Методические указания по выполнению практических работ по БТПИ (инвентаризация)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. Бербекова»


КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ







Дзугаева Ирина Алексеевна




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



по дисциплине: Бухгалтерская технология проведения и

оформления инвентаризации






Для студентов специальности: 38.02.01.51 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ









Нальчик, 2015 г.

Методические указания по организации и выполнению практических работ студентов колледжа по дисциплине Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации для студентов специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Подготовлены Дзугаевой Ириной Алексеевной

Рассмотрены и утверждены на заседании ЦК Учета и экономики

«____» _________________2015 Протокол № ____

Председатель ЦК _____________________ (Ф. Г. Макоева)

Составитель (ли) ______________________(И.А. Дзугаева)









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практические занятия являются одной из основных форм обязательной аудиторной учебной работы студента по дисциплине, предусмотренными рабочим учебным планом специальности. Они имеют тесную связь с лекционным материалом, следуют за лекциями и тем самым наполняют теоретический курс практическим содержанием. Направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений.

КОЛИЧЕССТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ 40

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Тема занятия

Вид занятия

Объ-ем ча-сов

Форма контроля

Требования к ОК и ПК

1

Тема 2.1. Инвентаризация наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности. Инвентаризация операционных касс

Пр. раб. № 1. Составление акта инвентаризации наличных денежных средств

2

Проверка практических работ

Уметь составлять акт инвентаризации наличных денежных средств

2

Тема 2.1. Инвентаризация,наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности. Инвентаризация операционных касс

Пр. раб. № 2: Составление инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности

2

Проверка практических работ

Уметь составить инвентаризационную опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности

3

Тема 2.1. Инвентаризация,наличных денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности. Инвентаризация операционных касс

Пр. раб. № 3: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности.

4

Тема 2.2. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

Пр. раб. № 4: Заполнение инвентаризационных описей основных средств и нематериальных активов;

2

Проверка практических работ

Уметь заполнить инвентаризационные описи основных средств и нематериальных активов;

5

Тема 2.2. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

Пр. раб. № 5: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации основных средств;

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации основных средств

6

Тема 2.2. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов

Пр. раб. № 6: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации нематериальных активов.

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации нематериаль-ных активов.

7

Тема 2.3. Инвентаризация материальных ценностей

Пр. раб. № 7: Составление инвентаризационной описи материальных ценностей

2

Проверка практических работ

Уметь составить инвентаризационную опись материальных ценностей

8

Тема 2.3. Инвентаризация материальных ценностей

Пр. раб. № 8: Составление акта контрольной проверки инвентаризации материальных ценностей

2

Проверка практических работ

Уметь составить акт контрольной проверки инвентаризации материальных ценностей

9

Тема 2.3. Инвентаризация материальных ценностей

Пр. раб. № 9: Расчет естественной убыли по недостачам, списание недостачи в пределах норм и сверх нормы естественной убыли

2

Проверка практических работ

Знать расчет естественной убыли по недостачам, списание недостачи в пределах норм и сверх нормы естественной убыли

10

Тема 2.3. Инвентаризация материальных ценностей

Пр. раб. № 10: Составление сличительной ведомости результатов инвентаризации материальных ценностей

2

Проверка практических работ

Уметь составить сличительную ведомость результатов инвентаризации материальных ценностей

11

Тема 2.4. Инвентаризация готовой продукции и ее реализации, товаров отгруженных

Пр. раб. № 11: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации готовой продукции и ее реализации

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации готовой продукции и ее реализации

12

Тема 2.4. Инвентаризация готовой продукции и ее реализации, товаров отгруженных

Пр. раб. № 12: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации товаров отгруженных

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации товаров отгруженных

13

Тема 2.5. Инвентаризация финансовых вложений

Пр. раб. № 13: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации ценных бумаг;

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации ценных бумаг

14

Тема 2.5. Инвентаризация финансовых вложений

Пр. раб. № 14: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации финансовых займов и кредитов, предоставленных другим организациям.

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации финансовых займов и кредитов, предоставленных другим организациям.

15

Тема 2.6. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Пр. раб. № 15: Составление акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

2

Проверка практических работ

Уметь составлять акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами

16

Тема 2.6. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Пр. раб. № 16: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации дебиторской задолженности

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации дебиторской задолженности

17

Тема 2.6. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Пр. раб. № 17: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации кредиторской задолженности.

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения на счетах операций по результатам инвентаризации кредиторской задолженности.

18

Тема 2.7. Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов

Пр. раб. № 18: Расчет остатков затрат в незавершенном производстве

2

Проверка практических работ

Знать расчет остатков затрат в незавершенном производстве

19

Тема 2.7. Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов

Пр. раб. № 19: Расчет остатков затрат по аннулированным и приостановленным заказам

2

Проверка практических работ

Уметь составить расчет остатков затрат по аннулирован-ным и приостановленным заказам

20

Тема 2.8. Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

Пр. раб. Практическая работа № 20:

Отражение результатов инвентаризации резервов и платежей в бухгалтерском учете организации.

2

Проверка практических работ

Знать порядок отражения результатов инвентаризации резервов и платежей в бухгалтерском учете организации


Практическая работа № 1

Тема: Составление акта инвентаризации наличных денежных средств (Приложение 1).

