Истоки творческих способностей и дарования детей

                Образование на современном этапе своего развития решает важные задачи повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Особое значение в связи с совершенствованием всей экономической, социальной и духовной сферы общества приобретают вопросы формирования личности нового человека, всей системы его отношений к действительности, его жизненных ценностей, - того, что мы называем духовным миром.    Труд, как общественно полезная деятельность, формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. Наше ближайшее окружение – предметная среда есть продукт развития общества, продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного эстетически организованного труда людей исторически складывались традиционные ремесла, художественные промыслы, которые и по сей день являются культурным достоянием, гордостью народа. В ручном труде, писал В. И. Ленин, заложен «дух ремесла», основа мастерства и любви к профессии.    Учеными определены содержание и различные методы воспитания детей в труде. Для разработки научно обоснованной программы трудового воспитания существенное значение имеет отбор доступных детям видов труда. В педагогической литературе можно встретить рекомендации, которые ориентируют практику на виды труда, важные для технического прогресса общества. Если принять только эту точку зрения, то духовное развитие ребенка, его участие в трудовых процессах коллектива будут неполноценными. Современный технический прогресс вытесняет ручной труд. И чем активнее этот процесс, тем более возрастает необходимость ручного труда для гармонического развития каждого человека. Очевидно, что и трудовое воспитание дете...         В ручном труде, писал В. И. Ленин, заложен «дух ремесла», основа мастерства и любви к профессии.  
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11








Педагогический проект по теме:




ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД В ГРУППЕ

ПРОДЛЁННОГО ДНЯ














Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №14

Николаева Т. А.









Саров 2010 год


Содержание.

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Декоративно-прикладное искусство и ручной труд…………...4

1.1. Творить по законам красоты………………………………………..4

  1. Из истории макраме………………………………………………....5

Глава II. Занятия художественным трудом в группе

продленного дня…………………………………………………………...8

2. 1. Художественный ручной труд в группе

продленного дня…………………………………………………………...8

2. 2. Типология занятий художественного труда в группе

продленного дня………………………………………………………….10

  1. 3. Человек разумный - человек умелый. Развивающее

обучение на занятиях в группе продленного дня………………………14

Глава III Анализ взаимодействия воспитателя и учащегося по эстетическому воспитанию в педагогическом процессе……………....15

3.1. Содержание взаимодействия воспитателя и учащегося

в процессе эстетического воспитания

младших школьников………………………………………………….....15

Психолого-педагогическая характеристика группы продлённого дня

1 а и 2 а общеобразовательных классов………………………………....20

Глава IV Проект клубного часа. Тема «Плетение косички»…...............22

Заключение……………………………………………………………..….28

Список литературы………………………………………………………..31



Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки

с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский.

Введение.

Образование на современном этапе своего развития решает важные задачи повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Особое значение в связи с совершенствованием всей экономической, социальной и духовной сферы общества приобретают вопросы формирования личности нового человека, всей системы его отношений к действительности, его жизненных ценностей, - того, что мы называем духовным миром.

Труд, как общественно полезная деятельность, формирует мировоззрение, эстетические взгляды, культуру человека. Наше ближайшее окружение - предметная среда есть продукт развития общества, продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного эстетически организованного труда людей исторически складывались традиционные ремесла, художественные промыслы, которые и по сей день являются культурным достоянием, гордостью народа.

В ручном труде, писал В. И. Ленин, заложен «дух ремесла», основа мастерства и любви к профессии.

Учеными определены содержание и различные методы воспитания детей в труде. Для разработки научно обоснованной программы трудового воспитания существенное значение имеет отбор доступных детям видов труда.

В педагогической литературе можно встретить рекомендации, которые ориентируют практику на виды труда, важные для технического прогресса общества. Если принять только эту точку зрения, то духовное развитие ребенка, его участие в трудовых процессах коллектива будут неполноценными. Современный технический прогресс вытесняет ручной труд. И чем активнее этот процесс, тем более возрастает необходимость ручного труда для гармонического развития каждого человека. Очевидно, что и трудовое воспитание детей немыслимо без активного ручного труда, ибо он создает конкретный предмет, удовлетворяющий потребность ребенка в деятельности, и является одним из самых любимых его занятий. В ручном труде школьник обнаруживает самую высокую заинтересованность, успеваемость и, что важно, малую утомляемость. Эти факторы положительно влияют и на общее психическое и умственное развитие ребенка.

Теория современного дизайна для детей и практика детского ручного художественного творчества демонстрируют широкие возможности такой продуктивной деятельности, которой можно увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом. Развить стремление

к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.

Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена правильно» рука. Основной предпосылкой такого учения являлись условия окружающего быта.

Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления изделий под руководством взрослых способствовали закреплению положительных эмоций, стремлению к познанию и овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений

о народно-декоративном искусстве. Понятие наследия, традиции в обучении художественному ремеслу всегда имело важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в группе продленного дня. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства.

Итак, правильно организованный ручной труд в группе продленного дня дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития детей. В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка педагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел и мастерством работы с материалами для художественного ручного труда.

Глава I. Декоративно-прикладное искусство и ручной труд.

  1. 1. Творить по законам красоты.

Народное искусство - это цельный и стройный мир особого отношения человека

к окружающей жизни, к своему труду и быту. Оно отражает мировоззрение, историческую обстановку и социальные условия жизни человека, его мышление, чувства, характер, умение наблюдать и отображать реальность и красоту в природе и общественной жизни.

Искусство, как один из видов проявления творчества человека, может быть

по отношению к объекту не только изобразительным (пейзаж, натюрморт и т. п.), но и преобразующим - художественно изменяющим окружающую материальную среду (например, сделать из дерева мебель, из тканого холста сшить одежду), т. е. создать вещи так, чтобы они радовали своей красотой. Поэтому искусство идет

по двум путям: образного воспроизведения действительности и декоративного ее преобразования.

Возьмем для примера один из природных экземпляров - цветок и проследим его изображение в станковом и прикладном искусстве. Художник-живописец рисует красками - легкими движениями кисти по холсту передает красоту оттенков, освещенность лепестков солнечным светом. Для прикладного искусства характерны другие приемы и материалы. Красоту цветка художник или умелец передает

с помощью цветных ниток, вышивая его на холсте, или с помощью резца, вырезая цветок по дереву, металлу, камню, кости. Его работа всегда зависит от материала, техники исполнения, назначения вещи как предмета быта. В создании предметов, необходимых для жизни человека, особенно ярко, как нигде, отражаются взгляды

на мир, отношение к природе.

