• Преподавателю
  • Другое
  • Мастер-класс Использование проектного метода при организации деятельности обучающихся в детском объединении в условиях перехода на ФГОС»

Мастер-класс Использование проектного метода при организации деятельности обучающихся в детском объединении в условиях перехода на ФГОС»

Мастер-класс рассчитан для педагогов и воспитателей. Назначение мастер-класса: применение метода проекта при организации  работы с детьми в детских объединениях. План мастер-класса: I.Актуальность проблемы II.Установочный доклад (из опыта работы), мониторинг результатов работы III.Работа в группах IV.Информация из групп   V.Подведение итогов работы Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межина Ирина Васильевна

Мастер-класс «Использование проектного метода при организации деятельности обучающихся в детском объединении в условиях перехода на ФГОС»

(Проведение мастер-класса в ходе муниципального конкурса педагогического мастерства «Практика-фантазия»)


Материал размещен на сайте: multiurok.ru/mezhina/files

Межина Ирина Васильевна, учитель биологии

МБОУ «Черлакская СОШ» Нововаршавского

муниципального района Омской области

Мастер-класс рассчитан для педагогов и воспитателей.

Назначение мастер-класса: применение метода проекта при организации работы с детьми в детских объединениях.

План мастер-класса:

I.Актуальность проблемы

II.Установочный доклад (из опыта работы), мониторинг результатов работы

III.Работа в группах

IV.Информация из групп

V.Подведение итогов работы

Ход занятия

Девиз проектной деятельности: «Найди потребность и удовлетвори её

I.Настоящее время - это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится наблюдать то, что традиционный подход к воспитанию не оправдывает себя, что воспитанники способны в основном только к воспроизведению знаний и умений, переданных им педагогом, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии.

Практика показывает, что при использовании традиционных методов и методик у обучающихся происходит развитие их врожденных способностей. И тогда ребенок становится хорошим исполнителем: хорошо срисовывает с картинки, читает стихи, по образцу изготавливает мягкую игрушку, становится хорошим спортсменом и т.д..

Но этого сейчас не достаточно.

Современное общество требует от молодого человека развитие его лидерских качеств. Всем известно, что любого работодателя интересуют в большей степени не просто профессиональные умения работника, а его творческий подход к делу: умение что-то предложить, внести своё новое видение в технологический процесс.

От нас педагогов общество и родители ждут подготовленного, обладающего определенными компетентностями выпускника.

Поэтому мы должны ставить акцент не на получение новых знаний, а на приобретение опыта, на освоение новых способов учебной деятельности.

Этого же от нас требуют и новые стандарты образования, где в разделе 4 «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» в пункте 22 сказано: «…в образовательном учреждении должны создаваться условия, обеспечивающие школьникам возможность научного творчества. Для реализации системно-деятельностного подхода, который является основой Стандарта, требуется использование методов, технологий деятельностного типа».

В связи с этим, важной задачей при организации деятельности дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС становится вовлечение школьников в познавательную, самостоятельную, продуктивную деятельность.

Проблема: как обеспечить вхождение обучающихся в данную деятельность, какие и как для этого использовать технологии, методы и приёмы?

Жизнь всё время подкидывает проблемы не только нам, педагогам, но и детям и они должны уметь найти выход из различной ситуации.

Вопрос участникам мастер-класса (группам): Как вы думаете можно ли так утверждать:«Успешный человек- это счастливый человек?»

(на доске записываются ответы участников, идет обсуждение ответов участников из групп).

Вопрос участникам мастер-класса (группам): «Посмотрите на мандарин. Скажите, он сладкий?»

(Может быть сладкий, но может быть и нет. Идет обсуждение ответов участников из групп.)

Вопрос: «Можно ли дать конкретный ответ на заданный вопрос?»

Конечно, же - нет. Пока не попробуешь, не поймешь.

Возникла проблема, мы попытались её решить и так не навязчиво для каждого включились в активное обсуждение.

