Лекция на тему Конструкция коробок скоростей

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкции коробок скоростей

Требования, предъявляемые к конструкциям коробок скоростей метал-лорежущих станков: плавность хода, точность, вращение без вибраций, бесшумность работы передач, достаточная жесткость корпусов, валов, шпинделей и опор. Не менее важными являются качество изготовления де­талей, сборка и технологичность конструкций.

Корпус коробки скоростей отливают из серого чугуна марок СЧ 15-32 и ,СЧ 28-48. Отливки подвергают старению.

Допуски на неточность отверстий под подшипники шпинделя устана­вливают чаще всего по 1-му классу точности в системе отверстия, а проме­жуточных валов - по 2-му классу. Отклонения формы отверстий не дол­жны превышать 1/3-1/2 поля допуска.

Зубчатые колеса, работающие со скоростями, не превышающими 1-2 м/с, изготовляют из стали 40ХФА. Сталь 40Х находит применение при окружных скоростях до 12 м/с. При наличии же ударных, нагрузок исполь­зуют цементуемую сталь 20Х. Для ответственных зубчатых колес, рабо­тающих со скоростями более 12 м/с, применяют сталь 12ХНЗА и 18ХГТ.

В коробках скоростей наряду с одиночными зубчатыми колесами при­меняют блоки двух, трех, реже - четырех колес. Цельный блок (рис. 1,а) выгоден по себестоимости, однако имеет такие недостатки, как невозможность шлифовки зубьев у всех колес, неодинаковая их долговечность, вы­водящая из строя весь блок при износе одного колеса. Это привело к со­ставным блокам, которые показаны на рис. 1,6, в, г. Они позволяют про­изводить шлифовку всех зубьев, упрощают заготовки. За счет самоуста­новки колес происходит более равномерное распределение нагрузки. Конструкция блока значительно упрощается при склеивании затвердеваю­щей клеевой композицией [3]. Большое значение имеет форма закругления зуба. Применение бочкообразной формы (рис. 1,д) приводит к выравни­ванию эпюр удельных нагрузок, повышает долговечность передачи.

Ведущие колеса на валу электродвигателей с целью уменьшения шума, где это позволяют условия, изготовляют из текстолита. Окружную ско­рость в этом случае можно принимать до 40 - 50 м/с. Материал сопряжен­ного колеса должен иметь твердость не ниже НВ 200 - 220.

Степень точности зубчатых передач регламентируется ГОСТ 1643 - 72, а шероховатость рабочей поверхности - ГОСТ 2789 - 73 (табл. 1).

Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.

Рис. 1. Конструкция блоков зубчатых колес

Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.


Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.

Рис. 2. Коробка скоростей револьверного станка мод. 1Н318

Конструкции коробок скоростей весьма разнообразны и зависят прежде всего от общей компоновки станков и способов переключения передач. По компоновке все коробки делят на две группы: встроенные в корпус и с раз­дельным приводом; по способам переключения - на четыре группы: со сменными колесами, с передвижными колесами, с муфтами, с бесступен­чатыми передачами.

Коробки, встроенные в корпус, применяют в станках общего назначе­ния. Они компактны, имеют меньшее количество корпусных деталей и со­ответствующих пригонок. Вместе с тем встроенные коробки служат источ­ником вредных вибраций и нагрева шпиндельных узлов, имеют технологи­ческие трудности.

В современном станкостроении применяют следующие размерные компоновки.

1. Шпиндельные бабки с нормальным соотношением радиальных и осевых размеров (станки малых и средних размеров).

2. Шпиндельные бабки с уменьшенными осевыми размерами в резуль­тате увеличения радиальных размеров. Данные компоновки применяют В целях уменьшения возможных вибраций, вызванных консольным распо­ложением, электродвигателя и других вращающихся деталей. Их приме­няют также в вертикальных конструкциях с верхним приводом шпинделя для уменьшения высоты станка и повышения виброустойчивости (радиально-сверлильные и продольно-фрезерные станки).

3. Шпиндельные бабки с уменьшенными радиальными размерами в ре­зультате увеличения осевых размеров (тяжелые токарные и некоторые дру­гие станки).

Коробки скоростей с раздельным приводом (с редуктором) обеспечи­вают .более плавное вращение шпинделя. Последний не нагревается; .вибрации, возникающие в приводе, не передаются шпиндельной бабке.

Коробки со сменными колесами применяют для упрощения конструк­ции станка в тех случаях, когда время на перенастройку мало по сравнению с общим временем. Кроме того, сменные колеса значительно упрощают конструкцию станка. Достоинства этой передачи в ее малых осевых размерах; конструкция допускает большое количество передач исключена аварийность. Сменные колеса широко используют при массовом и серийном производстве в автоматах, .зубо- и резьбона­резных станках,- в специальном и операционном оборудовании, а также в некоторых универсальных станках. В качестве примера можно привести сменные, колеса а - Ъ, установленные в коробке скоростей револьверного станка 1Н318 (рис. 2). Валы для удобства имеют консольную часть. Ко­леса закрепляют с помощью шпоночных соединений и быстросъемных шайб, либо сажают на шлицах.

