• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся» по учебной дисциплине ОП. 04 Санитария и гигиена

Методические рекомендации «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся» по учебной дисциплине ОП. 04 Санитария и гигиена

Методические рекомендации «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся» по учебной дисциплине ОП.04 Санитария и гигиена предназначены для обучающихся по профессии СПО 100701.01 Продавец, контролер-кассир программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), разработаны в соответствии с ФГОС по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской областиМетодические рекомендации «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся» по учебной дисциплине ОП.04 Санитария и гигиена

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Калтанский многопрофильный техникум»
















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Дисциплина: ОП.04 Санитария и гигиена


Профессия: 100701.01 Продавец, контролер-кассир

















г. Калтан, 2013

Утверждено на заседании методического совета

ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум»

Протокол № __ от «__» ________ 2013 г.

Председатель методического совета

________ Н.В. Пелых

Рассмотрено на заседании методического

объединения естественнонаучного и

социально-экономического профиля

Протокол № __ от «__» ________ 2013 г.

Руководитель методического объединения

__________ Т.А. Южанина

Автор-составитель:

Е.А. Булычева, методист ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум»

Рецензент:

Н.Н. Муравлева, методист высшей категории ГОУ СПО «Осинниковский горнотехнический колледж»


Методические рекомендации. Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост.: Е.А. Булычева. - Калтан: ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум», 2013. - 32с.

Методические рекомендации «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся» по дисциплине «Санитария и гигиена» направлены на закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений, развитие познавательных способностей и активности обучающихся. В рекомендациях дана тематика внеаудиторной самостоятельной работы, порядок ее выполнения с указанием критериев оценки.

Методические рекомендации адресованы преподавателям санитарии и гигиены и обучающимся по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир.

© ГОУ СПО «Калтанский многопрофильный техникум», 2013

© Авт.-сост.: Е.А. Булычева, 2013

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся» по профессии 100701.01 Продавец, контролер-кассир составлены на основании рабочей программы учебной дисциплины «Санитария и гигиена» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным 02.08.2013 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 723.

Внеаудиторная самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Задачами внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельной работы, для эффективной подготовки к дифференцированному зачету.

Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Санитария и гигиена» являются:

  • Изучение нормативно-правовой базы.

  • Подготовка доклада.

  • Подготовка сообщений.

  • Решение производственных ситуаций.

  • Составление кроссворда.

  • Подготовка презентационных материалов.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся является:

- уровень освоения обучающимся учебного материала;

- соответствие содержания конспекта заявленной теме;

- глубина проработки материала;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- правильность и полнота использования источников и др.

Оценка результата выполнения внеаудиторной самостоятельной работы заносится в журнал учета самостоятельной работы обучающихся (студентов): если обучающийся выполнил работу на «5», «4» - 2 балла; выполнил не полностью на «3» - 1 балл; не выполнил или выполнил на «2» - 0 баллов.


1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел, тема

Темы (задания) для самостоятельного изучения

Кол-во часов на самостоя-

тельную работу

Тема 1. Основы санитарии и гигиены в торговле

Изучение нормативно-правовой базы

1

Тема 2. Микроорганизмы и пищевые заболевания

Подготовка презентационных материалов «Микроорганизмы окружающего мира».

4

Подготовка сообщений «Факторы внешней среды, влияющие на микроорганизмы», «Процессы, осуществляемые микроорганизмами».

2

Тема 3. Гигиена предприятий торговли

Изучение нормативно-правовой базы

2

Тема 4. Гигиена пищевых продуктов

Решение производственных ситуаций.

2

Подготовка доклада «Заболевания, возникающие при употреблении недоброкачественных продуктов».

3

Тема 5. Личная гигиена работников торговли

Составление кроссворда «Личная гигиена работников торговли».

2

Всего по дисциплине

16



2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Тема 1. Основы санитарии и гигиены в торговле

Цель: изучить санитарные правила для предприятий продовольственной торговли.

Количество часов на самостоятельную работу: 1 час.

Задание: Изучение нормативно-правовой базы (см. п. 3.1).

1. Работа с документом «Санитарные правила и нормы. СаНПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли».