Декоративно-прикладное искусство имеет в своем развитии прочно сложившиеся традиции. Истинные умельцы, мастера своего дела, на основе традиционных канонов создают шедевры национальной культуры, которыми гордится не одно поколение людей. Прикладное искусство, сохраняя черты отдельных веков, вносит

в современность своеобразную красоту прошлого. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву, затейливая резьба по бересте, кости, дереву, керамика и изделия из фарфора содержат изобразительные элементы, которые тщательно отбирались исполнителями и передавались из поколения в поколение, подобно сказкам, былинам, песням, преданиям.

Существуют основные закономерности, которыми определяется красота вещей, предметов декоративно-прикладного искусства в их сочетании друг с другом и

с окружающей средой. Значение этих закономерностей составляет элементарную грамотность в области восприятия подлинных произведений декоративного искусства.

В художественно ценной вещи все должно быть согласовано, подчинено единому замыслу: назначение, конструкция, форма, материал, цвет, узор.

Сочетание красоты с удобством и полезностью является непременным условием для всех предметов, которыми пользуется человек. Чтобы иметь художественное качество, предмет должен быть соразмерен по своей структуре и по отношению

к другим предметам. В соответствии с этим можно его назвать красивым или уродливым. Таким образом, связь формы с назначением предмета должна заключаться в органическом, живом их единстве. Вещь хороша тогда, когда материал, из которого она сделана, отвечает ее форме и назначению.

В художественном изделии такие качества материала, как мягкость, твердость, шероховатость, гладкость, узорчатость поверхности, должны найти свое наибольшее выражение, гармонию. Например, деревянные изделия с красиво подобранной фактурой дерева лучше покрыть прозрачным лаком, чем глухим цветом масляной краски.

Соответствие формы назначению предмета является важным признаком его художественного достоинства. Но одного этого недостаточно, ведь многие вещи

в быту отвечают своему назначению, но о них не скажешь, что это художественная вещь. Чтобы приобрести художественную значимость, предмет должен иметь ряд признаков: соразмерность всех частей (пропорциональность), выразительность формы в соответствии с назначением, материалом и декоративным оформлением.

Современное декоративно-прикладное искусство развивается на лучших традициях народного искусства. В этом огромная сила нравственно-эстетического воздействия его на человека, и в первую очередь на подрастающее поколение, интенсивно впитывающее в себя любую информацию.

В процессе занятий художественным ручным трудом школьники должны научиться определять эстетически значимую цель, предвидеть конечный результат работы, реализовать свой замысел, умело обращаться с разными материалами, овладевать техническими навыками работы с инструментами.

  1. 2. Из истории макраме.

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити, и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.

В начале человек делал примитивные узлы, безузловые сети. Более устойчивая форма полотна сети получилась тогда, когда нити начали скручивать между собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней остатки таких древних и кручёных сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаки Мальты и Канарских островов при изготовлении крышек к корзинам.

На смену безузловым пришли сети на основе «свайного» и «перуанского» узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древнеафриканские рыбаки из бассейна реки Конго.

По мере совершенствования материала для плетения всё труднее было сохранить постоянную форму ячей сети. Нужны были нескользящие узлы. Такими узлами стали «рифовый» и ткацкий. Изготовление сетей при помощи ткацкого узла практиковалось на северо-западе Европы очень давно. В финских болотах были найдены остатки сетей времён каменного века.

На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел.

Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских дояков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).

На Руси вязать узлы - «наузить» - означало «колдовать, знахарить, ворожить» - так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.

Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу, - об этом писал римский историк Плиний Старший (I век). Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывании узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.

На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.

На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облачённого в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди героя узлом, который люди так и называли геркулесовым. Этим узлом завязаны концы одежд на плечах персонажей египетских фресок и стебли лотосов на золотых нагрудных украшениях фараонов.

Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали свои раны. Геркулесов узел завязывали на бечевке и носили на шее как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.

В Древней Греции, во времена народных гуляний, предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как «турецкий». Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. «Турецкий узел», возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией. А легенда такова.

Сын фригийского бедняка Гордия Мидас, когда в стране начались смуты, на повозке отца прибыл в Народное собрание и был провозглашён царём. Эту простую повозку с хитроумным узлом из лыка дикой вишни на дышле Мидас преподнёс в дар Зевсу, и с тех пор она находилась во дворце.

Александр Македонский знал легенду об удачливом царе из народа, и ему очень хотелось увидеть знаменитую повозку и хитроумно сплетенный узел, распутывание которого, согласно древнему пророчеству обещало власть над Азией.

По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не мог распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его; по другим - царь вытащил колышек, распутал узел и снял ярмо, чем и подтвердил своё право быть властелином Азии.

Расцвет макраме относится к 9 веку до нашей эры. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Однако изобретателями самых хитроумных и практичных узлов оказались моряки. Появившийся более 5 тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без верёвок, которыми крепились мачты, поддерживались паруса.

Ко времени расцвета парусного флота в морском деле насчитывалось около 500 узлов. Моряки прошлого, помимо узлов, использовали в своей работе множество различных, практически необходимых плетений. Однако, большинство различного рода плетений и орнаментов из веревки, моряки придумали от скуки. В старое время плавание парусников нередко длилось годами. Чтобы скоротать свободное от вахты время, моряки занимались рукоделием. Их материалами были отслужившие свой век тросы из манилы, пеньки и сизаля. В часы досуга моряки плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далёких странах. В 14веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени.

Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетёным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.

Были открыты и первые школы макраме. В Турине, например, Валентина Кавандоли обучала плетению детей в возрасте 5-6 лет. Она ввела новый приём плетения, который теперь носит название «Кавандоли». Этот приём построен на использовании нитей двух цветов в плетении репсового узла.

Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Боттичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме.

В 17веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярно в Англии.

В те времена многие модницы Европы украшали свои одежды узелковым кружевом.

Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетёных изделий: шторы, покрывала, чехлы для музыкальных инструментов. Кружево, которое они плели из золотых нитей, украшало одежды лиц духовного и королевского сана.

Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло своё название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, мексиканское кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама» - это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» - бахрома или шарф, украшенный плетёным кружевом.

Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. Образцы плетёных изделий того времени, хранящиеся в различных музеях мира, выполнены в основном на основе горизонтального узла во всех вариациях: ромбы, цепочки, уголки, клеточки. Для плетения тогда применяли разнообразные материалы: шёлковые и хлопчатобумажные нити, шёлковый шнурок, золотую канитель, шерсть.

С 20 годов 20 века макраме вновь возрождается и входит в моду. Плетёными изделиями - коврами, салфетками, абажурами, ширмами, а позже и шторами, кашпо - стали украшать комнаты. Плетёные панно начали комбинировать с ткачеством. Макраме нашло широкое применение и при создании таких предметов, как качалка, гамак, беседка. Сейчас возможности макраме ещё более расширились.