Для вовлечения воспитанников в активную продуктивную деятельность использую включение их в проектную, познавательно-исследовательскую деятельность.

Уверена в том, что для получения успешного результата, любое дело:(будь то конкурс плакатов, организация праздника и т.д.) нужно начинать с создания проекта.

Организация работы с использованием методики проектной деятельности позволяет выработать у воспитанников ключевые компетентности, поскольку главная идея метода проекта заключается в развитии познавательных интересов школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания и умения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Краткая историческая справка. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он зародился во второй половине 19 века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ Джон Дьюи (1859-1952гг)

Цель мастер-класса:

познакомить участников мастер-класса с построением воспитательного процесса с учетом использования проектной деятельности на примере работы творческого объединения «Твори себя и мир вокруг твори»;.

Задачи занятия:

-определить знания слушателей по изучаемой проблеме, выявить противоречия, замотивировать на принятие новой технологии.

-создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в воспитательный процесс.

Цели, с которыми пришли участники мастер-класса:

Узнать:

о перспективах использования проектной методики при организации работы в дополнительном образовании;

Научиться:

эффективно применять метод проектов в своей работе;

формулировать проблемы;

интересно вести занятия, зажигать учеников.

II.Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Проект - это одна из форм исследовательской работы.

В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Вопрос участникам: Что такое проект для ученика?

.Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Вопрос участникам: Что такое проект для учителя?

Проект - это дидактическое средство воспитания, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт обучающимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

Система работы по использованию проектной технологии при организации деятельности в детском объединении, сложившаяся в моей практике:

1.Диагностика

Провожу анкетирование школьников по различным методикам с целью выявления их творческих, интеллектуальных способностей. Так как в состав кружка входят наши же ученики, я беру информацию о них у классных руководителей.

Информация о способностях каждого ребенка собирается для того, чтобы в работе с детьми соблюдалось основное требование: участие в делах строго добровольное с учетом интереса и способностей школьника(кто-то любит заниматься оформительской деятельностью, кто-то организационной и т.д.)

2.Мотивация на вхождение в проектную деятельность.

Демонстрирую, что получит или приобретет обучающийся в результате данной деятельности. А это:

-развитие общеучебных навыков:

А) социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Б) коммуникативные навыки : учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

В) мыслительные навыки: учится анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Г) исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить;

-формирование культуры презентации собственного продукта;

- возможность участия в проектах разного уровня;

- пополнение личного «Портфолио».

В ходе работы с ребятами с учетом запроса или сами создаем, или участвуем в предложенных проектах разного уровня: школьного, муниципального, Всероссийского и Международного.

Проекты, с которыми мы работаем можно классифицировать по разным критериям:

Проекты могут классифицироваться:

- по составу участников: индивидуальные, групповые;

- по тематике: тематические, смешанные;

- по срокам реализации: краткосрочные, среднесрочные, долговременные

.

Типы проектов по доминирующей деятельности обучающихся:

- исследовательские;

- творческие;

- игровые;

- информационные;

-интеллектуальные;

- социально-значимые.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов по доминирующей деятельности обучающихся, их много, назову самые значимые за последние три года:

1.исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, стендов, учебно-исследовательской работы, презентации (исследовательские проекты:

- «Обработка семян однопроцентным раствором соды как агротехнический прием, влияющий на урожайность свёклы и лёжкость корнеплодов», автор-финалист конкурса НПК имени Вернадского 2011г;

- «Экологически чистые способы получение высоких урожаев яровой пшеницы», «Ультразвуковая обработка семян в однопроцентном растворе марганцовокислого калия как агротехнический прием, влияющий на урожайность моркови», «Экологические способы повышения плодородия почвы в селе Черлакском», авторы проектов -призеры регионального этапа НПК школьников 2012, 2013, 2014г;

- проект «Здоровье на школьной грядке», автор стал призером регионального тура олимпиады по экологии 2012г.;

