• Преподавателю
  • Другое
  • Обобщение актуального педагогического опыта натему Развитие творческих способностей обучающихся через использование информационных технологий

Обобщение актуального педагогического опыта натему Развитие творческих способностей обучающихся через использование информационных технологий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Новозыбковский промышленный техникум»


Рассмотрен и одобрен на заседании

МЦК кулинарного цикла

Протокол № __ от «___» ________20__г.

Председатель МЦК _________Соломенник Л.В.






Обобщение

актуального педагогического

опыта

на тему

Развитие творческих способностей обучающихся через использование информационных технологий














Разработал:

мастер п\о Повтарь О.В.





Новозыбков, 2015

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

На сегодняшний день задача формирования готовности обучающихся к развитию творческих способностей является актуальной для мастеров производственного обучения и осознается значимым компонентом их профессиональной компетентности. Приоритетным направлением работы мастеров производственного обучения является создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, раскрытия их творческого потенциала, обеспечивающего способность принимать нестандартные решения, созидательную деятельность, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Творческое отношение к труду - это стремление внести в работу свое оригинальное, постоянный настрой на поиск нового совершенного, делающего работу, более качественной, красивой, легкой, доставляющей удовлетворение.

Обучающихся особенно привлекает теоретическая сторона работы, возможность проявить свою инициативу, а не просто выполнять полезную работу только по указанию мастера.

Организация производственного обучения базируется на основных принципах обучения:

- обучение на уровне требований передовой техники производства;

- обучение на основе производительного труда;

- наглядность обучения;

- систематичность и последовательность в обучении;

- доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

- прочность усвоения знаний и навыков.

В условиях рыночной экономики сельскому хозяйству необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности обучающихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Перед каждым занятием производственного обучения предусматривается объёмная подготовительная работа, это объясняется приобретением опыта в работе с обучающимися.

Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся.

При этом я ставлю новые задачи:

- создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы;

- стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления обучающегося находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других обучающихся в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на занятиях производственного обучения, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося.

В технологиях, основанных на коллективном способе, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест обучающихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

- развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти;

- актуализируются полученные опыт и знания;

- каждый обучающийся имеет возможность работать в индивидуальном темпе;

- повышается ответственность за результат коллективной работы;

- совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Информационные технологии являются средством активизации познавательной деятельности и творческого потенциала обучающихся.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс производственного обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному обучающемуся намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео - и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся, формировать и развивать профессиональные компетенции, применять знания, умения, находить причинно-следственные связи, сделать выбор из представленной информации, критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи, анализировать, составлять алгоритм действий, аргументировать выводы, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, самостоятельно работать над созданием проекта.

Информационные технологии позволяют решать следующие задачи на уроке: обеспечение обратной связи в процессе обучения; обеспечение индивидуализации учебного процесса; повышение наглядности учебного процесса; организации коллективной и групповой работы.

В практической деятельности преподавания производственного обучения мною были разработаны различные формы информационного сопровождения урока:

- презентации по темам программы обучения;

- тесты в программах Microsoft Power Point,

- инструкционно-технологические карты.

- использую в своей работе Интернет ссылки и предлагаю обучающимся использовать их в самостоятельной подготовке к уроку производственного обучения: povarenok.ru.

Использование информационных технологий на уроках производственного обучения позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Использование тестов помогает не только экономить время мастера п/о, но и дает возможность обучающимся самим оценить свои знания.

Уроки с применением информационных технологий позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к обучению, удовлетворенность уроками производственного обучения в учебной лаборатории техникума.

Умения и навыки, формирующиеся при использовании информационных технологий в современных условиях, принимают общеобразовательный и общеинтеллектуальный характер, и могут быть перенесены на изучение учебных предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний обучающихся. Это послужит достижению информационной компетентности обучающихся. Поэтому нет никакого сомнения в том, что уроки производственного обучения с использованием информационных технологий призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной и профессиональной компетенции обучающихся.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп обучающихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

Творческое отношение к труду, к деятельности вообще можно сформулировать только в процессе выполнения работы творческого характера. Поэтому необходимо, чтобы мастер всегда помнил об этом и как можно чаще ставил обучающихся в такие условия, при которых они могли бы систематически решать задачи творческого характера, проявлять свои творческие способности и возможности.

Воспитывая у обучающихся творческое отношение к труду, я ни в коем случае не оставляю без внимания ни одной попытки внести в труд свое, оригинальное. Не беда, если предложение обучающегося нереально и его нельзя применить на практике. Главное, создать условия обучающимся, чтобы они стремились творить.

Я, кроме обычного приема на вводном инструктаже, как личный показ, включаю также не только повторение, но и даю задание подумать, осмыслить и сделать это лучше.

Самостоятельная работа всегда творчество. Такую работу обучающиеся выполняют без моего непосредственного участия, но под моим руководством и контролем. Например, обучающимся дается задание вывести результат расчета того или иного изделия, для решения этого задания обучающиеся сами создают новые способы запоминания, подсчета, которые позволяют запомнить быстро, легко, прочно и много.

Во время текущего инструктажа при обходе рабочих мест обучающихся можно не фиксировать ошибки, а одобрять их исправление самими обучающимися.

Перед проведением вводного инструктажа полезно дать обучающимся домашнее задание: ответить устно на ряд вопросов по этой теме или же обучающимся дается задание на дом рассчитать технологическую карту. Обучающиеся изучают все расчеты по карте, правила техники безопасности, основные приемы, этапы технологии приготовления блюд, типичные ошибки и таким образом самостоятельно становится в позицию организатора своей работы, творца.

Существует много способов побуждения обучающихся к творчеству -это выставка творческих работ и конкурс «Лучший по профессии». А также участвую в конкурсах технического творчества.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении обучающихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования соответствующих информационных технологий.

Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала обучающихся, их профессиональной направленности.

Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался». На уроках производственного я применяю игровые, компьютерные технологии, которые позволяют формировать творческую активность обучающихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления. Наиболее эффективной формой проведения уроков производственного обучения является применение игровых технологий.

В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.

Работа с опорными конспектами позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.

С целью формирования творческого отношения к труду провожу кружковую работу, которая повышает уровень заинтересованности обучающихся в профессиональной деятельности. Использование дополнительных заданий в кружке способствует прогнозированию производственных ситуаций, отработке умения применять теоретические и практические знания на практике. При проведении уроков производственного обучения большое внимание уделяется правилам техники безопасности.

Основной задачей в производственном обучении является привитие им практических навыков по приготовлению блюд при использовании правил техники безопасности. От знаний правил ТБ, профессиональной подготовки, опыта и мастерства зависит безопасность работы в учебных лабораториях и столовых предприятий.

Большое практическое значение имеет воспитание в процессе производственного обучения конкретно профессиональных важных качеств, необходимых будущим молодым рабочим.

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала обучающейся молодежи как ведущего направления, концентрирующего в себе возможности органического единства обучения, воспитания и развития, учебной и внеурочной работы на основе достижений передовой педагогической науки, повышения мастерства.

На этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей обучающихся происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения. Обучающиеся, обладающие способностью к обучению, вовлечены в деятельность, где проявляется их самостоятельность, мышление, инициатива.

Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачами современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых обучающихся для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств.

Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня - это конкурентоспособный специалист.

Конкурентоспособность специалиста это:

- компетентность и профессиональная мобильность;

- целеустремленность и уверенность в своих силах;

- предприимчивость и деловитость;

- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность обучающихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.







© 2010-2022