Программа кружка по бисероплетению

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из бисера колье, серёжки
Украсят женское лицо,
А вот - гердан, браслеты, брошки,
Цветы, пасхальное яйцо...
Какие вещи- загляденье!
От них исходит чудо-свет,
Недаром бисероплетенье
Так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа,
Он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода,
Но бисер всё же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой,
Цветком прекрасным и жгутом.
И остаётся он загадкой -
Волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну,
К вещам красивым и словам.
Пусть бисероплетенья тайну
Откроют эти руки вам.

Вид программы - экспериментальная

Продолжительность освоения программы - 3 года

Возрастной диапазон начала освоения программы - 7-14 лет

Образовательная область - художественная

Уровень усвоения - общекультурный

Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная

Пояснительная записка.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, "культуру творческой личности". Формирование "культуры творческой личности" предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию "я хочу это сделать сам". В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только "под диктовку" учителя по принципу "делай как я", выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя "работу ума и работу рук", а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, как местные ( на базе школы, села ), так и районные, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.

Цели и задачи программы

Целью программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области древнего вида рукоделия - бисероплетение, развитие творческих способностей детей.

Программа ставит следующие задачи:

Обучающие:

1.Освоение обучающимися знаний по различным видам работы с бисером (техника выполнения плетения, вышивки, ткачества, техника владения инструментом, композиция, цветоведение).

2.Овладение навыками работы с различными художественными материалами: бисер, стеклярус, бусины, рубка.

Развивающие:

1. Формирование у обучающихся творческого мышления:

- умение воплощать собственный творческий замысел;

- умение импровизировать в изделии.

2. Коррекция и развитие аналитико - синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами.

3. Формирование оперативного образа объекта труда.

Воспитательные:

1. Воспитание положительных качеств личности учащихся: трудолюбия, настойчивости, воспитание самостоятельности в труде.

2. Воспитание адекватной самооценки, развитие уверенности в себе.

3. Воспитание коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками; умения работать в коллективе.

4. Привитие интереса к истокам народного творчества, интереса к культуре своей Родины.

Программа первого года обучения состоит из 5 блоков:

1. Общие сведения о бисере.

2. Виды работ из бисера.

3. Работы из бисера.

4. Вышивка бисером.

5. Итоговое занятие.

Программа второго года обучения состоит из 5 блоков:

1 Вводное занятие.

2. Виды работ из бисера.

3. Работы из бисера.

4.Вышивка бисером.

5. Итоговое занятие.

Программа третьего года обучения состоит из 6 блоков:

1 Вводное занятие.

2. Виды работ из бисера.

3. Работы из бисера.

4. Вышивка бисером.

5. Ткачество бисером.

6. Итоговое занятие.

Соотношение видов работ меняется по годам соответственно возрастным особенностям учащихся. Уже в старшем возрасте дети готовы к самостоятельным задачам рисунка, составлению композиции.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение в учебные группы количеством от 10 до 12 человек.

Программа рассчитана на реализацию во внеклассной работе общеобразовательных школ . Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

В пределах одного занятия виды деятельности могут меняться: занятия по композиции сменяется занятием по рисунку, занятием вышивкой, ткачеством. Это способствует удержанию внимания учащихся и позволяет избежать их переутомления.

При организации режима занятий учтены санитарно - эпидемиологические требования к школьным учреждениям.

Ожидаемые результаты:

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

1. Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.

2. Практические умения и навыки.

3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Оценка полученных знаний:

Оценка полученных знаний и умений осуществляется по следующим критериям:

1. Личностный рост и приобретение определённых навыков.

2. Выполнение программы кружка.

3. Творческий подход к деятельности.

4. Регулярное посещение занятий кружка.

5. Степень самостоятельности выполненной работы.

6. Участие в школьных, районных, республиканских выставках.

В конце изучения курса программы обучающиеся должны

знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;

уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно - технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы в школе имеется:

1. Кабинет для проведения занятий кружка.

2. Методическая литература.

3. Образцы изделий.

Для работы над изделием имеется: бисер, стеклярус, бусины, рубка, иглы, нитка, леска, проволока, фурнитура, ножницы, карандаши, бумага, подкладные листы из ткани.

Содержание программы.

I год обучения (34 часа)

1 блок. Общие сведения о бисере. (2 ч.)

1. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. - 1ч.

2. Цветоведение и композиция. Цели и задачи кружка. Режим работы. План занятий. - 1ч.

2 блок. Виды работ из бисера. - ( 6ч.)

