Программа факультативного занятия экономический практикум

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Содержание образования в школе меняется с учетом обновления социально-экономических потребностей и условий развития общества. Меняются идеалы, ценности, на которые ориентируется учитель, воспитывая личность нового типа. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое деньги, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Программа ориентирована на подготовку школьников к жизни в новых хозяйственно-экономических условиях. Изучение экономики с раннего возраста помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире, создать основы для дальнейшего более глубокого изучения экономики в старших классах, формирует стимулы к приобретению знаний.

Цель курса: сформировать у учащихся экономическое мышление, воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у школьников.

Задачи курса:

а) сообщить ученикам и добиться понимания ими элементарных сведений об экономике, пояснить часто встречающиеся в повседневной жизни экономические понятия и термины;

б) объяснить некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении учеников, мотивы и ограничения в экономической деятельности людей; основные экономические принципы и законы и т.д.;

в) привить ученикам навыки экономически грамотно действовать в повседневной жизни;

г) выработать умение наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения программы элективного курса «Экономический практикум» учащиеся получают возможность знать и понимать:

  • какие бывают потребности;

  • каковы источники удовлетворения потребностей;

  • почему все потребности нельзя удовлетворить;

  • необходимость выбора;

  • роль денег в жизни человека и общества;

  • доходы и расходы в семье;

  • где можно приобрести товары и услуги;

  • взаимоотношения покупателя и продавца;

  • значение труда в удовлетворении потребностей;

  • что такое собственность.

Иметь представления:

  • о школьном хозяйстве;

  • о домашнем хозяйстве;

  • о возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.

Уметь:

  • выделять жизненно важные потребности;

  • пользоваться деньгами;

  • определять источники доходов и расходов;

  • совершать элементарные покупки в магазине;

Ожидаемый результат

  • умение представлять результат своей деятельности, проводить самоанализ деятельности и самооценку её результата;

  • развитость социально-коммуникативных компетенций у учащихся;

  • сформированность практических умений, исследовательских навыков и компетенций по данной теме.

Измерители достижений учащихся для предметных ЗУНов:

  • игры;

  • решение различных «экономических» задач;

  • текущий контроль знаний учащихся;

  • исследовательская деятельность;

Полученные детьми знания позволят вклю­читься в экономическую жизнь школы.

На начальной ступени обучения важно с помощью игр, решения про­стейших задач, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, в банки, страховые компании, магазины вво­дить детей в мир экономических понятий и категорий. Необходимо фор­мировать представления о богатстве, воплощенном не только в денеж­ном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах тру­да людей. Школьники начинают осознавать зависимость благо­состояния общества и человека, удовлетворения их потребностей от ка­чества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов.

Рекомендуемые формы организации учебного процесса многообразны: игры, решение задач, выполнение проблемных заданий, постановка контролирующих и итоговых вопросов и т.п. Наиболее часто структура урока включает несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Например, рассказ учителя с элементами беседы, дискуссии, игра, изобразительная деятельность, разбор рисунков учащихся.

Эффективным приемом преподавания экономики являются развивающие игры, которые стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, поддерживать интерес к предмету. В курсе разработаны игры различных типов:

проблемные обучающие игры, рассчитанные на то, что через участие в игре ученики осознают проблему и в конце игры сами смогут сделать нужные выводы;

обучающие игры, рассчитанные на закрепление полученных на уроке знаний;

игры, рассчитанные на повторение и контроль знаний учащихся по всему пройденному материалу.

На проведение последних лучше отвести целый урок в конце четверти. Задача учителя организовать эти игры так, чтобы они носили не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер.

Предлагаемый курс тесно связан со многими школьными предметами: математикой, экологией, историей, изобразительным искусством, развитием речи (как составной частью уроков чтения и русского языка).

Чем теснее будут осуществляться межпредметные связи, тем продуктивнее будет изучение основ экономики.

Использовала для составления курса:

  1. Е. А. Мухина программа курса « экономика и мы» для 2-4 классов









Календарно-тематический план по курсу «Экономический практикум» 6 класс

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Тип урока

Использование современных пед. технологий

Дата

1.

Труд.

4

1.1

Почему все трудятся?

1

комбинированный

Развивающее обучение

1.09

1.2

Труд на производстве

1

Урок - диспут

8.09

1.3

Продукция. Товар. Услуга.

1

Проблемно-обучающая игра.

Игровая технология

15.09

1.4

Производство товаров и услуг.

1

Ролевые игры

Развивающее обучение

22.09

2.

Собственность.

5

2.1

Собственность.

1

Критическое мышление

Проблемное обучение

29.09

2.2

Виды собственности.

1

Тренировочный

Создание проектов

6.10

2.3

Богатство нашего края.

1

Дискуссия. Круглый стол.

13.10

2.4

Практическое занятие.

2

Решение экономических задач

Тестирование.

20.10

27.10

3.

Домашнее хозяйство.

6

3.1

Что такое домашнее хозяйство

1

Вводный

Проблемное обучение

3.11

3.2

Бюджет семьи. Потребности семьи.

2

Самостоятельная работа

Игровая технология

10.11

17.11

3.3

Сбережения

1

Дискуссия.

Практическая работа

24.11

3.4

Практическое занятие.

