Рабочая программа кружкового объединения культурологического направления

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка

Стерлитамакский район - удивительная по своему национальному разнообразию земля. Многонациональный характер культуры района определил важнейшую направленность авторской образовательной программы, ориентированную на изучение и творческое освоение детьми богатых традиций своей «малой родины», знакомство с её историей, природой, этнографией, топонимикой, народными обычаями, праздниками и обрядами.

Предлагаемый программный курс, рассчитанный на четыре года обучения детей младшего и среднего школьного возраста, направлен на приобщение к региональным традициям чувашской народной вышивки, расширение представлений и знаний детей об отечественной культуре своего края.

В творческом освоении культурных традиций детям предлагается комплекс искусств: устное народное творчество, песенно-музыкальный и игровой фольклор. Более полное образное представление о традициях чувашской народной культуры получают в собственном творчестве, при разучивании и исполнении хороводной песни, в вышивании традиционного орнамента, в театрализации сказки или праздничного обряда.

Среди разнообразных форм и средств, предусмотренных программой, приоритетное значение имеет поисковая деятельность, объединяющая учителей, детей и родителей. Она включает собирание исторических сведений о жизни своего села, старинных предметов народного быта, образцов устного, песенно-музыкального, игрового, праздничного фольклора, сведений о народных приметах и обычаях, о местных художественных ремеслах (искусстве вышивания, резьбе по дереву, изготовлении традиционного костюма), о рецептах народной кухни. Это обогащает содержательный уровень занятий, повышает значимость обучения и воспитания на основе подлинников народного искусства.

Среди распространенных форм проведения занятий - беседы, встречи с чувашскими мастерами-художниками и местными умельцами, тематические экскурсии по своему селу, посещение выставок. Новой содержательной формой работы по авторской экспериментальной программе является проведение заочных интернет -экскурсий на родину предков в Чувашскую Республику, культурных центров России (Оренбург «Чувашское подворье»).

Культурологическая направленность программы позволяет расширить круг задач и проводить более углубленные, интересные занятия с детьми.

Актуальность

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это, в первую очередь, относится к культурному наследию, о котором, к сожалению, молодое поколение имеет поверхностное представление. Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Наша задача - передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок в младенческом возрасте, является культура народная. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Народная культура - это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка, общностью обрядов и традиций. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. В настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема межнационального общения людей. Невозможно воспитывать в ребенке уважительное отношение к другим языкам и культуре, если для него свой родной язык и культура - чужды.

В условиях многонационального села идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременно взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.

Целью данной программы является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре чувашского народа, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа и поиск оптимальных путей для сохранения и изучения народных традиций, формирование бережного отношения к народной культуре, к родному языку.

Основные задачи программы:

Образовательные:

● целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к природе, истории, культурным традициям своего села и родного края;

●научить умению вести поисково-исследовательскую деятельность

Развивающие:

● активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения традиций народной вышивки и традиционного костюма;

●формировать художественное воображение и творческие способности детей в разнообразных сферах деятельности (песенно-музыкальном, театральном и других видах творчества) на основе интегрированного обучения;

●формирование у обучающихся осознанного выбора профессий.

Воспитательные:

● воспитание личности ребенка, знающего, уважающего историю и традиции чувашского народа;

● изучение быта, обычаев и обрядов «белых» чувашей села Косяковка;

●привитие любви к земле и сельскому труду;

● пополнение фонда этнографического уголка.

2.Организационные условия реализации программы

Основанием для составления программы являются «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.3172-14», утвержденные 04.07.2014 года.

  1. Состав обучающихся: 13 обучающихся - количество человек в группе согласно нормативным документам СанПин.

  2. Возрастная группа: 11-14 лет.

  3. Условия набора обучающихся: свободный набор, по заявлению родителей (законных представителей).

  4. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся: любовь к природе и активному отдыху, желание заниматься краеведческой и исследовательской работой.

  5. Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава Учреждения: 1 раз в неделю, 2 часа с перерывом в 15 минут между занятиями и 1 раз в месяц 2часа

  6. Режим занятий:

Количество часов в неделю

Количество недель в учебном году

Всего часов в год

4 ч.

2ч. 1 раз в месяц

31

140

Формы проведения занятий: индивидуальные (исследовательская работа), коллективные (встреча с интересными людьми); групповые (сбор этнографического материала)

  1. Место проведения занятий:филиал с.Косяковка МОБУ СОШ с.Большой Куганак.

9) Санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности места проведения занятий соответствуют требованиям.

