• Преподавателю
  • Другое
  • Эссе Учить нельзя воспитывать МБОУ Новинская школа Богородский район Нижегородская область

Эссе Учить нельзя воспитывать МБОУ Новинская школа Богородский район Нижегородская область

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой

...Никто не знает, как сложится его жизнь, но мне повезло, кажется, что моя жизнь была предопределена заранее, меня всегда сопровождали четкие ориентиры. Я вырос в учительской семье. Мои бабушка и дедушка были учителями, мои мама и отец работают в школе, старшая сестра преподает... Настоящая учительская династия...Причем, все учителя разных предметов: иностранный язык, технология, математика, физика, информатика ... С детства дома только и разговоров, что о школе, учениках...Наверное, тогда мы с сестрой получили свои первые педагогические прививки. Не могла моя судьба распорядиться иначе: она и меня привела в школу - я стал учителем физкультуры! С детства любил спорт, всегда посещал спортивные секции, увлекался футболом. Занимался серьезно шахматами: еще в 13 лет выполнил норму кандидата в мастера спорта, был в свое время чемпионом области, имею рейтинг ФИДЭ. А сейчас я каждый день спешу туда, где трудно, весело, интересно и радостно! В школу!

В наше время все по-разному понимают роль педагога. Некоторые видят в нём просто «подателя информации» по предмету. Я же вижу педагога воспитателем и наставником человека, способствующим становлению личности ученика. Слово «школа» восходит к латинскому «скале» - лестница. Речь идёт прежде всего о лестнице восхождения - физического, интеллектуального, духовного в человеке, поэтому на своих занятиях я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими их душами.

Учить и воспитывать… Как много сказано в разные времена моими коллегами об этих двух понятиях, которые, кажется, так различны и одновременно так сходны между собой. Можно ли научить не воспитывая? А воспитывать, не обучая? С моей точки зрения, учение и воспитание - две стороны одной медали. И медаль эта, думается, - процесс обучения, то есть обучение - это «процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду» . А как можно подготовить человека к жизни и труду, не воспитывая его?

Сегодня много говорят о системно - деятельностном подходе в образовательном процессе, когда современные педагоги работают под девизом: «Обучаюсь - делая, делаю - обучаясь». Что необходимо развивать у учащихся? К чему готовить? Конечно, готовить надо к сложной и противоречивой жизни, в которой каждый день нужно доказывать, что ты чего-то стоишь как личность. А формировать в ученике нужно не только знания, умения и навыки, не просто «набивать» голову школьника информацией, а вырабатывать необходимые в сегодняшнем непростом мире компетентности.

А это возможно только когда учение и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Немецкий философ и психолог Эрих Фромм справедливо отмечал: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека, человека, умеющего жить в современном мире, ориентироваться в любой жизненной ситуации».

Я считаю себя современным педагогом, а потому, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как понимаю, что должен быть образцом для своих учеников. Педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для учащихся. Я следую заповеди: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится.

Радуюсь даже самым незначительным успехам моих учеников. Для меня, как учителя, важно создавать на каждом моем занятии ситуацию успеха для каждого ученика. Я счастлив, когда ребята с интересом идут ко мне на занятия, но для меня важно и то, что я иду к ним с удовольствием и жду встречи с ними.

Здоровье нации - «визитная карточка» государства, показатель его культуры. Я убежден, что выполняю государственное дело. И в этом плане мой предмет уникален, он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, его развитии, решает задачи воспитания необходимых ему двигательных навыков. Поэтому для меня урок - это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей. Не навредить здоровью детей. Именно этот принцип считаю самым важным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перезагрузить». Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудности и гордиться его успехом - задача каждого учителя и лично моя. Думаю, что многим моим ученикам пригодится в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Считаю, что наполняю их жизнь радостью, помогаю ощущать ее ценность и полноту. Еще А.С. Макаренко сказал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно". Это и есть мое учительское счастье.

Я не хочу стать для своих учеников «лучшим», «замечательным» или просто «хорошим» учителем. Я боюсь быть плохим. Ведь, как сказал Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Плохой учитель укажет неверную дорожку, и сместится вектор развития личности человека. Плохой учитель - это омраченные воспоминания детства, это судьба человека, свернувшая вкось…

Самой высокой оценкой моего труда я считаю не дипломы и грамоты, не благодарности руководства, а то, что в конце урока на мои слова: «Урок окончен. Спасибо», - вдруг услышу: «Спасибо Вам!». Это значит, моего урока ждали, и он не обманул ожиданий. Я здесь НУЖЕН. Я - УЧИТЕЛЬ!



© 2010-2022