Коробки скоростей с муфтами применяют очень часто. В таких переда­чах используют кулачковые, зубчатые, фрикционные, электромагнитные и порошковые эмульсионные муфты. Преимуществами переключения кулачковыми муфтами являются малые осевые перемещения, незначи­тельные усилия при переключении, возможность передачи вращения косо-зубыми и шевронными колесами. Недостатками их являются возможность поломки кулачков при включении и холостое вращение передач, не участвующих в движении. Эти недостатки ограничивают применение данных муфт. -

Фрикционные муфты, благодаря быстроте и плавности передач на ходу, сокращают время управления станком. Они позволяют применять в ко­робке косозубые и шевронные передачи. Недостатки этих муфт заклю­чаются в ограничении величины крутящего момента, в больших размерах, затрудняющих применение более двух передач в группе и более трех групп в коробке. Потери мощности и изнашивание при холостом вращении по­стоянно сцепленных передач, трение в выключенных муфтах не способ­ствует повышению КПД станка. Фрикционные муфты применяют преиму­щественно в малых и средних токарно-револьверных станках, иногда В сочетании с многоскоростным электродвигателем.

На рис. 2 показана коробка скоростей станка 1Н318. Привод осу­ществляется от двухскоростного электродвигателя с n= 1420/2800 об/мин и N = 2,6/3 кВт. Вращение от него передается на шкив клиноременной передачи 1. Через двухступенчатую коробку скоростей, регулируемую дву­мя электромагнитными муфтами 3 и 4, движение передается на шпиндель через шкив 2. Наличие сменных колес (четыре пары) позволяет получить 16 значений частот вращения с пределом регулирования 100-4000 об/мин. Коробка имеет две механические ступени: при включении муфты .Сменные колеса числом зубьев 22-44 и 29-37 путем-перестановки обеспечивают четыре пере­даточных отношения. При выключенных муфтах редуктор не работает.

Существенным при проектировании коробок скоростей и подач являет­ся выбор средств переключения. В современном станкостроении приме­няют механические, электрические и гидравлические устройства. Выбор системы управления зависит главным образом от необходимой частоты переключений и потребного для этого времени сравнительно со штучным временем. Если станок предназначается для крупносерийного или массово­го производства, то управление им должно быть полностью или частично автоматизировано. Органы ручного управления предусматривают ры­чажные, реечные и винтовые механизмы. Используются они в тех случаях, когда время переключения мало по сравнению с общим временем обработки.

Принцип управления с предварительным набором скоростей (преселективная система) показан на рис. 3,а. Набор скорости, включаемой после той, на которой работает станок, производят предварительно, во время ра­боты. Для этого рукоятку 7 поворачивают на себя. В результате этого де­таль 6 разводит в разные стороны вилки 5 и 8, которые перемещаются по штангам 4 и 9 (рис. 3,6). Вилки охватывают выточки фасонных кулачков 3 и 13, сидящих на шлицах вала 2. Кулачок 13 устанавливают маховиком 14 в положение, соответствующее заданной скорости. В момент переклю­чения поворачивают рукоятку 7 от себя, в результате чего кулачки 3 и 13 сближаются и своими профилированными выступами воздействуют на пальцы рычагов 1 и 10, которые устанавливают переключаемые колеса 11 и 12 в соответствующее положение. Одновременно с этим движением от­ключается главная муфта.

Принципиальная схема избирательного переключения (селективное управление) изображена на рис. 4. Рычаги 3 и 7 нижними концами жест­ко связаны с колесами 4 и 8, находящимися в зацеплении с зубчатыми рей­ками 2, 5 и б, 9.- Последние могут по высоте занимать три положения, в за­висимости от наличия под хвостовиками торцовой плоскости, отверстия или потайных площадок диска 1. Для установки., конкретной скорости, диск при помощи зубчатого сектора 10 и круглой рейки отводят вниз, поворачивают в соответ­ствующее положение и вновь возвращают к рейкам 2, 5, б и 9, устанавливая их в соответствующее положение. Широкое применение нашли системы ди­станционного управления. Одним из наиболее простых и надежных устройств является пере­ключение коробок- скоростей электромагнит­ными муфтами. В развитии привода главного движения можно отметить следующие основные тенден­ции. Прежде всего - агрегатирование привода, создание унифицированных коробок скоростей. Важным является сокращение количества органов ручного управления и разработка механизмов однорукояточного управ­ления, в том числе дистанционного. Расширяется применение электро­магнитных муфт для переключения коробок, использование механизиро­ванных и автоматизированных процессов управления.

Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.

Рис. 3. Механизм переключения коробки скоростей

Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.ІРис. 4. Селективный метод переключения передач

Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.

Рис. 1. Конструкция блоков зубчатых колес

Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.

Лекция на тему Конструкция коробок скоростей.

Рис. 2. Коробка скоростей револьверного станка мод. 1Н318


© 2010-2022