Популярность макраме в нашей стране росла постепенно. Началась она в семидесятые годы.

«Макраме… позволяет высказаться разнообразно и нестандартно, никого и ничего не копируя. Фольклорное начало проявляется в орнаменте и цветосочетаниях. Изделия макраме прекрасно сочетаются с бусинами, янтарем, деревом. Но этими эффектами надо пользоваться осторожно, не увлекаясь. Здесь только хороший вкус и чувство меры гарантируют успех. Для украшения интерьера и особенно для костюма надо очень тщательно подбирать фактуру и цвет фона и узора, типы узлов их плотность и воздушность. Тут основное - чувство ансамбля. К зимнему платью из плотной ткани не подойдет ажур, который будет прекрасно сочетаться с однородным шелком. Или веревочный абажур не будет смотреться рядом с дорогими тяжелыми драпировочными тканями».

Макраме завоевывает все больше и больше поклонников. Увлекаются плетением и взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме. Приемы узелкового плетения изучают на уроках школьники.

Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом. Широки возможности макраме для творческого проявления личности. Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и… сотворяете чудо.

Глава II. Занятия художественным трудом в группе продленного дня.

2. 1. Художественный ручной труд в группе продленного дня.

Художественный ручной труд младшего школьника, становится актуальным в связи с новыми задачами трудового и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. На этих занятиях в группе продленного дня у младших школьников воспитываются трудолюбие, бережное экономное отношение к материалам трудовой деятельности, формирование основ трудовой культуры.

Ручной труд является любимым занятием детей. На этих занятиях учащиеся проявляют заинтересованность в получении новых знаний и умений.

Ручной труд - конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, развлечениях, быту.

Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей. Роль декоративно-прикладного искусства в становлении некоторых традиционных видов художественного ручного труда учащихся, в их трудовом, нравственно-эстетическом воспитании неоценима.

Правильно организованный ручной труд в группе продленного дня дает детям знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, стремление овладеть особенностями технологического мастерства, приобщает к декоративному искусству.

Художественный труд младшего школьника, изучение и теоретическое обоснование такой деятельности детей становится актуальным в связи с новыми задачами трудового и нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Творчески работающий воспитатель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового и эстетического воспитания школьников.

Психологи в процессе изучения мотивов общественной деятельности выделили три вида положительной мотивации относительно труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами младшего школьника являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте также имеет место, однако он является как бы производным от мотивов примера и интереса и носит ярко выраженный эмоциональный характер.

Организовывать труд - значит, прежде всего, научить ребят работать руками и головой. А этому в наилучшей степени способствует ручной труд. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Мастерство рук - это материальное воплощение пытливости ума, смекалки, творческого воображения»

(В. А.Сухомлинский).

Разнообразный ручной труд, развивающий руки, развивает и ум, ибо через руки малыша, овладевающие разными инструментами и материалами, в мозг поступает так много информации, что он развивается гораздо успешнее, чем при оставлении ребенка один на один с игрушками.

Вспомним: в народе издавна стремились приохотить, а не принудить детей

к труду. Считали: пусть для ребенка «труд обернется сначала нарядной своей стороной». В ручном труде всегда есть возможность свободного выбора, проявления своих интересов, желаний, потребностей. В процессе его не только учатся мастерить, но и развивают сноровку, смекалку, терпение, трудовую умелость, ценную мотивацию, способности к преодолению себя.

Не менее важна личностная значимость художественного труда. Каждый ребенок должен иметь возможность реализовать в труде собственные мотивы, например: хочу добиться успеха; хочу, чтобы меня уважали; хочу чему-то научиться; хочу сделать нужную вещь и т. д. То есть, труд не должен быть обязаловкой, в нем ребенок должен иметь возможность осуществить свои притязания в разных областях жизни: общении, мастерстве, положении в группе и т. д.

Труд оказывает существенное влияние, если ребенок занимает активную позицию, позицию субъекта деятельности. Как можно больше самостоятельности и инициативы в постановке цели, в поиске объекта деятельности, в планировании, в контроле и анализе - вот механизм субъектности. Только самостоятельно поставив цель, дети почувствуют ответственность за свои решения и действия. Мы знаем, как много настойчивости и целеустремленности проявляют они для достижения собственных целей. И наоборот, к чужим, пусть даже многообещающим замыслам могут отнестись прохладно и равнодушно.

Реализация данного условия возможна через привлечение учащихся к разведке полезных дел, к планированию своих действий, к обдумыванию полученных результатов, к размышлению о том, что получилось, что не получилось и почему.

Отношение младшего школьника к деятельности зависит от того, испытывает ли он удовлетворение от ее процесса и результата. Поэтому педагог должен позаботиться о том, чтобы организуемая трудовая деятельность содержала в себе ситуацию успеха. В ситуации успеха дети активны, деятельны, свободно реализуют свои притязания; неуспех приводит к пассивности, нежеланию заниматься нелюбимым делом, враждебности по отношению к людям.

Трудолюбие, по мнению В. А. Сухомлинского, - это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни. Отсюда вытекает еще одно условие. Труд становится привлекательным для ребенка, если он эстетически выразителен, эмоционально насыщен. В нем важны элементы игры, атрибуты, ритуалы. Маленькие дети особенно чувствительны к подобным элементам, так как еще не готовы к длительным трудовым усилиям. Эмоциональная насыщенность трудовой деятельности помогает ребенку преодолеть усталость, нежелание, невнимание к качеству и к конечному результату труда.

2. 2. Типология занятий художественного труда в группе продленного дня.

Благодарным материалом для осуществления эстетико-культурологического подхода к обучению представляются занятия художественного труда, на которых осуществляется формирование эстетического сознания младшего школьника

в процессе творческой деятельности по созданию произведений в стиле и

по образцу изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ).

Программа обучения учащихся художественному труду, рассчитана на четыре года обучения. Реализация этой программы осуществляется через систему занятий. Занятия строятся в соответствии с этапами формирования эстетического сознания учащихся, выделенных на основе изучения усвоения учащимися технологических ценностей в процессе обучения художественному труду. Такими этапами являются:

  1. операционально-технологический, на котором дети приобретают первоначальные умения, получают первоначальные знания, усваивают азы технологии изготовления поделок в технике определенного ДПИ;

  2. деятельностно-мотивационный, на котором преобладает усвоение эстетических знаний, предлагаемых в системе, и ребенок приобщается к эстетической художественной деятельности;

  3. интеграционно-креативный, на котором формируется оценочное эстетическое суждение, и ребенок включается в самостоятельную творческую эстетическую деятельность.

