• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по основам православной культуры на тему Евангельское учение об отношении к врагам (4 класс)

Урок по основам православной культуры на тему Евангельское учение об отношении к врагам (4 класс)

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Православная гимназия во имя преподобного Саввы Сторожевского» г.о. Звенигород






Конспект урока по основам православной культуры в 4 классе

Тема урока: «Евангельское учение об отношении к врагам»





Учитель: Куренкова Надежда Александровна








Звенигород, 2015

Цели урока:

- дать знания о том, как Евангелие учит относиться к врагам;

- подтолкнуть учащихся к осмыслению понятий «враг», «зло», «любовь».

Задачи урока:

- составить наглядную таблицу, систематизирующую используемые на уроке понятия;

- научить ориентироваться в духовных категориях «враг», «зло», «человек», «любовь»;

- провести обсуждение отрывков из Евангелия об отношении к врагу и злу;

- актуализировать знания об образе Божием в человеке;

- провести параллели между иконой и человеком;

- сравнить отношение к злу в Ветхом и Новом Завете;

- провести обсуждение истории о невольнике Самбо;

- соотнести ситуацию войны с заповедью о любви к врагам;

- актуализировать знания об обстоятельствах Куликовской битвы.

Оборудование:

1.Учебники: Прот. В. Дорофеев, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры. 4 класс. М., «ПРО-ПРЕСС», 2009.

2.Икона, нуждающаяся в реставрации.

3.Икона «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву».

Ход урока

Организационный момент.

Бог есть Любовь. Как вы думаете, откуда же тогда в мире зло? Кто источник зла?

Диавол. Люди, которых он соблазняет.

Как мы называем того, кто делает нам зло?

Враг.

Откройте тетради, запишите тему урока: «Евангельское учение об отношении к злу».

Представьте себе такую ситуацию. Вы в пустыне. У вас на глазах на человека нападает лев. Что вы будете делать?

Ответы детей.

Вот вам варианты для выбора: стоять и смотреть, как лев растерзает человека; броситься на помощь, зная, что лев и вас тоже растерзает; добить человека, чтобы не мучился.

Поставим вопрос немного иначе: какой вариант самый жестокий?

Ответы детей.

А ведь именно так мы чаще всего и поступаем. Когда человека озлобляет диавол - нападает лев, - мы, вместо того чтобы помочь, добиваем человека своим осуждением. Если человек делает нам зло - это то же самое, как если бы он пришел к нам вместе со свирепым львом. Кто подлежит осуждению: лев или человек? зло или человек?

Ответы детей.

Враг, то есть делающий зло человек, - это не одно и то же, что зло. Зло нужно отделять от человека: осуждать зло, извинять человека.

Нарисуем в тетрадях таблицу:

Враг

Зло

Откройте учебник на странице 58. Читаем по цепочке первый абзац.

Как Иисус Христос учит относиться к врагу?

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».

(Учитель на доске записывает в таблицу слово «любить»:

Враг

Зло

Любить

То же делают дети в тетрадях).

Как это - полюбить врага? За что?

Ответы детей.

Как называется доброе начало, заложенное Богом в человеке?

Образ Божий.

Может ли образ Божий исчезнуть в человеке?

Ответы детей.

(Учитель показывает темную, нуждающуюся в реставрации икону).

Вот темная икона. На ней почти не видно изображения. Но можно ли сказать, что его нет на иконе?

Ответы детей.

Так же происходит и с человеком. Образ Божий не исчезает в нем, но может быть замутнен, плохо виден. Поэтому чтобы полюбить человека, нужно просто разглядеть в нем - что?

Ответы детей.

(Учитель на доске записывает в таблицу слова «видеть в нем образ Божий»:

Враг

Зло

Любить

Видеть в нем образ Божий

То же делают дети в тетрадях).

Теперь я прочитаю вам слова Христа, сказанные чуть раньше, чем те, что мы прочитали в учебнике. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». Здесь Христос приводит слова из Ветхого Завета. Как вы их понимаете?

Ответы детей.

«Око за око» - это не заповедь воздавать злом за зло. К вам подбежал хулиган, выбил у вас зуб. Что вы захотите с этим человеком сделать?

Ответы детей.