3.Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Количество часов

теория

практика

экскурсии

всего

1

Чувашский национальный конгресс

1

1

2

Изучение истории с.Косяковка

4

4

3

Предки чувашского народа в далеком прошлом

2

2

4

Наши предки

5

Рассказы старого альбома

2

2

6

История села в судьбе человека

2

2

7

Изучение национального костюма

2

2

8

Хозяйство, промыслы, ремесла

2

2

9

Народная вышивка и орнамент

14

14

10

Чувашская одежда, обувь и украшения

2

2

11

Искусство хмелеводства и пивоварения

2

2

12

Деревянная утварь и посуда

2

2

13

Игрушки

14

Национальные блюда

2

2

15

Чувашское народное зодчество

2

2

16

Музыкальное творчество предков

2

2

17

Родословное дерево. Чувашские личные имена

2

2

18

Знакомство с обрядами осенне-зимнего цикла

2

2

4

19

Работа над постановкой фольклорного праздника

12

12

20

Знакомство с обрядами весеннее-летнего цикла

2

2

4

21

Детские игры и поэзия

1

1

22

Сбор этнографического материала(народные песни)

2

2

4

23

Сбор этнографического материала (колыбельные, солдатские песни)

4

4

24

Народная медицина

1

1

2

25

Знакомство с бытом и обычаями жителей с.Косяковка

2

2

26

Детские игры

1

1

2

27

Изучение топонимики села

2

2

28

Масленица

4

4

29

Разучивание чувашских народных песен

10

10

30

Обработка волокна, прядение, ткачество

2

2

4

31

Сбор сведений об этнических особенностях поведения чуваш

2

2

4

32

Традиции моей семьи

2

2

33

Посещение выставок, музеев

6

6

34

Встреча с мастерицами села

6

6

35

Индивидуальная работа по обработке этнографического материала

6

6

36

Акатуй

4

4

37

«Мое село- мое будущее» Подготовка к юбилею родного села

14

14

Итого

15

107

18

140


4.Содержание программы 1-го года обучения.

Цель: Создать условия для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.

Задачи:

1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о традициях чувашской народной самобытной культуры,

2.Прививать детям любовь к чувашскому народному творчеству.

3.Изучить с детьми чувашские народные песни и танцы.

4.Научиться вышивать крестиком узоры 1-го уровня сложности.

I.Знаете ли вы такой народ?

Откуда этноним «чуваш»? Государственные символы. Чувашская Республика.

II.Чувашская диаспора и её культура.

Расселение и численность чувашей в РФ. Изучении истории с.Косяковка. Культура чувашской диаспоры.

III. Седая старина истории. Предки чувашского народа в прошлом. История села в судьбе человека. Наши предки. Заслуженные работники сельского хозяйства нашего села.

IV. Материальная культура народа. Изучение национального костюма. Хозяйство, промыслы, ремесла. Искусство хмелеводства и пивоварения. Деревянная утварь и посуда. Народная вышивка и орнамент. Национальные блюда. Чувашское народное зодчество.

V. Наследие духовной культуры. Музыкальное творчество предков. Родословное дерево. Чувашские личные имена. Знакомство с обрядами осеннее-зимнего цикла. Знакомство с обрядами весеннее-летнего цикла. Детские игры и поэзия. Разучивание чувашских народных песен. Посещение выставок,музеев.

К концу первого года обучения дети должны знать и уметь:

1.Историю происхождения чувашского народа, известные имена, прославившие чувашский народ, свою малую Родину

2.Иметь представление о материальной культуре чувашского народа.

3.Знать наследие духовной культуры, обычаи и традиции чувашского народа.

4.Приобрести навыки актерского мастерства и сценической речи.

5.Овладеть навыками вышивания крестиком 1-го уровня сложности.

6.Ознакомиться анкетой сбора этнографического материала и вести работу по собиранию местного фольклора.

Содержание программы 2-го года обучения.

Цель: Создать условия для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.

Задачи:

1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о традициях чувашской народной самобытной культуры,

2.Прививать детям любовь к чувашскому народному творчеству.

3.Изучить с детьми чувашские народные песни и танцы.

4.Научиться вышивать крестиком узоры 2-го уровня сложности.

5.Приобрести навыки актерского мастерства и сценической речи.

6. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей

I.Знаете ли вы такой народ? Откуда этноним «чуваш»? Государственные символы.

II.Чувашская диаспора и её культура.

Расселение и численность чувашей в РФ. Изучение истории с.Косяковка. Культура чувашской диаспоры.

III. Седая старина истории. Предки чувашского народа в прошлом. История села в судьбе человека. Наши предки. Рассказы старого альбома (сбор материла )

IV. Материальная культура народа. Изучение национального костюма. Чувашская одежда, обувь и украшения. Хозяйство, промыслы, ремесла. Искусство хмелеводства и пивоварения. Деревянная утварь и посуда. Народная вышивка и орнамент. Национальные блюда. Чувашское народное зодчество. Игрушки.

