• Преподавателю
  • Другое
  • Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Программа по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Дорогою добра»


Срок реализации-1год


























Пояснительная записка

В настоящее время в нашем обществе, раздираемом межнациональными конфликтами, особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание. Поэтому очень важно развить в учащихся чувство сопричастности к происходящему и ответственности за будущее своей страны.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных секций.

Программа предполагает создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на основе приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного толерантного гражданина России.

Задачи программы:

  • формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народов Северного Кавказа;

  • воспитывать в каждом ученике уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

  • способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

  • приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Особенность данной программы в том, что от блока к блоку, в доступной форме, от простого к сложному даётся представление учащимся об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей, вероисповеданий, социальных групп. Дети должны прийти к выводу, что Земля - общий дом для всех.

Программа рассчитана на детей 10 - 11 лет. Реализуется в течение одного учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю в различных формах: беседы, обсуждения, игры, исследований, праздников, экскурсий, встреч с интересными людьми, защиты проектов, конкурсов, викторин и т.д.

№ п\п

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

I

Я и школа

4

1.

Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города.

1

2.

Что значит быть учеником

1

3.

Учись учиться

1

4.

Хочу и надо - трудный выбор

1

II

Я и мои друзья

4

5.

Законы дружбы

1

6.

Какой я? Что во мне хорошего?

1

7.

Конкурс полезных советов

1

8.

С детства дружбой дорожи

1

III

Я и здоровье

3

9.

Береги здоровье смолоду

1

10.

В здоровом теле - здоровый дух

1

11.

В гостях у Мойдодыра

1

IV

Я и моя семья

6

12.

Может ли человек прожить один?

1

13.

Моя семья

1

14.

Моя родословная

1

15.

Познаем мир вместе

1

16.

Я и мое имя

1

17.

Фотовыставка «Семейный альбом»

1

V

Я и культура

5

18.

Что такое культура

1

19.

Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа

1

20.

Доброе слово - что ясный день

1

21.

Доброта спасет мир

1

22.

Праздник «Школа вежливых наук»

1

VI

Я и моя Родина

7

23.

Россия - Родина моя

1

24.

Моя малая Родина - республика Адыгея.

1

25.

Все мы разные, но все мы равные

1

26.

Что значит быть полезным людям

1

27.

Село моё любимое

1

28.

Мы помним и гордимся

1

29.

Я - гражданин России

1

VII

Я и Планета

4

30.

Культура мира. Человек среди людей

1

31.

Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете

1

32

Для чего нужна религия

1

33.

Религия народов Северного Кавказа

1

Итого - 33ч.

14

19


Содержание программы:

I.Я и школа

1. Азбука правильного поведения на улицах и дорогах города. Практическое занятие. Что я знаю о правилах дорожного движения. Обобщение и закрепление правил поведения на улицах и дорогах города.

2. Что значит быть учеником. Вводное занятие. Беседа «Роль учения в жизни человека». Ознакомление с правилами поведения в школе.

3. Учись учиться. Обсуждение функций учителя, учащихся. Распределение ролей. Ролевая игра «На уроке».

4. Хочу и надо - трудный выбор. Час общения

  • подготовка вопросов для обсуждения: что мне нравится делать, а что-нет;

  • обсуждение, поиск решения проблемы

  • подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

II. Я и мои друзья

5. Законы дружбы. Беседа.

Обсуждаемые вопросы:

  • что значит «дружить»;

  • кого можно назвать другом;

  • законы дружбы

  • устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…»

6. Какой я? Что во мне хорошего? Час общения.

  • подготовка вопросов для обсуждения: какие я знаю черты характера; что можно отнести к хорошим и плохим чертам характера; какие из черт моего характера помогут мне в жизни, что я сделаю, чтобы стать лучше;

  • обсуждение, поиск решения проблемы;

  • подведение итогов (оформление выводов), рефлексия.

7. Конкурс полезных советов. Подготовка учителем вопросов о полезных советах, как правильно построить свои взаимоотношения в детском коллективе, проведение конкурса, подведение итогов, награждение победителей.

8. С детства дружбой дорожи. Музыкальный праздник. Инсценировка детских песен и сказок о дружбе.

III. Я и мои друзья

9.Береги здоровье смолоду. Беседа. Обсуждение вопросов:

  • что значит быть здоровым человеком;

  • для чего нужна зарядка;

  • надо ли чистить зубы;

  • чем полезна каша.

10. В здоровом теле - здоровый дух. Спортивные состязания. Деление на команды, подбор эстафет с учетом возрастных особенностей.

11. В гостях у Мойдодыра. Встреча с медработником школы. Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Обсуждение.

VI. Я и моя семья

12. Может ли человек прожить один? Беседа.

Вопросы для обсуждения:

  • кто меня окружает;

  • для чего человеку нужно общение;

  • для чего человек создает семью,

  • что сделать, чтобы семья была счастлива.

