- Преподавателю
- Другое
- Программа краеведческого кружка Поиск
Программа краеведческого кружка Поиск
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цыканова М.А. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МКОУ «Большовская СОШ»
Утверждаю
Директор МБОУ «Большовская СОШ»_______________
Черняев В.П
Программа
дополнительного образования
краеведческого кружка
«Поиск»
Возраст детей: 14-15 лет
Программа разработана на 1 год обучения
Программу разработала
Цыканова М.А.
учитель истории
х.Большой 2014г
Пояснительная записка
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки»
Д.С. Лихачев
Краеведение - один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.
Но само слово «краеведение» утвердилось в нашем языке лишь в начале XX века. Впервые оно появилось в 1916-м году в Академическом словаре русского языка и имело очень краткое объяснение: «краеведение - это изучение данного края, страны».
В настоящее время «краеведение» включает в себя и непосредственно-практическую деятельность и популяризаторскую, является одной из форм общественной деятельности.
За основу взято одно из краеведческих направлений - историко-культурное. Значимость данного направления краеведения состоит в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, способствует познанию и пониманию законов общественного развития, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории своего города с историей Родины, воспитывает чувство гордости за прошлое своего края.
К сожалению, на изучение родного края школьные программы по литературе, истории, географии отводят мало времени, поэтому важное значение приобретает краеведческая работа в кружке.
Особенность данной программы состоит в ее универсальности. Она может стать основой для организации деятельности всей школы по изучению родного города; может использоваться руководителями кружков различной направленности: туристско-краеведческого, этнографической, географической, экологической. Отдельные разделы вопросы программы могут использоваться учителями-предметниками с целью реализации регионального компонента образования.
Актуальность и практическая значимость данной программы в том, что работа по изучению «малой» родины привлекает внимание к проблемам посёлка, края, помогает воспитанию поколения патриотов родной земли. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, а также возможности семейной и народной педагогики и педагогики сотрудничества. Реализация программы не требует специальных материально-технических средств, каждая школа и каждый учитель может использовать уже имеющееся оборудование и дидактические средства.
Особенности программы
Программа рассчитана на 1 учебный год
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Количество обучающихся: 10 человек
Учебный период: 34 часов
Количество занятий в неделю: 1 занятие
Количество часов в занятии: 1 часа
Основные цели:
- сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
- формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления экспозиций;
- воспитывать нравственные качества.
Задачи Программы:
1.Через краеведческий материал осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитывать чувства любви к Родине, к родному посёлку, своему району.
2.На конкретном краеведческом материале развивать у школьников:
- интерес к историческим знаниям;
- чувство уважения, толерантности по отношению к другому народу.
3. Приобщать школьников к общественно полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников военной истории своего края. А также организовать шефство над воинскими захоронениями и памятниками.
4. С целью воспитания уважения к подвигу ветеранов собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, школы.
5. Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы организовать проведение конкурсов, викторин, походов, экскурсий.
Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, географией, биологией, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе. Занятия в кружке позволяют решать не только образовательные, но и воспитательные задачи. Это, прежде всего воспитание патриотизма. Благодаря любви к Родине и преданности нашего народа своему Отечеству, Россия столько раз смогла выстоять и победить.
Общая деятельность заинтересованных людей создает атмосферу товарищества, единства. Это очень важно сейчас, когда соборность, присущая менталитету русского человека, разрушается под напором индивидуализма.
Формы краеведческой работы:
1. Походы к жителям посёлка для сбора информации.
2. Создание конкретных баз данных по выбранным темам.
3. Составление летописи школы, очерков об отдельных исторических событиях.
4. Сбор вещественных и письменных материалов для школы.
5.Участие в конференциях, конкурсах, связанных с историей родного края.
6.Организация выставок, экскурсий в школьный и районный музей, праздников с целью пропаганды знаний по истории города и школы среди детей и взрослых.
Основные условия, которые учитываются в работе:
1. Добровольность, без желания успешной работы не будет. Необходимо самому выбрать задание по душе, посильное, с учетом возраста.
2. Ответственность учащихся за порученное дело. Если взялся - доведи выполнение задания до конца. Индивидуально, тактично нужно беседовать с ребенком о важности обязательности выполнения задания для общего дела и для формирования характера самого ребенка.
3. Увидеть итог и значимость своей работы. Важен выход: выступление ребенка в классе или на занятии кружка, газетная статья, страничка в экспозиции, найденная фотография музейного стенда, доклад и др.
4. Самостоятельность в поиске без лишней опеки и команд. Нужно умело дать совет, помочь при затруднении в организации встречи с жителями, которые могут помочь в поиске.
В 2013-2014учебном году планируется научить членов кружка следующим умениям:
- навыки работы с компьютером: сканирование документов, фотографий, создание презентаций;
- умение описывать события и печатать на компьютере
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
- проводить экскурсионную работу;
- обобщать опыт, написать доклад для публичного выступления, реферат, статью, составление презентаций Power Point.
При посещении занятий краеведческого кружка школьники к концу учебного года должны:
- знать правила техники безопасности при работе в помещении музея, при уходе за памятниками и братскими могилами, правилами противопожарной безопасности, правилами дорожного движения, правилами при работе с компьютерной техникой;
- знать правила поведения в музеях во время экскурсии;
- знать даты важнейших событий х.Большого и школы, Михайловского района;
- называть место, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-описывать условия, образ жизни и занятия людей;
-соотносить единые факты и общие явления;
- уметь читать легенду карты
Работа кружка заканчивается итоговым занятием. Оно может быть проведено в форме вечера или конференции, отчетов, докладов, в виде презентации кружка и его рекламы на следующий учебный год.
