- Преподавателю
- Другое
- Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству «Ларец творений »
Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству «Ларец творений »
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Салмина Ю.Р. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора
По УВР
Шаклина Л.В
№___ «___»_________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________С.А. Ермухаметов
«_____»_____________2015г.
Программа
дополнительного образования детей
по декоративно-прикладному творчеству
«Ларец творений »
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 15-17 лет
Педагог дополнительного образования:
Салмина Юлия Рамильевна
2015 год.
Содержание
-
Пояснительная записка………………………………………..2
-
Программный материал……………………………………….3
-
Учебно-тематический план……………………………………6
-
Содержание программы………..……………………………...8
-
Список литературы…………………………………………….9
Пояснительная записка.
Программа декоративно - прикладного творчества «Ларец творений» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно - прикладное искусство». По уровню освоения - программа относится к общекультурной. Программа является модифицированной.
Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в её расширении за счёт введения блоков: канзаши и квиллинг. Также в программу включен региональный компонент «Брединский край - моя малая Родина». Таким образом, образовательная программа «Сувенир» включает в себя изучение четырех различных видов декоративно - прикладного искусства: солёное тесто, канзаши, папье-маше, квилинг.
-
« Соленое тесто». Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы доступны, а результаты порой поражают ожидания.
Соленое тесто - экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому ребёнку, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.
2. «Канзаши». Это японское искусство по изготовлению цветов из шелка. Канзаши, как правило, использовали в качестве украшений для волос в традиционных японских прическах. В Японии на невестах и в наши дни можно увидеть этот элегантный аксессуар.
3. «Работа с папье-маше». Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов(бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше изготовляются бытовые, декоративно-оформительские изделия.
4. «Квилинг»-бумагокручение, бумажная филигрань - иcкусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Декоративно - прикладное творчество является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.
Програмный материал:
1. В структуру программы включено изучение четырёх различных видов ДПИ.
2. Интеграция со смежными дисциплинами - историей, основами композиции, основами цветоведения - значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.
3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
4. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста, в технике квиллинг и модульное оригами - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т.д.
Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из соленого теста, квиллинга, модульного оригами.
Задачи программы:
-
Образовательные задачи:
-
Формировать устойчивый интерес к декоративно - прикладному творчеству.
-
Обучить технологии изготовления изделий из солёного теста, квиллинга, модульного оригами.
-
Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.
-
Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.
-
Воспитательные задачи:
-
Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.
-
Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
-
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
-
Развивающие задачи:
-
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.
-
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.
-
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Программа способствует:
-
Раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка;
-
Формированию интереса к художественной деятельности;
-
Формированию эстетического вкуса;
-
Развитию пространственного воображения и мышления;
-
Развитию мелкой моторики рук;
-
Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
-
Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;
-
Освоению основных навыков лепки из солёного теста, техники квиллинг, видов декорирования интерера с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.
Формы и методы работы:
Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.
- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.
- Практическая работа является основной формой проведения занятия.
- Используется наглядный метод - демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.
В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.
- Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
- Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
- Коллективная (используется на общих занятиях).
Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Промежуточным и конечным итогом работы является занятие - «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.
Занятия построены на основных педагогических принципах:
• доступности (от простого, к сложному);
• систематичности и последовательности;
• дифференцированного подхода к учащимся;
• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;
• учет требований гигиены и охраны труда;
• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
▪ принцип разнообразия форм обучения;
▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.
Продолжительность занятий:
Содержание программы «Ларец творений» предусматривает 1-годичное обучение и ориентировано на детей 15-17 лет.
-
2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю); 144 часа в год.
Набор детей в возрасте 15 - 17 лет в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики. Наполняемость групп - 15 человек.
Учебно-тематический план.
1 год обучения
№ п.п
Наименование разделов и тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.
1
1
2
2.
Солёное тесто.
1
21
22
3.
Канзаши
1
29
30
4.
Работа с папье-маше.
1
27
28
5.
Квилинг
1
31
32
6.
Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.
-
10
10
7.
Посещение музеев, выставок декоративно - прикладного и изобразительного искусства.
-
6
6
8.
Брединский край - моя малая родина
-
3
5
9.
Выполнение итоговых работ.
2
7
7
10.
Итоговое занятие.
2
2
11.
Всего:
7
137
144
Содержание программы.
1 год обучения.
1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.
-
История лепки из солёного теста, виды ДПИ.
-
Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем.
-
Организационные вопросы.
-
Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.
2.Солёное тесто.
Теория:
-
Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения.
-
Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей, стеки, резаки).
-
Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста.
-
Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).
-
Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).
-
Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности.
-
Основы цветоведения.
-
Последовательность лакирования изделий, материалы и инструменты, используемые при работе с лаком.
Практическая часть.
-
Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.
