• Преподавателю
  • Другое
  • Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству «Ларец творений »

Программа дополнительного образования детей по декоративно-прикладному творчеству «Ларец творений »

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»



УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора

По УВР

Шаклина Л.В

№___ «___»_________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________С.А. Ермухаметов

«_____»_____________2015г.






Программа

дополнительного образования детей

по декоративно-прикладному творчеству


«Ларец творений »



Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 15-17 лет





Педагог дополнительного образования:

Салмина Юлия Рамильевна











2015 год.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………..2

  2. Программный материал……………………………………….3

  3. Учебно-тематический план……………………………………6

  4. Содержание программы………..……………………………...8

  5. Список литературы…………………………………………….9






































Пояснительная записка.

Программа декоративно - прикладного творчества «Ларец творений» относится к художественно-эстетической направленности, к образовательной области «декоративно - прикладное искусство». По уровню освоения - программа относится к общекультурной. Программа является модифицированной.

Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в её расширении за счёт введения блоков: канзаши и квиллинг. Также в программу включен региональный компонент «Брединский край - моя малая Родина». Таким образом, образовательная программа «Сувенир» включает в себя изучение четырех различных видов декоративно - прикладного искусства: солёное тесто, канзаши, папье-маше, квилинг.

  1. « Соленое тесто». Лепить из соленого теста большое удовольствие и радость. Данный вид искусства имеет маленькие затраты и очень большие возможности, т.к. все необходимые материалы доступны, а результаты порой поражают ожидания.

Соленое тесто - экологически чистый материал, поэтому его можно смело доверять любому ребёнку, и не беда, если маленький исследователь попробует его на вкус. Лепка ведет к развитию у детей мелкой моторики, формирует слаженность работы рук и глаз, развивает образное и интеллектуальное мышление.

2. «Канзаши». Это японское искусство по изготовлению цветов из шелка. Канзаши, как правило, использовали в качестве украшений для волос в традиционных японских прическах. В Японии на невестах и в наши дни можно увидеть этот элегантный аксессуар.

3. «Работа с папье-маше». Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов(бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше изготовляются бытовые, декоративно-оформительские изделия.

4. «Квилинг»-бумагокручение, бумажная филигрань - иcкусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Декоративно - прикладное творчество является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у учащихся повышается интерес к различным народным промыслам, к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

Програмный материал:

1. В структуру программы включено изучение четырёх различных видов ДПИ.

2. Интеграция со смежными дисциплинами - историей, основами композиции, основами цветоведения - значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.

3. Реализация творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.

4. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста, в технике квиллинг и модульное оригами - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т.д.

Цель программы: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из соленого теста, квиллинга, модульного оригами.

Задачи программы:

  1. Образовательные задачи:

  1. Формировать устойчивый интерес к декоративно - прикладному творчеству.

  2. Обучить технологии изготовления изделий из солёного теста, квиллинга, модульного оригами.

  3. Дать знания по основам композиции, формообразования, цветоведения.

  4. Дать знания по истории возникновения и развития изучаемых видов ДПИ.

  1. Воспитательные задачи:

  1. Воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой.

  2. Воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.

  3. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  1. Развивающие задачи:

  1. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение и внимание.

  2. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, походов на природу.

  3. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Программа способствует:

  • Раскрытию и развитию творческих способностей ребёнка;

  • Формированию интереса к художественной деятельности;

  • Формированию эстетического вкуса;

  • Развитию пространственного воображения и мышления;

  • Развитию мелкой моторики рук;

  • Формированию умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

  • Умению видеть, чувствовать, оценивать, и создавать по законам красоты;

  • Освоению основных навыков лепки из солёного теста, техники квиллинг, видов декорирования интерера с возможностью в дальнейшем использовать их самостоятельно.

Формы и методы работы:

Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов.

- Используется словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра.

- Практическая работа является основной формой проведения занятия.

- Используется наглядный метод - демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.

В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы.