Инвентаризация денежных средств в кассе проводится в соответствии с приказом № 49 Минфина РФ от 13.06.1995 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» и Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Цель инвентаризации - проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.

Проведение инвентаризации обязательно в случаях:

- при смене кассира;

- при выявлении недостач и хищений;

- перед составлением годовой отчетности.

В остальных случаях сроки проведения инвентаризации устанавливает руководитель организации в Приказе о проведении инвентаризации, также в Приказе назначается комиссия для проведения инвентаризации (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).

Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.

Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Инвентаризация начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.

По результатам инвентаризации составляется Акт по форме ИНВ-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки:

Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка

Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи

Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира

Указания по заполнению формы акта инвентаризации наличных денежных средств
(Унифицированная форма № ИНВ-15)

Выдержка из постановления Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88:
Применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов (наличных денег, марок, чеков (чековых книжек) и других), находящихся в кассе организации.

Инвентаризация наличных денежных средств, разных ценностей и документов проводится комиссией, назначаемой приказом (решением, постановлением, распоряжением) руководителя организации. Комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводится для сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного лица.

При смене материально ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, сдавшему ценности, второй - материально ответственному лицу, принявшему ценности, и третий - в бухгалтерию.
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.

Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в описях не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.

Унифицированная форма № ИНВ-15

Утверждена постановлением Госкомстата

России от 18.08.98 г. № 88

Код

Форма по ОКУД

0317013

по ОКПО

78537126

организация

структурное подразделение

Вид деятельности

Основание для проведения инвентаризации:

Номер

приказ, постановление, распоряжение

дата

ненужное зачеркнуть

Вид операции

Номер документа

Дата составления

АКТ

инвентаризации наличных денежных средств

находящихся по состоянию на

г.

РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства

сданы в бухгалтерию, и все денежные средства, разные ценности и документы, поступившие на мою

ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход,

Материально ответственное лицо

должность

подпись

расшифровка подписи

Акт составлен комиссией, которая установила следующее:

1) наличных денег

руб.

коп.

2) марок

руб.

коп.

3) ценных бумаг

руб.

коп.

4)

руб.

коп.

5)

руб.

коп.

Итого фактическое наличие на сумму

цифрами

прописью

руб.

коп.

По учетным данным на сумму

цифрами

прописью

руб.

коп.

Результаты инвентаризации:

излишек

руб.

коп.

недостача

руб.

коп.

Последние номера кассовых ордеров: приходного №

,

расходного №

Председатель комиссии

должность

подпись

расшифровка подписи

Члены комиссии

должность

подпись

расшифровка подписи

Подтверждаю, что денежные средства, перечисленные в акте, находятся на моем ответственном хранении.

Материально ответственное лицо

должность

подпись

расшифровка подписи

г.


Практическая работа № 2

Тема: Составление инвентаризационной описи ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (Приложение 2).

Указания по заполнению формы ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88
(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)
Применяется для отражения результатов инвентаризации фактического наличия, ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными.

Опись составляется в двух экземплярах, подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии и материально ответственным(и) лицом(ами). Один экземпляр описи передается в бухгалтерию организации, второй - остается у материально ответственного(ых) лица (лицами), который (е) принимает (ют) ценные бумаги или бланки документов строгой отчетности на ответственное хранение.

При наличии бланков документов строгой отчетности, нумеруемых одним номером, составляется комплект с указанием количества документов в нем.

До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть инвентаризационной описи.

При смене материально ответственных лиц опись составляется в трех экземплярах. Один экземпляр передается материально ответственному лицу, принявшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; второй экземпляр - материально ответственному лицу, сдавшему ценные бумаги и бланки документов строгой отчетности; третий экземпляр - бухгалтерии.

На последней странице формы перед подписью председателя комиссии даны две свободные строки для записи последних номеров документов в случае движения ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности во время инвентаризации.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-16 выдается комиссии на бумажных и машинных носителях информации с заполненными графами с 1 по 10. В описи комиссия заполняет графы 11 и 12 о фактическом наличии ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности.

Порядок инвентаризации бланков строгой отчетности прописан в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171.

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.

Формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.

Инвентаризация бланков осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов.

Практическая работа № 3

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности

В процессе инвентаризации кассы в ООО «Взморье» инвентаризационная комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет полученную сумму с данными кассовой книги. Кроме денег комиссия должна проверить сохранность денежных документов: ценных бумаг, почтовых марок, путевок в дома отдыха и санатории, авиабилетов и т.д.

Ценные бумаги и бланки строгой отчетности проверяются по видам бланков (например, акции: привилегированные и обыкновенные, именные и на предъявителя) и с учетом их начальных и конечных номеров.

Для акта инвентаризации предусмотрен типовой бланк по форме № ИНВ-15 «Акт инвентаризации наличных денежных средств». В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов (марок, чеков, чековых книжек, путевок, авиабилетов, ценных бумаг) находилось в кассе ООО «Взморье» в момент проведения ревизии.

Главный бухгалтер фирмы указывает в акте стоимость ценностей в кассе по данным бухгалтерского учета. Здесь же указывают номера последнего на дату ревизии приходного и расходного кассовых ордеров. Оборотная сторона акта будет заполняться, если во время ревизии комиссия обнаружит недостачу или излишки ценностей. Строку «Объяснение причин излишков и недостач» заполняет работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир).