-
Выполнение полуобъемных композиций (собака, пчёлка, сова, зайчик, медведь и др.)
-
Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, корзинка с фруктами)
-
Изготовление сувенирных магнитов из соленого теста.
3.. Канзаши
Теория:
-
История японского вида рукоделия-канзаши.
-
Рабочее место для выполнения канзаши.
-
Правила пользования с материалами и инструментами.
-
Технология выполнения лепестков для канзаши. .
-
Разновидности канзаши
-
Познакомить с основным понятием "композиция".
-
Практическая часть:
Изготовление базовых элементов для канзаши
-
Изготовление бабочки , цветов из канзаши.
-
Изготовление панно "Цветочная композиция"
4. Работа с папье-маше.
Теория:
-
Знакомство с историей появления техники.
-
Интересные факты применения техники папье-маше в быту, искусстве, театре, дизайне и др.
-
знакомство с различными технологиями приготовления материалов для папье-маше.
-
Знакомство с терминологией: муляж, декупаж и др.
Практическая часть:
-
Изготовление различных поделок: стаканчик для карандашей, бусы, «Золотая рыбка» и т.д.
-
Итоговая работа: напольная ваза для сухих цветов
-
Подведение итогов года.
5.Квиллинг.
Теория:
-
История возникновения техники квиллинга.
-
Разнообразие бумаги, ее виды.
-
Правила пользования с материалами и инструментами.
-
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.
-
Познакомить с основным понятием "композиция".
Практическая часть:
-
Изготовление базовых элементов квиллинга: "капля", "листочек", "глаз", " изогнутый глаз", "треугольник", "полумесяц", соединение 2-3 полос.
-
Изготовление бахромчатыз цветов.
-
Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка,
-
Изготовление панно "Цветочная композиция"
5. Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.
Подготовка работ к мероприятиям различного уровня. Работа в соответствии с положениями и мероприятиями учреждения.
6. Посещение музеев, выставок декоративно - прикладного и изобразительного искусства
Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с мастерами Уинского района.
7. Брединский район- моя малая родина.
Понятия «край», «малая родина». Местоположение п.Бреды. Происхождение названия. Страницы истории. Достопримечательности посёлка. Памятники природы. Наши земляки - знаменитые люди. Просмотр видеофильма. Практика. Экскурсии по населённому пункту.
Наши традиции.
Традиционные праздники Брединского района - «Масленница», «День района». Беседа о народных мастерах нашего района. Знакомство с их работами. Просмотр видеофильма. Практика. Встреча с мастерами народного творчества. Мастер классы.
Мы помним твой подвиг солдат.
Наше село в годы Великой отечественной войны. Участники ВОВ, их подвиги. Беседа, просмотр альбомов, видеофильма. Посещение зала боевой славы в краеведческом музее.
Изготовление сувениров к традиционным мероприятиям села.
8. Выполнение итоговых работ по выбору.
9. Итоговое занятие.
Подведение итогов работы за учебный год. Участие в выставке образовательных учреждений в Брединском доме культуры.
Диагностика результативности образовательной программы.
Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.
В качестве диагностики используются:
-
устный опрос;
-
контрольные работы по пройденным темам (срезовые работы);
-
тестирование;
-
выставки:
-
однодневные - которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.
-
постоянная - которая представляет лучшие работы обучающихся;
-
по итогам года - на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.
Результаты работы по программе фиксируются в журналах по годам обучения и в приложении к образовательной программе (Индивидуальная маршрутная книжка)
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы есть необходимые условия:
Материально-технические условия:
-
Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.
-
Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы.
-
ТСО: компьютер, экран, проектор.
-
Инструменты и материалы: ножницы, кисти, стеки, термоклей , мука, соль, зубочистки, бумага и т.п.
Используемая литература.
Литература для педагогов:
1. Быстрицкая А."Бумажная филигрань".-"Просвещение", Москва 1982.
2. Браиловская Л.В. Арт - дизайн: красивые вещи "hand made". - Ростов н/Д: "Феникс",
3. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. - Ростов н/Д: "Феникс", 2005. (Мир вашего ребенка)
4. Чиотти. Д "Оригинальные поделки из бумаги".
5. Джейн Дженкинс. "Поделки и сувениры из бумажных ленточек".
6. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
7. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
8. Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент".
9. Д.Чиотти. "Оригинальные поделки из бумаги".
10. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. - Издательский Дом Литера, 2005.
11. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. - СПб: Кристалл, 2001.
12. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
Литература для детей:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким, 1999.
2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. - М.: Педагогика, 1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Кристалл, 2001.
7. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.
8. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
9. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.
10. Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.
-
Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.
-
Шорохов Е.В. Основы композиции. - М. 1979.
Интернет сайт:
-
masterica.maxiwebsite.ru/
-
pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/
-
maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html
-
pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorim-myi-chudesa.doc
13