V. Наследие духовной культуры. Музыкальное творчество предков. Родословное дерево. Чувашские личные имена. Знакомство с обрядами осеннее-зимнего цикла. Нартукан, крещение- праздники новогоднего цикла. Знакомство с обрядами весеннее-летнего цикла. Обряды, которые проводились во время сельхоз работ. Работа над постановкой фольклорного праздника. Детские игры и поэзия. Разучивание чувашских народных песен. Посещение выставок,муеев.

VI. Научно - исследовательская работа. Сбор этнографического материала(народные песни). Сбор этнографического материала(колыбельные, солдатские песни). Народная медицина. Знакомство с бытом и обычаями жителей с.Косяковка. Детские игры. Изучение топонимики села. Сбор материала по календарным обрядам. Участие во Всероссийском конкурсе «Чувашская ласточка». Индивидуальная работа с одаренными детьми.

К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:

1.Быть открытым в отношении к культурам других народностей.

2.Знать материальную и духовную культуру чувашского народа и уважать, интересоваться традициями и обычаями других народов.

3.Быть готовым к достижению понимания, нахождению взаимных интересов с другими людьми, к уходу от культурных предрассудков.

4.Анализировать различия между народами в обычаях и традициях.

5.Умножать умения и навыки актерского мастерства и сценической речи.

6.Овладеть навыками вышивания крестиком 2-го уровня сложности.

7.Собирать и обрабатывать этнографический материал.

8. Уметь освящать свою работу в средствах массовой информации (газета, телевидение, интернет)

9.Ознакомиться анкетой сбора этнографического материала и вести работу по собиранию местного фольклора.

Содержание программы 3-го года обучения.

Цель: Создать условия для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.

Задачи:

1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о традициях чувашской народной самобытной культуры,

2.Прививать детям любовь к чувашскому народному творчеству.

3.Изучить с детьми чувашские народные песни и танцы.

4.Научиться вышивать крестиком узоры 2-го уровня сложности.

5.Приобрести навыки актерского мастерства и сценической речи,развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей

6.Ознакомить с анкетой сбора этнографического материала и вести исследовательскую работу.

7. Вести индивидуальную работу с одаренными детьми.

I.Знаете ли вы такой народ? Чувашский национальный конгресс.

II.Чувашская диаспора и её культура.

Изучении истории с.Косяковка.

III. Седая старина истории. Предки чувашского народа в прошлом. История села в судьбе человека. Наши предки. Рассказы старого альбома(сбор материала по истории села) школы

IV. Материальная культура народа. Изучение национального костюма. Чувашская одежда, обувь и украшения. Хозяйство, промыслы, ремесла. Знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Искусство хмелеводства и пивоварения. Деревянная утварь и посуда. Народная вышивка и орнамент. Национальные блюда. Чувашское народное зодчество. Игрушки.

V. Наследие духовной культуры. Музыкальное творчество предков. Родословное дерево. Чувашские личные имена. Знакомство с обрядами осеннее-зимнего цикла. Знакомство с обрядами весеннее-летнего цикла. Работа над постановкой фольклорного праздника. Детские игры и поэзия. Разучивание чувашских народных песен. Посещение выставок, музеев.

VI. Научно - исследовательская работа. Сбор этнографического материала(народные песни). Сбор этнографического материала(колыбельные, солдатские песни; песни, отражающие труд сельчан). Народная медицина. Знакомство с бытом и обычаями жителей с.Косяковка. Детские игры. Изучение топонимики села. Сбор материала по календарным обрядам. Обработка волокна, прядение, ткачество. Участие во Всероссийском конкурсе «Чувашская ласточка». Индивидуальная работа с одаренными детьми.

К концу третьего года обучения дети должны знать и уметь:

1.Знать историю, культуру чувашского народа и родного края.

2. Уметь петь чувашские народные песни, ставить на сцене чувашские народные игры, фольклорные праздники по сценарию.

3.Овладеть навыками вышивания крестиком 3-го уровня сложности.

4.Уметь вести исследовательскую работу в изучении истории и культуры чувашского народа.

5.Обрабатывать собранный этнографический материал.

6.Уважать и интересоваться традициями и обычаями других народов.

7.Уметь освящать свою работу в средствах массовой информации (газета, телевидение, интернет)

Содержание программы 4-го года обучения.

Цель: Создать условия для приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-этическим ценностям своего народа.

Задачи:

1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о традициях чувашской народной самобытной культуры.

2.Прививать детям любовь к чувашскому народному творчеству.

3.Изучить с детьми чувашские народные песни и танцы, развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления).

4.Организовать сборы старинных костюмов, обновить старые и шить новые костюмы. 5.Организовать сборы старинных песен у старожилов.

6. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора

6.Обобщать результаты работы кружка в периодической печати.

7. Уважать и интересоваться традициями и обычаями других народов

воспитывать уважительное отношение в общении с другими людьми.

8.Учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущую (будущего) хозяйку и хозяина.

9.Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей


  1. Материальная культура. Работа над постановкой фольклорного праздника. Народная вышивка и орнамент. Блюда чувашской кухни.

  2. Наследие духовной культуры. Разучивание чувашских народных песен. Обряды зимнего цикла. Обряды весеннего цикла.

  3. Научно-исследовательская работа. Сбор этнографического материала и его обработка. Оформление альбома по итогам работ. Посещение выставок и музеев.

  4. Индивидуальная работа с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми. Участие во Всероссийском конкурсе «Чувашская ласточка»

К концу четвертого года обучения дети должны знать и уметь:

1.Знать историю, культуру чувашского народа и родного края.

2. Уметь петь чувашские народные песни, ставить на сцене чувашские народные игры, фольклорные праздники по сценарию.

3.Овладеть навыками вышивания крестиком 3-го уровня сложности, обновлять старинные костюмы и украшать их новыми вышивками.

4.Уметь вести исследовательскую работу в изучении истории и культуры чувашского народа.

5.Обрабатывать собранный этнографический материал.

6.Уважать и интересоваться традициями и обычаями других народов.

7.Уметь обобщать и освящать свою работу в средствах массовой информации (газета, телевидение, интернет)

Методические условия реализации программы

Основными методическими приемами являются:

1.Исследовательская деятельность.

2.Поисковая деятельность.

3.Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

4.Индивидуальная работа с учащимися

5. Подготовка материалов для проведения экскурсий, встреч с интересными людьми.

6.Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов ).

7.Творческая мастерская (усвоение навыков вышивания крестиком)

Навыки и умения обучающихся определяется через участие на выставках, конкурсах, конференциях, праздниках

Материально-техническое обеспечение программы:

Наименование

Количество

Примечание

Помещение

1


    Парта

    7 шт.


      Стул

      14 шт.


        Доска железная

        1 шт.


          Ноутбук

          1 шт.


            Стенд для оформления

            1 шт.


              Канцелярские товары (ватман, бумага офисная, цветная бумага и картон, ножницы, карандаш простой (твёрдый/мягкий), краски и др.)

              По мере необходимости


                Учебно-методическая литература (книги, журналы)


                5. Список литературы

                I. Нормативные документы

                1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

                2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 г.

                3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

                4. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

                5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей Сан Пин 2.4.4. 3172-14 (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года №41, зарегистрированы в Минюсте России 20 августа 2014года, регистрационный номер 4594).

                6. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»

                7. Конвенция ООН «О правах ребенка». - М., 2005.

                8. Целевая программа «Дети Башкортостана»:  Одаренные дети;  Дети-сироты, с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девиантные;  Организация оздоровления, досуга и летнего отдыха детей

                9. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» - М., 2007.

                10. О внесении изменений и дополнений в Закон РБ «Об образовании». - Уфа, 2008.

                11. Концепция и программа развития башкирского национального образования. - Уфа, 2004 (2010 г.)

                12. Концепция и программа формирования гражданина нового Башкортостана. - Уфа, 2004 (2011г.)

                13. Программа духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения. - Уфа, 2004.

                II. Рекомендуемая педагогическая литература.

                1. Педагогика /Под редакцией Пидкасисто - Педагогическое наследие России, 2007.

                2. Сластенин В.А. Общая педагогика в 2-х частях. - М.Академия, 2008.

                3. Подласый И.П. Педагогика - М: Просвещение, 2007.

                4. Харламов И. Ф. Педагогика - М: Юристъ - Гардарина, 2006.

                5.Алдошина М.И. Проведение фольклорных праздников в школе. Учебное - методическое пособие. Москва - 2005г.

                6.А.М. Медведева, М.Н. Сигарева, М.В. Лунина «Народные ремесла»

                7.Богданова Н.Н. «Мастерские традиционного декоративно-прикладного творчества

                8.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

                9. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998.

                10.Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. - М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.

                11.Енькка,Е. Авторская программа по культуре родного края для общеобразовательных школ Чувашской Республики и чувашской диаспоры / Е. Енькка. - Чебоксары, 2003

                III. Литература, рекомендуемая для чтения родителям и детям

                1. Культура Чувашского края. Сост. М. И. Скворцов. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1994.-351с.

                2. Мир чувашской культуры Н.И.Дмитриева, В.П.Никитин. (Древняя история и духовное наследие этноса) Чебоксары: «Новое время», 2007.- 304с.

                11


                © 2010-2022