Вы захотите выбить ему всю челюсть. Так вот, чтобы этого не произошло, и была дана заповедь: «Зуб за зуб». Нельзя причинить зло, большее, чем то, что причинили тебе. Эта заповедь ограничивает зло, а не разрешает его.

А что же сказал Христос об этом? «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Как учит бороться со злом Христос?

Смирением, любовью; другие ответы детей.

Если ответить злом на зло, то что происходит? Зло увеличивается. А если не ответить на зло - оно остановится. Будет побеждено. Вот вам второй вариант борьбы со злом.

(Учитель на доске записывает в таблицу слова «ограничить», «победить», «смирением»:

Враг

Зло

Любить

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением

Ограничить

То же делают дети в тетрадях).

В Ветхом Завете была заповедь ограничить зло, в Новом - победить. Какая из них сложнее?

Ответы детей.

Значит ли это, что Христос упразднил, сделал недействительной заповедь Ветхого Завета?

Ответы детей.

(Учитель приглашает к доске ученика, подготовившего пересказ истории о Самбо).

(Ученик у доски рассказывает). Один невольник, по имени Самбо, привезенный из Африки на индийский остров, был христианином и вел себя так хорошо, что хозяин сделал его управляющим всего имения.

Однажды хозяин, намереваясь купить партию невольников, послал его на базар выбрать двадцать отборных молодцов. Самбо, выбирая рабов, заметил среди них одного бедного, старого, изувеченного человека и с особой радостью купил его. Хозяин был очень удивлен этим выбором и сначала долго не соглашался принять больного и неспособного к работе человека, но Самбо так усердно просил за него хозяина, что тот уступил его просьбе и взял старика.

Когда невольники были отведены на работу, хозяин заметил, что Самбо необычайно заботливо ухаживал за старым африканцем. Он взял его в свое жилище, положил на свою собственную постель и кормил его со своего стола. Когда было сыро, он выводил его на солнце, а когда было жарко, сажал под тень дерева. Хозяин подумал, что Самбо нашел одного из своих родственников, и спросил, не отец ли его этот старик.

- Нет, он не отец мне, - ответил Самбо.

- Ну, так брат?

- Нет, он мне и не брат.

- Может быть, твой родственник?

- Нет, господин, он мне не родня и не друг.

- Почему же ты так заботишься о нем? - спросил удивленный хозяин.

- Да потому, что он мой враг, - ответил Самбо. - Ведь это он продал меня когда-то торговцу невольниками, а Христос велит платить за зло добром.

Что заставило Самбо так поступить со своим обидчиком?

Ответы детей.

Какой способ борьбы со злом вы здесь увидели?

Ответы детей.

Бывает ли так, что невозможно поступить, как Самбо? Бывает ли, что мы не можем остановить зло смирением, примириться с ним?

Ответы детей.

Как же поступать тогда?

Ответы детей.

(Учитель на доске записывает в таблицу слово «силой»:

Враг

Зло

Любить

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением

Ограничить

Силой

То же делают дети в тетрадях).

(Учитель показывает икону «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву»).

Что здесь изображено?

Ответы детей.

Почему поход на войну, сражение с врагами благословляется?

Ответы детей.

Христос учит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Подведем итог. Посмотрите еще раз на нашу таблицу.

(Учитель обращает внимание детей на то, что в каждой колонке есть слова, связанные с понятием «любовь»).

Враг

Зло

Любить

Видеть в нем образ Божий

Победить

Смирением (смирение - проявление любви)

Ограничить

Силой (напомнить цитату из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»)

Оказывается, мы все время говорили о любви. Одинаково ли она проявляется во всех этих случаях?

Ответы детей.

Любовь проявляется по-разному. Но всегда зло побеждается любовью - в одном из ее проявлений. Иначе невозможно. Невозможно потому, что человек, побеждая зло, должен уподобляться Богу, а Бог есть Любовь.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

(Учитель записывает на доске вопрос, дети - в тетрадях).

Может ли человек достичь любви к врагам своими силами? Почему?

Задание: письменно ответить на вопрос в тетради.

Учебно-методический комплект

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: учебное пособие, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 136 с.

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: рабочая тетрадь, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 36 с.

Дорофеев Виктор, протоиерей, Янушкявичене О.Л. Основы православной культуры: методическое пособие для учителя, 4 класс / Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л.Янушкявичене - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 184 с.

8


© 2010-2022