• Преподавателю
  • Другое
  • Методический доклад «Основы развития творческого воображения у учащихся художественной школы (8-15 лет). »

Методический доклад «Основы развития творческого воображения у учащихся художественной школы (8-15 лет). »

Воображение – важнейшая сторона нашей жизни. Если бы такой мыслительный процесс вообще не существовал, то не было бы ни научных открытий, ни произведений искусства, на предметов народного творчества. И потому значение воображения очень велико. Оно возникло и развивалось в процессе труда и весь смысл его и состоит в том, что невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточного результата. В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМ. В. М. КИРИЛЛОВА»









Методический доклад

«Основы развития творческого воображения у учащихся художественной школы (8-15 лет).»



преподавателя МБОУ ДОД « СДХШ им. В.М. Кириллова»

Никитиной Юлии Ивановны.







Сафоново

2015г.

Воображение у детей, а именно творческое воображение, представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для этого развития представляет изобразительная деятельность ребенка.

Актуальность: необходимость формирования творческих способностей у учеников художественной школы, осуществляющееся при условии создания системной, регулярной работы с детьми. Считаю, что представленные упражнения направлены на развитие творческого воображения и могут быть использованы на каждом занятии по любой из учебных дисциплин.

Объект изучения: процесс развития творческого воображения младших школьников посредством изобразительной деятельности.

Цель данной работы : изучить природу воображения, определить способы развития творческого воображения у учеников на занятиях в художественной школе.

Задачи работы :

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме воображения и творчества.

  2. Выявить особенности творческого воображения ( по периодам развития личности).

  3. Разработать примеры вариантов заданий (упражнений) для развития творческих способностей школьников, с использованием их на занятиях изобразительным искусством.

Используемые методы: изучение теоретической и научно- методической литературы по теме доклада; изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.

Практическая значимость: представленные упражнения могут быть использованы в практической деятельности преподавателе ДХШ .



Воображение - важнейшая сторона нашей жизни. Если представить , что бы было если вдруг такой мыслительный процесс вообще не существовал : не было бы научных открытий, дети не услышали бы сказок, не игра ли бы в игры. И вот потому значение воображения очень велико. Оно возникло и развивалось в процессе труда и весь смысл его и состоит в том, что невозможно трудиться , не представляя себе конечного и промежуточного результата.

Воображение играет важную роль и в творческом процессе. Различают несколько типов воображения:

  • Репродуктивное (копирующее натуру)

  • Продуктивное (воссоздающее образ предмета по описанию)

  • Творческое ( создание новых образов, требующих отбора материала, в соответствии с замыслом)

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.) Возник вопрос о важности развития воображения и диагностики его уровня. В ходе исследований нашли несколько способов:

  • Агглютинация (собрать из частей целое, комбинирование несоединимых в повседневной жизни элементов)- широко используется искусстве, техническом изобретательстве, науке и сказках, пример : кентавр, человек-паук и т.д.;

  • Гиперболизация (увеличение или уменьшение объекта или отдельных его частей) - пример : Мальчик- Спальчик, Гуливер и т.д.

  • Схематизация (общие представления об объектах сливаются, различия - сглаживаются), пример: любой схематичный рисунок.

  • Типизация (воплощение в образах типичных черт для персонажа), пример : портрет врача, учителя.

  • Акцентирование(выделение, подчеркивания одной черты), пример: шарж, карикатура.

Многие психологи считают, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Наверное потому, что развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, а бедности детских фантазий. Однако многие педагоги придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество совершенно.

Творчество - сложный процесс, центром которого является воображение. Кроме этого творческая деятельность способствует развитию внимания памяти, восприятия, мышления. Новый продукт, получаемый ребёнком , является для него субъективно новым. Но и объективные открытия сделанные в процессе творчества так же обогащают воображение, знания, опыт и интересы ребенка. Поэтому воображение очень значимо не только для успешной учёбы, т.к. она на 90 процентов состоит из новых открытий, но и для развития личности.

Искусство делает жизнь богаче, ярче, полнее, радостнее. С дошкольного возраста и до средней школы дети занимаются творчеством независимо от личностных комплексов. Старшие школьники более критично в оценке своего творчества, стесняются. Существуют периоды в развитии ребёнка , когда у ребёнка особенно ярко проявляется способность к развитию отдельных психических процессов, такие периоды называются «сензитивными». Умение воображать и применять его на практике одна из характеристик периода развития наших учеников.

Воображение неразрывно связано с эмоциями. Богатая эмоциональная картина даёт возможность активно работать фантазии. Классическая форма подтверждения этого суждения у детей - игра. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. А с ней теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций и т.д. Таким образом воображение тесно связано с личностью, её развитием. А именно во время игры ребёнок обогащает личный опыт, через стимулирование эмоций , компенсируя недостаток ещё не пережитых ощущений, формируя ряд чувств, такие как смелость, справедливость и т.д. И вот именно воображение и фантазия являются основными функциями, обеспечивающими игру.

