• Преподавателю
  • Другое
  • Материал по теме самообразования Тестирование - как одна из форм организации самостоятельной работы на уроке

Материал по теме самообразования Тестирование - как одна из форм организации самостоятельной работы на уроке

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»







Тема самообразования

«Тестирование - как одна из форм организации самостоятельной работы на уроке»



Учитель математики:

Пайвина Г.А.









Г. Нефтеюганск

Цели и задачи:

  1. Овладеть тестированием, как одной из форм организации самостоятельной работы на уроках математики.

  2. Расширить общепедагогические и психологические знания с целью совершенствования методов обучения и воспитания.

  3. Повысить профессиональный уровень мастерства.





























План работы

  1. Ознакомление с литературой.

  2. Сбор и обработка материала.

  3. Систематизация накопленного опыта.

  4. Применение материала на практике.

  5. Анализ и обобщение накопленного опыта.











































"Тест - стандартизированное задание по результатам выполнения которого судят о знаниях, умениях и личностных характеристиках". /В. И. Лизинский/



Тестовый контроль знаний

В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992) под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней.

Образовательные уровни определяются на основе разрабатываемых и вводимых государственных образовательных стандартов, а констатация опирается на результаты аттестационных мероприятий.

Образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования и процедуры его оценки.

Перед педагогами школ поставлена задача подготовки детей к тестированию.

Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях.

Этот метод диагностики качества обученности, по мнению многих авторов, один из наиболее достоверных и объективных.

Объективность достигается путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Форма оценки, используемая при тестировании, позволяет соотнести уровень их достижений по предмету с требованиями ГОС.

Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую) тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование наряду с традиционными методами контроля используется в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга.

Из истории тестирования.

Тест как метод изучения индивидуальных различий возник сравнительно недавно. Ввели его в конце XIX и начале XX веков психологи для определения физических, физиологических и психических особенностей человека.

Слово "тест" английского происхождения, означает измерение.

Англичанин Френсис Гальтон определил основные принципы в развитии теории тестов.

  1. Применение серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.

  2. Статистическая обработка результатов.

  3. Выделение эталонов оценки.

В начале ХХ века специалисты-тестологи начинают разграничивать два направления в тестовой работе: тесты психологические и тесты педагогические. Психологические тесты направлены на измерение психофизиологических и личностных характеристик человека. К педагогическим тестам относятся тесты, которые измеряют готовность ребенка к школе, успешность его обучения по тем или иным школьным дисциплинам, пригодность к профессиональному обучению.

Известный американский психолог Р. Торндайк (1874 - 1949), признанный основоположником педагогических тестов, выделил три периода в развитии тестов по психологии и педагогике ХХ в.

  1. 1900 -1915 гг. - период исканий. Первые психологические тесты француза А. Бинэ. В его исследования вошли тесты на испытание памяти, воображения, внимания, воспитания и т.д. Происхождение тестов интеллекта, замеряющих уровень умственного развития, обычно связывают с работами Бинэ и его сотрудников. Испытуемый либо отвечал устно, либо осуществлял действия с какими-либо предметами. В первую империалистическую войну путем тестового обследования во Франции была решена проблема отбора рекрутов в армию. В разработке этих групповых тестов принял участие известнейший психолог Артур Отис. В этот же период делаются попытки создания стандартизированных педагогических тестов, т.е. тестов, упорядоченных в организации их проведения и результатов их обработки. К ним относятся тесты С. Стоуна по арифметике, тесты Б. Бекингема для проверки правописания. Появляется книга Р. Торндайка (1904) «Введение в теорию психологических и социальных измерений», которая в большой степени способствовала развитию школьных тестов по различным предметам.

  2. Следующие 15 лет - годы бума в развитии тестов, их широкое составление и применение, особенно в США. Торндайком и его сотрудниками разрабатываются тесты по арифметике, алгебре, правописанию и другим школьным дисциплинам. В 1920 году вышла работа Т. Келли, нацеленная на определение измерений интересов и склонностей учащихся к занятиям по алгебре. В эти же годы намечаются подходы к методике обработки тестов. Ч. Спирман высказал идеи о применении приемов корреляционного анализа, которые сыграли большую роль в стандартизации тестов. Появляются и самые распространенные до настоящего времени тесты с выбором ответа.

  3. С 1931 г. Начинается третий этап в развитии тестирования. В это время за рубежом тестирование продолжает развиваться, становится основной формой проверки знаний учащихся в школах, колледжах, коммерческих училищах.

Особым путем шло проникновение тестов в Россию. До 1917 года вопросам тестирования уделялось недостаточное внимание. Практическое значение тесты получили после 1925 года, когда была создана особая тестовая комиссия. Тестовая комиссия существовала при педагогическом отделе Института методов школьной работы. В ее задачи входила разработка стандартизированных тестов для советской школы. И уже весной 1926 года вышли такие тесты, созданные на основе американских. К этим тестам прилагались инструкции и личная карточка для учета прогресса учащегося.