В результате инвентаризации была выявлена недостача, в связи с чем руководитель ООО «Взморье» может принять следующее решение:

- во-первых, удержать сумму недостачи с материально ответственного лица;

- во-вторых, списать недостачу за счет средств организации (если в недостаче нет вины кассира). Решение руководителя фиксируется на оборотной стороне акта.

Кассир ООО «Взморье» хранил в кассе свои личные сбережения. Излишек денег является нарушением Порядка ведения кассовых операций. Такие излишки, выявленные при инвентаризации, должны быть изъяты комиссией и оприходованы.

По результатам инвентаризации составляют акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15). В организации могут также проводиться внезапные ревизии кассы. Такая ревизия возможна:

- по инициативе руководителя организации;

- по требованию налоговой инспекции. Ревизию также проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя.

Если ревизию проводят по требованию налоговой инспекции, в состав комиссии включают ее сотрудника (проверяющего). Результаты ревизии отражают в акте о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9). На основании акта инвентаризации или ревизии бухгалтер должен сделать в соответствующих случаях такие проводки:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 91-1

- оприходованы наличные деньги, выявленные в процессе инвентаризации (ревизии);

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 50

- отражена недостача наличных денег в кассе организации;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94

- сумма недостачи отнесена на материально ответственного работника.

В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается, в частности, реальное уменьшение наличного имущества работодателя. За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ), за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами, когда на работника может возлагаться материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба (ст. 242 ТК РФ). Случаи полной материальной ответственности предусмотрены статьей 243 ТК РФ.

Сумма недостач денежных средств, взыскиваемая с виновного работника, отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба».












Практическая работа № 4

Тема: Заполнение инвентаризационных описей основных средств и нематериальных активов (Приложения №№ 3, 4)

ИНВ-1 «Инвентаризационная опись основных средств»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88

(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)

Применяется для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования, транспортных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.). Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй - остается у материально ответственного (ых) лица (лиц).

До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.

Инвентаризационная опись по форме N ИНВ-1 печатается с вкладными листами по образцу 2-й страницы формы, количество которых определяет заказчик бланков.

При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-1 выдается комиссии на бумажных или машинных накопителях информации с заполненными графами с 1 по 9.

В описи ответственное лицо комиссии заполняет графу 10 о фактическом наличии объектов. При выявлении объектов, которые не отражены в учете, а также объектов, по которым отсутствуют данные, характеризующие их, ответственные лица комиссии должны включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам. По решению инвентаризационной комиссии эти объекты должны быть оприходованы. В этом случае их первоначальную стоимость определяют с учетом рыночных цен, а сумму износа определяют по техническому состоянию объектов с обязательным оформлением соответствующих актов.

Описи составляются отдельно по группам основных средств (производственного и непроизводственного назначения).

Графа 9 "Номер паспорта" заполняется на основные средства, содержащие драгоценные металлы и камни.

На основные средства, принятые в аренду, опись составляется в трех экземплярах отдельно по каждому арендодателю с указанием срока аренды. Один экземпляр инвентаризационной описи высылают в адрес арендодателя.

ИНВ-1а «Инвентаризационная опись нематериальных активов»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88

(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)

Применяется для оформления данных инвентаризации нематериальных активов, поступивших для применения в организацию. Порядок отнесения объектов к нематериальным активам и их состав регулируется законодательными и другими нормативными актами. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

наличие документов, подтверждающих права организации на его применение;

правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии и лицом, ответственным за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы. Один экземпляр передается в бухгалтерию, а второй - остается у ответственного (ых) за сохранность документов лица (лиц).

До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность документов, удостоверяющих право организации на нематериальные активы, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.

При выявлении нематериальных активов, не отраженных в бухгалтерском учете, комиссия должна включать их в инвентаризационную опись.



































Практическая работа № 5

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации основных средств

Инвентаризация основных средств проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22 (приложение 5)).

Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности.

До начала инвентаризации проводится проверка:

- инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

- технических паспортов или другой технической документации;

- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

- основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счете 91;

- недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

Корреспонденция счетов по учету результатов инвентаризации:

Содержание операции

Дебет

Кредит

1.

Учтены выявленные излишки основных средств

01

91

2. Учет недостачи основных средств

2.1.

Списание первоначальной стоимости

01-В

01

2.2.

Списание амортизации по основному средству

02

01-B

2.3.

Учет недостачи по остаточной стоимости

94

01-B

3. Списание недостачи за счет виновных лиц

3.1.

Остаточная стоимость

73-2

94

3.2.

Превышение рыночной стоимости

73-2

98

3.3.

Получена сумма в счет погашения недостачи

50,51

73-2

3.4.

Списана разница между рыночной и остаточной стоимостью

98

91

4.

Списание недостачи за счет организации

91

01

В ходе инвентаризации основных средств в ЗАО «Комета» была выявлена недостача объекта основных средств - мобильного телефона. Его первоначальная стоимость - 12 000 руб., а сумма начисленной амортизации - 2000 руб. Сумма НДС, принятая к вычету по этому объекту основных средств, составила 2400 руб.