В соответствии с перечисленными этапами проводятся занятия нескольких типов.

На первом, операционально-технологическом этапе проходят занятия ознакомительно-операционального характера. На таком занятии детям предлагается необходимый минимум знаний - операциональных и эстетических, т.е. сообщаются основные сведения о виде ДПИ, который был определен в теме занятия; дается подробная инструкция о технике исполнения, о материале, с которым предстоит работать; об инструментах и правилах обращения с ними, о правилах организации рабочего места. На первое место ставится задача приобретения необходимых умений для выполнения простейших операций, т.е. занятие имеет технологическую направленность. Действия и операции выполняются детьми под наблюдением воспитателя, носят имитативный характер, подготавливают руку ребенка к выполнению более сложных и длительных действий. Вводное занятие этого цикла, начинающий весь процесс обучения художественному труду, содержит обширный ознакомительный теоретический материал, который вводит детей в атмосферу прикладного творчества, настраивает их на восприятие не только технической, но и (в первую очередь) эстетической стороны видов ДПИ и отдельных произведений. Воспитатель предлагает ученикам рассказ о ДПИ, которым предстоит заниматься на занятиях художественного труда. Назначение этого рассказа (и показа) - вызвать у учащихся интерес

к занятиям художественного труда и желание заниматься предложенным видом ДПИ. На итоговом занятии этого этапа воспитатель организует первую итоговую выставку учащихся, дает эстетическую оценку достижений детей к концу первого этапа обучения. Дети также пытаются дать первые оценочные суждения,

по которым воспитатель судит о степени развития эстетических чувств и эстетических потребностей учащихся к концу первого этапа обучения.

Несколько иные типы занятий на втором этапе обучения.

Информативно-деятельностный - с преобладанием эстетических знаний, предлагаемых в системе. На таком занятии организуется как эстетическая деятельность по восприятию эстетических изделий, так и имитативная, подражательная, репродуктивная деятельность по изготовлению изделий. Вводится, усиливается элемент самостоятельности в выборе путей решения поставленной задачи.

Эстетические знания, вводимые на занятии, носят различный характер. Прежде всего, это могут быть исторические справки о возникновении и истории развития предложенного воспитателем вида ДПИ, о распространении его в различных странах, о его эстетической ценности; расширяются знания детей

о возникновении, назначении и бытовании искусства в наши дни, о применении

в современном быту; формируются новые, более сложные в сравнении с первым этапом умения, некоторые из них переходят на стадию навыка. На таком занятии идет систематическое ознакомление с новыми техниками, используемыми

при изготовлении очередного изделия. Формируются представления о предметах, которые могут быть изготовлены в предложенной технике. Но в основе своей деятельность детей в этот период носит более репродуктивный характер, чем продуктивный, так как накопленных знаний и опыта еще недостаточно для полноценной творческой деятельности.

Репродуктивно-деятельностное занятие.

На таком занятии преобладает репродуктивная деятельность по созданию изделия в определенной технике. Введение знаний все еще носит вспомогательный характер, это знания по большей части эстетического характера, подготавливающие к эстетической деятельности по созданию изделия

в предложенной технике. Эта деятельность носит репродуктивный характер, т.е. дети действуют точно в соответствии с предложенным образцом, копируют его. Задача, которая ставится перед учащимися, - передать и техническую, и эстетическую сторону изделия как можно точнее, с соблюдением законов красоты. Вводятся понятия соразмерности, симметрии, сочетаемости, параллельности, ритмичности и т.д. Особое значение на этом занятии приобретает работа с инструкционными картами, операциональными схемами, составление собственных схем. Дети учатся планировать собственную деятельность, составлять план изготовления изделия. Обсуждению подвергается каждый этап работы, деятельность детей сопровождается инструкциями воспитателя. Воспитатель постоянно напоминает о требованиях к эстетичности, соразмерности, гармоничности изделия. Происходит совершенствование практических умений и навыков, формируется способность к трудовому усилию.

На репродуктивно-деятельностном занятии преобладает деятельность по изготовлению изделий в соответствии с эстетическими требованиями, однако на них присутствует элемент творчества, самостоятельного поиска. Это основной тип занятия на второй ступени.

Ознакомительно-рефлексивное занятие.

Он проводится на втором и третьем этапах обучения. На занятии на первое место ставится задача формирования эстетического суждения, приобщения к искусству. Обязательным компонентом занятия - выставка изделий, с которой знакомятся учащиеся. Занятие можно построить как экскурсию в музей декоративно-прикладного искусства, тогда предметом ознакомления, оценки, рассуждения становились экспонаты музея. Предметом обсуждения могла стать выставка, подготовленная воспитателем, - изделия, созданные самим воспитателем и учащимися. Общение с предметами ДПИ, образцами, изготовленными воспитателем для занятия, побуждают учащихся к эстетичному изготовлению поделок.

Ценность занятий-выставок изделий ДПИ, прежде всего, в том, что они являются средством формирования почти всех компонентов эстетической культуры младшего школьника. На таких занятиях учащиеся получают эстетические знания на чувственном и сознательном уровне. Воспитатель, обращая внимание детей на ту или иную вещь, провоцирует их на задержку внимания, на более внимательное, детальное рассматривание предмета, выделение его основных частей. Возникающие эмоции и переживания способствуют формированию эстетических чувств. Такие занятия несут огромный положительный заряд, поскольку невозможно остаться равнодушным при непосредственном общении с образцовыми изделиями. Это способствует созданию формирующей, воспитывающей, развивающей среды. На занятии этого типа у ребенка формируется такой компонент эстетической культуры, как потребность («хочу такую же»). В отличие от занятий-экскурсий, на таких занятиях детям разрешается потрогать изделия руками, рассмотреть их.

На третьем этапе обучения продолжается система ознакомительно-рефлексивных занятий - не менее двух в течение полугодия. Однако новый этап формирования эстетического сознания в процессе эстетической деятельности требует привлечения новых форм работы. На этом этапе проводятся занятия двух новых типов.