13. Моя семья. Конкурс рисунков. Рассказ о своей семье по рисунку.

14.Моя родословная. Проектная деятельность.

  • собрать информацию о своих предках;

  • нарисовать «генеалогическое дерево»;

  • устный рассказ «Почему я горжусь своей семьей».

15.Познаем мир вместе. Сбор растений для гербария, полезных ископаемых для школьного демонстрационного материала. Подведение к выводу - я часть природы.

16.Я и мое имя. Поисковая работа. Сбор информации (значение моего имени, почему меня так назвали, на кого хочу быть похожим)

17.Фотовыставка «Семейный альбом». Подобрать самые интересные семейные фотографии. Вывод «Семья вместе, так и душа на месте». Составление фотоколлажа.

V. Я и культура.

18.Что такое культура. Беседа. Обсуждаемые темы: культура поведения в общественных местах, дома, культура речи.

19. Сбор пословиц и поговорок о вежливости народов Северного Кавказа. Поисковая работа.

20.Доброе слово, что ясный день. Практическое занятие. Обсуждение рассказов В.Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово». Проигрывание ролевых ситуаций.

21. Доброта спасет мир. Просмотр и обсуждение фильма.

22.Праздник «Школа вежливых наук».

VI. Я и моя Родина

23. Россия - Родина моя. Игра - путешествие. Виртуальное путешествие по карте России. Просмотр презентации о природе и крупных городах нашей страны. Коллективное составление рассказа «Почему я горжусь своей страной»

24. Моя малая Родина - республика Адыгея. Фотовыставка. Сбор фотоматериалов о нашей республике. Что ты знаешь о своей республике?

25. Все мы разные, но все мы равные. Поисковая работа. Сбор информации о народах Адыгеи, об их вероисповедании и традициях. Обсуждение «Все ли люди имеют равные права?»

26. Что значит быть полезным людям. Час общения. Вопросы для обсуждения:

  • расскажи о профессии своих родителей,

  • кем я хочу стать.

27. Село моё любимое. Просмотр презентации о селе Большесидоровском. Экскурсия по селу.

28. Мы помним и гордимся. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. Концерт.

29. Я - гражданин России. Викторина. Подготовка перечня вопросов о правах и обязанностях гражданина России. Проведение викторины. Награждение победителей и подведение итогов.

VII. Я и планета.

30. Культура мира. Человек среди людей. Беседа. Обсуждаемые темы:

  • мировая культура,

  • культура моего народа

31. Каким должен быть человек, способный сохранить все живое на свете. Просмотр фильма «Наша Земля из космоса» Обсуждение

  • что надо сделать, чтобы сохранить нашу планету

32. Для чего нужна религия. Организация. Встречи с духовным лицом.

33. Религия народов Северного Кавказа. Посещение храма и/или мечети. Практическое занятие.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися:

  • воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

  • эффекта - последствия результата - того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т. д. - становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

1. Обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

2. Обучающиеся получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

3. Обучающиеся получают начальный опыт самостоятельного общественного действия. У младших школьников формируется социально приемлемая модель поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Формы подведения итогов в конце изучения блока: проведение праздника, викторины, организация фотовыставки, встречи с интересными людьми, защита проекта.

Методическое обеспечение программы.

Материально-технический ресурс:

-фото-, аудиоаппаратура (фотоаппарат, музыкальный центр), необходимые для проведения фотовыставок, праздников;

-компьютер, мультимедийная приставка - для проведения занятий.

Кадровый ресурс:

-к реализации программы привлечён педагог, владеющий способами и средствами духовно-нравственного воспитания и/или специалисты по данному воспитанию, не являющиеся педагогами;

-уровень квалификации работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной деятельности по данной программе.

Организационный ресурс.

Создание дружного коллектива школьников, отношения между которыми строятся на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо создать вокруг себя привлекательный для ребёнка коллектив, с членами которого тот мог бы себя отождествлять и где бы культивировались духовно-нравственные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс:

-городской национальный музей;

-сельская детская библиотека;

-школьный сайт;














Список использованной литературы

1. Персидская И.В.,Фонова Г. - Классные часы ( внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, «Учитель», 2007

2. Максимова Т.Н. - Классные часы: 1 класс - Москва «ВАКО» , 2009

3. Троицкая Н.Б., Королёва Г.А. «Сценарии школьных праздников» - Москва «Дрофа», 2007

4. Лобачёва С.И., Щиголь К.В. «Календарь школьных праздников» - Москва, 2006

5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. Воспитание школьников.- 2002. - № 7.

6.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Интернет-ресурсы:

nsc.1september.ru Начальная школа

uroki.net/docnach.htm - методическая копилка

pedsovet.su/load/100-1 - Педсовет.су

uchportal.ru/load/45-1 - Учительский портал (начальная школа)

festival.1september.ru/index.php?numb_artic=413753 - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

viki.rdf.ru/ Презентации



© 2010-2022