Культура - жизнетворчество мира

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Свиридова И.В.

Культура - жизнетворчество мира

То, что поддерживает и продолжает жизнь, - хорошо; то, что повреждает и нарушает жизнь, - плохо.

А. Швейцер

Осмысление культуры через призму жизнетворческой проблематики является одним из актуальных подходов к исследованию картины мира и тенденции становления личности.

В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное человеком. Культура тогда предстает как "вторая природа", «сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы. Термин «жизнетворчество» встречается в трудах русских религиозных философов В. Соловьева, Н. Бердяева, оказавших значительное влияние на последующую трактовку культурных процессов. Философ Н. А. Бердяев связывает жизнетворчество со сферой сакрального, усматривая в ней исток жизни культуры. В словаре Ефремовой жизнетворчество определяется как «созидание, преобразование жизни». В словарях Даля, Ожегова этого слова нет.

Новый подход к сущности культуры обозначил А. Швейцер в своем труде «Культура и этика» (1923), связав эти два понятия. "Благоговение перед жизнью, - писал он, - отбрасывает чисто индивидуалистическое и духовное понимание культуры», и далее: "благоговение перед жизнью не позволяет человеку пренебрегать интересами мира". Концепция Швейцера «благоговение перед жизнью» объединила жизнеутверждение и этику. Главным принципом этики является необходимость «сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию». Таким образом, под культурой, по Швейцеру, следует понимать только то, что обладает жизнеутверждающей сущностью, а гуманизм и нравственное развитие личности должны являться критериями культурного прогресса. Данная идея актуальна и, я думаю, будет оставаться таковой.

Погружение в данную проблему необходимо для педагогической практики, так как школа является агентом социализации личности. Главная задача учителя заключается в том, чтобы показать как сознательно направить жизнь для достижения своих целей, а для этого научить ставить цели и искать способы их достижения. Учитель занимается практикой развития и коррекцией отношений с миром со своими учениками. Это и есть не что иное, как жизнетворчество. Человек сам выберет куда двигаться, когда расширит свое сознание, когда выработает картину мира и своих отношений с ним. Образовательные стандарты второго поколения как раз и делают акцент на УУД.

Великая цель образования - не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон




© 2010-2022