Изучите СаНПиН 2.3.5.021-94 (пункты № 3.1 - 3.16). Запишите основные требования к предприятиям продовольственной торговли, приведите примеры, заполнив таблицу.

Основные требования

Примеры требований

1. Санитарные требования к территории

1.

2.

3.

4.

5.

Форма представления выполнения самостоятельной работы: конспект (заполненная таблица).


Тема 2. Микроорганизмы и пищевые заболевания

Цель: формирование научно-исследовательских навыков и умений у обучающихся, способствование овладению методами научного познания, визуальное представление замысла автора.

Кол-во часов на самостоятельную работу: 6 часов.

Задание:

1. Подготовка презентационных материалов «Микроорганизмы окружающего мира» (см. п. 3.2).

2. Подготовка сообщений «Факторы внешней среды, влияющие на микроорганизмы», «Процессы, осуществляемые микроорганизмами» на выбор (см. п. 3.3).

Форма представления выполнения самостоятельной работы:

  1. Электронная презентация.

  2. Устное сообщение.


Тема 3. Гигиена предприятий торговли

Цель: изучить санитарно-эпидемиологические правила для предприятий торговли.

Количество часов на самостоятельную работу: 2 часа.

Задание: Изучение нормативно-правовой базы (см. п. 3.1).

1. Работа с документом «Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01.

Изучите СП 2.3.6.1066-01 (пункты № 2 - 14). Запишите основные требования к предприятиям торговли, приведите примеры, заполнив таблицу.

Основные требования

Примеры требований

1. Требования к размещению организаций торговли.

1.

2.

3.

4.

5. …

Форма представления выполнения самостоятельной работы: конспект (заполненная таблица).


Тема 4. Гигиена пищевых продуктов

Цель: приобрести опыт решения производственных ситуаций; научиться убедительно и кратко излагать свои мысли в устной форме, доносить информацию до слушателя, устанавливать контакт с аудиторией и получать обратную связь.

Количество часов на самостоятельную работу: 5часов.

Задание:

1. Решение производственных ситуаций (см. п. 3.4).

а) Покупатель, купив в магазине дорогое вино, решил, что оно плохого качества, попросил вернуть деньги за товар. Продавец отказал, сказав, что все документы в порядке и что покупатель должен отнести его на экспертизу. Каковы должны быть действия обеих сторон в данной ситуации?

б) Покупатель случайно задел плохо установленный товар на полке. В результате чего несколько упаковок товара упало и повредилось. Продавец потребовал оплатить испорченный товар. Каковы действия покупателя?

в) Покупательница приобрела в дорогом магазине футболку. Постирала ее в соответствии с указаниями на ярлыке, а она полиняла так, что одеть теперь ее невозможно. В магазине ей сказали, что они не знают, как она ее стирала и что с ней делала, поэтому возвращать деньги ей не будут. Каковы действия покупательницы в такой ситуации?

2. Подготовка доклада «Заболевания, возникающие при употреблении недоброкачественных продуктов» (см. п. 3.3).

Форма представления выполнения самостоятельной работы:

  1. Письменное описание решения производственных ситуаций.

  2. Устное сообщение и печатная форма доклада.


Тема 5. Личная гигиена работников торговли

Цель: изучить материал по теме «Личная гигиена работников торговли», закрепить умения чётко формулировать определения понятий.

Количество часов на самостоятельную работу: 2 часа.

Задание:

1. Составление кроссворда «Личная гигиена работников торговли» (см. п. 3.5).

Форма представления выполнения самостоятельной работы: распечатанный кроссворд или предоставляется ссылка на созданный кроссворд на сайте «Фабрика кроссвордов».


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


3.1. Изучение нормативно-правовой базы

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы.

Выделение главной мысли.

Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную - записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем.

Способы конспектирования

Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть материала, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль.

Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно-последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя подчеркивание, выделение цветом и т. д.

Способ «вопросов-ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.

Схема с фрагментами - способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально-лаконичного и запоминающегося конспекта.

Конспект может рассматриваться как одна из форм самостоятельной работы на оценку, а также являться основой для подготовки к написанию реферата, эссе, устному сообщению (докладу).

Критерии оценки конспекта.

1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.

2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.

3. Выделение главной мысли, определение деталей.

4. Умение переработать и обобщить информацию.