-«Обработка семян в однопроцентном растворе марганцовокислого калия как агротехнический прием, влияющий на урожайность гороха», автор-лауреат Интернет-конференции 2013г и другие)

2.ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ и решают по-своему поставленные проблемы: проведение акций: «Наш друг-светофор», «Мы-против наркотиков», в муниципальном конкурсе видеороликов антинаркотической направленности команда заняла 2место; экологические игры на местности, спротивно-экологическая игра для обучающихся 1-4 классов «Ну, погоди!»);

3.информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, школы, создание информационных стендов по определенным темам (пропаганда ЗОЖ), участие в Международном проекте «Зеленые школы России» 2012-2014г, и др.);

4.творческие (оформление результата в виде учебного занятия -День Дублера, тематические:«Птицы родного села»: как результат-выставка рисунков; участие во Всероссийском проекте «Вредные экосоветы» 2012г.; в Международном проекте «Мосты дружбы» 2014 в номинации «Язык улицы»-дипломанты, в номинации «Фотоконкурс «Природа села»-участник и т.д.);

5.интеллектуальные (собственный проект «Своя игра» для обучающихся школы разных возрастных категорий; Всероссийский проект «Дистанционная Эколого-биологическая творческая викторина» -диплом во втором туре 2013-2014г, «Путешествие в мир химии» -сертификаты участия и т.д

6.социальные: с проектами обращаемся в поселковую Администрацию, работники нас поддерживают в течение нескольких лет и вместе реализуем проекты(ставший традиционным проект общепоселенческого массового мероприятия «День Детства» 2013, 2014г.; проект уже реализованный «Пусть чище станет село!» по ликвидации «грязных зон», была расчищена территория и построена детская площадка, автор-призер регионального тура олимпиады по экологии 2013г, он же был награжден за активную социально-экологическую деятельность знаком «Патриот России», учрежденным Президиумом Советов ветеранов Омской областной общественной организации и т.д.)

Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

- мотивационный;

- планирующе-подготовительный;

- информационно-операционный;

- рефлексивно-оценочный.

Итак, 1 этап - мотивационный. Здесь важно для педагога создать положительный мотивационный настрой. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. На этом этапе педагогу предстоит кропотливая индивидуальная работа с обучающимися. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби и т.п. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной.

На данном этапе ставится цель, формулируется идея, определяется тема, результат и продукт. Необходимо решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Замотивировать ребят на активную деятельность мне помогает главное правило: при разработке любого проекта - выдвижение и защита собственной идеи каждым воспитанником. Убедилась на практике в том, что только значимая деятельность для ребенка побуждает его к творчеству, и если он сам предлагает идею, значит для него будет важен сам процесс работы. А для успешного результата необходимо представить как можно больше способов достижения цели проекта (нащупать изюминку) и останется только выбрать из них самый оптимальный.

При создании проектов на добровольной основе определяется группа ребят, которые предлагают разные идеи и варианты готового продукта. В результате из множества идей определяется тема и окончательный продукт.

2 этап - планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, составляется план действий, согласовываются способы совместной деятельности.

На данном этапе учу детей планированию собственной деятельности.

Главная цель на этом этапе - дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом.

Далее совместно с обучающимися выясняем, каким способом выявить проблему: подумать самим, спросить у других людей, найти в книгах, сети Интернет и т.д. Ребята делятся на творческие группы с учетом своих интересов и способностей в зависимости от цели и темы проекта, например:

- информаторы (изучают информацию о влиянии вредных привычек на организм человека и т.д.);

-организаторы(организовывают проведение анкетирования среди подростков по данной проблеме, );

- художники (рисуют плакаты по теме проекта);

- журналисты (ищут материал по теме);

- оформители(разрабатывают оформление стенда и т.д.).

3 этап - информационно-операционный.

Здесь происходит реализация проекта. Собирается материал из всех групп, вся информация перерабатывается, сортируется, ребята оценивают значимость собранной информации. Работу проводим в соответствии с разработанным замыслом. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.