Деятельностно-продуктивное занятие - это основной тип занятия, проводится на третьем, интеграционно-креативном этапе. На этом занятии преобладает творческая деятельность, развивается фантазия, способность к оценке. Творческие задания на занятии могут носить индивидуальный, групповой и коллективный характер. Занятия коллективного творчества по изготовлению общей поделки активизируют деятельность детей, способствуют повышению требования к качеству своего изделия. Занятия индивидуального творчества носят иногда проблемный характер: два или несколько похожих образцов, которые отличаются по способу отделки и способу изготовления. Детям предлагается сделать свою поделку не похожей на демонстрационные образцы, отличной от них. Тематика, назначение поделки и техника исполнения задаются воспитателем. Школьники, как правило, уже имеют достаточный уровень знаний и умений для поиска новых путей и способов решения конкретных задач на данном этапе обучения. Важно ориентировать их на самостоятельную творческую деятельность, пробуждать желание вложить в нее свое умение, отразить задуманный художественный образ, сделать ее самобытной, не похожей на другие, но обязательно аккуратной, эстетичной, радующей глаз и душу окружающих. На этих занятиях развивается творческое мышление детей, которые анализируют ранее увиденные, воспринятые образцы, пытаются выразить свою собственную задумку, создать свой собственный образ, их деятельность становится художественной, т.е. образной. Главная цель таких занятий - создать атмосферу, побуждающую учащихся к самостоятельной творческой деятельности, активизирующую ранее полученные знания, умения и навыки для формирования устойчивых переживаний и потребности в эстетической деятельности. Большую часть времени на занятиях дети занимаются самостоятельной творческой деятельностью. Занятие этого типа ценно тем, что на нем учащиеся приобретают навык самостоятельного планирования собственной деятельности по созданию непростой поделки, а произведения искусства, отличающегося оригинальностью замысла и исполнения, у ученика формируется рефлексивная реакция. Подобным занятиям целесообразно уделять больше времени, чтобы учащийся мог до конца реализовать свой творческий замысел, рассказать о нем и представить его на суд товарищей. Это дает возможность школьнику наглядно представить достигнутый им в процессе обучения уровень усвоения практических умений, уровень сформированности эстетической культуры.

Информационно-рефлексивное занятие предполагает творческие домашние задания и их обсуждение на занятии. Учащимся предлагалось прочитать в литературе или узнать от окружающих о каком-либо виде ДПИ, самому запланировать и изготовить изделие, принести его в группу продленного дня, рассказать о новом виде ДПИ детям, продемонстрировать свое изделие. Ученики должны оценить рассказ учащегося и произведение. На занятии можно провести презентацию самостоятельно изготовленных детьми изделий и оценка их товарищами. На одном из занятий можно провести книжную ярмарку. Дети приносят не только самостоятельно выполненные изделия, но и книги, из которых они об этих видах ДПИ узнали. Учащиеся презентуют не только изделия, но и книги, дают краткие аннотации к изделиям, рекомендуют товарищам прочитать эти книги. В конце занятия дети обмениваются книгами и изделиями. По впечатлениям от увиденного и услышанного дети могут написать домашнее сочинение, либо подготовить устные сочинения на занятии. Занятия этого типа целесообразно проводить не реже одного раза в течение четверти.

Воспитатель нацеливает учащихся на творческий подход, на связь художественного труда с жизнью, формирует устойчивую потребность в эстетическом освоении окружающего, в эстетической деятельности и создает положительную мотивационную сферу; формирует эстетическое суждение, умение оценивать изделие с позиции приобретенных эстетических знаний, формирует взгляды, вкусы, наклонности (идеал). По достижении достаточного уровня эстетических знаний и умений целесообразно ориентировать учащихся на самостоятельную творческую деятельность вне занятия. Выставки и обсуждение творческих работ расширяют эстетический кругозор детей, укрепляют смысло-жизненные связи их деятельности на занятии и вне занятия.

Такова возможная типология художественного труда, позволяющая воспитателю творчески подойти к учебно-воспитательному процессу и формировать эстетическую культуру учащихся в процессе получения знаний и усвоения начальных трудовых умений и навыков.


  1. 3. Человек разумный - человек умелый. Развивающее обучение на занятиях в группе продленного дня.

Уже много лет мы пытаемся убедить друг друга и самих себя в том, что «развитие младшего школьника находится на кончиках его пальцев». Ручной труд, является очень эффективным «гимнастическим снарядом» для общего развития детей. Например, в школах Японии этому предмету отводится до 14 % всего учебного времени, а это 3-4 часа в неделю. Основная педагогическая концепция таких занятий - не механический труд ради упражнения рук, не изготовление отдельных занимательных эффектных поделок, а формирование высокого интеллекта и духовности через мастерство.

Развитие ребенка на занятиях ручного труда базируется на тщательном и добросовестном овладении ручными умениями. Между тем у ребенка 7-8 лет, как правило, отмечается значительное отставание в развитии ручных умений от интеллекта: он все делает неуклюже, неаккуратно, неумело. Намеренно снижаем сложность задач, прежде всего в их практической части: чаще, чем это необходимо, используем шаблоны, иногда даже раздаем готовые детали и т. п. Интеллектуальная нагрузка на ребёнка на занятии труда также вполне соответствует уровню практических действий, как бы «подгоняясь» под ручную неумелость. Впрочем, каких-либо интеллектуальных задач на этих занятиях чаще всего мы не предусматриваем. Изготовление изделия становится самоцелью. А следовало бы исходить из прямо противоположных позиций: а) ребёнка можно и нужно учить самостоятельному выполнению всех доступных ему практических операций; б) большое значение имеет процесс осмысления работы (интеллектуального и духовно-эмоционального) на фоне её качественного выполнения.

Задания первых занятий могут быть сравнительно более насыщены вопросами, требующими сообразительности, а нагрузка на руки будет пока меньше.

В дальнейшем под этот посильный для учащихся интеллектуальный уровень постепенно подтягивается и практическая работа рук. Иногда, по мере освоения более сложных практических умений, ученики будут работать по методу прямого показа, по инструкции - пока приём не будет надёжно усвоен. После этого, уже на новом уровне, дети смогут решать и другие интеллектуальные и практические задачи. Отработка приёмов должна быть тщательной. Что требует времени. Именно поэтому на занятиях ручного труда следует организовать для учащихся комфортную обстановку, исключающую спешку.

В процессе анализа конструкции изделий вы как бы демонстрируете ученикам некоторые из путей творческого поиска в декоративно-прикладном искусстве. На следующем этапе занятия основное внимание переключается на конкретные приёмы работы. В зависимости от особенностей группы обучение можно провести на примере одного и того же для всех изделий, но можно и сразу предоставить ученикам возможность выбрать из имеющихся образцов.

Таким образом, занятия ручным трудом могут быть не только работой рук, но и настоящим творческим поиском. Именно от воспитателя во многом зависит сделать их эффективными в плане общего развития детей. Попробуем объединить наши творческие силы и перевести занятия трудового обучения из категории «второстепенных» в самые первостепенные, какими они и должны быть в начальных классах.

Глава III Анализ взаимодействия воспитателя и учащегося по эстетическому воспитанию в педагогическом процессе.