Оценка «5» Полнота использования учебного материала. Объём конспекта - 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы - слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «4» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта - 1 тетрадная страница на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы - слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «3» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта - менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы - слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

Оценка «2» Использование учебного материала не полное. Объём конспекта - менее одной тетрадной страницы на один раздел или один лист формата А 4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы - слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

Критерии оценки таблицы.

«Отлично» выставляется в случае, если таблица выполнена аккуратно, все примеры номенклатуры указаны верно, примеры соответствуют определению, термины записаны понятно и правильно.

«Хорошо» выставляется в случае, если таблица содержит 1-2 неточности или недостаточно полно раскрыта тема.

«Удовлетворительно» - в случае, если таблица выполнена неаккуратно, примеры приведены с многочисленными неточностями.

«Неудовлетворительно» - таблица выполнена небрежно, примеры с ошибками, названия неполные.

3.2. Подготовка презентационных материалов

Презентация (от английского слова - представление) - это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением *.pptx.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы.

Правила оформления компьютерных презентаций

Общие правила дизайна.

Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль - обойдет любые правила и законы.

Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.

Правила шрифтового оформления:

Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);

Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.

Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.

Существуют не сочетаемые комбинации цветов.

Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.

Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.

Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).

Логотип должен быть простой и лаконичной формы.

Дизайн должен быть простым, а текст - коротким.

Изображения домашних животных, детей, женщин и т.д. являются положительными образами.

Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран - все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Не стоит забывать, что на каждое подобное утверждение есть сотни примеров, доказывающих обратное. Поэтому приведенные утверждения нельзя назвать общими и универсальными правилами дизайна, они верны лишь в определенных случаях.

Рекомендации по дизайну презентации.

Чтобы презентация хорошо воспринималась слушателями и не вызывала отрицательных эмоций (подсознательных или вполне осознанных), необходимо соблюдать правила ее оформления.

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической - яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рекомендации по оформлению и представлению на экране материалов различного вида.

Текстовая информация.

размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);

цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.

Графическая информация

рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.

Анимация.

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.

Звук

звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.

Единое стилевое оформление

стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле;

Содержание и расположение информационных блоков на слайде

информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

рекомендуемый размер одного информационного блока - не более 1/2 размера слайда;

желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки -слева направо;

наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании - тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.

Рекомендации к содержанию презентации.

По содержанию

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).

Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Если презентация является основой устного доклада, то по европейским и американским правилам второй слайд должен содержать краткое перечисление всех основных вопросов, которые будут рассмотрены в докладе. Это нечасто встречается у нас даже на «взрослых» конференциях, но практика показывает, что правило - чрезвычайно полезное: дисциплинирует докладчика, концентрирует внимание слушателей, а, кроме того, во время создания такого слайда от автора требуется очень четко выделить и сформулировать ключевые проблемы доклада.

Если презентация имеет характер игры, викторины, или какой-либо другой, который требует активного участия аудитории, то на каждом слайде должен быть текст только одного шага, или эти «шаги» должны появляться на экране постепенно.

По оформлению

На первом слайде пишется не только название презентации, но и имена авторов (в ученическом случае - и руководителя проекта) и дата создания.

Каждая прямая цитата, которую комментирует или даже просто приводит докладчик (будь то эпиграф или цитаты по ходу доклада) размещается на отдельном слайде, обязательно с полной подписью автора (имя и фамилия, инициалы и фамилия, но ни в коем случае - одна фамилия, исключение - псевдонимы). Допустимый вариант - две небольшие цитаты на одну тему на одном слайде, но не больше.

Все схемы и графики должны иметь названия, отражающие их содержание.

Подбор шрифтов и художественное оформление слайдов должны не только соответствовать содержанию, но и учитывать восприятие аудитории. Например, сложные рисованные шрифты часто трудно читаются, тогда как содержание слайда должно восприниматься все сразу - одним взглядом.

На каждом слайде выставляется колонтитул, включающий фамилию автора и/или краткое название презентации и год создания (например, в презентации «Санитария и гигиена» в колонтитуле стояло: «Иванова. Санитария и гигиена. 2013»), номер слайда.

В конце презентации представляется список использованных источников, оформленный по правилам библиографического описания.