4 этап - рефлексивно-оценочный.

Данный этап самый ответственный, на котором происходит защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Цель этого этапа - наилучшим образом показать результат работы и компетентность её авторов, которую они приобрели в процессе этой работы.

(Представление результатов работы по использованию проектной технологии в виде диаграмм по годам)

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс воспитания способствует:

- формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- повышению уровня компетентности обучающихся в области решения проблем и коммуникаций.

Результат деятельности для обучающихся - конкретный продукт (информационной или осязаемой).

Результат деятельности для педагога - изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности.

III. Работа в группах.

Я предлагаю в группах создать замысел проекта -праздника «День Детства» (выдвинуть идеи, найти возможные варианты решения проблемы).

Далее идет работа в группах (предлагают свой замысел проекта и варианты его решения).

IV.Выступление из групп.

V.Подведение итогов работы.

В качестве итога прошу выполнить один вид работы. Допишите предложение: «Проектная деятельность школьников - это ... .»

(используется метод незаконченного предложения)

Вывод: метод проектов позволяет включить в активную деятельность школьников и достичь главного результата- способствовать саморазвитию обучающихся, формированию умения к рефлексии собственного развития, что и является основным требованием ФГОС.

Таким образом, в основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Многим педагогам мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная работа с детьми. Особенность организации проектной деятельности в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабые. Просто уровень проектирования будет другим.

Наша современная жизнь заставляет нас педагогов научить детей находить выход из разных ситуаций. И если нам удастся привить ученикам вкус к проектной деятельности, то они будут более приспособленными к жизни, умеющими адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, достигнут ли они соответственных высот или их способности останутся нераскрытыми.

Вопросы.

Литература

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники «Вита» Москва, 2011

2.Конова В.В., Маланчик Г.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в образовательном процессе. Методические рекомендации. - Красноярский краевой Дворец пионеров и школьников. Красноярск, 2009.

3.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель, 2007.

4.Научно-практический журнал «Одаренный ребенок» 2005 №2

5.Справочник заместителя директора школы 2012 №5

Приложения

Этапы деятельности обучающихся при создании группового проекта:

1.Постановка цели

2.Выдвижение идеи каждым воспитанником

3.Определение темы, продукта проекта

4.Создание групп, получение задания на группу

5.Создание замысла проекта

6.Распределение заданий в группе

7.Знакомство с информацией по теме

8.Обсуждение результатов работы каждого участника группы и группы в целом

9.Отбор необходимой информации

10.Оформление проекта (наглядное представление материалов)

11.Защита проекта

12.Подведение общего итога.

Требования к оформлению исследовательского проекта

Структура проекта предусматривает:

1.Титульный лист, на котором указываются - (сверху вниз): название учреждения и объединения; тема проекта; фамилия и имя автора (-ов), класс; Ф.И.О. (полностью) и должность руководителя работы и консультанта; название населенного пункта; год выполнения.

2.Содержание с обозначением всех разделов и указанием страниц.

3.Введение с постановкой проблемы, цели, задач, обоснованием темы, характеристикой источников и литературы, указанием места, продолжительности реализации проекта, партнеров.

4.Описание методов исследования проблемы и методик проведения работы, сбора и анализа материала.

5.Основную часть, в которой дается описание механизма и этапов реализации проекта (т.е. программа действий).

6.Заключение, содержащее конкретные результаты по реализации проекта (или плана действий), с числовыми и фактическими данными, обоснованием перспективы и практической значимости работы.

7.Список использованных источников литературы.

8.Приложения (карты, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, фотографии и т.д.).

При выполнении работы являются обязательными сноски на использованную литературу и информационные источники, которые могут быть помещены как в тексте, так и в конце работы.

Графики и диаграммы должны быть четкими, сопровождаться комментариями и цифровыми данными.

8


© 2010-2022