• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение педагогического опыта Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении специальных дисциплин

Обобщение педагогического опыта Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении специальных дисциплин

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Шуйский технологический колледж»

155901 г. Шуя, Ивановская обл., Учебный городок, 1

Обобщение педагогического опыта Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении специальных дисциплин(49351) 4-70-81 Обобщение педагогического опыта Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении специальных дисциплин prof4.ruОбобщение педагогического опыта Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении специальных дисциплин[email protected]

_____________________________________________________________________________




Обобщение педагогического опыта


Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении специальных дисциплин


Автор: Петровичева Марина Владимировна

преподаватель специальных дисциплин

ОГБПОУ ШТК





Шуя,2014


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………3

  1. Научно-теоретическое обоснование темы………….………………………….5

1.1. Сущность дидактических игр как средства обучения…….……………..5

1.2. Структура дидактической игры……………………………………………6

1.3. Функции дидактических игр……………………………………………….7

1.4. Условия проведения дидактической игры……………………..………….8

1.5. Этапы игры………………………………………………………………….9

2. Учебно-дидактическая игра как средство активизации

познавательной деятельности на уроках специальных

дисциплин…………..………………………………………………………….…11

Заключение………………………..……………………………………..….……17

Литература…………………………..……………………………………………19

Приложения…………………………..…………………………………………..20








ВВЕДЕНИЕ


Близкая гибель классно-урочной системы таится в противоречиях, которые она не в силах разрешить.

Во-первых, современность требует от учебного заведения учить мысли, а урок учит только знаниям. Само понятие «знания» себя исчерпало. Как можно учить знаниям, если информация каждые семь лет обновляется на 50% и при этом удваивается. То, чему мы учим, устаревает раньше, чем дети покидают учебное заведение! Учить знаниям - учить заранее ненужному.

Во-вторых, современность стремится к индивидуальному подходу в обучении, а урок основан на фронтальном методе. Фронтальность превращает учащихся в учебное «пушечное мясо». Фронт хорош для изучения строевых команд, правил «жи-ши» и таблицы умножения. Осваивать другие знания учащимся приходится не благодаря, а вопреки урочной системе.

В-третьих, современность превращает ученика в субъект обучения, а урок оставляет его объектом. Объект - мертвое тело, а субъект - это личность. Каждому педагогу хочется быть творцом, а не патологоанатомом.

Какая форма передачи знаний придет на смену пятисотлетнему уроку, вопрос десятилетия. Сотни педагогов-новаторов, тысячи творческих учителей ищут новые формы, творят методики будущего, совершают открытия, переживают успехи и разочарования. Но единого и универсального метода, достойной замены уроку пока нет. Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену уроку должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности учащихся является дидактическая игра. В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики. И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В процессе игр учащиеся приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие учащихся, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

До недавнего времени игру использовали лишь во внеклассной работе. В настоящее время игра широко используется на уроках, требуя от педагога большого мастерства.

В связи с актуальностью данного вопроса была определена тема: «Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении специальных дисциплин».

Цель: изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности учащихся.

Задачи исследования:

- Изучить теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности учащихся;

- Определить основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовке;

- Выявить структуру, функции, виды, этапы дидактических игр.

Структура: работа логически состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования.

В I главе раскрыта сущность дидактической игры.

Во II главе рассмотрена учебно-дидактическая игра как одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся.

В заключении сделаны выводы.

В списке использованной литературы насчитывается тринадцать источников.











1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ

1.1. Сущность дидактических игр как средства обучения

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагоги­кой в целях обучения и воспитания детей и подростков. Они направлены на решение конкретных задач обуче­ния их, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования ди­дактических игр как средства обучения подростков определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая в дошколь­ном детстве еще не потеряла своего значения. Можно согласиться с Л. С. Вы­готским, который писал, что «в школьном воз­расте игра не умирает, а проникает в отноше­ния к действительности. Она имеет свое внут­реннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включе­ния учащихся в учебную работу.

- освоение учебной деятельности, включение в нее учеников идет медленно (многие подростки вообще не знают, что такое «учиться»).

- имеются возрастные особенности подростков, связанные с недостаточной устойчивостью и произ­вольностью внимания, преимущественно непро­извольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидакти­ческие игры как раз и способствует развитию у подростков психических процессов.

- недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым подросток приходит в учебное заведение, не свя­зан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в лицее. Мотив и содер­жание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ученика учат в лицее. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении подростка в учебное заведение (освоение им новой роли - роли ученика, установление вза­имоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способ­ствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры - это еще и игровая форма обучения.