Правила хорошего тона требуют, чтобы последний слайд содержал выражение благодарности тем, кто прямо или косвенно помогал в работе над презентацией.

Кино и видеоматериалы оформляются титрами, в которых указываются:

название фильма (репортажа),

год и место выпуска,

авторы идеи и сценария,

руководитель проекта.

Правила компьютерного набора текста при создании презентаций

Общие правила оформления текста

Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них.

Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка.

Точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158).

Перед знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки, например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не выделяется.

Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры.

Индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м3/с).

Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также отделять один инициал от другого.

Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в середине предложений.

Последняя строка в абзаце не должна быть слишком короткой. Надо стараться избегать оставления в строке или переноса двух букв. Текст концевой строки должен быть в 1,5-2 раза больше размера абзацного отступа, т.е. содержать не менее 5-7 букв. Если этого не получается, необходимо вогнать остаток текста в предыдущие строки или выгнать из них часть текста. Это правило не относится к концевым строкам в математических рассуждениях, когда текст может быть совсем коротким, например "и", "или" и т.п.

Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числами, от которых они не отделяются.

Знаки градуса (°), минуты ('), секунды ('') от предыдущих чисел не должны быть отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15').

Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.

Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры.

В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура - сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР, НДР, РФ, вуз); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз) или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. - год), по частям слов (см. - смотри), по характерным буквам (млрд - миллиард), а также по начальным и конечным буквам (ф-ка - фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст. В выделенных шрифтами текстах все эти сокращения набирают тем же, выделительным шрифтом.

Специфические требования при компьютерном наборе текста

При наборе текста одного абзаца клавиша «Перевод строки» («Enter») нажимается только в конце этого абзаца.

Между словами нужно ставить ровно один пробел. Равномерное распределение слов в строке текстовым процессором выполняется автоматически. Абзацный отступ (красную строку) устанавливать с помощью пробелов запрещено; для этого используются возможности текстового процессора (например, можно использовать бегунки на горизонтальной полосе прокрутки или табулятор).

Знак неразрывный пробел (Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки или комбинация клавиш CTRL+SHIFT+пробел) препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца (не может увеличиваться, в отличие от обычного пробела).

Выделением называют особое оформление отдельных слов или частей текста, которое подчеркивает их значение. Все виды выделений делят на три группы:

шрифтовые выделения, выполняемые путем замены характера или начертания шрифта, - набор курсивом, полужирным, жирным, полужирным курсивом, прописными или строчными буквами, шрифтами другого кегля или даже другой гарнитуры;

нешрифтовые выделения, выполняемые путем изменения расстояний между буквами (набор вразрядку) или между строками набора (дополнительные отбивки отдельных строк), изменения формата набора (набор «в красную строку», набор с одно- или двусторонними втяжками), подчеркивания текста тонкими или полужирными линейками или заключения отдельных частей текста в рамки и т. п.;

комбинированные выделения, выполняемые одновременно двумя способами, например, набор полужирным вразрядку, набор полужирным шрифтом увеличенного кегля с выключкой в «красную строку» и дополнительными отбивками, набор курсивом с заключением текста в рамку и т. п. Шрифтовые выделения (курсивом, полужирным, жирным) должны быть выполнены шрифтами той же гарнитуры и кегля, что и основной текст. Знаки препинания, следующие за выделенной частью текста, должны быть набраны шрифтом основного текста.

В текстовом наборе абзацные отступы должны быть строго одинаковыми во всем документе, независимо от кегля набора отдельных частей текста.

Знак тире, или длинное тире, может быть набрано с помощью одновременного нажатия комбинации клавиш CTRL+SHIFT+серый минус (серый минус располагается на цифровой клавиатуре, справа) или Вставка → Символ, вкладка Специальные знаки.

Общие правила оформления презентации

Дизайн

Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.

Титульный лист (Приложение 1)

1. Название презентации.

2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.

3. Логотип (по желанию).

Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

2. В конце точка НИКОГДА не ставится.

3. Анимация, как правило, не применяется.

Текст

1. Форматируется по ширине.

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

4. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

Пример 1.

Виды механической обработки овощей: сортировка; колибровка; мойка; очистка; доочистка; нарезка.

Обратите внимание, что после двоеточия все элементы списка пишутся с маленькой буквы!