  1. 1. Содержание взаимодействия воспитателя и учащегося в процессе эстетического воспитания младших школьников.

Макраме - один из старейших видов рукоделия, в основе которого лежит техника узелкового плетения. В искусстве макраме имеются широкие возможности для проявления творческих способностей детей. Представленная программа - это залог успешно проведённой творческой работы.

От существующих, программа отличается включением как традиционных, так и нетрадиционных способов изготовления декоративных изделий в технике макраме. Программа ориентированна на детей с 1 по 4 класс.

На протяжении работы в ГПД я стала активно изучать историю и технику макраме, а также применять эту технику на занятиях.

Задача занятий по теме искусства макраме состоит в развитии художественного вкуса, эстетического воспитания в целом и развитии мелкой моторики рук.

В этом направлении работы я обозначила следующие цели и задачи:

Цель: развитие индивидуальных способностей учащихся средствами узелкового плетения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей макраме и его возможностями;

  • научить детей владеть различными материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми при плетении;

  • обучить технологии изготовления различных изделий в технике макраме.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, стремление доводить начатое дело до конца;

  • воспитывать у ребёнка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику рук, глазомер, образное и логическое мышление, память, внимание, художественный вкус;

  • обогащать словарный запас, расширять кругозор.

Социальные:

  • создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом;

  • помочь детям самореализоваться в творчестве;

  • ориентировать на дальнейшее познание и творчество в жизни.

Для реализации данного направления мною была создана программа по изучению искусства макраме.

Первый год обучения.

Наименование содержания

Количество часов

Сроки

1.




2.




3.




4.




5.

6.



7.


8.


9.


10.


11.

Беседа «История макраме»

Демонстрация готовых образцов.

Беседа «Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы».

Беседа «Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места».

Приёмы расчёта и навешивания нитей. Основа для навешивания.

Знакомство с основными узлами.

Приём укорачивания и удлинения нитей.

Плетение косички.

Плетение цепочек.

Плетение сеток и ромбов.

Плетение закладки.

Анализ работы.

3




1




1




2




4



1



2


2


6


4


2

В течение


года,




по



усмотрению





воспитателя.

Второй год обучения.


Наименование содержания

Количество часов

Сроки

1.



2.







3.



4.



5.



6.



7.


8.


9.


10.


Повторение материала первого года обучения.

Беседа «Знакомство с программой второго года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места».

Сложные способы крепления, фестоны.

Знакомство со сложными узорами.

Знакомство с комбинированными узорами.

Знакомство с бахромой, кистями, «оплётка».

Плетение кулонов, поясов.

Плетение салфетки.

Выставка детских работ.

Анализ работы.

2



1







2



3



2



3



4


6


1


2





В



течение



года,


по




усмотрению




воспитателя.












Третий год обучения.


Наименование содержания

Количество часов

Сроки

1.



2.







3.



4.


5.


6.

Повторение материала второго года обучения.

Беседа «Знакомство с программой третьего года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места».

Плетение кошелька (косметички).

Плетение панно с карманом.

Выставка детских работ.

Анализ работы.

4



1







6



6


1


2


В

течение

года,

по

усмотрению


воспитателя.



Четвёртый год обучения.


Наименование содержания

Количество часов

Сроки

1.



2.







3.



4.



5.


6.


7.


8.

Повторение материала третьего года обучения.

Беседа «Знакомство с программой четвёртого года обучения. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места».

Плетение изделий круглой и овальной формы (знакомство).

Плетение салфетки с «горошинами».

Плетение пчелы.

Плетение совы.

Выставка детских работ.

Анализ работы.

4



1







2



6



5


6


1


2



В


течение


года,



по


усмотрению




воспитателя.

По завершении курса обучения учащиеся должны знать:

  • способы крепления нитей;

  • названия, технологию плетения вспомогательных и комбинированных узлов и узоров;

  • способы и направления плетения макраме;

  • способы наращивания и укорачивания нитей;

  • виды бахромы и кистей;

  • технологию плетения аксессуаров и изделий в технике макраме.

Должны уметь:

  • выполнять сложные крепления;

  • различать и плести вспомогательные и комбинированные узлы и узоры;

  • плести в различных направлениях;

  • расширять и сужать полотно, наращивать и укорачивать нити;

  • выполнять бахрому и кисти;

  • плести аксессуары и изделия в технике макраме.






Психолого-педагогическая характеристика

группы продлённого дня

1 а и 2 а общеобразовательных классов.

В состав группы продлённого дня входят 17 человек из 1 класса а и 10 человек из 2 класса а.

В группе 27 человек: 13 девочек и 14 мальчиков. Возрастной состав детей

7-9 лет.

Образовательный уровень семей неоднородный.

Социальный состав семей: полные - 17 человек, неполные - 10 человек, многодетные - 6 человек.

Дети, требующие особого внимания: из разведенных семей - 4 человека, из неблагополучных семей - 6 человек.

У Андрюхиной О., Гапшина Д., Шмелёвой А. родители разведены, но папы по возможности участвуют в воспитании детей. Дерюгину А. воспитывает мама, папа в воспитании ребёнка участия не принимает. У Виноградова Е. в воспитании мальчика участвует отчим. Рычагову Н. и Ганоченко Н. воспитывает мама, а папа умер. Гладышева А. и Ушакова С. воспитывают мамы, папы нет. Буртасова Д. воспитывает папа, мама находится в местах лишения свободы.

Состояние физического здоровья детей в норме. Практически все дети имеют основную группу здоровья.

Психологом школы проведены психолого-педагогические исследования уровня развития детей. По результатам исследования дети в ГПД с разным уровнем актуального развития. 1 человек из 1 класса а с высоким уровнем развития (Воробьёв К.). 4 человека средне-высокого уровня развития из 1 класса а (Андрюхина О., Баринова Ю., Комарова Ю., Мордовин Н.) и 2 человека из 2 а класса также со средне-высоким уровнем развития (Ващенко С., Ушаков С.).

Большинство детей относятся к среднему уровню развития - это 10 человек из 1 класса а (Богомолов А., Гапшин Д., Дерюгина А., Кудашова Ю., Макова Е., Рычагова Н., Фильцин И., Шмелёва А., Ямашкина И., Юфтайкин Д.) и 5 человек из 2 класса а (Буртасов Д., Дорожкин И., Максакова К., Резяпова А., Ганноченко Н., Секачёв А.)

Средне- низкий уровень развития имеют 1 человек из 1 класса а (Виноградов Е.) и 1 человек из 2 класса а (Ганина О.).

Вилданова Ю. из 1 класса а и Гладашев А. из 2 класса а имеют низкий уровень развития.

