• Преподавателю
  • Другое
  • Наличие и результативность мониторинга в деятельности театральной студии «Синяя птица» в рамках профессионального педагогического стандарта

Наличие и результативность мониторинга в деятельности театральной студии «Синяя птица» в рамках профессионального педагогического стандарта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наличие и результативность мониторинга в деятельности театральной студии «Синяя птица»

в рамках профессионального педагогического стандарта

Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора.
Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет, рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо-сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Актуальность исследования заключается в том, что оно направлено на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.
В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления.

Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательной школы. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое
средство развития их творческих и коммуникативных способностей.
Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы моего исследования.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического и социологического анализа, и опытно-экспериментальной деятельности разработать содержание, формы и методы театральной деятельности учащихся в условиях разновозрастного коллектива студии как средства социально-культурного воспитания личности.

Объект исследования:

Социально-культурное воспитание участников студии.

Предмет исследования:


  • Условия социально-культурного воспитания студийцев «Синей птицы».

  • В основу исследования положена гипотеза, согласно которой социально-культурное формирование личности в процессе участия в деятельности театральной студии будет эффективным, если в нем будут принимать участие дети разных школьных возрастов, семьи детей, родители, педагоги школы.

В этом случае осуществляется:


  • Взаимодействие коллектива театральной студии с коллективами школьных классов и коллективом зрителей.

  • Будет использоваться коллективное обсуждение спектаклей в процессе его создания и представления, а так же просмотренных в других коллективах и профессиональных театрах.

  • Целенаправленное формирование руководителем индивидуальных особенностей детей и взрослых.

  • Целенаправленная деятельность на изменение детей средствами подбора ролей, организации индивидуальных заданий и упражнений, коллективной постановки поэтапным осуществлением творческих планов, учитывающие индивидуальные особенности каждого участника творческого процесса.

  • Периодический мониторинг динамики развития театрального коллектива с целью планирования развития личности каждого члена студии.

Задачи:

  • Охарактеризовать теоретические основы социально-культурного воспитания участников студии в процессе театральной деятельности.


  • Определить организационно-педагогические условия социально-культурного воспитания коллектива в театральной деятельности и проверить их в опытной работе театральной студии.


  • Разработать содержание и методику создания и функционирования театральной студии в гимназии и экспериментально проверить ее.

Экспериментальной базой исследования являлась театральная студия «Синяя птица»

Исследование проводится в несколько этапов.

Первый этап:

Поисково-теоретический. (январь - март 2016г.)

Цель:

Разработать методику мизансценирования, изучить историю, события, которые описывает автор.

На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ постановок, с которыми предстояло работать. В результате были определены исходные параметры исследования: содержание, жанр, эпоха, мизансценирование. Началась работа по ознакомлению опытной группы участников(34 человека) со спецификой театральной деятельности.

Результат:

Учащиеся гимназии справились с заданием на 100%, родители- на 87%, ветераны- 56%

Второй этап:

(апрель - май 2016г)

Цель:

Уметь применять имеющиеся знания в области актёрского мастерства.

Опытно-экспериментальный. Данный этап предусматривает экспериментальную проверку теоретических знаний в создании образов персонажей, сценическом слове, пластике движений и внедрение полученных результатов в практику.

Результат:

Все три возрастные группы в равной степени показали умение в создании образов, пластике движений - 80%, внедрение знаний в практику было опять сложнее ветеранам - 52%, родителям- 70%, учащимся - 82%

Третий этап:

(2015 - 2016 уч. год)

Цель:

Научить ребят осуществлять руководство творческим процессом.

Заключительно-обобщающий. Связан с анализом результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах, выборе правильных оттенков интонации своего героя, логического построения мизансцены, точном проведением сквозного действия пьесы и решению сверхзадачи, отвечающей запросу автора.

Результат:

Ветераны - 36%,родители - 49%,учащиеся - 73%

Основные положения, выносимые на защиту

1. Деятельность театральной студии в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся и их родителей, формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, овладение спецификой театральной деятельности.

2.Формы и методы создания и работы школьного театрального коллектива включают прием детей и взрослых по желанию. В отборе содержания, обсуждения пьесы принимают участие все члены студии. Определение специфики каждого образа и распределение ролей проходит с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Неотъемлемой частью работы студии является коллективное

обсуждение спектакля в процессе его подготовки и после его представления.

3.Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, индивидуальных занятий, подбором специальных упражнений, стимулирующих развитие театральных способностей и использованием театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на него (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста и пр.).

4.Успешность социально-культурного воспитания и развития студийцев обеспечивается созданием следующих условий работы театральной студии:


  • Разновозрастный состав коллектива,


  • Установление взаимодействия между членами студии педагогом, широкое включение в работу студии взрослых членов педагогического коллектива, родителей и ветеранов.


  • Взаимодействие коллектива театрального кружка с коллективами школьных классов, зрителями не только своей школы, но и зрителями других детских коллективов.


Научная новизна:

Разработаны содержание и методы деятельности театральной студии, направленных на социально-культурное воспитание участников.

Выделены теоретические основы социально-культурного воспитания всего состава студии в процессе театральной деятельности, которая способствует проявлению творчества, формированию содержательного общения, формированию содержательного общения в процессе постановки спектакля.

Проходит изучение психолого-физиологических особенностей детей и взрослых для планирования воспитательного процесса средствами театральной деятельности.

Придаётся значение роли совместной деятельности взрослых и детей в процессах формирования личности, сплочении семьи и взаимодействии семьи и школы.


Разработаны методические рекомендации для педагога-руководителя театрального разновозрастного коллектива детей и взрослых, с учетом исполнительского и зрительского состава .

Теоретическая значимость:

Внесен известный вклад в теорию и практику социально-культурного воспитания коллектива студии путем включения их в театральную деятельность как внутри школы, так и за её пределами.

Практическая значимость:

Разработанные содержание, формы и методы социально-культурного воспитания участников студии средствами театральной деятельности позволяют повысить уровень образованности в области культурного наследия не только своей страны, но и народов мира.

© 2010-2022