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские психологи и педагоги: С. Г. Геллерштейн, П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, А. М. Шуберт.

В 1927 году вышла книга С. М. Василевского "Введение в теорию и технику психологического, психотехнического исследования", где излагались теоретические и практические подходы к созданию и использованию тестов. Это был первый учебник, где отражена методика составления анкет и тестов, статистические методы обработки результатов, методы изучения различных профессий, вопросы проведения эксперимента.

В Ленинградском научно-педагогическом институте разрабатывались тесты на одаренность и тесты школьной успешности для массовых обследований детей нормальных школ.

В настоящее время в нашей стране появилось несколько центров, в которых достаточно профессионально занимаются работой с тестовыми методиками.

По мнению П. П. Блонского огромная заслуга тестов состоит в том, что они позволяют обычный ответ ученика "Так мне кажется" заменить словами "Я это знаю" или "Я это не знаю".

После постановления ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе наркомпроссов» (1936 г.) были отвергнуты не только интеллектуальные тесты, но и тесты успешности, не вызывающие в настоящее время возражений в нашей педагогике.

Вопрос о возможности и целесообразности использования в средней школе тестовой методики проверки знаний был вновь поставлен в 60-е годы (С.И. Воскерчьян, Э.И. Моносзон, В.П. Беспалько, К.А.Краснянская и др.). Но и на этот раз тесты не нашли широкого применения в массовой школе.

Анализ психолого - педагогической и методологической литературы по вопросам тестирования показал, что вековой интерес к этой проблеме со стороны зарубежных и отечественных ученых не случаен. Актуальность введения тестирования сегодня в школьную практику вызвана тем, что оно может служить одним из составляющих методики усвоения базовой программы.

Классификация тестов.

Существует два подхода в классификации тестов. Тесты, ориентированные на критерий (критериально-ориентированные) и тесты, ориентированные на норму (нормативно-ориентированные).

Кроме приведенных подходов, тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.

1. По процедуре создания: могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые приводят к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.

Не стандартизированные тесты для целей итоговой аттестации обучающихся использовать не рекомендуется.

2. По средствам предъявления:

- бланковые

с использованием тестовых тетрадей

с использованием бланков

- предметные

- результативность их выполнения зависит от скорости и правильности выполнения задания.

- аппаратурные

- тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.

- практические,

-компьютерные.

3. По направленности тесты бывают

- тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

- личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;

- тесты достижений.

4. По характеру действий:

- вербальные;

- невербальные.

5. По ведущей ориентации:

- тесты скорости;

- тесты мощности;

- смешанные тесты.

6. По степени однородности задач:

- гомогенные включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

- гетерогенные позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию;

- интегративный направлен на оценку "общей подготовленности выпускника образовательного учреждения".

7. Широкоориентированные тесты позволяют оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей.

8. Узкоориентированные тесты направлены на выявление достижений обучающихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем.

9. По целям использования:

- предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний;

- формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);

- диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках;

- суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

10. По широте использования:

- для использования учителем;

- для использования группой учителей или администрацией ОУ;

- для аттестации учащихся.

При подготовке к аттестации лучше использовать тесты учебных достижений. Тестовые задания носят "базовый" характер. Основное требование к тестовым заданиям: оно должно иметь однозначный правильный ответ. Существует два типа тестовых заданий, которые объединяют шесть видов.

Типы и виды тестовых заданий представлены на таблице 1:

Материал по теме самообразования Тестирование - как одна из форм организации самостоятельной работы на уроке

Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Обучающийся должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых только один правильный.





Тесты по целям проверки и формам ответа

Первый вид тестов предполагает заполнение пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических определений и правил. Он относится к тестам со свободным выбором ответа. Эти тесты в основном направлены на проверку овладения обязательным материалом и понимание смысла изученного на уровне воспроизведения, т.е. имеется в виду формулировка определений, теорем, правил, выполнение заданий, предлагающих ситуацию и т.д.

Второй вид тестов требует установления истинности или ложности утверждений или правильности формулировок, теорем. Он относится к серии альтернативных тестов; в нем предлагается лишь два ответа для выбора «верно» - «неверно». Такими тестами проверяется понимание изученного в основном на продуктивном уровне, т.е. проверяется готовность учащихся рассуждать, делать выводы, подводить конкретный факт под общее положение или проводить иллюстрации к общему положению, обосновывать правильность действий на основе общих правил, положений, свойств, теорем.

Первый и второй виды тестов могут быть использованы не только для письменной формы тестирования, но и для устной. В этом случае текст заданий записывается на пленке или зачитывается учителем.

