• Преподавателю
  • Другое
  • Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы

Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Фазлиева Ильсина Илгизовна

Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Казань, Республика Татарстан

Должность: Учитель татарского языка и литературы

Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы


1. Инновационные подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а указывал путь к приобретению знаний, учил добывать знания. Особенно важно это тогда, когда учитель обучает татарскому языку, не владеющих татарским языком.

2. Преподавание татарского языка в современных условиях требует от учителя совершенно новых, инновационных подходов как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания, проведению диагностики уровня владения татарским языком 3. Инновационные подходы к преподаванию татарского языка основаны прежде всего не только на осознании важности проблемы невысокого уровня подготовки учащихся по татарскому языку, понимания того, что причина плохого знания татарского языка связана прежде всего с проблемой социальной и психологической адаптации ученика к культуре, к традициям, ценностям, ориентирам, но и на овладении принципами деятельностного подхода к преподаванию татарского языка как неродного.

4. Инновационный подход требует от каждого учителя овладения методикой преподавания татарского языка, понимания, что законы татарского языка учащиеся воспринимают через призму законов русского языка, а это является причиной многих орфографических и даже пунктуационных ошибок. В моем опыте стало традицией отработка орфографической зоркости учащихся через словарные диктанты, фонетический разбор слов, исследовательские задания, комментирование орфограмм. Систематическая работа позволяет учащимся добиться хороших результатов на выпускном экзамене. Использование ИКТ в процессе обучения способствует повышению интереса к татарскому языку, созданию необходимого эмоционального настроя на уроке, вовлечению учащихся в активную творческую деятельность, формированию интеллектуально развитой личности, умения самостоятельно решать возникающие в реальной жизни проблемы.

С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности. Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика. Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий. Я компьютерные технологии успешно использую при подготовке к экзаменам, к олимпиаде. Каждый год мои учащиеся являются победителями и призерами районной олимпиады по татарскому языку. Валиахметова Рузалия 2012 году заняла I место по татарскому языку, а 2013 году Шарифуллина Айгуль заняла III место.

Большое значение имеет четкая организация словарной работы на уроке татарского языка. К числу эффективных приемов организации словарной работы на уроке татарского языка относятся:

  • перевод с русского на татарский язык

  • обратный перевод

  • выстраивание ассоциативного ряда

  • проговаривание и т. д.

5. Во время проведения уроков татарского языка к числу эффективных технологий можно отнести технологии работы в группах (пары, группы сменного состава и т.д.) Очень эффективным оказалась обучение по Сингапурскому методу. Обучающие структуры конэрс, релли робин, раунд тэйбл, клок баддис, таймд пэа шэа,микс-фриз-груп, микс пэа шэа, эй ар гайд поднимает результативность.Технология обучения в группах позволяет создавать на уроке определенные речевые ситуации, привлекать к организации работы в группе учащихся, которые хорошо владеют татарским языком, что способствует формированию коммуникативной компетенции школьников.

6. Инновационные подходы к преподаванию татарского языка требуют не только четкой организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся.

7. Одной из форм исследовательской деятельности учащихся на уроке можно считать сопоставительный лингвистический анализ текстового материала на русском и на татарском языке. Особенно эффективны такие работы при изучении лексики, фонетики, морфологии, стилистики, при редактировании собственных текстов.

8. Инновационные подходы к преподаванию татарского языка для детей обучающихся в русской школе требуют качественно иного отношения к предмету преподавания. Татарский язык является носителем культуры, традиций татарского народа. Значит, целесообразно преподавать его как феномен культуры, овладеть методикой преподавания предметов культурологического цикла.

10. Для уроков татарского языка можно использовать проектные уроки, уроки-дебаты, дискуссии, деловые игры и т.д. Метод проектов позволяет развить

- навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов,

- ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным,

- логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы,

- умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал.

Примерный сценарий занятия по планированию проектов

1. Краткий обзор результатов исследования - 3 мин.

2. Объявление темы урока, ожидаемых результатов, хода занятия - 1 мин.

3. Работа в группах по анализу информации, выработке вариантов решения проблем, созданию плана действий. Консультации с учителем проводятся с учителем по необходимости - 26 мин.

4. Подведение итогов - 5 мин.

5. Разъяснение домашнего задания - 5 мин.

Примерный сценарий обсуждения в форме дебатов

Дискуссия в форме дебатов может быть эффективной в том случае, если обсуждается сложная или противоречивая проблема, мнения участников чётко определены и резко отличаются друг от друга. Цель дискуссии - научить учащихся спокойно, корректно высказывать мнения на лингвистическую тему, приводить аргументы.

Время выступления каждого участника ограничено, одинаково для всех.

Методика проведения дебатов

1. Ведущий определяет тему дискуссии. Какова роль языка в жизни людей? Существует ли феномен языка? Каждого ли человека можно назвать хорошо владеющим родным языком?

2. Ведущий делит участников на группы (число групп зависит от числа возможных точек зрения) Участники или сами выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать, или распределяются на группы по жребию.

3. Ведущий рассказывает о теме дебатов и о правилах поведения дискуссии, о времени подготовки в группах (15 минут), о времени выступления. Представители групп выступают поочерёдно. Каждая группа имеет право на три выступления.

4. Во время подготовки учащиеся распределяют роли между членами группы, решают, как лучше распорядиться отведённым временем. Представители групп могут задавать вопросы, комментировать аргументы оппонентов. Группы могут подготовить рисунки, схемы, таблицы и т.д.

5. Ведущий начинает дебаты, предоставляя слово участникам, следит за регламентом.

6. Выступление группы экспертов

7. В завершение проводится опрос среди участников дебатов путём тайного голосования

Основными принципами современного урока татарского языка можно назвать следующие:

  • опора на возрастные психологические особенности школьников; урок должен быть обращён к каждому ученику, учитывать неповторимость, своеобразие каждого;

  • приоритет развивающих форм обучения: не давать готовые знания, а учить добывать их самостоятельно, видеть в языковом явлении проблему и пытаться её решить;

  • разнообразие форм урока, выбор наиболее эффективных методических приёмов, методов, исследовательский характер урока;

  • чёткая структура урока, его сюжетность, взаимосвязь всех его частей; условно урок можно разделить на три части: вступление, вводящее школьников в проблему; движение темы, развитие, углубление её, позволяющие школьникам увидеть многоаспектность любой языковой проблемы; итог урока, выводы, коррекция усвоенных знаний;

  • разнообразие форм опроса, опрос при этом органично вплетён в урок, подчинён его задачам;

  • отработка норм выразительного чтения;

  • яркая, образная речь учителя.

Широко практикую постановку целей урока самими учащимися через формирование общеучебных умений и навыков. Таким образом, подобное обучение для меня - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Список литературы:

1.И.В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

2.В.Н..Рыжова. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2003.

3.И.К.Шаламов. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2002.

4.В.А. Бахвалов. Методики и технологии образования. Рига,1997.



© 2010-2022