Если список начинается сразу, то первый элемент записывается с большой буквы, далее - маленькими.

5. На схемах текст лучше форматировать по центру.

6. В таблицах - по усмотрению автора.

7. Обычный текст пишется без использования маркеров списка:

8. Выделяйте главное в тексте другим цветом (желательно все в едином стиле).

Графика

1. Используйте четкие изображения с хорошим качеством.

2. Лучше растровые изображения (в формате jpg) заранее обработать в любом графическом редакторе для уменьшения размера файла. Если такой возможности нет, используйте панель «Настройка изображения».

Анимация

Используйте только в том случае, когда это действительно необходимо. Лишняя анимация только отвлекает.

Список использованных источников

1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.

2. Пишется название источника (без кавычек).

3. Ставится тире и указывается место издания.

4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).

5. После запятой пишется год издания.

Пример:

1. Петров А.В. Экономика в школе. - Москва: Просвещение, 2010.

2. Сидоров Т.В. Экономика транспорта. - Санкт-Петербург: Аврора, 2011.

3. Щукина И.Г. Люди и машины. - Саратов: Лицей, 2008.

Интернет-ресурсы: указывается полный адрес в виде гиперссылки, например: it-n.ru/board.aspx?cat_no=6361&tmpl=Thread&BoardId=6364&ThreadId=9887&page=0

Для правильной работы презентации все вложенные файлы (документы, видео, звук и пр.) размещайте в ту же папку, что и презентацию.

Правила оформления презентаций

1. Общие требования к смыслу и оформлению:

Всегда необходимо отталкиваться от целей презентации и от условий прочтения. Презентации должны быть разными - своя на каждую ситуацию. Презентация для выступления, презентация для отправки по почте или презентация для личной встречи значительно отличаются;

Представьте себя на месте просматривающего.

2. Общий порядок слайдов:

Титульный;

План презентации (практика показывает, что 5-6 пунктов - это максимум, к которому не следует стремиться);

Основная часть;

Заключение (выводы);

Спасибо за внимание (подпись).

3. Требования к оформлению диаграмм:

У диаграммы должно быть название или таким названием может служить заголовок слайда;

Диаграмма должна занимать все место на слайде;

Линии и подписи должны быть хорошо видны.

4. Требования к оформлению таблиц:

Название для таблицы;

Читаемость при невчитываемости;

Отличие шапки от основных данных.

5. Последний слайд (любое из перечисленного):

Спасибо за внимание;

Вопросы;

Подпись;

Контакты.

Форма контроля и критерии оценки

Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.

Количество слайдов: 10 - 15 (Приложение 1).

Критерии оценки.

«Отлично» выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.

«Хорошо» выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности.

«Удовлетворительно» - в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не полностью освещены заданные вопросы.

«Неудовлетворительно» - работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.


3.3. Подготовка докладов (сообщений)

Доклад - это сообщение, содержимое которого представляет информацию и отражает суть вопроса или исследования применительно к данной ситуации. Цель доклада - информирование кого-либо о чём-либо. Тем не менее, доклады могут включать в себя такие элементы как рекомендации, предложения или другие мотивационные предложения.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы.

Этапы подготовки к докладу.

• выбрать под контролем преподавателя тему;

• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

• вычленить основные идеи будущего выступления;

• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

• составить план доклада или сообщения;

• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

• составить тезисы выступления;

• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций Power Point;

• подготовить текст доклада (сообщения);

• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;

• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 5 - 7 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

Структура публичного выступления.

В классической риторике сложилась трехчастная структура развернутого устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление - это способ привлечения внимания слушателей к обсуждаемой теме, их включения в проблематику выступления. Оно обычно составляет одну восьмую часть всего времени доклада.

Любое выступление начинается с формулировки темы. Нет единых правил по составлению вступления. Часто в нем показывают значение избранной темы в общественной жизни. Отмечается актуальность, личные мотивы избрания данной темы, степень ее разработанности в трудах специалистов.

Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений и доказательства. Высказываемые мысли должны удовлетворять логичным требованиям, быть связанными друг с другом, вытекать одна из другой.