За сохранность пропавшего телефона отвечал финансовый директор ЗАО «Комета» Ложкин А.А. В своих объяснениях по поводу недостачи он заявил, что мобильный телефон был утерян по его вине. Поэтому он добровольно согласился возместить рыночную стоимость телефона, которая составила 12 500 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «Комета» были сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в организации»

- 12 000 руб. - списана первоначальная стоимость мобильного телефона;

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

- 2000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

- 10 000 руб. - списана остаточная стоимость основных средств;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

- 2000 руб. (10 000 руб. ? 20%) - восстановлена предъявленная к вычету сумма НДС, соответствующая остаточной стоимости телефона;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94

- 12 000 руб. - сумма недостачи основного средства по остаточной стоимости отнесена на виновное лицо;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 98

- 500 руб. (12 500 руб. - 12 000 руб.) - отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью основного средства.













Практическая работа № 6

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации нематериальных активов

При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

- наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;

- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе. Результаты инвентаризации отражают в описи нематериальных активов (форма № ИНВ-1а). Если же данные описи отличаются от данных бухгалтерского учета, составляют сличительную ведомость (форма № ИНВ-18 (Приложение 6)). Для инвентаризационной описи предусмотрен типовой бланк. Опись составляют в 2 экземплярах:

- один экземпляр передают в бухгалтерию;

- второй - работнику, ответственному за сохранность документов на нематериальные активы. Выявленные при инвентаризации не учтенные ранее нематериальные активы приходуют на баланс:

ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 91-1

- оприходованы ранее не учтенные нематериальные активы, выявленные в процессе инвентаризации.

Списание нематериального актива, на который у организации отсутствуют документы, отражают так:

ДЕБЕТ 05 КРЕДИТ 04

- списана амортизация по нематериальным активам;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 04

- списана остаточная стоимость нематериального актива.

ИНВ-18 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88
(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)

Применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному (ым) лицу (лицам).

При заполнении сличительной ведомости для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов (форма N ИНВ-18) графы 3, 8, 10 не заполняются.



Практическая работа № 7

Тема: Составление инвентаризационной описи материальных ценностей. (Приложение 7).

Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) начинается с того, что материально-ответственные лица предоставляют расписки о том, что все ценности оприходованы, а выбывшие - списаны, приходные и расходные документы сданы в бухгалтерию.

Далее члены комиссии проверяют фактическое наличие материалов, результаты заносят в Инвентаризационную опись (форма № ИНВ-3).

Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

В ООО «Ромашка» проводится инвентаризация. Данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции отражают в описи по форме № ИНВ-3. Там указывают их виды, группы, артикулы и сорта. Все ценности в присутствии членов комиссии пересчитывают, перемеривают, перевешивают. Опись составляют в двух экземплярах:

-один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;

-второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.

В графе «Товарно-материальные ценности» описи (столбец «Код (номенклатурный номер)») должен быть указан номенклатурный номер товарно-материальных ценностей. Чтобы заполнить эту графу, можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) или разработать собственные кодировки.

В графе «Единица измерения» проставляются данные из Общероссийского классификатора единиц измерения ОК 015-94.

Товарно-материальные ценности, поступающие в ООО «Ромашка» в период ревизии, кладовщики приходуют в присутствии комиссии по реестру или товарному отчету уже после инвентаризации. Данные о них заносят в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

Отпущенные в период ревизии ценности также отражаются в отдельной описи «Товарно-материальные ценности, отпущенные в период инвентаризации». В расходных документах председатель комиссии делает соответствующую отметку и ставит свою подпись.

По отгруженным, но не оплаченным товарам, которые находятся на складе фирмы, оформляется отдельная опись. В ней делается запись о покупателях, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки.

В описи, которая заполнена не до конца, ставится прочерк в виде латинской буквы «Z». Это делают, чтобы нельзя было дописать туда что-либо после окончания инвентаризации. С этой же целью внизу описи проставляется количество порядковых номеров по каждой странице и общее количество единиц ценностей.































Практическая работа № 8

Тема: Составление акта контрольной проверки инвентаризации материальных ценностей (Приложение 9).


ИНВ-24 «Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88
(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)

Применяется для оформления проведения инвентаризаций и контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.

Приказ (постановление, распоряжение) (форма N ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23).

Документы по учету результатов проверок составляются с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц.

Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом (форма N ИНВ-24) и регистрируются в Журнале учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций (форма N ИНВ-25).

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26).






Практическая работа № 9

Тема: Расчет естественной убыли по недостачам, списание недостачи в пределах норм и сверх нормы естественной убыли

Естественная убыль - это потеря, уменьшение количества товара при сохранении его качества. Она может быть вызвана усушкой, утруской, процессами испарения, то есть естественными изменениями биологических или физико-химических свойств товарно-материальных ценностей. Естественная убыль приводит к недостаче, которую необходимо оформлять соответствующими документами и отражать в бухгалтерском и налоговом учете.

Инструкция

1. Выявите, при каких условиях установлена недостача товара - при транспортировке товара или в результате его хранения. В обоих случаях проведите инвентаризацию. Инвентаризация обычно проводится специальной комиссией, в которую входят представители администрации организации. При проведении инвентаризации принимаемого товара сравните данные приходных документов и фактическое количество принимаемого товара. Если есть расхождения, то оформите Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-2) или Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров (форма № ТОРГ-3).

2. Рассчитайте естественную убыль при транспортировке товара (недостачу в пределах норм естественной убыли) по формуле: Е = Т x Н / 100,где Т - количество переданного на склад товара; Н - норма естественной убыли, %.Количество переданного на склад товара возьмите по данным приходных документов, норму естественной убыли найдите в справочных материалах. Умножьте количество товара на его норму естественной убыли, затем умножьте на стоимость единицы товара и получите сумму естественной убыли по данному товару. Далее определите общую сумму естественной убыли при транспортировке, сложив рассчитанные суммы естественной убыли по каждому товару.

