Разработка занятия на тему: «Речевые игры детей старшего дошкольного возраста»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Речевые игры детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок, а также разнообразные дидактические игры и упражнения.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Остановимся на методике организации дидактических игр в разных возрастных группах.

-Игры детей от 5 до 6 лет.

Педагог, руководя играми воспитанников данного возраста, учитывает их возросшие особенности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному. Дети 5-6 лет выполняют творческие задания с большим увлечением.

В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении игровых задач.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Он четко знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами, действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Это относится, в частности, ко многим настольно-печатным играм.

В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

Как закончить игру? (это важно учитывать для того, чтобы дети вновь проявили интерес к данной игре) Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте знакомой игры и т.д.

В конце игры воспитатель обязательно оценивает правильное решение игровых задач и нравственный аспект игры, отмечает успехи детей и неудачи.

- Игры детей от 6 до 7 лет

Особенностями умственного развития детей 7-го года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умение выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют интерес к учебной деятельности.

Руководя дидактическими играми детей 6 лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно изучать свои мысли, выразительно рассказывать.

Роль ведущего в играх детей 6-7 лет чаще поручается кому-либо из участвующих, они более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. Воспитатель следит за играющими, выступает в случае надобности в качестве советчика, справедливого судьи во время самостоятельной игровой деятельности детей.

Дети старшего возраста любят игры в небылицы. В процессе этих игр развивается связная, образная речь, юмор.

Перед тем, как проводить игру, воспитатель выясняет, знают ли дети, что такое небылицы, где они их слышали.

Когда дети научатся замечать небылицы, воспитатель читает им произведения с небылицами, знакомит их с занимательным содержанием.

При проведении игры следует брать не все произведение целиком, а лишь часть его. Первоначально отрывок может содержать 2-3 небылицы, а затем их может быть и больше.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида:

*игры с предметами (игрушками),

*настольно-печатные

* словесные игры.

Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий-жесткий, мокрый-сухой и т.д.) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Часто эти игры мы используем на утреннем сборе:
- «Соберем Машу в школу»

Дидактическая задача:

Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; составлять связный рассказ, развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые действия.

Воспитатель раздает предметы в кругу, предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что это и для чего используется. Из отдельных рассказов составляется общий. Игра проводится как соревнование между детьми, выявляется победитель.

- «Опиши предмет»

Дидактическая задача: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки; развивать интонационную выразительность речи.

Оборудование: набор игрушек (6-8 шт.), муляжи овощей и фруктов.

Игровые действия.

Выбрав одну игрушку, воспитатель предлагает детям рассмотреть ее, вспомнить, что они знают о ней, и описать игрушку. Образец первого описания дает воспитатель. Затем описываются две игрушки одновременно (путем сравнения). Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем идет речь, становится «ведущим».

Впоследствии описываются любые знакомые, детям предметы (аквариум, телевизор, телефон и т. п.).

- «Кто подойдет, пусть возьмет»

Дидактическая задача.

Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: форму, цвет, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на улице, узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила.

По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается. Игровые действия.

Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Следующая группа игр: настольно - печатные.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры.

Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Роль взрослого в играх для детей 5-7 лет в основном сводится к объяснению правил игры. В этом возрасте дети уже могут действовать самостоятельно, без участия взрослого.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

- «Найди картинке место и расскажи»

Дидактическая задача.

Учить детей рассказывать сказку или рассказ, соблюдая последовательность происходящего на картинках , развивать внимание, мышление, память и речь.

Игровые правила. По содержанию картинок находить следующую.

Игровые действия.

Рассматривание картинок, поиск следующей по содержанию картинки.

- «Собери картинку»

Эта игра особенно нравится детям моей группы. Они сами подбирают понравившиеся картинки и подготавливают их для игры.

Дидактическая задача: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.

Игровые действия: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

- «Детки с ветки»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование: набор картинок, вымпел.

Игровые действия. Воспитатель раздает детям картинки (или развешивает их на доске) и предлагает рассказать, что на них изображено. Можно помочь рассказчику вопросами. За лучший рассказ вручается вымпел.

Примечание. Во второй половине учебного года картинки раздаются по порядку детям одного ряда, и они составляют последовательный рассказ. Можно предложить составить рассказ по одной картинке нескольким

ребятам.

- «Какой получится сок?»

Дидактическая задача: упражнять в словообразовании, выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь.