Следующий «сензитивный» период - подростковый и юношество. Здесь особое значение и доминирование в воображении приобретает мечта. Ребёнок мечтает и моделирует своё вероятное будущее.

Воображение в личностном плане важно и для взрослого. Те, кто сохранил во взрослом состоянии яркое воображение, отличаются талантливостью, их называют богато одаренными личностями.

Эмоционально привлекательная деятельность ( интерес) должна быть обязательным компонентом при планировании занятий изобразительным искусством. Я предлагаю использовать для реализации учебной программы использовать различные художественные техники. Каждой новой теме нужно постараться найти особый, но максимально выразительный способ её реализации. Например, это может быть :

  • печатанье или оттиск, процарапывание ( листья , поролон и т.д.), ( монотипия, гравюра на картоне, линогравюра и т.д.), (гроттаж).

  • рисование необычными материалами и способами ( палочкой, свечой и акварелью, мятой бумагой, песком (крупой).

  • Аппликация (коллажи) и т.д.

Главная цель действий учителя - это с помощью интересной деятельности побудить ученика к созданию новых образов, выразительных, оригинальных композиций в своих работах.

Для формирования способности у детей размышлять над образом, фантазировать я предлагаю использовать на каждом занятии упражнения и опыты для развития воображения:

  • Друдлы ( схематичные рисунки - образы). На первых занятиях можно представить уже готовые рисунки, а чуть позже - предложить ребятам самим придумать такие рисунки, например, в качестве домашнего задания. Максимальное количество возможных вариантов .

  • «Дай название». Используются карикатуры ил картины художников. Максимальное количество возможных вариантов .

  • «Что изображено?» Для этих упражнений лучше подойдут работы В.В.Кандинского , П. Пикассо «Герника» и т.д. Максимальное количество возможных вариантов .

  • «Норма воображения» ( Опыт , доказывающий большую вероятность существования стандартности воображения).

  • «Представь себе…» ( надо представить себе и нарисовать изображение предмета с новой характеристикой, перенеся функцию с одного предмета на другой, не обладающий им. Например : ремень - змея, варежка - мышонок и т.д.)

  • «Угадай» ( Угадываем по форме пятна на листе бумаги, что это может быть. )

Упражнения - рисунки:

  • «5 точек» ( Произвольно поставленные 5 точек на листе бумаги одним учеником, должны быть преобразованы другим школьником в изображение человека, где на 2 точки опираются ноги человечка, 2 точки - его ладони, оставшаяся точка - макушка головы.)

  • «Ты - рисуешь, ты и угадывай» ( Рисуем каракули, а потом стараемся найти в них очертание какого-либо предмета).

  • «Придумывай!» ( Из представленного набора предметов или геометрических фигур составить максимальное количество вариантов композиций).

  • «Нарисуй настроение».

  • Рисуем под музыку ( На листе бумаги рисуем под музыку разноцветные фигуры, ассоциирующиеся с этой музыкой).

  • Рисунки с продолжением ( На листе произвольно ставим красную точку - это начало рисунка, ученики по очереди ставят новые точки, соединяя их штрихами. В итоге получается рисунок).

  • «Узнай картинку» ( Лист с круглым отверстием 2,5 см накрывает репродукцию работы художника или рисунок. Передвигая верхний лист пытаемся определить , что изображено, и как называется картина.)

Представленные упражнения можно применять на любых занятиях в художественной школе. Но их использование должно иметь систематический характер. Необходимо продумать план мероприятий по развитию воображения у учащихся, сопоставив его с календарно-тематическим планом по предмету. Нужно учитывать , что для наших учеников , в силу важности и значимости для них воображения, необходимо всячески помогать его развитию, и использовать его доля оптимизации учебной деятельности.

Развитие воображения в этом периоде жизни происходит от прирождённой активности к активности преобразующей. Решающим фактором здесь является потребность в новых впечатлениях и общение со старшими, открывающими способы получения впечатлений.

Богатое воображение не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребёнка и способностью воображения к саморазвитию.

В итоге, замечу, что воображение - необходимая и важная часть творческого процесса. Развивать его можно и нужно. Ведь таким образом мы имеем дело с очень важными процессами развития личности и возраст наших учеников самый подходящий для этого . А большой ряд различных способов, приёмов дают простор для развития собственного педагогического опыта преподавателя.



















Используемая литература

  1. Л.С. Выготский «Воображение у ребёнка и подростка», из работы «Воображение и творчество в детском возрасте»,-Издательство «Просвещение», Москва, 1991

  2. Л.С. Выготский «Развитие высших психических функций».- Издательство «Просвещение», Москва, 1950.

  3. Л.С. Коршунова «Воображение и его роль в познании» , Москва, 1979.

  4. Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей : Популярное пособие для родителей и педагогов».- Ярославль: Академия развития, 1996.



© 2010-2022