1. Элементы плетения. Виды цепочек - 1ч.:

1.1. Простые цепочки. - 1 ч.

1.2. Цепочка с пупырышками. - 2ч.

1.3. Цепочка с бугорками. - 2ч.

Теоретические сведения.

Техника выполнения низания: в одну иглу, в две иглы, низание в несколько нитей. Простые изделия. Сложные изделия. Эскизы. Рабочие рисунки. Низание из бисера «в одну нить». Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа.

Освоение приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетению к цепочкам. Упражнение в выполнении цветовой гаммы.

3 блок. Работы из бисера. (20 ч)

1. Объёмные изделия. Игрушки.

Пирамидка. - 2ч.

Грибки. - 2ч.

Ёлочка (различные деревья). - 6ч.

Цветы (ромашка, колокольчик) - 10ч.

Теоретические сведения.

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов, игрушек, животных на плоской основе: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки цветов, лепестков, листьев. Техника выполнения туловища животных, крылышек, глаз, усиков, лапок. Подбор цветовой гаммы. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошек (фигурок животных). Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

4 блок. Вышивка бисером по контуру изображения.(5 ч.)

Панно из бисера:

1. По мотивам сказок произведений детских писателей - 1ч. (теория)

2. По иллюстрациям из книжек «Раскраска». - 4ч.

Теоретические сведения.

Основные приёмы вышивки бисером, используемые для оформления панно. Зарисовка схем. Перевод рисунка на ткань. Подбор цветовой гаммы. Способы пришивания бисера. Швы, используемые при вышивке бисером. Сочетание в вышивке бисером блёсток - пайеток.

5 блок. Итоговое занятие. (1ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов. Награждение.

II год обучения. (34 ч)

1 блок. Вводное занятие. - (2 ч.)

1. Цели и задачи кружка. Режим работы. План занятий. - 1ч.

2. Инструменты и материалы, необходимые для работы

Организация рабочего места. Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности. - 1ч.

2 блок. Виды работ из бисера. (5 ч)

1. Низание. Ткачество, Вышивка бисером. - 1ч.

2. Элементы плетения. Виды цепочек:

2.1. Цепочка «цветы» - 1ч.

2.2. Плотная однорядная цепочка - 1ч.

2.3. Плотная многорядная цепочка - 1ч.

2.4. Многорядная цепочка в крестик - 1ч.


Теоретические сведения.

Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание бисера « в одну нить», «в две нити». Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек. Наплетение подвесок на цепочки. Плетение ажурного полотна (сетки) «в одну нить». Ажурный цветок. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа.

Освоение приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетение к цепочкам. Изготовление браслета «цепочка». Выполнение украшений для кукол в технике «цепочка». Использование простейших приёмов плетения.

3 блок. Работы из бисера. ( 15 ч)

1. Украшения из бисера - 1ч (теория).

2. Фенечки - 2 ч.

3. Комплекты «Карина», «Водопад» - 2ч.

4. Цветы, букеты - 10ч.

Теоретические сведения.

Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги.) Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Закрепление застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практическая работа.

Плетение комплекта украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжек.

4блок. Объёмная вышивка бисером сложенных композиций по темам. (11 ч)

1. Природа (по временам года).

2. Цветы.

3.По собственному замыслу.

Теоретические сведения.

Основные приёмы вышивки бисером, используемые для оформления сюжета. Зарисовка схем. Перевод рисунка на ткань. Подбор бисера: стеклярус, бусины, бисер, рубка, пайетки. Подбор цветовой гаммы. Способы пришивания бисера. Швы, используемые при вышивке бисером. Виды материала и ниток, используемые в работе.

Практическая работа.

Выполнение объёмной вышивки отдельных элементов сюжетной картинки.

Использование способов пришивания бисера:

1. Бисерины лежат прямо в ряду.

2. Бисерины лежат наклонно в ряду.

Использование швов: «вперёд иголку», «назад иголку». Оформление панно.

5 блок.

Итоговое занятие. (1 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся.

Обсуждение результатов выставки.

Подведение итогов.

Награждение.


3 год обучения (34 ч.)

1 блок. Вводное занятие. -( 2 ч.)

1. Цели и задачи кружка. Демонстрация изделий. - 1ч.

2. Инструменты и материалы, необходимые для работы

Организация рабочего места. Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности. - 1ч.

2 блок. Виды работ из бисера. (4 ч)

1.Простейшие приёмы плетения(1ч.)

1.1. Подвески - 1ч.

1.2 Бахрома - 1ч.

1.3 Веточки - 1ч.