3. Проведите инвентаризацию товарно-материальных ценностей на складе, то есть проверьте фактическое наличие товара путем взвешивания, обмера, подсчета. Сравните полученные результаты с данными бухгалтерского учета. По итогам инвентаризации составьте «Сличительную ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей» по форме ИНВ-19.

4. Рассчитайте естественную убыль при хранении товара (недостачу в пределах норм естественной убыли) по формуле: Е = Т x Н / 100,где Т - количество проданного товара;Н - норма естественной убыли, %.Количество проданного за межинвентаризационный период товара возьмите по данным бухгалтерского учета. Нормы естественной убыли найдите в справочных материалах. Умножьте количество проданного товара на его норму естественной убыли, затем умножьте на стоимость единицы товара и получите сумму естественной убыли по данному товару. Далее определите общую сумму недостачи при хранении в пределах норм естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период, сложив суммы естественной убыли по каждому товару.

5. Спишите фактическую сумму недостачи, выявленной в результате инвентаризации, следующей бухгалтерской проводкой: Дебет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"- Кредит 10, 41, 43 Отнесите недостачу в пределах норм естественной убыли, рассчитанную способом, указанным выше, на счета учета затрат на производство и на расходы на продажу (Дебет 20 Кредит 94). Недостачу сверх норм естественной убыли возместите за счет виновных лиц (Дебет 91, 73 Кредит 94) в установленном порядке или включите в состав внереализационных расходов (если виновные в недостаче лица не установлены).

Списывать товары в пределах норм естественной убыли без инвентаризации и выявления фактической недостачи запрещается.

13 октября 2006 г. ООО «Клен» провело инвентаризацию имущества. В процессе инвентаризации были выявлены: излишек ГСМ на сумму 1200 руб. и недостачи - спирта в пределах норм естественной убыли на сумму 240 руб. и денежных средств в кассе организации на сумму 60 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Клен» указанную ситуацию необходимо отразить следующим образом:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91

- 1200 руб. - отражено оприходование излишков ГСМ;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10

- 240 руб. - отражена недостача спирта;

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 50

- 60 руб. - отражена недостача наличных денег в кассе организации;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 94

- 240 руб. - списана недостача ценностей в пределах норм естественной убыли;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 94

- 60 руб. - недостача наличных денег в кассе организации отнесена на виновное лицо (кассира организации).








Практическая работа № 10

Тема: Составление сличительной ведомости результатов инвентаризации материальных ценностей. (Приложение 8).

На основе данных учета и инвентаризационных описей бухгалтерия составляет Сличительные ведомости инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19). В результате инвентаризации может быть выявлена пересортица. В этом случае возможен зачет излишков и недостач по пересортице.

ИНВ-19 «Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88
(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)
Формат: MS-Excel :: Размер: 6 КБ

Применяются для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, готовой продукции и прочих материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении или арендованные, полученные для переработки) составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительная ведомость составляется в двух экземплярах бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному (ым) лицу (лицам).

По всем выявленным расхождения материально-ответственные лица предоставляют письменные объяснения.

Если в ходе инвентаризации выявлены излишки материалов, они приходуются по рыночной стоимости. Недостачи относят на виновных лиц.

Дебет 10 Кредит 91-1 - на сумму излишка

Дебет 94 Кредит 10 - на сумму недостачи

Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на виновное лицо





Практическая работа № 11

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации готовой продукции и ее реализации

Выявленные излишки готовой продукции и товаров оцениваются по рыночной стоимости на дату инвентаризации. Их общая стоимость, принятая к бухгалтерскому учету, включается в состав внереализационных доходов организации, что отражается бухгалтерской записью:

Д-т 43 «Готовая продукция», 41 «Товары»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Излишки по пересортице принимаются к бухгалтерскому учету на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в зачет недостачи:

Д-т 43 «Готовая продукция», 41 «Товары»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Выявленные недостачи готовой продукции или товаров по местам хранения списываются по учетным ценам:

Д-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

К-т 43 «Готовая продукция», 41 «Товары».

При отнесении недостачи на виновное лицо делают запись:

Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Если виновное лицо не установлено или судом отказано во взыскании, недостача относится на финансовые результаты деятельности организации:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».























Практическая работа № 12

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации товаров отгруженных.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т. д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. д.) или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций. В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описи на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке вносятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

В ООО «Ромашка» проводится инвентаризация. Данные о товарах, материалах, полуфабрикатах и готовой продукции отражают в описи по форме № ИНВ-3 (Приложение 7). Там указывают их виды, группы, артикулы и сорта. Все ценности в присутствии членов комиссии пересчитывают, перемеривают, перевешивают. Опись составляют в двух экземплярах:

-один экземпляр передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;

-второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.

В графе «Товарно-материальные ценности» описи (столбец «Код (номенклатурный номер)») должен быть указан номенклатурный номер товарно-материальных ценностей. Чтобы заполнить эту графу, можно воспользоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) или разработать собственные кодировки.

Товарно-материальные ценности, поступающие в ООО «Ромашка» в период ревизии, кладовщики приходуют в присутствии комиссии по реестру или товарному отчету уже после инвентаризации. Данные о них заносят в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».

