- Преподавателю
- Другое
- Доклад на педагогическом совете Модель оценивания учебных достижений школьников
Доклад на педагогическом совете Модель оценивания учебных достижений школьников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балахнова О.В. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Модель оценивания учебных достижений школьников
Оценка должна служить главной цели - стимулировать и направлять учебную деятельность школьника, т.е. не только устанавливать уровень и качество продвижения ученика в учении, но и определять задачи для дальнейшего продвижения.
Главные вопросы, решаемые мною при выстраивании модели оценивания достижений учащихся:
-
что оценивать
-
как оценивать
-
с какой целью
-
Что же конкретно следует оценивать? Мною оцениваются успехи детей, неудачи, оценивается деятельность детей по добыванию знаний, конечный результат учебной деятельности. При этом оценка определяет и оценивает объем, уровень и качество усвоения учебного материала, пробелы в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса. Что позволяет внести необходимые коррективы в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. То есть, на мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью на уроке занимаюсь не только я и не главным образом я, а ещё учащиеся. Тем самым, я даю прочувствовать, что они наравне со мной имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища. → (лист ЗУН)
Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания ответов (дем)
-
В вопросе о том, как оценивать, я стараюсь руководствоваться следующими принципами:
-
любая деятельность ученика по добыванию знаний должна оцениваться;
-
оценка не носит контролирующей и констатирующей функции на каждом уроке;
-
оценка выставляется без сравнения одного ученика с другим;
-
стараюсь, чтобы моей оценке предшествовала самооценка ученика, а отсюда необходимое условие - постоянно учить ребят самооценке и саморефлексии.
Чтобы определить, в какой мере достигнуты цели обучения, необходимо осуществлять контроль, мною используются следующие его типы:
-
внешний (проводится мною, либо администрацией школы);
-
взаимный (учащиеся контролируют друг друга);
-
самоконтроль.
Виды контроля:
-
предварительный (определяющий) - оценка начальных способностей;
-
текущий;
-
диагностический;
-
рубежный;
-
промежуточный;
-
итоговый.
При этом мною применяются разнообразные формы контроля: контрольные работы (теоретические, практические); самостоятельные работы; тестирование; лабораторные работы; проверочные работы; практические задания; диктанты; фронтальный и индивидуальный опросы.
-
С какой целью необходимо оценивать?
Умение и желание учащимися осуществлять самоконтроль позволяет мне реализовать воспитательную функцию контрольно-оценочной деятельности, что в свою очередь, становится стимулом положительного отношения к учению. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть.
"Ты сам свой высший суд" - этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от заслуженных похвал.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. → папка с КР и ПР (мониторинг)
При этом осуществляется и функция управления, очень важная для самоконтроля учащегося, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку учителя. Мне функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации учебного процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимся.
Кроме этого, учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться - на стенде «Готовимся к контрольной работе» вывешен график контрольных и практических работ, примерные контрольные, самостоятельные и проверочные работы, тесты.
Таким образом, в процессе учебной деятельности мною выполняются три основных направления контрольно-оценочных действий:
1) контрольно-оценочная деятельность самого педагога, суть которой заключается в коррекции и стимулировании учебной деятельности школьника;
2) деятельность, направленная на формирование самоконтроля и самооценки у школьников, которая заключается в образовании общественных эталонов, общественного мнения и установлении положительных критических отношений в коллективе класса;
3) контроль и оценка в самостоятельной учебной деятельности, где на первое место выходит самооценка.
Все эти направления деятельности должны возникать в обучении почти одновременно, переходя друг в друга, взаимодействуя друг с другом