Программа по внеурочной деятельности Умелые руки

Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса

«Умелые руки»

Учителя начальных классов

Лисовой Н.В.







Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые руки» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для 1 класса. Под редакцией - Т.С. Река. Ульяновск: УИПКПРО

Данная программа разработана для внеурочной деятельности младших школьников.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на 4 года обучения. Целесообразно с первого года обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, координация движений, слабо развит глазомер. Эти обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Задачи данной программы:

1) Развитие:

- творчества;

- сенсорики, мелкой моторики рук;

- пространственного воображения;

- технического и логического мышления, глазомера;

- способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

2) Овладение:

- начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;

- опытом практической деятельности по созданию поделок;

- способами планирования и организации досуговой деятельности;

- навыками творческого сотрудничества.

3) Воспитание:

- уважительного отношения к результатам труда;

- интереса к творческой и досуговой деятельности;

- практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Занятия помогут детям познакомиться с разными свойствами материала; происхождением ручных ремесел, видами художественного творчества. На теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, весёлой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Ручная умелость развивается в процессе обработки разных материалов. На занятиях дети овладеют такими операциями, как вырезание, скручивание, складывание, сгибание, слипание и т. д.

Расширению познавательной деятельности могут служить материалы музеев, выставок, экскурсий на природу. Нужно сообщать детям о народных праздниках; им интересно узнавать о доисторических животных.

Разнообразное выполнение заданий будут сопровождаться интересом детей к своей работе и к работе товарищей.

На занятиях следует принять все меры для обеспечения безопасности труда детей; личной гигиены учащихся. Перед выполнением работ, экскурсий необходимо проводить дополнительный инструктаж.

Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой. Способы соединения материала с помощью пластилина, ниток, клея.

Разные способы выполнения мозаики, плетения; дети приобретают умения: складывать бумагу по прямой линии, экономно размечать детали на бумаге, соединять их, лепить разными способами. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениями и материалами. Контролировать свои действия в процессе выполнения работы. Давать словесную характеристику изготовленным поделкам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребёнка с учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребёнок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей и т. д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Количество часов:

1 класс- 1 час в неделю (33 часа)















Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

-устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

владеть монологической и диалогической формой речи.

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческихзадач и представления их результатов;

высказываться в устной и письменной форме;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте;

обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии;

проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

Достичь оптимального для каждого уровня развития;

Сформировать систему универсальных учебных действий;

Сформировать навыки работы с информацией.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

- выставки, презентации

- коллективные проекты

- работа в парах, малых группах

- индивидуальные работы

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления:

простой карандаш

линейка

фломастеры

цветные карандаши

ножницы канцелярские с закругленными концами

кисточка для клея и красок

иголки швейные

доски для работы с пластилином

Материалы:

пластилин

бумага цветная для аппликаций

двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

картон белый и цветной

ткань: ситец однотонный и цветной

мех

вата

нитки швейные - белые, черные и цветные

Тематическое планирование и содержание программы 1класса

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Работа с пластилином

6

1

5

3

Работа с бумагой и картоном.

16

1

15

4

Работа с тканью

5

1

4


5

Работа с бросовым материалом

4

1

3

6

Итоговое занятие

1

1

-

Всего

33

6

27



Тематическое планирование 1класс

Тема

Содержание

Часы

Планируемые результаты

Примечание

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности..

1

Познавательные: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Регулятивные: Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу


2

Работа с пластилином

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка по замыслу детей.

1

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.



Лепка овощей.

1

Лепка фруктов.

1

Сказка о животных.

2

Работа в группах

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала. «Ваза с фруктами»

1

3

Работа с бумагой и картоном.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

1

Изготовление аппликаций. Использование дырокола.

2

Принимать участие в коллективных работах, работах парами

Плетёные листья.

2

Изготовление мозайки «сова»

2

Изготовление мозайки колокольчики»

2

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

3

Работа в группах

Коллективная творческая работа

Снежинка. Объёмное изделие.

3

Работа в группах

Коллективная творческая работа

4

Работа с тканью.

Введение в тему. Техника безопасности при работе с иглой

1

Познавательные: Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях

Регулятивные: Учиться оценивать результаты своей работы

Знакомство со швом «вперёд иголка», «назад иголка»

1

Пришивание пуговицы

1

Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».

2

5

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев. Техника безопасности

1

Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; составление целого из частей.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; оценка результатов работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок

2

Работа в группах

Изготовление игрушки из пластмассовых бутылок

1

Коллективная творческая работа

6

Итоговое занятие.

Подведение итогов.

1

Защита творческих

пректов




К концу обучения учащиеся должны распознавать :

 название и назначение материалов - бумага, ткань, пластилин;

 название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

 правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны овладевать умениями :

 анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

 правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

 соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

 экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками "вперед иголка".

Литература

1.Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умелые руки» 1-4 год. Под редакцией - Т.С. Река. Ульяновск: УИПКПРО

2. 100 поделок из природного материала - И.В. Новикова,Л.В.Базулина

3. Техническое творчество в начальных классах - Г.И. Перевертень
4. Дидактический материал по трудовому обучению - В.И. Романина
5. Технология - В.Д. Симоненко
6. Лепка в начальных классах - Н.М. Конышева

© 2010-2022