• Преподавателю
  • Другое
  • Современные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении

Современные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей - одно из важнейших направлений воспитательной работы нашей школ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении на примере СПС МБОУ СОШ №2

Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Укрепление системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и укрепление семейных ценностей - одно из важнейших направлений воспитательной работы нашей школы.

Семейное неблагополучие, следствием которого является деформация процесса социализации и развития личности детей приводит к росту социально- средовой дезадаптации детей и подростков. В результате страдает не только семья, но и ребенок т.е. первоначально личностная проблема или внутрисемейная трансформируется в проблему социальную.
Важно, чтобы ребенок с детства видел полноценную модель семьи, чувствовал любовь и заботу со стороны родителей, ощущал свою безопасность и защищенность.
Основными направлениями работы социально-психологической службы с семьей являются:
- диагностическое;
- коррекционное;
- профилактическое;
- просветительское;
- консультативное.
Наиболее эффективные методы взаимодействия с семьей:
- беседа;
- наблюдение;
- патронаж;
- тренинги;
- консультации;
- диагностика;

Работа социально-психологической службы с семьями проводится поэтапно.
Сигналом к началу действия становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Важно настроить родителей сотрудничать со специалистами СП службы, установить контакт с семьей. Если при посещении членов семьи не оказалась дома, оставляем письменное приглашение на беседу . После знакомства с семьей проводится социальное расследование.
Для прямого руководства действиями родителей, социально-педагогического сопровождения семьи, посещения проводятся не менее двух раз в месяц. Это дает возможность видеть положительные изменения в семье, подстегивает членов семьи к конкретным действиям.
По результатам взаимодействия с семьей принимается решение о целесообразности проживания ребенка в семье. Проводятся контрольные рейды в семьи, которые свыше шести месяцев состоят на учете, с целью оказания более действенной помощи. Предлагаем схему работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении.

Современные технологии работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении

Работа с семьей организована в тесном сотрудничестве с администрацией школы, СП службой, кл. руководителем, инспекторами пдн, и кдн и ЗП, учреждения здравоохранения, ЦСПСД, социальным приютом для детей и подростков, департаментом образования. На заключительном этапе работы с семьей возможны два пути:
- отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении в случае устранения причин неблагополучия;
- признание детей нуждающимися в государственной защите, помещение ребенка в детский социальный приют.
Специалистами СП службы определены несколько моделей организации работы с дисфункциональными семьями.
Диагностическая - основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики - социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т.е. диагностика системы " семья - дети". Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем.
Педагогическая - базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы - ребенок. Вместе с родителями анализируем ситуацию, намечаем программу по повышению педагогической компетенции родителей, ориентируясь на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Методы повышения педагогической компетенции родителей: лектории, тренинги, выступление узких специалистов /инспектор ИДН, психолог, методист отдела образования/, проведение тематических недель.
Социальная - используем в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, привлекаем органы социальной защиты, опеки и попечительства.
Медицинская - предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка и членов семьи во взаимодействии с органами здравоохранения.
Психологическая - используем, когда причины неблагополучия семьи лежат в области общения. Анализируем ситуацию, проводим диагностику семьи, тренинги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций.
Семьи и дети, оказавшиеся в социально опасном положении - это объект социальной работы, требующий немедленного вмешательства в кризисную ситуацию, предполагающий организацию взаимодействия различных специалистов.

III. Взаимодействие с семьёй может осуществляться на двух уровнях:

  • Индивидуальном

  • Коллективном

При этом исходным и решающим является индивидуальный уровень работы с семьёй. Он предполагает целенаправленное влияние на семью с учётом её конкретных особенностей и осуществляется последовательно и в чёткой системе с использованием методики контактного взаимодействия.
Формы работы с семьёй:

  • Индивидуальная (педагог социальный СПЦ, инспектор ИДН, КДН, классный руководитель , педагог-психолог и педагог социальный учреждения образования и т.д. ).

а) Психолого-педагогические консультации:

  • Ответственность семьи за воспитание детей

  • Как стать хорошими родителями.

  • Влияние алкоголизма родителей на формирование личности ребенка.

  • Детско-родительские конфликты и их разрешении.

б) Педагогические поручения:

  • Организация домашнего учебного труда

  • Режим дня ребенка в семье

  • Организация труда в семье

  • Семейный праздник

  • Профилактика заболеваний у детей

  • Знакомство с друзьями ребёнка и т.д.

  • Коллективная:

а) Школьные (классные) родительские собрания.
б) Лектории для родителей:

  • «Искусство понимать друг друга»

  • «Мамины руки самые добрые» и т.д.

в) Встречи за круглым столом
г) Вечера вопросов и ответов
д) Педагогические практикумы:

  • «Какой у вас ребенок»

  • «Какой вы родитель»

е) Диспуты и деловые игры
Семья- это устойчивый коллектив в жизни каждого ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка- чтобы его любили таким, каким он есть. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует их (детей)».
Работа с семьёй должна быть целенаправленной, систематической, конкретной, учитывающей динамику развития.
Наш девиз: «Семья для ребенка- ребенок для семьи».



© 2010-2022