Самые распространенные ошибки, допускаемые в основной части доклада: выход за пределы рассматриваемой темы; отсутствие четкого плана изложения материала; излишнее дробление рассматриваемых вопросов (в докладе не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается); перескакивание с одного вопроса на другой.

Заключение должно быть кратким и ясным. Оно не содержит новых, дополнительных сведений или мыслей. Заключение призвано напомнить слушателям основное содержание речи, ее главные выводы (на слух не все хорошо запоминается с первого раза). В заключении можно выразить слушателям благодарность за внимание.

Удержание внимания слушателей зависит от динамичности движений выступающего, его мимики, жестов, повышения и понижения голоса, дикции, тембра голоса, использования пауз. Выразительная жестикуляция оживляет речь, а частые и однообразные жесты раздражают слушателей. Удерживают внимание аудитории убедительные примеры, сравнения, иллюстрации метафоры, цитаты. Они вызывают интерес слушателей, помогают установить контакт с ними, выяснить их позицию.

Принципы успешного выступления

1. Начинать подготовку к выступлению нужно за несколько дней, а не накануне. Это позволяет в должной мере изучить тему, понять ее, почувствовать себя в ней уверенно, а не лихорадочно заучивать текст в последний момент.

2. Речь надо репетировать, по меньшей мере, один раз, а лучше - дважды или трижды.

3. Перед репетицией на листе бумаги составляют план речи, заранее обдумывая основные элементы ее структуры. Для короткого выступления - это перечень основных мыслей в нужной последовательности; для более обстоятельного - развернутый план, отражающий завершенную форму будущей речи.

4. Для большого выступления готовят конспект - несколько листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они содержат необходимый фактический и справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства.

5. Репетировать речь нужно как целое, а не отдельными фрагментами. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание, если в том есть необходимость, лучше при следующей репетиции. Это позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления.

6. Репетируя, не надо заучивать фразы или отдельные обороты речи. Целью является запоминание идей, а не их языковой формы. Выступая, надо беседовать со слушателями, а не декламировать текст наизусть.

7. При каждой репетиции речь получается немного новой, как правило, улучшенной. Репетируя, обращаются к написанному плану только в том случае, если забывают ход мысли.

8. Произнося пробную речь, по возможности, представляют себе обстоятельства будущего выступления - помещение, слушателей.

9. На листке плана удобно оставить широкие поля - на них можно записать опорные (ключевые) слова, по которым легко восстановить в памяти весь соответствующий раздел. На основной же части листка можно записать конспект выступления.

Доклад должен быть продублирован в печатной форме (сообщение не дублируется).

Структура доклада включает в себя следующие элементы:

- титульный лист (Приложение 2);

- содержание;

- введение;

- основная часть;

-заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при наличии).

Правила оформления библиографических списков.

Согласно ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» список литературы помещается в конце доклада и пронумеровывается.

Сведения о книгах в списке литературы излагаются в алфавитном порядке. Сведения о книге даются в следующем порядке: автор (фамилия, инициалы); название, подзаголовок; выходные данные (место издания, издательство и год издания). В библиографическом описании не разрешается сокращать фамилии авторов, а также заглавия книг и статей, название городов.

Пример оформления списка использованных источников:

1. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика», 2005-2013. - URL: window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.74.2 (дата обращения: 25.08.2013).

2. Леонова, И.Б. Санитария и гигиена на предприятиях торговли [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / И.Б. Леонова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 128 с.

Требования к оформлению доклада.

Объем доклада 7-10 страниц печатного текста.

Доклад должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Текст работы печатается на одной стороне листа (формата А4), страницы пронумеровываются. При изложении материала нужно четко выделять отдельные части (абзацы) и избегать сокращения слов.

Текст доклада и титульный лист печатается шрифтом Times New Roman - кегль - 14 пт; заголовки: кегль - 14 пт, начертание - полужирное; междустрочный интервал 1,5.

Заголовки разделов следует отделять от подзаголовков (подразделов) и текста 1 межстрочным интервалом.

Подзаголовки (подразделы) следует отделять от текста одним межстрочным интервалом.

Абзацный отступ - 15 мм.

Поля: левое - 25 мм, правое - 10 мм, верхнее - 10 мм, нижнее - 20 мм; страницы считаются с титульного листа, но порядковый номер ставят со второй страницы, на которой помещают содержание.

