой поддержки, учреждения премий, других мер материального и морального стимулирования;

- нормативного регулирования деятельности субъектов народного художественного творчества (граждан, юридических лиц и общественных организаций);

- финансирования работ и услуг по сохранению и пополнению собраний фольклорно-этнографических материалов, хранящихся в музеях, архивах, библиотеках и других учреждениях, созданных на территории муниципального образования.

- финансирования работ и услуг по созданию коллективов народного художественного творчества;

- финансирования творческих проектов по организации и проведению праздников, конкурсов и других массовых мероприятий, организуемых с целью популяризации и развития самодеятельного художественного творчества.

Все больше учреждений культуры в нашем регионе обращается к проблематике традиционной народной культуры. Сейчас развитию художественной самодеятельности стали способствовать и мэрия, и администрация области.

Содержание деятельности в различных самодеятельных коллективах должно предусматривать:

1) в коллективах народного пения, хорах, фольклорных ансамблях занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора ансамбля, проведение репетиционных занятий.

2) в коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, фольклорного и бального танцев) - занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.

Численный состав коллектива народной песни и возраст участников может быть разным. Основа коллектива - певцы, которые на протяжении многих лет регулярно встречаются на репетициях, концертах. Коллектив может пополняться новыми участниками. Важно, чтобы «новички» остались не только, чтобы «попеть», а влились в песню, в коллектив и во все события его жизни. Атмосфера сотворчества в ансамбле часто способствует раскрытию творческих способностей, развитию вокальных навыков, разностороннему формированию личности. Люди изменяются, и не только преображаются внешне. В результате занятий в таких коллективах появляется оптимизм, интерес к жизни, повышается общекультурный уровень, воспитанность. Это позволяет утверждать, что народная песня помогает человеку в настоящее сложное время, способствует формированию характера, чувства меры, простоты, скромности, доброжелательности, приветливости, оказывает большое влияние на воспитание этнопевческой культуры, культуры межличностного общения.

Показателями качества работы творческого коллектива является стабильность его личного состава, участие в смотрах и конкурсах творческого мастерства, положительная оценка деятельности общественностью (публикации в СМИ, благодарственные письма, Почётные грамоты, заявки на концерты от организаций, доходы от проданных билетов на концерты коллектива).

За творческие успехи и общественную деятельность по популяризации традиционной народной культуры участники и руководители коллективов художественного народного творчества могут быть представлены к различным видам поощрения, а именно: грамота, почетный знак, звание заслуженного работника культуры. За достигнутые успехи в различных жанрах творческие коллективы могут быть представлены к званию «народный» коллектив.

Как же существуют коллективы народного творчества в провинциальном городе сегодня?

Чаще всего у коллективов народного творчества, тихих и незаметных на фоне шумного концертного поля мегаполиса участь - заполнять паузу. Но если это исчезнет, будет пустота. Или же это место займет нечто чуждое для российского человека.

Во многом самодеятельные коллективы народной песни живут больше на фанатизме отдельных представителей того или иного народа, чем на продуманной финансово просчитанной программе. В бюджетах республик, краев и областей слишком незначительное место занимает эта тема, а финансово чаще всего подкрепляется только заработная плата руководителя - энтузиаста.

Может ли государство получить эффект от вложенных в развитие культуры средств, если не финансировать сам процесс воздействия культуры на зрителей, читателей, слушателей? Эффективность всецело заложена в подготовке высококвалифицированных кадров, способных продавать продукцию культуры, ибо мало создать продукт, надо умело его преподнести потребителю. На региональном уровне это оказалось проблемой и, практически, тормозом в развитии и самореализации самодеятельных коллективов. Ушла в прошлое обязательность концертной деятельности профессионалов, а для самодеятельного творчества она и вовсе стала недоступна. Вторая, наиболее острая проблема - материальная база самодеятельного творчества, которая не может конкурировать с суперсовременным оснащением поп-звезд и столичных актеров разного уровня.