Отпущенные в период ревизии ценности также отражаются в отдельной описи «Товарно-материальные ценности, отпущенные в период инвентаризации». В расходных документах председатель комиссии делает соответствующую отметку и ставит свою подпись.

По отгруженным, но не оплаченным товарам, которые находятся на складе фирмы, оформляется отдельная опись. В ней делается запись о покупателях, наименовании товаров, их стоимости и дате отгрузки.

В описи, которая заполнена не до конца, ставится прочерк в виде латинской буквы «Z». Это делают, чтобы нельзя было дописать туда что-либо после окончания инвентаризации. С этой же целью внизу описи проставляется количество порядковых номеров по каждой странице и общее количество единиц ценностей.

Практическая работа № 13

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации ценных бумаг

При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

правильность оформления ценных бумаг;

реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Выявленные при инвентаризации неучтенные ценные бумаги приходуются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Недостачи и потери от порчи ценных бумаг списывают со счета 58 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Некомпенсируемые потери ценных бумаг, связанные со стихийными бедствиями, пожарами и т.п., списывают с кредита счета 58 в дебет счета 99 «Прибыли и убытки».



















Практическая работа № 14

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации финансовых займов и кредитов, предоставленных другим организациям.

При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

В ходе проверки фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

  • правильность оформления ценных бумаг;

  • реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

  • сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

  • своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

В случае, когда ценные бумаги хранятся в организации, их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе. Инвентаризация ценных бумаг осуществляется по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.

Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк-депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документально.







Практическая работа № 15

Тема: Составление акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами


ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88
(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)

Приложение 10
ИНВ-17п «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»

Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. N 88
(с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 г.)

Приложение 11

Применяется для оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии.

По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме N ИНВ-17), которая является основанием для составления Акта по форме N ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.







Практическая работа № 16-17

Тема: Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации дебиторской задолженности. Отражение на счетах операций по результатам инвентаризации кредиторской задолженности

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности затрагивает проверку обоснованности сумм, числящихся на счетах 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также 68, 69, 71, 73, 79.

В едином акте по форме № ИНВ-17 (Приложение 10) должны быть указаны:

- счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

- суммы задолженности, согласованные и несогласованные с дебиторами (кредиторами);

- суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

На основании данных проведенной инвентаризации и приказа руководителя организации просроченная (дебиторская и кредиторская) задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на прочие расходы или доходы: Дебет 91-2 - Кредит 61, 76 и др.; Дебет 60 - Кредит 91-1.

Долг, списанный на убыток из-за неплатежеспособности, должен отражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должника.

Однако по результатам инвентаризации расчетов может быть принято решение об образовании резерва по сомнительным долгам. Право создавать резервы по сомнительным долгам имеют те организации, которые применяют для целей налогообложения метод определения выручки от реализации «по отгрузке». Резерв по сомнительным долгам образуется за счет финансовых результатов. Величина резерва определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от вероятности погашения долга должником полностью или частично.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он не использован, то неизрасходованная сумма присоединяется к финансовым результатам. В бухгалтерском учете организации делают запись: Д 63 «Резервы по сомнительным долгам» - К 91 «Прочие доходы и расходы».

Строки баланса, по которым отражают дебиторскую задолженность, уменьшаются на сумму созданного резерва по сомнительным долгам (без записи на счетах) с одновременным отражением на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

ПРИМЕР Организация отгрузила 1 июля 2007 г. товары на сумму 1160 000 руб. Срок оплаты по договору - 15 июля 2007 г. В установленный договором срок товары не были оплачены, а документы для истребования долга были переданы в суд. По состоянию на 1 октября 2007 г. была проведена инвентаризация расчетов. В результате образован резерв по сомнительным долгам в сумме 1200 000 руб. В бухгалтерском учете организации должна быть сделана запись: Дебет 91-2 - Кредит 63 - 1200 000 руб.

Долг был погашен в декабре 2007 г. По результатам годовой инвентаризации расчетов в бухгалтерском учете организации должна быть сделана запись: Дебет 63 - Кредит 91-1 - 1200 000 руб.


Практическая работа № 18

Тема: Расчет остатков затрат в незавершенном производстве

понадобятся

Данные бухгалтерской отчетности:

- о натуральном объеме незавершенного производства;

- о фактических прямых затратах предприятия за месяц(счет 20 «Основное производство»).

- договора на выполнение работ, заключенные с заказчиком.

Инструкция

1. Определите натуральный объем незавершенного производства (невыполненных заказов) по данным инвентаризации на конец месяца. Данные инвентаризации отражаются ежемесячно в инвентаризационных описях, либо в других документах, фиксирующих выполнение производственных заказов. Определите договорную (сметную) стоимость невыполненных заказов (по договорам на выполнение работ, заключенным с заказчиком) на начало и на конец месяца, подсчитайте договорную (сметную) стоимость заказов, выполненных в течение месяца.

2. Определите долю незавершенного производства в общем количестве заказов на конец месяца. Рассчитайте ее следующим образом:к договорной (сметной) стоимости незавершенных заказов на начало месяца прибавьте договорную (сметную) стоимость заказов, выполненных в течение месяца. Разделите договорную (сметную) стоимость невыполненных на конец месяца заказов на полученное число.

