Статья Что такое ментальные карты знаний (MindMap)?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карты знаний(MindMap).

Губенская Оксана Владимировна

Учитель информатики и ИКТ Архангельского морского кадетского корпуса имени адмирала флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова

Как правило, именно достижения учащихся определяют эффективность деятельности педагога. В процессе обучения учителю важно уметь сосредоточить внимание учащихся на учебной проблеме, научить планировать и структурировать свое внимание.

Из массовых жалоб учителей мы можем услышать о функциональной безграмотности учеников, о том, что дети теперь меньше читают, а чаще не понимают смысла прочитанного.

Примерно в середине 1990-х годов происходящие с человеческим сознанием изменения были зафиксированы в понятии «клиповое мышление». Однако в том, как это понятие употребляется, имеется два очень сомнительных момента. Во-первых, клиповое мышление считают исключительной принадлежностью молодежи, детей и тинейджеров. Во-вторых, его считают исключительно негативным явлением, злом, с которым надо бороться. В США рассеянное внимание школьников лечат медикаментозно. В России во имя этой борьбы рекомендуют побуждать детей и подростков больше читать. Но все ли должны мыслить и воспринимать информацию одинаково? Конечно нет!

Вот что сказал в интервью газете «КоммерсантЪ» известный британский специалист по информационным технологиям Джеймс Мартин: «Людей можно разделить на два типа. Первый - это «люди книги». Эти люди получают много информации от чтения, поэтому их главная отличительная черта - очень хороший объем внимания. Таковы, например, успешные топ-менеджеры. Во время переговоров они всегда помнят о том, какой вопрос является основным в обсуждении. «Люди экрана» кардинально отличаются от них. Они обладают очень быстрым откликом. Само по себе это неплохо, но мешает координации с другими. Во время разговора «люди экрана» постоянно хотят сменить тему и двигаться дальше.

Задача педагога - помочь адаптироваться обучающимся любого склада ума к различным ситуациям в процессе саморазвития, помочь разобраться в важных вопросах, изучить суть содержания. Для этого требуется целенаправленная структуризация учебного материала в сочетании с визуализацией.

«Мы попытаемся подойти к материалу так, чтобы в нём почувствовать те живые вещи, которые стоят за текстом и из-за которых собственно, он и возникает. Эти вещи обычно умирают в тексте, плохо через него проглядывают, но тем не менее, они есть. И читать тексты и рассуждать о них имеет смысл тогда, когда ты не догматической учёностью себя наполняешь, а восстанавливаешь именно живую сторону мысли, из-за которой они создавались. Лишь в этом случае, когда мы встречаемся с текстом через две тысячи лет после его создания, он оказывается для нас не элементом книжной учёности, а, скорее, конструкцией, проникнув в которую, мы можем оживить те мысленные состояния, которые находятся за текстом и возникли в людях посредством этого текста» (Мераб Константинович Мамардашвили - советский философ, доктор философских наук, профессор).

Идея Тони Бьюзена (Tony Buzan, автор техники ментальных карт) заключается в создании такой «несущей конструкции», призванной помочь восстановить живые мысли, находящиеся за скучным текстом. Эта конструкция позволит в школе избежать «изучения программы», позволит работать не только с понятиями, но и выстраивать связи между этими понятиями.

Будучи студентом, Т.Бьюзен задумался, насколько рационально он и другие студенты используют интеллект вообще и мыслительные способности в частности. Ему хотелось объяснить парадокс: почему, чем больше студенты конспектируют и учат, тем хуже результат? В итоге, исследователь пришел к выводу, что «традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:

  • записывается много ненужной информации;

  • теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;

  • теряется время на повторное прочтение ненужной информации;

  • теряется время на поиск ключевых слов.

Но работает ли наш мозг линейно, последовательно и структурировано? Наш мозг стремится увидеть картину рассматриваемой проблемы целостно (в психологии используется термин «гештальт»). Когда мы думаем о чем-либо, наши мысли свободно парят от одной темы к другой; от одной грани проблемы к следующей. Мы можем думать над тем, о чем у нас будет написано в конце статьи, потом мысли переходят к середине, потом мы можем отвлечься и параллельно обдумать еще одну проблему. Снова вернуться к какой-то части нашей статьи… По своей природе мышление ассоциативно. Ассоциации - это своеобразные крючки, с помощью которых отдельные слова (образы, мысли) притягивают другие. К примеру, когда мы говорим «море», в голову приходят: «волны», «корабль», «рыбы», «прибой», «шторм», «дно»… Таких «крючков» на каждое слове может быть огромное множество.