При изобилии концертных и иных зрелищных культурных мероприятий в мегаполисах, провинция вынуждена довольствоваться тем, что позволяют ей финансовые возможности, и это необходимо учитывать. Только при финансовой поддержке государством самодеятельных коллективов, в том числе и достаточно высокопрофессиональных, может решиться проблема по укреплению народной культуры и искусства на российской территории.

Таким образом, возрождение в малых городах таких направлений деятельности, как народная художественная самодеятельность, ремесла и народные промыслы, а так же возрождение культуры исторических городов России должны быть главными направлениями развития провинциальных городов.

Современное состояние вокально - певческой хоровой культуры вселяет надежду на возрождение традиций певческого искусства в России. Эта надежда воплощается в деятельности талантливых хоровых руководителей, проявивших себя в разных аспектах творческой деятельности - в профессиональных коллективах народной песни, в учебных хорах музыкальных учебных заведений, в фольклорных певческих ансамблях, в детских хоровых студиях и школьных хорах, в любительских (самодеятельных) коллективах и певческих праздниках.


Состояние культуры в провинциальном городе.

Основу провинциальных культур составляли народный быт, определенные нравственные и этические нормы, народная художественная культура, фольклор. Исследователи провинциального быта дореволюционной России выявили целый ряд его особенностей: тишину и покой традиционного уклада; средоточие народного искусства, промыслов, фольклора и естественный источник профессионального художественного творчества; органическое единство в провинциальной жизни духовности и повседневности быта; особенное место религии; своеобразие, индивидуальную неповторимость. Проявлялось это в архитектуре казенных и жилых строений и особенно церквей, храмов и часовен. Так, культовые сооружения многих провинций не могли претендовать на то, чтобы стоять в одном ряду с выдающимися творениями архитектуры.

Традиционные культурные ценности сосредоточены в пространстве провинциальной культуры. Однако возникает проблема их, с одной стороны, устойчивости, а с другой - способности к изменению и трансформации с учетом происходящих изменений.

Провинциальная культура не может рассматриваться изолированно, без учета ее многосторонних связей и взаимодействий, как намеренных и регулируемых государством, так и спонтанных, неконтролируемых взаимодействий между различными пластами современной культуры. В частности, особую все возрастающую роль в современной российской цивилизации играет процесс взаимодействия массовой и провинциальной культуры. Академик Д.С. Лихачев, характеризуя роль провинции, подчеркивал: «Мы ждем обновления нашей жизни именно из провинции. Мы верим в провинцию и во все то русское, что она сохранила. В провинции больше непосредственной любви к Родине, чем в городах, претендующих на столичность…»1

Перспективы развития провинциальной культуры противоречивы и многовариантны, это связано с тем, что «изначально основные усилия власти любого региона связаны с тем, чтобы сохранить непроницаемость границ своей административной единицы для регулятивного воздействия центра и одновременно укрепить, расширить свои полномочия. Сила культуры провинции в ее укорененности, связи с определенной местностью и землей, определенным культурным ландшафтом. Однако с тем же успехом можно утверждать, что в этом ее слабость. В отрыве от конкретного местоположения провинциальная культура теряет свой потенциал. С другой стороны, при существующей тесной связи с этнокультурными родниками она обладает неповторимым очарованием и высокой творческой способностью. Оба эти утверждения имеют полное право на существование, определенную аргументацию и доказуемость. Здесь речь идет о таких характеристиках жизни провинции, как открытость-закрытость и устойчивость-изменчивость. Однако существующая оторванность и удаленность провинции (как в географическом, так и в культурном смысле) не должна и не может оцениваться в терминах «хорошо-плохо»; это объективно существующая данность.

Культура провинции включает в себя не только систему эстетических ценностей (которые могут быть привнесены извне), но и содержит целый комплекс традиций и обычаев, языковую специфику, местные промыслы, устное народное творчество, народный костюм, которые передаются из поколения в поколение, а также историческую самобытность развития.