- Групповая (используется на практических занятиях, экскурсиях, в самостоятельной работе учащихся, в подготовке дискуссии и т.д.);

- Индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);

- Коллективная (используется на общих занятиях).

Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Промежуточным и конечным итогом работы является занятие - «творческая мастерская», где учащиеся выполняют индивидуальную, творческую работу.

Занятия построены на основных педагогических принципах:

• доступности (от простого, к сложному);

• систематичности и последовательности;

• дифференцированного подхода к учащимся;

• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

• учет требований гигиены и охраны труда;

• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

▪ принцип разнообразия форм обучения;

▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Продолжительность занятий:

Содержание программы «Ларец творений» предусматривает 1-годичное обучение и ориентировано на детей 15-17 лет.

  • 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю); 144 часа в год.

Набор детей в возрасте 15 - 17 лет в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики. Наполняемость групп - 15 человек.










Учебно-тематический план.

1 год обучения

№ п.п

Наименование разделов и тем

Количество часов


теория

практика

всего

1.

Вводное занятие.

1

1

2

2.

Солёное тесто.

1

21

22

3.

Канзаши

1

29

30

4.

Работа с папье-маше.

1

27

28

5.

Квилинг

1

31

32

6.

Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.

-

10

10

7.

Посещение музеев, выставок декоративно - прикладного и изобразительного искусства.

-

6

6

8.

Брединский край - моя малая родина

-

3

5

9.

Выполнение итоговых работ.

2

7

7

10.

Итоговое занятие.

2

2

11.

Всего:





7

137

144


























Содержание программы.

1 год обучения.

1. Вводное занятие. Знакомство с детьми.

  • История лепки из солёного теста, виды ДПИ.

  • Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем.

  • Организационные вопросы.

  • Знакомство с группой, программой обучения на текущий год и расписанием.

2.Солёное тесто.

Теория:

  • Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения.

  • Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей, стеки, резаки).

  • Виды красителей, используемых для окрашивания соленого теста.

  • Варианты сушки готовых изделий (сроки, условия, материалы, используемые при сушке).

  • Виды сушки изделий (основная, после окрашивания, высыхание лака).

  • Условия, необходимые для обжига изделий, температурный режим, меры предосторожности.

  • Основы цветоведения.

  • Последовательность лакирования изделий, материалы и инструменты, используемые при работе с лаком.

Практическая часть.

  • Выполнение простейшего изделия (листочек, цветок, гусеница, улитка) по образцу.

  • Выполнение полуобъемных композиций (собака, пчёлка, сова, зайчик, медведь и др.)

  • Изготовление декоративных панно с налепными узорами (панно с цветами, корзинка с фруктами)

  • Изготовление сувенирных магнитов из соленого теста.

3.. Канзаши

Теория:

  • История японского вида рукоделия-канзаши.

  • Рабочее место для выполнения канзаши.

  • Правила пользования с материалами и инструментами.

  • Технология выполнения лепестков для канзаши. .

  • Разновидности канзаши

  • Познакомить с основным понятием "композиция".

  • Практическая часть:

Изготовление базовых элементов для канзаши

  • Изготовление бабочки , цветов из канзаши.

  • Изготовление панно "Цветочная композиция"

4. Работа с папье-маше.

Теория:

  • Знакомство с историей появления техники.

  • Интересные факты применения техники папье-маше в быту, искусстве, театре, дизайне и др.

  • знакомство с различными технологиями приготовления материалов для папье-маше.

  • Знакомство с терминологией: муляж, декупаж и др.

Практическая часть:

  • Изготовление различных поделок: стаканчик для карандашей, бусы, «Золотая рыбка» и т.д.

  • Итоговая работа: напольная ваза для сухих цветов

  • Подведение итогов года.

5.Квиллинг.

Теория:

  • История возникновения техники квиллинга.

  • Разнообразие бумаги, ее виды.

  • Правила пользования с материалами и инструментами.

  • Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

  • Познакомить с основным понятием "композиция".

Практическая часть:

  • Изготовление базовых элементов квиллинга: "капля", "листочек", "глаз", " изогнутый глаз", "треугольник", "полумесяц", соединение 2-3 полос.