Т. Бьюзен предлагает создание интеллект-карт, в основе составления которых лежит теория радиантного ассоциативного мышления.

Возможности использования интеллект-карт в процессе обучения начал разрабатывать Д. Озьюбел, его идеи были развиты Д. Новаком, разработавшим технологию обучения на основе построения так называемых карт понятий (concept maps). Отечественные специалисты профессор РАЕН Васильева Е.Е., Бершадские Е.А. и М.Е. продолжают исследования в области применения интеллект карт как способа работы с информацией в сфере отечественного образования.

Ими выделены следующие направления использования интеллект-карт:

  • Активизация творческих способностей;

  • Организация групповой деятельности;

  • Изучение нового материала;

  • Аннотирование;

  • Конспектирование;

  • Формирование системного мышления и целостных взглядов на мир;

  • Повторение;

  • Контроль и коррекция усвоения;

  • Рефлексия;

  • Организация работы с «необучаемыми» детьми.

Эффективность использования интеллект-карт на уроках, начиная с начальной школы, доказано в исследованиях Е.А.Бершадской. Она отмечает, что этот метод можно использовать в преподавании любого предмета для закрепления теоретических знаний, лучшего усвоения терминологии и содержания учебного материала. Попробуйте провести эксперимент и разбросать на столе карточки с понятиями, важными для описания явления, идеи, попросите учащихся соединить их стрелочками с надписанными над ними ассоциациями, проведите рефлексию и вы убедитесь в эффективности этого метода.

Можно выделить основные преимущества интеллект-карт:

  • Дают быстрый и полный обзор большой темы (сферы, проблемы, предмета);

  • Позволяют планировать стратегии и делать выбор;

  • Дают информацию о том, где Вы были и куда движетесь;

  • Собирают и представляют большое количество разнообразных данных на одном листе, демонстрируя связи и расстояния;

  • Стимулируют воображение и решение проблем посредством разработки новых путей;

  • Позволяют максимально повысить результативность и эффективность;

  • Являются превосходным инструментом для раздумывания и запоминания;

  • Экономят время;

  • Раскрепощают мышление;

  • Повышают продуктивность (и, как следствие, уровень доходов).

Интеллект-карты - очень красивый инструмент для решения таких задач, как:

Обучение

Статья Что такое ментальные карты знаний(MindMap)?

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;

  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;

  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов.

Запоминание

Статья Что такое ментальные карты знаний(MindMap)?

  • подготовка к экзаменам;

  • запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…

Презентации

Статья Что такое ментальные карты знаний(MindMap)?

  • за меньшее время можно дать больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;

  • проведение деловых встреч и переговоров;

Планирование

Статья Что такое ментальные карты знаний(MindMap)?

  • управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,…

Мозговой штурм

Статья Что такое ментальные карты знаний(MindMap)?

  • генерация новых идей, творчество;

  • коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

Статья Что такое ментальные карты знаний(MindMap)?

  • четкое видение всех «за» и «против»;

  • более взвешенное и продуманное решение.


Советы Тони Бьюзена по технике создания ментальных карт:

  • Важно помещать слова НА ветках, а не во всевозможных пузырях и параллелепипедах, на этих ветках висящих. Важно и то, что ветки должны быть живыми, гибкими, в общем, органическими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

  • Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

  • Длина линии должна равняться длине слова. Это экономнее и чище.

  • Пишите печатными буквами, как можно яснее и четче.

  • Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

  • Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает целостному и структурированному восприятию.

  • Часто используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе ментальная карта вообще может целиком состоять из рисунков :)

  • Старайтесь организовывать пространство, не оставлять пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой ментальной карты используйте лист А4, для большой темы - А3.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

  • Располагайте лист горизонтально. Такую карту удобнее читать.

Создавать ментальную карту несложно, при этом ребята получают удовольствие от такого творческого процесса. Времени на обработку интеллектуальных карт тратится меньше, чем на работу с линейными текстами. Учащимся легче запоминать информацию, когда она наглядно, структурно представлена на одном листе. Развивается мышление (ассоциативное, творческое, логическое), память, подключается весь потенциал мозга. Рассмотренный приём структуризации учебного материала позволяют учителю сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой.

Литература:

  1. Мюллер Хорст. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 126 с.

  2. nounivers.narod.ru/ofirs/kf_clip.htm

  3. kolesnik.ru/2005/mindmapping/

© 2010-2022