  1. Структура дидактической игры

Дидактическая игра имеет определенную струк­туру. Структура - это основные элементы, харак­теризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следую­щие структурные составляющие дидактической игры:

- дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- резуль­тат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обу­чающего и воспитательного воздействия. Она фор­мируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

игровая задача осуществляется учащимися. Дидак­тическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ученика. Са­мое главное: дидактическая задача в игре предна­меренно замаскирована и предстает перед учащимися в виде игрового замысла (задачи).

игровые действия - основа игры. Чем разнооб­разнее игровые действия, тем интереснее для учащихся сама игра и тем успешнее решаются познаватель­ные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, разгадывание кроссвордов, про­странственные преобразования и т. д. Они связа­ны с игровым замыслом и исходят из него. Иг­ровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, на­правленные на выполнение дидактической зада­чи.

правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования лич­ности подростка, познавательным содержанием, иг­ровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являют­ся заданными. С помощью правил педагог управ­ляет игрой, процессами познавательной деятель­ности. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно огра­ничивают действия учащихся, направляют их внима­ние на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление учащихся, которые лучше выполнили задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ученика, подчеркнуть успехи отстающих учащихся (проведение рефлексии).

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усва­иваются лучше. Дидактическую игру и урок про­тивопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактичес­кая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от учащихся. Внимание ученика обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда учащиеся чаще все­го непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учащимися и педа­гогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Учащиеся и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.


  1. Функции дидактических игр

Исходя из вышесказанного, дидактическая игра - это не только игра, но ещё и способ обучения. Цель дидакти­ческих игр и игровых приемов обучения - облег­чить переход к учебным задачам, сделать его пос­тепенным.

Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:

  1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ученика к новому ре­жиму;

  2. функция формирования психических новообра­зований;

  3. функция формирования собственно учебной деятельности;

  4. функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

  5. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

  6. функция формирования адекватных взаимоот­ношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное, мно­гогранное явление. В дидактических играх проис­ходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы подростков, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое ис­пользование дидактической игры в учебном про­цессе облегчает его. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.


  1. Условия проведения дидактической игры

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

- выразительность проведения игры. Это обеспе­чивает интерес учащихся, желание слушать, учас­твовать в игре.

- необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное раз­витие игры в соответствии с учебными и воспи­тательными задачами, но при этом не оказы­вать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для учащихся направлять игру в нужное русло.

- необходимо оптимально сочетать заниматель­ность и обучение. Проводя игру, педагог до­лжен постоянно помнить, что он дает ученикам сложные учебные задания, а в игру их превра­щает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.

- средства и способы, повышающие эмоциональ­ное отношение учащихся к игре, следует рассматри­вать не как самоцель, а как путь, ведущий к
выполнению дидактических задач.

- между педагогом и обучающимися должна быть атмос­фера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обес­печивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформу­лировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки учащиеся освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внима­ние, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога - на­править силы ученика на учебу, сделать серьезный труд обучающихся занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различ­ное их количество. По возможности надо стре­миться, чтобы в игре мог участвовать каждый учащийся. Поэтому если игровую деятельность осу­ществляет часть обучающихся, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной пара­метр игры. В частности, как с наименьшей затра­той времени познакомить учащихся с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения мож­но внести в игру, чтобы повысить активность и интерес обучающихся, учесть возможное возникновение запланированных ситуаций при проведении ди­дактических игр.

И, наконец, важно продумать заключение, под­ведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный ана­лиз игры. Оценивать следует и быстроту и, главное, качество выполнения игровых действий учащимися. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения обучающихся и качеств их лич­ности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоян­но демонстрируйте учащимся их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать учащихся, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвое­ния темы; в конце урока игра может носить поис­ковый характер. На любом этапе урока игра долж­на отвечать следующим требованиям: быть инте­ресной, доступной, включать разные виды деятельности обучающихся. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она исполь­зуется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре долж­ны быть запрограммированы практические дейст­вия учащихся. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств и действий. В системе уроков по теме важ­но подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобра­зующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педаго­гический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.


1.4.Этапы игры

На мой взгляд, игра дает очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия.

  1. Мотивация познавательной активности. Игра мотивирует ученика очень эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом.

  2. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Учащиеся могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью.

  3. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их играя. Естественно, что игры шумноваты для поборников послушания, но дисциплина и послушание - разные вещи.