Третий вид тестов предполагает выбор ответа из целого ряда вариантов, из которых только один верный. В тестах такого вида предлагаются не менее трех ответов для выбора. При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся. В основном в этих тестах проверяется готовность учащихся применять учебный материал. При этом актуализированные объекты либо становятся объектами последующей в процессе решения задачи деятельности (это числа, формулы, символы, термины и т.д.), либо способом деятельности, направленной на эти объекты (правила, алгоритмы, приемы и т.д.).

Использование тестов

  • При изучении нового - для актуализации знаний, на которые нужно опереться (для этого проводят тесты-минутки);

  • При текущем контроле - для проверки усвоения проходимого материала (применяют также тесты-минутки);

  • При экзаменационной аттестации.

Дидактические требования к тестам

Они должны обладать следующими качествами. Быть

валидными, т.е. измерять именно тот показатель знаний или умений, который нужен,

однозначными, т.е. все читающие их должны одинаково понимать условие,

простыми, т.е. каждое задание должно содержать один вопрос,

достоверными, т.е. быть в русле научных представлений,

соответствующими учебной программе, т.е. содержать только изученные по программе термины, формулировки; выполняться на основе пройденного материала.

Варианты должны быть одинаковыми по трудности.

Оценка и отметка за выполнение тестовой работы

По способу оценки тесты делят на два класса:

Дихотомические, где «действуют» две оценки:

задание выполнено - 1 балл,

задание не выполнено - 0 баллов;

политомические, где фигурируют три оценки:

задание выполнено полностью и верно -2 балла,

задание выполнено частично верно -1 балл,

задание выполнено не верно или не выполнено - 0 баллов.

В простейшем варианте можно придерживаться тестирования с дихотомической оценкой. Но этот способ дает «грубый» результат и он не очень информативен для проверяющего.

  • Для более «тонкой» оценки поступают следующим образом.

Составляют на каждое ТЗ (тестовое задание) эталон ответа (ЭО). Он содержит пронумерованный список всех элементов знаний и практических умений, используемых при выполнении задания.

За каждый верный ответ начисляют 1 балл.

Вычисляют коэффициент усвоения или успешности К: это отношение числа верно данных ответов или верно выполненных операций n к их общему числу р в данном тестовом задании, т.е.

К = n/р.

Заполняют на каждого обучающегося таблицу «Результаты работы ученика… по тесту №…»(Таблица 1).

Таблица 1

№ТЗ

Проверяемые элементы (знания, операции) в ТЗ всего, р

Выполнено учеником, n

Набранные баллы

Коэффициент успешности, К

Оценка

1.

2.

3.


Набранные баллы переводят в обычные отметки, руководствуясь следующим критерием (Таблица 2).

Таблица 2

Баллы - отметки

К

Отметка

< 0,7

0,71 - 0,80

0,81 - 0,90

0,91 - 1,00

2

3

4

5

Плюсы и минусы тестового контроля.

Тесты, как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих: 1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения; 2) проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала; 3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов; 4) сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы; 5) использовать тесты для компьютеризации; 6) обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Тестирование вполне соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.

Тесты - более емкий инструмент. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков обучающихся, а не на констатацию наличия определенной совокупности усвоенных знаний.

Тесты - более объемный инструмент. Каждый испытуемый выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривает учебная программа.

Тесты - широкий инструмент. Он дает возможность обучающемуся показать свои достижения на широком поле материала.

Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности (единая процедура проведения, единые критерии оценки).

Однако метод тестирования обладает рядом недостатков: большая вероятность выбора ответа наугад; проверка лишь результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся; категоричность оценки выполнения задания, ибо тесты учитывают только два состояния выполнения задания - задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено. Поэтому тесты не могут служить единственной формой контроля качества знаний учащихся.

Анализ работы учителей математики и личный опыт использования тестов в учебном процессе показывают, что систематический учет знаний по тестовой методике в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований и письменных вычислений.

Таким образом, тестовый контроль при грамотном использовании является одним из инструментов управления учебным процессом, позволяя определить достижение каждым учащимся обязательного уровня овладения учебным материалом, а также его готовности к дальнейшему изучению последующих разделов программы по математике.

Система тестовых заданий может быть рекомендована как для проверки знаний по основным темам курса математики, так и для подготовки к аттестации образовательного учреждения.



























Литература

  1. Алешина Т. Тесты в школьном курсе математики.// «Математика в школе» №2. 1993г., №26. 1994г.

  2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982 г.

  3. Блох А.Я. Тестовая система оценки знаний по математике в школах США.// «Математика в школе» №2. 1990г.

  4. Браверман Э.М. Тесты и разновидности тестовых заданий. // «Физика в школе» №8. 2006г.

  5. Скобелев Г.Н. Контроль на уроках математики. Минск, 1986 г.

  6. Шульман А.Я. Вопросы методики разработки тестов. М., 1970 г.

© 2010-2022