  • Изготовление бахромчатыз цветов.

  • Изготовление открытки с хризантемами, шкатулка или корзинка,

  • Изготовление панно "Цветочная композиция"

5. Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.

Подготовка работ к мероприятиям различного уровня. Работа в соответствии с положениями и мероприятиями учреждения.

6. Посещение музеев, выставок декоративно - прикладного и изобразительного искусства

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с мастерами Уинского района.

7. Брединский район- моя малая родина.

Понятия «край», «малая родина». Местоположение п.Бреды. Происхождение названия. Страницы истории. Достопримечательности посёлка. Памятники природы. Наши земляки - знаменитые люди. Просмотр видеофильма. Практика. Экскурсии по населённому пункту.

Наши традиции.

Традиционные праздники Брединского района - «Масленница», «День района». Беседа о народных мастерах нашего района. Знакомство с их работами. Просмотр видеофильма. Практика. Встреча с мастерами народного творчества. Мастер классы.

Мы помним твой подвиг солдат.

Наше село в годы Великой отечественной войны. Участники ВОВ, их подвиги. Беседа, просмотр альбомов, видеофильма. Посещение зала боевой славы в краеведческом музее.

Изготовление сувениров к традиционным мероприятиям села.

8. Выполнение итоговых работ по выбору.

9. Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за учебный год. Участие в выставке образовательных учреждений в Брединском доме культуры.

Диагностика результативности образовательной программы.

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков.

В качестве диагностики используются:

  • устный опрос;

  • контрольные работы по пройденным темам (срезовые работы);

  • тестирование;

  • выставки:

  • однодневные - которые проводятся после каждого занятия с целью обсуждения.

  • постоянная - которая представляет лучшие работы обучающихся;

  • по итогам года - на которой определяется полнота реализации образовательной программы по данному направлению.

Результаты работы по программе фиксируются в журналах по годам обучения и в приложении к образовательной программе (Индивидуальная маршрутная книжка)

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы есть необходимые условия:

Материально-технические условия:

  1. Кабинет: соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима, в котором имеется раковина, окно с открывающейся форточкой для проветривания.

  2. Оборудование: столы для теоретических и практических занятий, шкафы и стеллажи для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, оборудования, литературы.

  3. ТСО: компьютер, экран, проектор.

  4. Инструменты и материалы: ножницы, кисти, стеки, термоклей , мука, соль, зубочистки, бумага и т.п.

Используемая литература.

Литература для педагогов:

1. Быстрицкая А."Бумажная филигрань".-"Просвещение", Москва 1982.

2. Браиловская Л.В. Арт - дизайн: красивые вещи "hand made". - Ростов н/Д: "Феникс",

3. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. - Ростов н/Д: "Феникс", 2005. (Мир вашего ребенка)

4. Чиотти. Д "Оригинальные поделки из бумаги".

5. Джейн Дженкинс. "Поделки и сувениры из бумажных ленточек".

6. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.
7. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

8. Хелен Уолтер. "Узоры из бумажных лент".

9. Д.Чиотти. "Оригинальные поделки из бумаги".

10. Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. - Издательский Дом Литера, 2005.

11. Данкевич Е. Лепим из соленого теста. - СПб: Кристалл, 2001.

12. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

Литература для детей:

1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким, 1999.

2. Васильева Л.,-Гангнус. Уроки занимательного труда. - М.: Педагогика, 1987.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2002.

4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН - Лига Пресс», 2002.

5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.

6. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - СПб.: Кристалл, 2001.

7. Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.

8. Маслова Н.В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.

9. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

10. Хапанова И.Н. Солёное тесто. М. 2006.

  1. Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

  2. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М. 1979.

Интернет сайт:

  1. masterica.maxiwebsite.ru/

  2. pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/

  3. maaam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-po-modulnomu-origami-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-volshebnoe-origami.html

  4. pmrpruo.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/07/Programma-Kogda-tvorim-myi-chudesa.doc

13


© 2010-2022