3. Рассчитайте фактическую стоимость незавершенного производства. Для этого распределите сумму прямых расходов между выполненными заказами и незавершенным производством следующим образом.

Возьмите остаток фактической суммы прямых затрат на начало месяца, прибавьте общую сумму фактических прямых затрат по данным бухгалтерского учета (обороты по дебету счета 20 «Основное производство»). Умножив общую сумму прямых затрат за месяц и их остатка начало месяца на долю незавершенного производства на конец месяца, вы получите фактическую стоимость незавершенного производства на конец месяца.






Практическая работа № 19

Тема: Расчет остатков затрат по аннулированным и приостановленным заказам.

При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:

определить фактическое наличие заделов (деталей, узлов, агрегатов) и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;

определить фактическую комплектность незавершенного производства (заделов);

выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.

В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные цехам материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.

Проверка заделов незавершенного производства (деталей, узлов, агрегатов) производится путем фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.

Описи составляются отдельно по каждому обособленному структурному подразделению (цех, участок, отделение) с указанием наименования заделов, стадии или степени их готовности, количества или объема, а по строительно-монтажным работам - с указанием объема работ: по незаконченным объектам, их очередям, пусковым комплексам, конструктивным элементам и видам работ, расчеты по которым осуществляются после полного их окончания.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а инвентаризируются и фиксируются в отдельных описях.

Забракованные детали в описи незавершенного производства не включаются, а по ним составляются отдельные описи.

По незавершенному производству, представляющему собой неоднородную массу или смесь сырья (в соответствующих отраслях промышленности), в описях, а также в сличительных ведомостях приводятся два количественных показателя: количество этой массы или смеси и количество сырья или материалов (по отдельным наименованиям), входящих в ее состав. Количество сырья или материалов определяется техническими расчетами в порядке, установленном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

По незавершенному капитальному строительству в описях указываются наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т.п.

При этом проверяется:

а) не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;

б) состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов.

По этим объектам, в частности, необходимо выявить причины и основание для их консервации.

На законченные строительством объекты, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, составляются особые описи. Отдельные описи составляются также на законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию объекты. В описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

На прекращенные строительством объекты, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству составляются описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Инвентаризационная комиссия по документам устанавливает сумму, подлежащую отражению на счете расходов будущих периодов и отнесению на издержки производства и обращения (либо на соответствующие источники средств организации) в течение документально обоснованного срока в соответствии с разработанными в организации расчетами и учетной политикой.












Практическая работа № 20

Тема: Отражение результатов инвентаризации резервов и платежей в бухгалтерском учете организации.

При инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей проверяется правильность и обоснованность созданных в организации резервов: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждений по итогам работы организации за год; расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства; предстоящих затрат по ремонту предметов проката и другие цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными в установленном порядке.

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) следует иметь в виду, что излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

В случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

В тех случаях, когда в организации с сезонным характером производства сумма расходов на обслуживание производства и управление им, включенная в фактическую себестоимость выпущенной продукции по установленным в организации нормам, превышает фактические затраты, образовавшаяся разница резервируется как предстоящие расходы. Инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность расчета и при необходимости может предложить скорректировать нормы затрат. Остатка на конец года по этому резерву не должно быть.

Сумму резерва по сомнительным долгам можно определить, только проведя инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода. Об этом сказано в пункте 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ. Отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие и 9 месяцев; или январь, январь-февраль, январь-март и т.д. до окончания календарного года. Налоговым периодом признается календарный год. А значит, инвентаризацию дебиторской задолженности надо проводить либо ежеквартально, либо ежемесячно - в зависимости от того, как начисляется налог. Делать это нужно на основании приказа руководителя. А результаты проверки лучше зафиксировать в унифицированной форме № ИНВ-17, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. К этому акту прилагают справку, где указывают наименования, номера и даты документов, подтверждающих «дебиторку», - договоров, накладных и т.д.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

В соответствии с правилами законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении созданный организацией резерв предстоящих расходов на оплату отпусков подлежит обязательной инвентаризации в целях выявления обоснованности числящихся сумм.

Остатки созданного организацией резерва предстоящих расходов на оплату отпусков подлежат обязательной, как минимум один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, инвентаризации.

По итогам инвентаризации в соответствии с пунктом 3.49 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств № 49 остаток числящегося в бухгалтерском учете резерва должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений на обязательное социальное страхование и обеспечение.

Исходя из указанных положений целью инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков является выявление обоснованности и «реальности» числящегося остатка сумм.

В рамках проводимой инвентаризации необходимо:

а) по данным кадрового подразделения организации или бухгалтерии определить количество неиспользованных работниками календарных дней основных и дополнительных оплачиваемых отпусков (для этих целей могут быть использованы формы № Т-2 «Личная карточка работника», № Т-54 «Лицевой счет», утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»);

б) исходя из принятой методики исчисления среднего заработка и средней заработной платы в организации определить «расчетную» величину среднедневного заработка (величина среднемесячной заработной платы может быть определена исходя из представляемой организацией статистической отчетности или данных бухгалтерского учета, а величина среднедневного заработка исходя из положений статьи 139 ТК РФ и Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. № 213, может быть определена путем деления среднемесячного заработка в организации на 29,6);

в) определить величину расходов на оплату неиспользованных на конец года работниками ежегодных основных и дополнительных отпусков (с учетом отчислений на нужды социального страхования и обеспечения), и полученную величину сравнить с числящимся в бухгалтерском учете остатком резерва на предстоящую оплату отпусков.