У ребёнка с высоким уровнем развития достаточно хорошо развита кратковременная память, на высоком уровне развита способность находить существенные признаки, и по этим признакам отличать предметы. Он способен устанавливать сходства в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функций, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез. Имеет высокий уровень познавательного интереса, умеет принимать инструкцию взрослого и поставить самостоятельно цель, умеет планировать свою деятельность, владеет навыками самоконтроля.

Для детей, со средне-высоким уровнем развития, характерны: сильный тип нервной системы, уравновешенный характер, развиты навыки саморегуляции. У этих ребят преобладает познавательная мотивация. Они активны и самостоятельны. Эти дети понимают и стараются соблюдать правила поведения. У них преобладает высокий уровень наглядно-образовательного мышления. Дети умеют анализировать, сравнивать, обобщать. У них хорошо развита речь, словарный запас. Они способны дать полный исчерпывающий ответ с самостоятельными выводами и суждениями. Зрительная, слуховая и комбинированная память развита в равной степени и находится на средне-высоком уровне.

Учащиеся, которые относятся к среднему уровню развития, проявляют активность в разных ситуациях, становятся активными в результате стимуляции, умеют принимать инструкцию взрослого и его помощь, умеют работать по предложенному плану, знают некоторые способы самопроверки и осуществляют самоконтроль с помощью взрослого. Для этих детей характерны: преобладание наглядно-образного мышления, устойчивость произвольного внимания, средний уровень развития всех мыслительных операций.

У детей, со средне-низким уровнем развития, отмечается сочетание наглядно-образного и наглядно-действенного мышления (недостаточная произвольность мышления, слабая управляемость в постановке мыслительной задачи, в её решении).

Необходимо указание, побуждающее детей к размышлению и помощь в поиске правильного решения. У этих детей недостаточный запас знания об окружающей действительности, средне-низкий уровень развития памяти, мыслительных операций, внимания, работоспособности. Это учащиеся, у которых процессы торможения частично преобладают над процессами возбуждения.

Ребята, которые относятся к низкому уровню развития, нуждаются в индивидуальной помощи, в постоянном контроле со стороны взрослого. Правила, инструкции по выполнению заданий усваивают с трудом, после многократных повторений. Это дети, у которых преобладает механическая память, наблюдается инертность мышления, снижение мотивационно-волевой сферы.

У Богомолова А., Вилдановой Ю., Виноградова Е., Гапшина Д., Гладышева А., Маковой Е., Фильцина И., Шмелёвой А. выявлены определённые нарушения в развитии речи. Эти дети посещают занятия логопеда.

На данном этапе детский коллектив недостаточно сформирован, так как дети из разных классных коллективов.

Во время прогулки учимся играть в разные игры. Ребята играют с детьми из своего класса и с учащимися из других классов. Таким образом постепенно формируется умение общаться с другими сверстниками: уступать, радоваться успехам других, воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

В ГПД учащиеся обучаются соблюдать дисциплину и выполнять требования воспитателя. У Виноградова Е., Ганноченко Н., Дорожкина И. наблюдаются поведенческие отклонения, поэтому необходимо индивидуальная работа с ними в формировании адекватных форм поведения и направление их поступков в позитивное русло. Поэтому планируем работу по обучении детей самоконтролю за поступками, неконфликтному общению. У мальчиков стараюсь воспитывать «рыцарские качества». На клубном часе ребятам нравится слушать тематические беседы, играть, выполнять интересные задания, часто использую метод сказкотерапии.

За время, отведённое на самоподготовку, почти все учащиеся успевают выполнить домашнее задание в полном объёме. При необходимости организуется определённый вид помощи. Отдельным учащимся оказывается пошаговая индивидуальная помощь.

Опираясь на дополнительные исследования и организованные наблюдения, своими основными задачами считаю: 1) постепенное формирование детского коллектива путём включения детей в подготовку и проведение тематических воспитательных мероприятий; 2) распределение временных поручений, работу в малых группах на мероприятиях, на прогулке, при подготовке домашнего задания, организация взаимопомощи, взаимопроверки; 3) обучение коллективным формам работы.








Глава IV Проект клубного часа.

Тема «Плетение косички».

Цель: создание условий для трудового эстетического воспитания. Развитие индивидуальных способностей учащихся средствами узелкового плетения.

Задачи:

  1. Повторить материал прошлых занятий.

  2. Научить плести косички из трёх, четырёх нитей.

  3. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, мышление, художественный вкус.

  4. Обогащать словарный запас, развивать речь, расширять кругозор.

  5. Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.

  6. Воспитывать у ребёнка правильную самооценку, умение общаться, работать в коллективе.

  7. Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлечённых общим делом.

Исходный уровень состояния знаний, умений, навыков учащихся необходимых для усвоения урока по теме: «Плетение косички».

Учащиеся знают: историю макраме, обращение с инструментами, основные узлы, приём укорачивания и удлинения нитей.

Учащиеся умеют: рассчитывать и навешивать нити.

Учащиеся владеют: начальными навыками плетения в технике макраме.

Тип занятия: занятие знакомства с техникой плетения косичек.

Оборудование: 1. Демонстрационный материал: «Инструменты», «Навешивание нитей», рисунки узлов, название темы.

2. Изделия в технике макраме.

3. Основа для плетения, нити.

Технические средства: 1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

Наименование этапа

Содержание этапа

Предполагаемые ответы детей, действия.

Методы

1. Организационный момент.


2. Вводная беседа.





3. Повторение изученного материала.

















4. Физкультминутка.




5. Знакомство с плетением косички.











6. Вывод.

- Встаньте правильно. Давайте улыбнёмся друг другу. Настройтесь на работу. Пусть сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Садитесь.

- Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите? Как вы думаете, почему класс украшен этими изделиями?

- Действительно, мы работаем по теме «Макраме».

- С чем вы познакомились на прошлых занятиях по этой теме? Что вы узнали?


- Ребята, мы сегодня продолжаем работать по этой теме. Повторим крепления нитей на основу.

- Желаю вам терпения и старания!

- Обратите внимание на доску. Что написано на плакате? Кто прочитает? Что означает это слово?





- Чему вы научились на прошлых занятиях?


- Кто покажет, как нужно закрепить нить на основе. (Вызвать ещё троих учащихся, которые закрепляют нить на основу.)

- Правильно ли закреплена нить? Молодец!

- Какие узлы научились завязывать?




- Кто может показать, как завязать плоский узел? Правильно завязан узел? Молодец! (На экране появляется узел.) (Учащиеся показывают, как завязываются другие узлы. Узлы появляются на экране.)

- Давайте отдохнём! Встаньте. Закройте глаза. Представьте, что мы оказались на древнем корабле. Мы моряки. Вы занимаетесь плетением, устали, решили отдохнуть. (выполняем танцевальные движения под музыку.)