Результативность образовательной деятельности
В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.
Одним из способов определения результативности могут стать итоги участия кружковцев в школьных, районных и областных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.
Критерии и показатели эффективности деятельности кружка
Критерии
Показатели
Количественные
Качественные
1.Эффективность деятельности кружка
Развитие музейных экспозиций.
Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в школе).
Участие в краеведческих конкурсах. Публикации в местной газете. Электронные отчёты, доклады, рефераты
Позитивная оценка работы кружка участниками образовательного процесса.
2.Уровень интеграции кружка с учебно-воспитательным процессом в школе
Развитие форм совместной работы кружка с педагогами и школьниками.
Позитивная оценка работы кружка участниками образовательного процесса.
3.Результативность работы по воспитанию школьников.
Рост объема знаний через использование краеведческого материала, на основе которых формируются нравственные ценности личности (интеллектуальный уровень).
Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности школьников.
Содержание программы
1. Вводное занятие (1ч.)
Задачи: знакомство с членами кружка, согласование плана работы на год, выбор актива, техника безопасности, анкетирование.
2. История образовательного учреждения (5 ч.)
Задачи: Изучение истории возникновения и развития школы и образования в х. Большом
Содержание: История строительства школы. Учителя и ученики разных лет. Интересные воспоминания, традиции. Развитие школы, этапы. Учителя - ветераны: сердце, отданное детям. Учительские династии. Учительские семейные пары. Преемственность поколений. Проект «От школы прошлой, к школе будущего». Школьные традиции.
3. Знаменитые люди хутора, района (10 ч.)
Задачи: Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, Почетных граждан района.
Содержание: Окружающие тебя люди интересны своими делами. Поэты, передовики производства разных лет, орденоносцы, почетные граждане района. Знакомство, встречи с интересными людьми, которые рассказывают о жителях, их судьбах.
4. Великая Отечественная война и жители посёлка, района (6 ч. )
Задачи: Изучение военной истории на местном краеведческом материале.
Содержание: Судьба посёлка и района в годы Великой Отечественной войны. Особенности военного времени
5. Культурное наследие, местные традиции (8 ч.)
Задачи: Изучение культурного наследия и творчества жителей посёлка, факты культурной жизни города.
Содержание: Литературное, художественное, музыкальное творчество, фольклор, традиции. Религиозные традиции района.
7. Итоговое занятие (4 ч.) Подведение итогов и предварительное планирование работы на следующий год.
Учебно-тематический план.
Тема
Общее количество часов
Практическая часть
Теоретическая часть
I. Вводное занятие
Задачи: знакомство с членами кружка, согласование плана работы на год, выбор актива, техника безопасности, анкетирование
1 ч.
Инструктаж по ТБ
II. История образовательного учреждения
6 ч.
1. История строительства школы. Развитие школы, этапы
1ч.
2. Учителя - ветераны: сердце, отданное детям.
1 ч.
Составление доклада, презентации
3. Учительские династии.
1 ч.
презентация
4. Учительские семейные пары.
1 ч.
презентация
5. Преемственность поколений. Интересные воспоминания.
1 ч.
Оформление отчёта, интервьюирование
6. Судьбы наших выпускников (отдельные биографии): медалисты, спортсмены
1 ч.
Оформление отчёта
III. Знаменитые люди хутора и района
9 ч.
1. Окружающие тебя люди интересны своими делами.
3 ч
2. Поэты, передовики производства разных лет, орденоносцы, почетные граждане.
3 ч.
Оформление воспоминаний, написание статьи в местную газету, экскурсия
3. Знакомство, встречи с интересными людьми, которые рассказывают о жителях, их судьбах.
3 ч.
видеоотчёт
IV. Великая Отечественная война и жители посёлка
6 ч
1. Судьба посёлка и района в годы Великой Отечественной войны.
1 ч.
Работа с архивными документами
2. Особенности военного времени.
1 ч.
Работа с архивными документами
3. Военная экспозиция в музее
1 ч.
4. Письма с фронта
1 ч.
Работа с архивными материалами школьного музея, написание статьи в местную газету
5. Герои Советского Союза
1 ч.
Оформление презентации
6. Памятники военной истории вокруг нас
1 ч.
Экскурсия
V. Культурное наследие, местные традиции
8 ч.
1. Литературное, художественное, музыкальное творчество, фольклор, традиции. Встречи с интересными людьми
4 ч.
Видеоотчёт
2. Религиозные традиции.
2 ч.
Реферативная работа
3. Встречи с интересными людьми
2 ч.
Презентация
VI. Итоговое занятие Подведение итогов и предварительное планирование работы на следующий год
4 ч.
Создание рекламы кружка в электронном виде
Список рекомендуемой литературы
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник.-4-е изд.-М.: Советский спорт, 2003.
2. Краеведение: Пособие для учителя./Под ред. А.В.Даринского.-М.:1987.
3. Кружковая работа по истории и обществоведению: Книга для учителя./Сост.М.П.Простов.-М.:1984.
4. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя./Н.С.Борисов, В.В.Драшников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба; Под ред. Н.С.Борисова.-М.:1982.
5. Школьное краеведение: программ, идеи, опыт. \Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып.24. Сост. И науч. Ред. В.Е.Туманов. - М,:1995