Номер страницы ставится в середине нижнего поля; с новой страницы начинается каждый раздел доклада.

Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (например: текст доклада заканчивается 10 страницей, приложение начинается с 11).

Правила набора компьютерного текста:

  • знаки препинания не отделяются пробелом от предшествующего текста; знаки «процент», «градус», «минута», «секунда» от цифр не отделяются пробелом;

  • цифры отделяются от № и § одним неразрывным пробелом. Сдвоенные знаки набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним цифры;

  • дефис не отделяется пробелом от предшествующего и последующего текста; тире отделяется пробелом от предшествующего и последующего текста;

  • слова, заключенные в кавычки или скобки, не должны отделяться от них пробелами;

  • точки в конце заголовков не ставятся. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка;

  • точка не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее;

  • при отделении десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158);

  • числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами (обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так называемыми наращениями (6-го);

  • индексы и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны быть разделены пробелом (Н2О, м/с);

  • после предлога, с которого начинается предложение, ставится неразрывный пробел;

  • неразрывный пробел ставят при вводе дат (которые не принято располагать на двух строчках), фамилий с инициалами и т.п.;

  • в конце общеупотребительных сокращений «кг», «т», «ц», «км» точка не ставится;

  • сокращения типа «т.д.» и «с.г.» записываются без пробела; сокращения «и др.», «и т.д.», «и т.п.» могут применяться только в конце предложения, в середине предложения их нужно записывать полностью;

  • там, где нужен пробел, но недопустим перенос на следующую строку, ставить неразрывный пробел;

  • там, где нужен дефис и недопустим перенос на следующую строку, необходимо ставить неразрывный дефис;

  • нажимать клавишу Enter только для начала нового абзаца; принудительное завершение строки получают комбинацией клавиш Shift + Enter;

  • неразрывный пробел получают комбинацией клавиш Ctrl + Shift + Пробел; неразрывный дефис получают комбинацией клавиш Ctrl + Shift + -.

Критерии оценки доклада.

1. Практическая значимость работы.

2. Использование презентации.

3. Оригинальность работы.

4. Соответствие результатов работы современным тенденциям развития науки.

5. Глубина изучения состояния проблемы.

6. Использование современной научной литературы при подготовке работы.

7. Ответы на вопросы слушателей.

8. Логика изложения доклада, убедительность рассуждений.

9. Структура работы (имеются: введение, цель работы, постановка задачи, решение поставленных задач, выводы).

«Отлично» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 5-6 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно, без ошибок.

При защите доклада обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.

«Хорошо» выставляется в случае, когда объем доклада составляет 4-5 страниц, текст напечатан аккуратно, в соответствии с требованиями, встречаются небольшие опечатки, полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников, доклад написан грамотно.

При защите доклада обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.

«Удовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника, реферат написан с ошибками.

При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать сои ответы.

«Неудовлетворительно» - в случае, когда объем доклада составляет менее 4 страниц, текст напечатан неаккуратно, много опечаток, тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника, много ошибок в построении предложений.

При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.


3.4. Решение производственных ситуаций

Инструкция по выполнению самостоятельной работы

1. Этап: практический анализ ситуации (действующие лица, обстоятельства) определение проблемы.

2. Этап: определение проблемных узлов (возможные причины и прогнозируемые последствия развития ситуации).

3. Этап: условное прогнозирование развития ситуации.

- Определение окончательной гипотезы, формулировка решения ситуации, обязательна опора на принципы профессиональной этики.

- Определение способов и методов коррекционного воздействия.

- Формулировка итоговых выводов.

4. Этап: решение - ответ строится в соответствии с примерным планом: анализ ситуации, с примерами из задания, доказательствами из теоретического материала по учебной дисциплине, обязательное использование профессиональных терминов. Если есть необходимость проанализировать ошибочные или правильные действия участников (обоснованная личная позиция приветствуется). Предлагаемые варианты действий, обоснованные теоретически и, желательно, подкрепленные практическим личным опытом. Прогноз вероятностного развития ситуации, обоснованный и доказательный.

Критерии оценки:

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного рассмотрения вопроса, аргументированного выражения своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного рассмотрения проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат;

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно и т.д.