Теоретические сведения.

Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Низание бисера « в одну нить», «в две нити». Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек. Наплетение подвесок на цепочки. Плетение ажурного полотна (сетки) «в одну нить». Ажурный цветок. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.

Практическая работа.

Освоение приёмов бисероплетения. Упражнения по выполнению различных подвесок и их подплетение к цепочкам. Изготовление браслета «цепочка». Выполнение украшений для кукол в технике «цепочка». Использование простейших приёмов плетения.

3 блок. Работы из бисера. ( 14 ч)

1. Элементы плетения. Виды цепочек:

2.1. Цепочка «цветы» - 1ч.

2.2. Плотная однорядная цепочка - 1ч.

2.3. Плотная многорядная цепочка - 1ч.

2.4. Многорядная цепочка в крестик - 1ч.

2.5. Цветочные композиции - (10ч.)

Теоретические сведения.

Анализ образцов украшений (колье, браслеты, кольца, серьги.) Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Закрепление застёжек. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практическая работа.

Плетение комплекта украшений на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжек.

4блок. Объёмная вышивка бисером сложенных композиций по темам. (10ч)

1. Вышивка по готовым рисункам: «Белочка», «Котенок», «Рыбки».

2. По собственному замыслу.

Теоретические сведения.

Основные приёмы вышивки бисером, используемые для оформления сюжета. Зарисовка схем. Перевод рисунка на ткань. Подбор бисера: стеклярус, бусины, бисер, рубка, пайетки. Подбор цветовой гаммы. Способы пришивания бисера. Швы, используемые при вышивке бисером. Виды материала и ниток, используемые в работе.


Практическая работа.

Выполнение объёмной вышивки отдельных элементов сюжетной картинки.

Использование способов пришивания бисера:

1. Бисерины лежат прямо в ряду.

2. Бисерины лежат наклонно в ряду.

Использование швов: «вперёд иголку», «назад иголку». Оформление панно.

5 блок. Ткачество бисером. ( 3 ч)

Использование узоров и рисунков вышивок крестом, орнаменты, нарисованные на бумаге в клеточку. Ткачество на станке.

Теоретические сведения.

Основные приёмы ткачества. Материал для ткачества: нить, леска. Подбор бисера. Цветовое решение.

Практическая работа.

Подготовка основы - рамки. Расчёт плотности плетения.

6 блок. Итоговое занятие. (1 ч.)

Организация выставки лучших работ учащихся.

Обсуждение результатов выставки.

Подведение итогов.

Награждение.








Учебно-тематический план

Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

I год обучения

1.

Общие сведения о бисере.

2

2

-

2.

Виды работ из бисера.

1

1

-

2.1

Элементы плетения. Виды цепочек.

5

-

5

3.

Работы из бисера.

20

-

20

4.

Вышивка бисером по контуру изображения

5

1

4

5.

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО:

34

5

29

II год обучения

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Виды работ из бисера. Элементы плетения. Виды цепочек.

5

1

4

3.

Работы из бисера.

15

1

14

4.

Объёмная вышивка бисером сюжетных композиций по темам.

11

1

10

6.

Итоговое занятие.

1

1

ИТОГО

34

6

28

III год обучения

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Виды работ из бисера.

Простейшие приёмы плетения

4

1

3

3.

Украшения из бисера.

Элементы плетения. Виды цепочек

Цветочные композиции

14

-

14

4.

Объёмная вышивка бисером сложенных композиций по темам.

10

1

9

5.

Ткачество бисером.

3

1

2

6.

Итоговое занятие.

1

-

1

ИТОГО

34

5

29



Список использованной литературы:

1.Базулина. Л. В. Бисер

2.Божко Л.А. «Бисер. Уроки мастерства»

3.Виноградова Е.Г. «Украшения для девочек»

4.Гусева Н.А. «365 фенечек из бисера»

5.Жукова О.Г. «Бисерное рукоделие»

6.Мулярова О. «Секреты бисероплетения»











Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо - Татауровская СОШ»

РЕКОМЕНДОВАНО

Центром классных

руководителей

« » ________ 2014 г.


СОГЛАСОВАНО

МС протокол № __

« » ________ 2014 г.


« УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Старо - Татауровская СОШ»

« » ___________ 2014 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Кружка

« Бисероплетение»


Внеурочная деятельность

1-6 классы

2014 - 2015

(срок реализации программы)




(автор программы)_Ревина Е.И.

(Ф.И.О. учителя)

Класс ______1-6_____________

Учебный год 2014 - 2015


Старое - Татаурово



© 2010-2022