  4. Содержание преподавания. Выстраивая игру, педагогу не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Большинство игроведов называют это свойство игр «демократичностью». Не слишком удачный термин не умаляет качество всеобщей понимаемости игры. К примеру, в суперинтеллектуальный бридж научиться играть может каждый, закономерности игры уловят немногие, а в теории бриджа разберутся только гениальные единицы. Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала - 100%.

  5. Оценка успешности. Оценка знаний и действий ученика на уроке - обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая.

Стоит отметить, что игровая форма не всегда укладывается в пространство урока.

Во-первых, алгоритм процесса игры не совпадает с алгоритмом урока. Урок базируется на 4 этапах: актуализация усвоенных знаний (опрос по прошлому материалу), передача знаний (объяснение нового материала), закрепление (тренировка и выполнение домашнего задания) и оценивание. Игра развивается по-иному: организация игрового пространства (объяснение правил, организация команд), игровые действия (в ходе игры происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание), подведение результатов (организация ситуации успеха) и анализ игры (теоретические выводы).

Во-вторых, различен сам механизм получения знаний. На уроке ученики получают теоретические знания, чтобы потом обратить их в свой опыт, а в игре получают опыт, чтобы вывести из него теоретические знания!

В-третьих, временные рамки урока четко соответствуют установкам психики: 5-10 минут на организацию устойчивого внимания при опросе, 15-20 минут устойчивого внимания на объяснение нового и 10-15 минут остаточного внимания на тренировку; а рамки игры соответствуют ее внутренней логике и времени физиологической утомляемости. В каждой игре интенсивность физиологических и психических процессов различна, и потому различно время их проведения. Так, в спортивные игры трудно играть более полутора часов, а в шахматы играют часами. Некоторые учебные игры пролетают в 5 минут, а иные затягиваются надолго. Потому бывает трудно вписать игровую методику в рамки школьных звонков, тем более что игру нельзя прервать на полуслове.











2.УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН.

Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно - урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться "через не хочу", естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ученик и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ученик пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность и т. п.

Необходимо оживить и разнообразить деятельность учащихся, использовать нетрадиционные и активные методы обучения.

В современной дидактике всё многообразие методов обучения сведено в три основные группы.

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности.

  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

  3. Методы контроля и самоконтроля.

Я остановлюсь на второй группе, т.к. к этим методам относятся познавательные, дидактические, интеллектуальные и др. игры.

Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация), для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.).

Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ученика от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения.

Интеллектуальные игры могут быть полезны подросткам, испытывающим трудности в учении: в понимании и осмыслении нового материала, усвоении и обобщении, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей и речи.

Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Примеры интеллектуальных игр:

- Что? Где? Когда?

- Своя игра

- Интеллектуальные викторины

- Брейн-ринг

На уроках специальной технологии я применяю такие интеллектуальные игры, как «Своя игра» (приложение №1), различные викторины (приложение №2,3).

Эти игры помогают:

- активизировать учебную работу в группе, повысить активность и инициативу учащихся;

- дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе подросткам;

- улучшить взаимоотношения учителя с группой после конфликта (если таковой был);

- укрепить дружеские отношения в группе.

Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных подростков, на подростков, испытывающих трудности в обучении. Такие учащиеся в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживания успеха для таких подростков. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми они могли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Большое значение в создании ситуации успеха имеет морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувство неуверенности, страха перед заданием и т.п.
Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. В учебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочь ученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить и какую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с еще большей активностью включиться в учебный процесс.
В условиях развитого прогресса наши подростки все больше времени проводят в общении с телевизорами и компьютерами, попадая в зависимость компьютерной реальности, а на деле оставаясь одинокими. Для них является катастрофой отлучение от компьютера. Запреты не помогают и не помогут. Выход из ситуации в том, что им должно быть известно что-то более интересное. Наши учащиеся нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. Профессиональное заведение (училище, лицей) не могут считать игру не своим делом.
Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? И т.п.


Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках:

- учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

(Приложение № 4)
- комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;

Игры этого типа наиболее популярны, скорее всего здесь не встретится ни одной незнакомой игры. На уроках спец.дисциплин я использую множество комбинаторных игр: это кроссворды самых разных типов, чайнворды, ребусы, шарады, головоломки (Приложение №5).

В центре внимания во всех комбинаторных играх - внешняя оболочка слова. Играющие различными способами комбинируют буквы или сочетания букв, ищут требуемый вариант. Иногда задача ставится противоположная: глядя на готовую модель (слово), определить, из каких деталей ее можно построить. Эти игры довольно слабо связаны с языком как таковым, слова и буквы в них выступают просто удобным материалом для комбинирования. Всегда очень хорошо проходит многоборье по комбинаторным играм, когда в одном большом игровом марафоне сочетаются конкурсы шарад, ребусов, разгадывание головоломок, кроссвордов, состязание в составлении слоговых цепочек, межкомандный турнир.

- ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека (Приложение № 6).

- и некоторые другие.

Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. я обсуждаю с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, а не другие, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения игры - прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам.

Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению игры, лучше отложить ее для другого случая.

Таким образом, можно сказать, что одна из моих обязанностей заключается в том, чтобы постоянно поддерживать и развивать любознательность и активность ребят и через игры тоже.

Хочется, чтобы дидактическая игра на уроках специальных дисциплин заняла достойное место, чтобы эта традиция не прекращалась, а сфера применения игр на уроке только расширялась на благо дела обучения ребят.


Структура проведения урока - игры.

Уроки - игры характеризуются такими положительными качествами, как

- ярко выраженная мотивация деятельности,

- добровольность участия и подчинения правилам,

- заинтриговывающая неопределённость исхода

- более высокая, по сравнению с обычными уроками, обучающая, развивающая, и воспитательная результативность.

Для использования всех игр в обучении характерна я использую такую общую структуру учебного процесса, включающая четыре этапа:

  1. Ориентация: учитель представляет тему, даёт характеристику игры, общий обзор её хода и правил.

  2. Подготовка к проведению: учащиеся знакомятся со сценарием, правилами игры, распределяют роли, подготавливаются к их исполнению, обеспечивается процедура управления игрой.

  3. Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.

  4. Обсуждение игры: педагог даёт характеристику выполнения действий, их восприятие участниками - учащимися, анализирует положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждается возможные совершенствования игры, в том числе изменения её правил.

Конечно, использование игры в обучении связано с рядом проблем, и прежде всего с меньшей обучающей эффективностью игры по сравнению с обычной учебной работой, основу которой составляет учение как вид специальной деятельности учащихся, направленной на усвоение знаний, формирование умений и навыков. К тому же далеко не все учителя в достаточной мере знакомы с учебными играми, немаловажной является и проблема обеспечения дисциплины, должного порядка в ходе игры по причине повышенной оживлённости, эмоциональности учащихся. Однако глубокая продуманность учебной цели, обоснованный отбор содержания учебного материала и обеспечение высокого уровня включенности всех учащихся в игру, в которой ключевые роли получают не только сильные в учении, позволяют преодолеть эти и другие проблемы.

Активизация познавательной деятельности с помощью деловой игры


Деловая игра - это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков.

Деловая игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии.

Выделяют восемь основных качеств, которые формируются при деловой игре.

  1. Умение общаться на формальной и неформальной основах и эффективно взаимодействовать на равных.

  2. Умение проявлять качества лидера.

  3. Умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать.

  4. Умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её.

  5. Умение принимать решения в неопределённых ситуациях.

  6. Умение распоряжаться своим временем, распределять работу среди других, давать им необходимые полномочия, оперативно принимать организационные решения.

  7. Умение проявлять деловые качества предпринимателя: ставить перспективные цели, использовать благоприятные возможности.

  8. Умение критически оценивать вероятные последствия своих решений, учиться на своих ошибках.

Деловые игры условно делятся на три категории:

  1. Производственные.

  2. Исследовательские.

  3. Обучающие.

Принято выделять два типа игр:

1. Жесткие

2. Свободные.

Жёсткие - когда строго зафиксирована последовательность действий в

зафиксированное время.

Свободные - когда время заканчивается по мере выполнения задания, правила игры можно корректировать.

Деловые игры не могут являться основой обучения, они могут дополнять теоретический материал, являясь как бы заключительным этапом усвоения.

Поэтому я использую игру и на отдельных этапах урока:

- актуализация познавательной деятельности (Приложение № 5) в виде кроссворда, чайнворда.

- работа по теме урока (Приложение № 1)

- закрепление полученных знаний (Приложение №7)

Здесь я применяю различные основы ориентировочной деятельности (ООД).

Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями:

- активизацией мышления и поведения участников,

- высокой степенью вовлечения в процесс игры,

-обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалом игры.

В деловой игре существуют следующие этапы:

- информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением, систематизацией профессиональных знаний, умений и навыков.

- проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на язык практических действий;

- поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе её глубокого теоретического осмысления;

- оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.