Современная провинциальная культура по-прежнему может быть охарактеризована как относительно замкнутая, отстраненная часть российской культуры. Замкнутость ее проявляется, с одной стороны, в нераспространении вовне ценностей, обычаев, традиций, накопленных веками, они локализованы и не выходят за рамки определенного социокультурного пространства. С другой стороны, провинциальная культура неохотно принимает и заимствует новинки из столицы, не спешит к изменениям привычной, устоявшейся жизни. Часто, на наш взгляд, это связано с откровенной бедностью населения регионов, которое, например, не может позволить себе пользоваться новейшими достижениями в сфере информационных технологий. Даже если для этого есть все технические возможности, плата за подобные услуги представляется большинству населения нереальной с учетом их минимальных доходов.

Русская провинциальная культура определяется нами как культура городская, имеющая свое ядро и периферию. Города с многовековой историей имеют ярко выраженное культурно-историческое ядро, сформированное особым архитектурным стилем. Здесь обычно располагаются архитектурно-исторические памятники (или места их прежней дислокации, которые в силу разных обстоятельств могли быть видоизменены), административный, культурный центр города (клуб, дом или дворец культуры, дома и дворцы творчества, библиотека, стадион, парк культуры и отдыха, пешеходные зоны и т.д.).

Культура Симбирска после 1917 г. строилась на развитии уже имеющихся традиций, но в сочетании с новыми тенденциями. Но все-таки стержнем социокультурной ситуации почти всего ХХ в. в жизни региона была ориентация на сохранение и пропаганду ленинских памятных мест. Еще в 1924 г. город Симбирск был переименован в Ульяновск, а в 1943 г. была образована Ульяновская область. При подготовке к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина в 1966-70 гг. была реконструирована центральная часть города, создана мемориальная зона, которая и сегодня включает элементы архитектуры старого Симбирска и новую мемориальную застройку.

В 90-х годах ХХ ст. началась новая веха в истории культуры Симбирско-Ульяновского региона: активизировались исследования краеведов и работа музеев по сохранению и трансляции региональных культурных ценностей. Сегодня Ульяновская область, бывшая Симбирская губерния, с одной стороны - типичный субъект Российской Федерации, а с другой - своеобразная территория, где сформировалась самобытная, в чем-то отличная от других субъектов государства, культура. Сложное историческое время наложило отпечаток на весь процесс развития региональной культуры и все-таки в Симбирском (Ульяновском) крае сохранилось сформировавшееся в ходе истории своеобразие. Как бы подтверждая данное утверждение, П.В. Киреевский писал: «Здесь…сложились своеобразные устои народной жизни…Борьба с татарами, крестьянские войны XVII-XVIII вв., острые социальные противоречия - все это порождало острые исторические коллизии, обуславливая развитие этнической поэзии»2.

В настоящее время Ульяновск воспринимается культурной общественностью России, прежде всего, как родина И.А. Гончарова, в романах которого («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») отражены существенные стороны жизни русского общества 40-60 гг. XIX в. на примере жизни Симбирска. Многие гончаровские герои имеют именно симбирские прототипы, а природные зарисовки посвящены красотам родной для писателя земле. В произведения И.А. Гончарова отразилось уважение к своей малой Родине, стремление запечатлеть ее своеобразие и раскрыть на ее примере проблемы общегосударственные и общечеловеческие. Наверное, поэтому мотивы его романов можно увидеть в произведения не только русских классиков Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Брюсова, А. Толстого, но и в работах выдающихся писателей других стран: И. Чавчавадзе (Грузия), А. Алунана (Латвия), Ф. Симэя (Япония), А. Хьелланна (Норвегия), Г. Сенкевича, Э. Ожешко (Польша) и др. Кроме того, И.А. Гончаров принимал непосредственное участие в культурной жизни Симбирска, в частности в становлении Карамзинской библиотеки, регулярно начиная с 1848 г. высылал в ее адрес книги. В настоящее время во Дворце книги г. Ульяновска находится личная библиотека И.А. Гончарова, насчитывающая 938 экземпляров книг и журналов. В г. Ульяновске немало памятных мест, связанных с именем великого автора: гончаровская беседка на краю волжского обрыва, гончаровский сквер - место встреч творческой интеллигенции; главная улица города - улица Гончарова. С 1982 г. в городе работает единственный в России музей И.А. Гончарова, на базе которого проводятся Гончаровские научные чтения.