2

Решение экономических задач

Создание проектов

1.12

8.12

4.

Городское хозяйство.

7

4.1

Бюджет нашей области и города.

1

Развивающее обучение

Разноуровневое обучение

15.12

4.2

Промышленность нашего края.

1

Дискуссия. Написание мини-сочинений.

Практическая работа

22.12

4.3

Сфера услуг. Транспорт. Связь.

1

эврика

Создание проектов

4.4

Коммунальные услуги.

2

Тренировочный

Экскурсия

Разноуровневое обучение

4.5

Практическое занятие.

2

Решение экономических задач.

тестирование

5.

Торговля.

11

.

5.1

Продавцы и покупатели.

3

Круглый стол. Игра «Экономический лабиринт»

Круглый стол

5.2

Выгодный вариант

1

Торги. Аукцион.

Игровая технология

5.3

Реклама

1

Написание мини-эссе. Создание «своей рекламы»

5.4

Конкуренция.

1

Дискуссия. Решение логических заданий.

Урок-диспут

5.5

Я как предприниматель

4

Изучение нового материла. Ролевые игры.

5.7

Обобщение

1





Календарно-тематический план по курсу «Экономика» 5 класс

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Использование пед. тех.

Дата

Введение

5

1

Что такое экономика?

1

Вводный

7.09

2

Что такое товары?

1

комбинированный

Игровая технология

14.09

3

Что такое услуги?

1

комбинированный

21.09

4

Что значит экономить?

2

Урок-диспут

28.09

5.10


Проблема выбора

6



1

Без чего человеку не обойтись?

1

эврика


12.10

2

Что такое потребность? Удовлетворение потребностей

1

комбинированный Практическая работа

Разноуровневое обучение

19.10

4

Что такое ресурсы?

1

комбинированный


26.10

5

Виды ресурсов.

1

комбинированный

Развивающее обучение

9.11

4

Выбор. Выгода.

1

Практическая работа


16.11

5

«Хочу» и «могу».

1

Критическое мышление


23.11


Деньги

6




1

Деньги и их происхождение

1

Вводный урок

Урок-аукцион

30.11

2

Деньги в семье

1

комбинированный


7.12

3

Как и где хранят деньги

2

Тренировочный

Экскурсия


14.12

21.12

4

Путешествие тенге

1

Урок-путешествие

Игровая технология


4

Сбережения

1

эврика




Доходы и расходы

7




1

Доходы семьи

1

Урок-диспут



3

Расходы семьи

2


развивающее


4

Доходы и расходы предприятий

2

комбинированный

Критическое мышление


5

Бюджет

2





Покупатель и продавец

6




1

Покупатели и продавцы.

1

Урок-путешествие



2

Где продают товары.

1

комбинированный



3

Конкуренция.

1

тренировочный

развивающее


4

Мы идем за покупками.

3

тренировочный




Труд.

4




1

Почему все трудятся.

1




2

Труд на производстве

2

экскурсии



3

Продукция. Товар. Услуга.

1












Календарно-тематическое планирование 8класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Использование сов. пед. технологий

Дата

1.

Местное хозяйство.

5

1.1

Родной край.

1

Развивающее обучение

Развивающее обучение

2.09/3.09

1.2

Хозяйство родного края

1

Проблемно-обучающая игра.

Круглый стол

9.09/10.09

1.3

Ресурсы нашего региона

1

Тренировочный

Развивающее обучение

16.09/17.09

1.4

Богатство нашего края

1

комбинированный

23.09/24.09

1.5

Интерактивные игры

1

Звездный час

30.09/1.10

2.

Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей

7

2.1

Промышленность нашего края

1

Комбинированный

Развивающее обучение

7.10/8.10

2.2

Сфера услуг. Транспорт. Связь.

2

Дискуссия. Круглый стол.

Урок-диспут

14.10/15.10

28.10/22.10

2.3

Сельское хозяйство.

1

Самостоятельная работа

.

21.10/29.10

2.4

Я - предприниматель.

1

Дискуссия.

Разноуровневое обучение

11.11/12.11

2.5

Практическое занятие

2

Обобщающий

Тестирование

18.11/19.11

25.11/26.11

3.

Экономика

12

3.1

Экономика как наука.

2

Урок - диспут

2.12/3.12

9.12/10.12

3.2

Потребности. Виды потребностей.

1

Тренировочный

Разноуровневое обучение

16.12/17.12

3.3

Торговля нашего региона

1

Проблемно-обучающая игра

Написание мини-эссе

23.12/24.12

3.4

Я и моя фирма

Что такое управление.

3

Комбинированный

Создание проекта

3.5

Этика и мораль предпринимательства


Ролевые игры

3.6

Деловой этикет

1

Проблемно - обучающий

Развивающее обучение

3.7

Понятие о товаре. Собственные затраты; цена и прибыль.

1

Критическое мышление

3.8

Понятие о торговле. Торговая прибыль. Формы торговли: оптовая, розничная.

2

Решение экономических задач

3.9

Вклады и кредиты

1

Круглый стол

4

Бизнес

10

4.1

Виды бизнеса

1

4.2

Новые профессии:

Фрилансер

1

4.3

Бизнес -проект

6

Самостоятельная работа

4.4

Практическое занятие

2

Защита проектов




© 2010-2022