Такой целостный, многоступенчатый процесс создаёт основу для увеличения самостоятельности в решении новых задач, для формирования творческой активности участников - обучаемых. При этом роль педагога - руководителя деловой игры приобретает качественно новую окраску, предъявляя повышенные требования к уровню его психолого-педагогической компетентности.

В игре предусмотрен ряд сложных по сложности задач для того, чтобы каждый участник отыскал для себя посильную и успешно с ней справился. Например в играх, где вопросы разбиты по сложности, по баллам. (см.Приложение №1 «Своя игра»).

Радость успеха является обязательным компонентом игровой деятельности. Деловая игра - это открытая система, в ней нет тупиковых ситуаций.

Проиграв в лотерею, мы говорим - «не повезло» - и тотчас забываем об этом. Допустив просчёты в деловой игре, надолго задумываемся: «что-то я не знаю, не умею, не понимаю». Сверх задача игры - это как раз достижение эффекта саморазвития, самообразования, саморегуляции. Именно в этом, а не в самом только процессе надо видеть главное её преимущество.

Подведение итогов игры может быть различным по форме, но обязательно включает анализ игры и оценку деятельности её участников.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель моей работы заключалась в том, чтобы изучить сущность дидактических игр и определить их роль в процессе активизации познавательной деятельности.

Для этого мной был изучен теоретический материал по вопросам дидактической игры как одного из средств активизации познавательной деятельности учащихся; были определены основные условия проведения дидактической игры и требования к их подготовки; были выявлены структура, функции, виды и этапы дидактических игр.

Изучение литературы по данному вопросу показало, что игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими. Структура дидактической игры состоит из следующих элементов:

-игровой замысел,

- правила игры,

-игровые действия,

-познавательное содержание, оборудование,

- результат игры.

Основными требования к организации дидактических игр являются:

- игра - форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
- игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
- обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3.Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Можно утверждать, что игра - универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок.

1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).

2. Игра не знает возрастных границ.

3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.

4. Игра - более активная форма работы с учениками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.

5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.

6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.

7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Она может послужить отправной точкой в возникновении интереса к математике у учащихся, ранее его не проявивших Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Использование дидактической игры дает наибольший эффект в группах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Они повышают интерес к предмету, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимают утомление, развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

В игре подросток полностью раскрывается и материал, который ему нужно усвоить, становится интереснее и легче. В процессе игры педагог учит подростков быть добрее, слушать других людей, уважать чужое мнение, стремиться к знаниям - к постижению нового. Это всё так необходимо во взрослой жизни.

С помощью игры педагогу легче войти в контакт с учащимися, установить с ними хорошие отношения, научить их уважать друг друга.

При умелом руководстве со стороны педагога игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение подростков к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра имеет значение и для формирования дружного ученического коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправлений некоторых отклонений в поведение отдельных подростков, и ещё для многого другого. Если учащиеся в коллективе будут обладать всеми этими качествами, то процесс обучения пойдёт интереснее, быстрее, качественнее. Не нужно будет учеников заставлять что-то делать, учить, им это будет самим интересно, они станут стремиться к знаниям.

Существует множество игр для уроков. Каждая игра имеет свои цели и задачи. Одни направлены на отдых учащихся, другие на закрепления приобретённых знаний, третье - на проверку смекалки и воле к победе. Некоторые игры помогают подросткам раскрепоститься, почувствовать свою значимость в коллективе.











ЛИТЕРАТУРА


  1. Беспалько В. П. Новые методы и средства обучения - М., 1968.

  2. Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.

  3. Карпова Е.В. Дидактические игры Ярославль, «Академия развития», 1997г.

  4. Минскин Е. М. «От игры к знаниям»: пособие для учителей. - М.:

Просвещение, 1982г.

  1. Никитин Б.П.. Ступени творчества или развивающие игры М. Просвещение,

1898г.

  1. Николенко Л. А. «Игры в педагогическом процессе. Методические

рекомендации». - Псков, 1997г.

  1. Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С. «Технология игры в обучении и

развитии». М.: 1996г.

8.Поташникова К.Г. «Планирование и организация учебной деятельности в

традиционно-развивающем и личностно-ориентированном обучении». ИПК,

г. Иваново, 204 г.

9. Поташникова К.Г. «Урок как педагогическая технология». Г.Иваново, 2002 г.

  1. Сиденко А. «Игровой подход в обучении»// Народное образование, № 8,

2000г., с. 134 - 137.

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. -М.: Педагогика, 1982.

  2. Шаталов В. Ф. «Эксперимент продолжается». - М.: Педагогика, 1989г.

  3. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М.: Педагогика, 1978г.







19



© 2010-2022