Фольклор, песенные традиции и танцевальная культура народов края говорят о тесном духовном взаимодействие этнокультур региона. Национальные традиции при тесном взаимодействии приобрели региональное своеобразие и сохранили этническую уникальность.

В Среднем Поволжье жили и живут обычные люди, которые также вносили и вносят свой весомый вклад в развитие культуры края. Справедливо писал Ю.В. Петров: «история как живая действительность складывается из различных планов бытия. В одном случае, это повседневные дела людей, лежащие на поверхности видимой действительности: это могут быть как дела «государей и толстосумов», так и поступки простых и безвестных людей с их заботами, надеждами, устремлениями»3. Так, организовать масштабную, активную деятельность, направленную на внедрение инноваций в изучение региональной культуры могли и просто энтузиасты, например, учителя Симбирской классической гимназии М.В. Арнольдов, В.А. Ауновский - педагоги, ученые-этнографы, краеведы. Уже в детском возрасте могут проявляться разные виды активности, в той или иной мере влияющие на становление культуры территории.

Таким образом, провинциальная культура является составной частью российского социокультурного пространства. Культура конкретного региона, для которой характерны традиционные ценности и смыслы, выступает одним из способов социализации личности и является частью образовательного пространства. Именно благодаря сохранению локальной культуры во всем многообразии ее проявления формируется полноценная среда для воспитания и образования личности.

Региональная культура, как часть культурной системы государства, формируется, развивается и функционирует как явление, имеющее: конкретные географические координаты, свое географическое пространство, т.к. регион как таксономическая конкретная территориальная единица обладает своеобразием культурно-исторических процессов и относительно устойчивыми чертами социально-экономического развития.

Культура Среднего Поволжья уникальна. Ее основные черты: геопространственная обусловленность и глубокие исторические корни культурных традиций региона, сохранившихся на протяжении веков; бесконфликтное толерантное взаимодействие, взаимовлияние этнокультур края, обеспечившее межэтническую консолидацию и интеграцию; активность членов регионального сообщества в становлении его культуры, наличие опыта изучения, сохранения, трансляции и воспроизведения региональных культурных ценностей.

Список литературы

См. сноски

Дополнительная литература

1. Аванесова Г.А. Ядро - периферия и процессы регионализации культуры // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. С. 187.

2. Азадовский М.К., "Статьи о литературе и фольклоре" - М. - Л., 1960 г.

3. Бейсов П.С. Устное народное творчество Ульяновской области. // Литературный Ульяновск. - 1949. - N 3. - С. 164-175.

4. Бейсов П.С. Народный сказ. // Литературный Ульяновск. - 1953. - № 6. - С. 275-280.

5. Ведерникова Т. Этнография и праздничная культура народов Самарского края.- Самара 1991. С 119.

6. Дырдин, А. А. Духовная жизнь России: провинциальное измерение / А. А. Дырдин // Духовная жизнь провинции. Образы. Символы

1Лихачев Д.С. Верю в провинцию // Российская провинция. 1994. № 4. С. 119.

2 Собрание народных песен П. В. Киреевского / Подгот. текстов и печат. ст. П. Д. Соймова; АН СССР, Ин-т лит. - Л.: Наука, 1977. - С.9.

3Петров Ю. В. Антропологические основания «аналитического синтеза» в историческом познании /Ю.В.Петров. // Феникс-2004: ежегодник каф. культурологии / Редкол.: Н.И.Воронина (отв.ред.) и др. - Саранск: Мордов.гос.ун-т, 2003. - С.70

© 2010-2022