• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Статья Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

Старайтесь согласиться, а не возразить.Стремитесь не к победе, а к истине и миру.Н.И. Козлов            Обучение в школе занимает существенный период жизненного времени человека, в течение которого  происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата.            В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе.

Боталова Ольга Захитовна, социальный педагог

МАОУ В(С)ОШ г .Березники


Старайтесь согласиться, а не возразить.

Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

Н.И. Козлов

Обучение в школе занимает существенный период жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного морально-психологического климата.

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М.Шепель.

Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений. Классный коллектив - это мощный инструмент воспитания, который вполне способен подавлять индивидуальность. Чтобы этого не произошло, социально-психологический климат должен благоприятствовать проявлению индивидуальности каждого учащегося.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Социальный климат, определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Моральный климат, определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Психологический климат, это те неофициальные отношения, которые складываются между учащимися, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Формирование и совершенствование благоприятного социально-психологического климата является задачей классного руководителя, школьного психолога, социального педагога, учителей - предметников и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть и вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива.

Формирование благоприятного социально-психологического требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Преобладающими критериями благоприятного психологического климата является наличие у ученика:

  • Доброжелательности

  • Защищенности

  • Мобильности

  • Креативности

  • Оптимизма

  • Инициативности

  • Работоспособности

  • Свободы своего «я»

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу. Присутствует негативное соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых". Здесь презрительно относятся к слабым. Нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Преобладающими критериями благоприятного психологического климата является наличие у ученика:

  • незащищенность

  • леность

  • агрессивность

  • пессимизм

  • зажатость

  • пассивность

Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;

  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;

  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

  • изучение индивидуальных особенностей школьников;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:

  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

Благоприятный социально-психологический климат способствует лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности. Следовательно, создание благоприятного социально-психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в себе и своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Многие педагоги серьезно подходят к вопросу о создании благоприятного социально-психологического климата, но не всегда владеют методами и приемами его создания.

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в классе аналогичны способам формирования и управления детским коллективам. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание способов формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе являются следующие:

ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

находить общие интересы, которые объединили бы детей класса, и на их основе организовывать общие дела;

формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

привлекать ребят проводить вместе свободное время;

создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремиться к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;

привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, учитывая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;

создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранения стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;

развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Представляют интерес принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Девидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

1.Всегда исходите из того, что самый большой грех - нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

2.Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

3.Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.

4.Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.

5.Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

6.Поддерживайте в себе твердую веру в собственное предназначение.

7.Забудьте о покровительственном тоне.

8. Создавайте условия, а не диктуйте их.

9. Верьте людям, с которыми работаете.

10.Являйте собой пример, будьте такими, каким хотели бы видеть своего коллегу.

11.Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Воспитательная сила, огромные, формирующие каждую личность возможности коллектива, зависят от его психологического климата. Успешное формирование моральной атмосферы в любом звене общественной жизни предполагает знание структуры, особенностей проявления коллектива. В совместных и взаимных действиях людей, в их общении возникает прямой обмен мыслями, взглядами, идеями, проявляются различные формы взаимных отношений людей друг к другу, симпатии, антипатии и другие, так называемые межличностные отношения.

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным потерям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств: готовность к постоянной информационной деятельности, умение действовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, инициативность и предприимчивость, сочетание профессиональной и гуманитарной культуры.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать.












Памятка

Как создать благоприятный психологический климат на уроке


1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…

2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок!

3. « Смертельный грех учителя - быть скучным». Так сказал И.Ф. Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.

4.Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!

5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научится их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

6. Слово - это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.

8.Ученик - это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача - учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.

9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся, открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.


Используемая литература

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989

  2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

  3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.

  4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.

  5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004

  6. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.

  7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива


© 2010-2022