Оборудование: набор картинок.

Игровые действия.

Воспитатель раздает детям картинки и предлагает рассказать, что на них изображено.

Предложить составить рассказ.

Следующая группа игр: словесные - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих.

В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.

В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

- «Подскажи словечко»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление.

Игровые действия.

Ведущий начинает свой рассказ, останавливается, а следующий за ним ребенок должен продолжить связный рассказ.

- «Закончи предложение»

Дидактическая задача: научить использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения.

Игровые действия.

-Закончи начатые мною предложения: Мальчик сначала подошёл к дому, а потом от него…(отошёл). Утром ребята пошли в гости, а вечером…(ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он- (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они…(перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом. Их долго не находили, а они…(выбежали).

Придумайте короткий рассказ на тему «Лететь стрелой»

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель - развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, прогнозирования, экспериментирования.
Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

  • "Если бы я был волшебником, то ..."

  • "Если бы я стал невидимым ..."

  • "Если весна не наступит никогда...»

«Гуси - лебеди»

Дидактическая задача: выявлять активный словарный запас детей; развивать связную речь, память, мышление.

Игровые действия.

Выбирают волка и хозяина, все остальные игроки - гуси-лебеди. Хозяин становится по одну сторону игровой площадки, гуси-лебеди по другую, в середине - волк. А дальше в игре начинаются разговоры.

Обязательным компонентом дидактической игры являются правила.

Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия.

Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры.

Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Опыт работы показал, что наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды и родители действуют согласованно. Порой воспитателю необходимо убеждать родителей в том, что их роль в речевом развитии значима.
Для решения этой проблемы один раз в месяц мы проводим «Игротеку» во второй половине дня.
Цель: закрепление полученных детьми умений.
Мы приглашаем всех желающих членов семьи: мам, пап, сестер, бабушек и дедушек. Воспитатели знакомят их с различными речевыми дидактическими играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков, гости играют со своим ребенком и со всеми детьми группы, при желании вместе делаем атрибуты для игр.
Мы рассказываем, как сделать игру и необходимые атрибуты. Понравившиеся игровые материалы берут для индивидуальной работы.

Мы предлагаем родителям игры для «Домашней Игротеки».

Игры, которые помогут Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Ребёнка богаче и разнообразнее.

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня.

Во время игры со словом следует учитывать настроение Ребёнка, его возможности и способности.

Играть с Ребёнком на равных, поощрять его ответы, радоваться успехам и маленьким победам!

Предлагаем ввести в жизнь семьи традиционные игры.

* «Я дарю тебе словечко»
Цель: расширить словарь ребенка, объяснить лексическое значение слов.
Например, раз в неделю родители «дарят» ребенку новое для него слово и обязательно объясняют его значение.
Самые разные слова:

«веселые» (клоун, радость, смех);

«зимние» (снежная бахрома, полозья);
«легкие» (пушинка, облачко); и т.д.

Подаренные слова дети «приносят» в группу и знакомят с ним других детей. А мы воспитатели записываем каждое слово и складываем в копилку.
Предлагаем для игры детям: по очереди дети достают бумажку, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

*"Автобиография".

Вначале кто-то из Взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, "Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе:". (Лампочка).

*"Волшебная цепочка".

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, "пчелу". Следующий игрок, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д.

Что может получиться?

Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.

*"Слова мячики".

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, "Тихий". Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением "Громкий". Затем игроки меняются ролями. Теперь уже Ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

*"Если вдруг:"

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

• Все пуговицы;

• Все ножницы;

• Все спички;

• Все учебники или книги и т. д.

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить Ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

• Живая вода;

• Цветик-семицветик;

• Сапоги-скороходы;

• Ковёр-самолёт и т. д.

Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи.

Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку». Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она - самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».

Умение играть - это особая область искусства бытия, сочетающего в себе способность к комбинированию, преобразованию и творческому осмыслению действительности. Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность.

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми.

Я уверена, что, если бы я не проводила работу по развитию связной речи детей, используя дидактические игры, то результаты были бы не такими успешными.

Используемая литература:

1.Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.

2. Ткаченко Т.А. «Формирование и развитие связной речи» СПб., Детство-пресс, 1999г.

3. Т. Гризик "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи" , N 6, 2000 г

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.

5. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет»- М.: ТЦ Сфера, 2012.



© 2010-2022