- Отдохнули? Закройте глаза. Теперь вы оказались опять в классе. Откройте глаза. Садитесь. Продолжаем работать.

1. Теоретическая часть.

- Сегодня вы научитесь плести косичку.

Наша косичка будет состоять из трёх нитей. Её плетут, попеременно накладывая крайние нити поверх средней.

(Показывает сначала воспитатель, а потом - на экране.)

2. Практическая часть.

- Проверьте, всё ли готово к работе. У вас приготовлены три нити на основе. Попробуем сплести косичку из трёх нитей под мою диктовку. Вы работаете за партами, а я - у доски.

- У кого получилось? Поднимите руки. Молодцы! Кому помочь? Кто сплетёт косичку у доски? Давайте проверим. Правильно заплетена косичка?

- Молодец!

(Можно вызвать к доске ещё двоих учащихся)

- А теперь попробуйте сплести косичку самостоятельно.

- Ребята, как вы думаете, можно ли сплести косичку из нескольких нитей?

- Действительно, можно. Косички бывают из 4, 5, 6, 7 и 8 нитей. Посмотрите как они выглядят. (Показ на экране.)

-А на следующем занятии мы попробуем заплести косичку из нескольких нитей.

- Что нового вы узнали? Чему научились?



- Что повторили?


- Кому понравилось наше занятие? Что понравилось?

- А теперь оцените свою работу. На каждой парте лежит карточка, с одной стороны приклеена красная звёздочка, а с другой - жёлтая.

- Если вы отвечали на вопросы и правильно выполняли задания, то покажите красную звёздочку. Если вы старались правильно отвечать на вопросы, выполнять задания, но у вас не всегда получалось, то покажите жёлтую звёздочку.

- Спасибо, ребята! На память о занятии мне хочется вам подарить косичку из четырёх нитей.



Изделия в технике макраме.


С историей макраме, обращением с инструментами, основными узлы, приёмом укорачивания и удлинения нитей.



На плакате написано «макраме». В переводе с турецкого «макрама» - шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах» - бахрома или шарф, украшенный плетёным кружевом.


Научились крепить нити на основу, познакомились с узлами.

Учащийся закрепляет нить на основе.


Да.

Простой, «восьмёрка», «Жозефина», галстучный, армянский, петельный, «фриволите», пионерский, репсовый, геркулесов, двойной плоский узел, одинарный правый и левый плоские узлы.





Да!








Да.


Может быть.




Мы узнали как плести косичку и то, что косички можно плести из нескольких нитей. Мы научились плести косичку из трёх нитей.

Крепление нитей на основу, название узлов и как они завязываются.

Да, понравилось. Понравилось плести косички.






Беседа.




Беседа.

Демонстрация.





Беседа.


Демонстрация.







Демонстрация.


Поощрение.






Поощрение.






Объяснение.


Демонстрация.

Беседа.


Объяснение.


Поощрение.

Поощрение.

Упражнение.

Беседа.











Заключение.

Конкретный вид занятия и способы работы с нитями были показаны с точки зрения потребностей развития личности ребёнка. Особо подчёркивался процесс манипуляции с конкретным материалом, развитие творческого потенциала ребёнка, приобретение им трудового, жизненного и эстетического опыта. Продукт творчества детей младшего школьного возраста всегда находится на втором плане, поскольку считается, что процесс исследования, игра имеет большее значение, чем то, что ребёнок сделает. Это не должно быть самоцелью.

Однако не следует делать вывод, что конечный продукт игры и творчества детей нас не интересует. Наоборот, удачная детская поделка, которая может быть использована в игре или любой другой деятельности, является хорошим стимулом для дальнейшего развития творчества. Ребёнок, сделавший игрушку, которой он может играть со своими сверстниками, или выполнивший предмет, который используется как украшение помещения, будет преисполнен чувством гордости, зная, что его работа нужна всем.

Изделие, которое ребёнок сделал сам, имеет большую воспитательную ценность. В этом его можно сравнить с игрушками-конструкторами. Покупные игрушки, изделия имеют готовую законченную форму, что ограничивает возможности обращения с ними. Если ребёнок способен сделать для себя что-то сам, значит, он постоянно развивается, значит, он никогда не будет чувствовать скуку. Можно сказать, что он находится в стимулирующей среде, которая способствует его развитию. Ребёнок, окружённый множеством готовых игрушек, бывает очень одинок, не проявляет интерес к игре, поскольку он пресытился игрушками, израсходовал все свои игровые возможности.

Продукты детского творчества, размещённые на полках, стендах, в игровых уголках, создают впечатление уюта и теплоты. Своей непосредственностью, оригинальностью и нестандартностью они оживляют помещение, радуют глаз.

Я считаю, что детскими работами можно оформлять помещение, так как ребёнок, когда видит перед собой те или иные работы, он воспринимает их как пример для подражания. Однако, если какая-то из детских работ выставлена на обозрение, то следует использовать работы и других детей, чтобы предоставить каждому ребёнку возможность гордится результатами своего труда.

Материалы, используемые в процессе художественного труда должны быть разнообразны, и даются детям не все сразу, а в соответствии с планом работы воспитателя. При планировании должны учитываться специфика, определяемая особенностями работы с конкретным материалом в зависимости от его физических и эстетических качеств, возможностей детей. Материал должен быть достаточно разнообразен. Необходимо также учитывать назначение отдельных видов материала.

При планировании работы по изготовлению поделок необходимо принимать во внимание пожелания детей. Особенно важно поддерживать в детях их стремления и предложения.

Главная цель - наиболее полное вовлечение детей в процесс работы с материалом, поскольку это оказывает влияние на развитие у них эстетического чувства, художественного вкуса, мелкой моторики рук, способствует приобретению ими ценных качеств личности: способности планомерно и вдохновенно заниматься какой-либо деятельностью, добиваться успешного выполнения поставленной задачи, внимательности, усидчивости.











Список литературы.

  1. М. Кузьмина. Азбука плетения. Москва Легпромбытиздат 1992.

  2. М. М. Соколовская. Знакомьтесь с макраме. Москва «Просвещение»1990.

  3. Л. В. Пантелеева. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ. Москва «Просвещение» - Белград 1987.

  4. Начальная школа 1995 №1 Н.М. Конышева. Человек разумный - человек разумный. Развивающее обучение на уроках труда.

  5. Начальная школа 2004 №6 И. П. Ильинская. Типология уроков художественного труда.

  6. М. П. Осипова Воспитание. 1класс. Минск УП «Книжный дом». УП «Экоперспектива» 2004.





© 2010-2022