- Преподавателю
- Другое
- Фольклорный досуг Рождественские Колядки
Фольклорный досуг Рождественские Колядки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агафонова Н.Л. |
Дата | 03.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Рождественские колядки
Фольклорный досуг для детей старшего дошкольного возраста
Музыкальный руководитель МАДОУ, д/с "Калинка"
Агафонова Наталья Леонидовна
Республика Хакасия, город Черногорск
Цель мероприятия: Создание условий для формирования у детей положительного отношения к фольклору посредством участия в старинном обряде - колядования.
Ход мероприятия:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь! (дети рассаживаются). Расскажу я вам сегодня о том, как на Руси Коляду встречали!
(1слайд) Колядование - это старинный обряд, сопровождающийся обходом домов с пением песенок - колядок. В них славились хозяева дома, им желали здоровья, богатого урожая и изобилия во всем. Этот обычай - колядования сохранился и по сей день.
(2слайд) Сами песенки-колядки были короткими и веселыми, иногда даже задорными. Послушайте! (Звучат в записи колядки). Традиционно начинают колядовать вечером с 6 на 7 января, с появлением первой звезды. Потому-то у колядующих шест со звездою. Колядующими или колядовщиками называют тех, кто участвует в обряде колядования.
(3слайд) На Коляду принято надевать костюмы и ходить по домам, будить хозяев, разыгрывать им представление, петь или рассказывать рождественские колядки. Колядовщиков ещё называют «ряжеными», потому что наряжались все, кто во что горазд. Оборачивались в шкуры зверей, надевали маски, раскрашивали лица. Кто-то обязательно наряжался Козой, потому что Коза - символ достатка и процветания.
(4слайд) При пении колядок был такой обычай подавать что-то колядующим. И чем щедрее были дары хозяев, которым желали благополучия, тем благоприятнее был год для тех, кто давал подношения. Колядовщики так же рассыпали в домах крупу, чтобы урожай уродился и в доме был достаток.
(5слайд) А ещё на Колядки принято ворожить, гадать о том чего ожидать в Новом году! Гадают да колядуют вплоть до Крещения (19 января).
(6слайд) А после обряда, чтобы было тепло и уютно в новом году, колядующие призывают народ выходить на улицу и тем самым прогонять мороз. На улице устраивались игры да гулянья! А вы хотите колядовать? (Да) Вот вам маски, платки, шапки да инструменты звенящие. Станем ряжеными! (Звучит народная музыка, дети «перевоплощаются». Далее дети вместе с музыкальным руководителем и другими участниками досуга, идут по группам колядовать, подыгрывая на шумовых инструментах).
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, люди добрые! Позвольте Коляду покликать!
Мороз не велик, да стоять не велит!
Воспитатель: Чем богаты, тем и рады! Ваше доброе слово - наше угощение!
Колядка (поют):
«Приходила Коляда, на кануне Рождества.
Кто даёт пирога - тому полон хлев скота,
Кто не даст пирога - мы корову за рога.
Коляда (2), ты подай пирога,
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курицу с хохолком, петушка с гребешком,
Или сена сноп, или вилы в бок».
Ребёнок 1: Я славить не умею, просить многого не смею.
Открывайте сундучок, доставайте пятачок!
Ребёнок 2: Подайте пятачок отцу на табачок,
Матери на кофе, сестре на картофель!
Ребёнок 3: Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!
Не режь, не ломай, поскорей подавай!
Ребёнок 4: Кто не даст конфетку - утащим табуретку!
Колядка (поют):
«Уж я сяду на порог - дай лепёшку и пирог!
Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,
Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»
Все: Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
Музыкальный руководитель: Надо бы козу позвать с нами Рождество встречать!
Все: Коза, коза иди сюда!
(Входит «коза» и пляшет под шуточную песню,
в конце песни «коза» падает).
Воспитатель: Ой, коза упала!
Все: Коза встанет!
Музыкальный руководитель: Нашей козе немного надо!
Горшок овса, поверх него колбаса!
Да три куска сала, чтобы коза встала!
Коляду встречайте, щедро угощайте!
(С мешком для угощения "колядовщики" подходят к воспитателю, который их одаривает. «Коза» встаёт и под музыку уходит).
Музыкальный руководитель: А сейчас погадаем да судьбу вашу узнаем!
Игра "Гадание": (В мешочке лежат карточки с изображением профессий, ребёнок опускает руку в мешочек и вытаскивает карточку).
Музыкальный руководитель: Собрались мы позабавиться, да потешиться!
Все: Смех вам да веселье!
Музыкальный руководитель: Коляда пришла, всем веселья принесла!
Не сидите, не скучайте, в хоровод скорей вставайте!
Хороводная игра "Если б я был": (Дети выполняют имитационные движения по тексту - ходят как "добры молодцы", "красны девицы", старушки и т.д.).
Колядка (поют):
«Сею, вею, посеваю! С новым годом поздравляю!
На телят, на жеребят и на маленьких ребят!
Кабы нам колядок на недель десяток!». (Дети «сеют» крупу).
Все: С новым годом! Со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет вы жили!»
Воспитатель: Есть и у нас интересная игра, гости дорогие! Дружно за руки возьмёмся в хороводе соберёмся!
Игра с бубном:"Ты катись весёлый бубен дальше, дальше по рукам. У кого в руках он будет, тот и спляшет Гопака". (Дети передают по кругу бубен, на ком с последним словом он остановится, тот встаёт в круг и пляшет, остальные хлопают)
Воспитатель: (Одаривает гостинцами) Дай вам, Господи, всего-то всего: не золота, не серебра, не драгоценных камней, а отменного здоровья, да хороших друзей!
Колядка (поют):
«Ай, спасибо тому, а кто в этом во дому! Слава! Слава!
Наш хозяин богатый, гребёт золото лопатой! Слава! Слава!
Надели тебя Бог и житьём, и бытьём! Слава! Слава!»
Все: Спасибо этому дому! (поклон). Пойдём к другому!