3.5. Составление кроссвордов


Кроссворд (англ. Crossword-пересечение слов). Крестословица - самая распространённая в мире игра со словами. Кроссворд - игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Инструкция по выполнению самостоятельной работы.

Правила составления кроссвордов.

1. Составьте словник, то есть список (перечень) слов, которые должны войти в кроссворд.

2. Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их.

3. Выпишите эти понятия на отдельный лист, желательно в клетку.

4. Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.

5. Расположите слова так, чтобы повторяющиеся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.

6. Пронумеруйте слова.

7. В соответствии с номерами выпишите определения понятий.

8. Начертите сетку кроссворда (количество клеток должно соответствовать количеству букв в слове).

9. Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).

10. Оформите кроссворд. Подпишите его.

11. Допускается использование только нарицательных и собственных имен существительных в именительном падеже единственного числа, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

12. Не используются слова, пушащиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.

13. В каждую клетку кроссворда вписывается одна буква.

14. Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.

15. Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).

16. Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой).

Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения.

Кроссворд оформляется в электронном виде и распечатывается на листах формата А 4.

Для составления кроссворда можно воспользоваться сайтом «Фабрика кроссвордов» (puzzlecup.com/crossword-ru/?). В этом случае предоставляется ссылка на созданный кроссворд на сайте «Фабрика кроссвордов».

Критерии оценки кроссвордов.

- объем, количество слов;

- информативная точность;

- смысловое содержание;

- четкость рисунка кроссворда;

- оформление в электронном виде;

- грамотность;

- выполнение правил составления кроссвордов;

- эстетичность.

При оценке кроссворда учитывается точность формулировок. Если определение понятий записано неточно, оценка снижается. Преподаватель анализирует ошибки, допущенные обучающимися в процессе работы над дидактическим кроссвордом, и включает понятия, требующие дальнейшего запоминания, в следующие варианты кроссворда для решения.

Работа по составлению кроссвордов завершается конкурсом кроссвордов.

Оценка «5» (отлично) выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точности формулировок и т.д.;

Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.;

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основные источники:

1. Леонова, И.Б. Санитария и гигиена на предприятиях торговли [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / И.Б. Леонова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 128 с.

Дополнительные источники:

  1. Правила торговли [Текст]: Сборник нормативных документов. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2009. - 64 с.

  2. Правила оказания услуг и продажи товаров. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (по состоянию на 20 сентября 2008 года) [Текст]: Сборник нормативных документов. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - 336 с.

  3. Черникова, Л.П. Санитария и гигиена в торговле и пищевой промышленности [Текст]: учебное пособие / Л.П. Черникова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 319 с.

  4. Санитарные правила и нормы: санитарные правила для предприятий продовольственной торговли и общественного питания [Текст]: СаНПиН 2.3.5.021-94, СП 2.3.6.1066-01, СП 2.3.6.1079-01, МУК 4.2.016-94. - Москва: Омега-Л, 2009. - 108 с. - (Безопасность и охрана труда).

Интернет-ресурсы:

  1. Библиотека ГОСТов [Электронный ресурс]. - URL: vsegost.com/ (дата обращения: 20.08.2013).

  2. Роспотребнадзор. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - Электрон. дан. - Москва: Роспотребнадзор, 2013. - URL: rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения: 20.08.2013).

  3. Фабрика кроссвордов [Электронный ресурс]. - URL: puzzlecup.com/crossword-ru/ (дата обращения: 20.08.2013).


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец оформления презентации

1. Первый слайд:


государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Калтанский многопрофильный техникум»


Тема информационного сообщения (или иного вида задания)

Подготовил:

Ф.И.О. обучающегося,

курс, группа

Руководитель:

Ф.И.О. преподавателя

г. Калтан, 2013



2. Второй слайд:


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников

3. Третий - девятый слайд:

Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммы и другие способы наглядного отображения информации

4. Десятый слайд:


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.

2. …

5. Заключительный слайд:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ





Приложение 2

Титульный лист доклада

государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Калтанский многопрофильный техникум»













ДОКЛАД


название


по дисциплине название дисциплины




Подготовил:

Ф.И.О. обучающегося,

курс, группа

Руководитель:

Ф.И.О. преподавателя












г. Калтан, 2013

© 2010-2022