Соответствующие расчеты производятся по группам работников, затраты на оплату труда которых учитываются на различных балансовых счетах (работники основного производства, административно-управленческий персонал и др.).

В том случае, если сумма числящегося остатка резерва меньше исчисленной величины расходов на оплату неиспользованных отпусков, производится единовременное доначисление резерва (ДЕБЕТ 20, 23, 25, 26, 29, 44 КРЕДИТ 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков»).

В случае, если сумма числящегося в бухгалтерском учете остатка резерва предстоящих расходов на оплату отпусков превышает исчисленную величину расходов на оплату неиспользованных отпусков, производится уменьшение резерва на соответствующую разницу посредством сторнировочных записей (ДЕБЕТ 20, 23, 25, 26, 29, 44 КРЕДИТ 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков» - сторно).

К материалам инвентаризации прилагается подробный расчет, обосновывающий числящийся остаток неиспользованного резерва. В материалах результатов инвентаризации, представляемых председателем комиссии на утверждение руководителю организации, отражаются сведения о произведенной корректировке резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

ПРИМЕР. По состоянию на конец текущего года в организации не использовано 120 календарных человеко-дней ежегодных оплачиваемых основных и дополнительных отпусков. Средняя заработная плата в организации составляет 5 600 руб. в месяц.

Согласно произведенному при проведении инвентаризации расчету, величина расходов на оплату неиспользованных отпусков составляет 28 719 руб., в том числе: суммы среднего заработка за отпуск - 22 703 руб. (5600 руб. / 29,6 дней*120 календарных дней отпуска);

отчисления с сумм среднего заработка единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 6016 руб. (22 703 руб. ? 26,5%, где 26% - ставка, по которой уплачивается единый социальный налог, включающий в себя отчисления на обязательное пенсионное страхование; 0,5% - ставка страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Допустим, на конец года остаток резерва составил: а) 17 500 руб., что меньше, чем 28 719 руб. - следует произвести доначисление резерва:

ДЕБЕТ 20, 23, 25, 26, 29, 44 КРЕДИТ 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков»

- 11 219 руб. (28 719 руб. - 17 500 руб.) - по итогам инвентаризации доначислены суммы резерва;

б) 33 000 руб., что больше, чем 28 719 руб. - излишние суммы резерва следует сторнировать:

ДЕБЕТ 20, 23, 25, 26, 29, 44 КРЕДИТ 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков»

- 4281 руб. (сторно) (33 000 руб. - 28 719 руб.) - по итогам инвентаризации сторнированы излишне начисленные суммы резерва на предстоящую оплату отпусков.

Если при уточнении учетной политики на следующий год организация сочтет нецелесообразным начислять резерв на предстоящую оплату отпусков, его остатки на 1 января следующего года подлежат присоединению к финансовому результату деятельности организации записями за январь месяц следующего года - ДЕБЕТ 96, субсчет «Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков» КРЕДИТ 91 «Прочие доходы и расходы».







Перечень учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129 - ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23.07. 1998 г., 28.03. 2002 г., 31.12.2002, 10.01.2003, 30.06.2003, 03.11.2006)

  2. План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций с инструкцией по применению. Ростов н/Д: Издательский центр "Март", 2013.- 112 с.

  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34н (в редакции приказа Министерства финансов РФ от 24. 03 2000 № 31-н.)

  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4\99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999г. № 43-н.

  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5\01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 09.06.2001г. №44-н

  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01.Утверждено приказом Министерства РФ от 30 марта 2001г. № 26-н.

  7. Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» ПБУ11/2008. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29.04.2008 № 48-н.

  8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007.Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007г. № 153-н.

  9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.Утверждено приказом Минфина РФ от 10.12.2002 г. № 126-н.

  10. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ20/03. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от24.11.2003№ 105-н.

  11. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) (с изменениями от 26 февраля 1996 г.)

  12. Бурмистрова Л. М. Бухгалтерский учет 2007 ООО Издательство «Форум»

  13. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Теория бухгалтерского учета 2009 ОИЦ "Академия"

  14. Гомола А. И. Кириллов В. Е., Кириллов СВ. Бухгалтерский учет 2008 ОИЦ «Академия»

  15. Иванова Н.В. Бухгалтерский учет 2009 ОИЦ "Академия"

  16. Кирьянова З.В., Теория бухгалтерского учета. - М.: «Финансы и статистика», 2007г.

  17. Кондратов Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М., ННФРА-М, 2007г.

  18. Купер М. И. Теория бухгалтерского учета. - М: «Финансы и статистика», 2008г

  19. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет 2008 ОИЦ «Академия»

  20. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет Практикум 2010 ОИЦ «Академия»

  21. Соколова Е. С. Соколов О. В. Бухгалтерское дело учебник Москва «Высшее образование» 2009 г.

  22. Чая В Т., Латыпова О.В. Бухгалтерский учет для экономических специальностей 2009 ООО «Издательство КноРус»

Дополнительные источники

  1. Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух»

  2. Нормативные акты для бухгалтера. М., «Главбух».

  3. nalog.ru- Информационные сайты ФНС России;

  4. nalogkodeks.ru - Сайт по налогам и сборам в России, с разъяснением законодательной базы




© 2010-2022