Обобщение опыта работы по созданию школьного музея

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта работы по созданию школьного музеяОбобщение опыта работы по созданию школьного музея

Отдел образования Администрации Цимлянского района

Районный методический кабинет







Обобщение опыта работы по созданию школьного музея в

МБОУ Калининской СОШ

руководитель школьного музея, учитель истории и обществознания,

Галина Геннадьевна Гамаюнова











г.Цимлянск, 2013 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время деятельность школьных музеев занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность.

В современной России уделяют большое внимание патриотическому воспитанию. Одним из надежных способов воспитания исторической памяти, патриотизма у школьников является их деятельность в школьных музеях. Они возникают там, где ведется постоянная, углубленная и систематическая историко-краеведческая работа. Правильно организованная работа в музее, разнообразие форм, приемов и методов, используемых педагогом, поможет воспитать патриотические чувства у учащихся, поддержит и сохранит постоянный интерес к музею и его деятельности.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично.

Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Гражданско-патриотическое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

В нашей школе давно существовала идея создать школьный музей, тем более что за 60 лет существования школы сохранилось большое количество фотографий, грамот, других документов.

Правильнее сказать, наш музей находится в стадии своего становления.

Музей школы начал создаваться в конце 2012 года как школьный музей комплексно - краеведческого направления. Но надо отметить, что к этому времени в школе уже был оформлен ряд экспозиций, вошедших в состав музея. Сюда входит стендовый материал и материал, расположенный в альбомах «Страницы истории школы», стенды, посвященные выпускникам и учителям школы. В кабинете истории помещен материал о Великой Отечественной войне, ветеранах войны, выпускниках школы, избравших профессию военного, выпускниках - воинам - интернационалистах и участниках боевых действий в «горячих точках» страны. Собирался материал о директорах, учителях со времён образования школы. А школа создана в 1952 году. Сбор материала ведётся и по сей день. Много внимания уделяется сбору материала по краеведению и исследованию исторического прошлого нашей малой родины.

Учётная карточка школьного музея.

Профиль музея - комплексно - краеведческий.

Образовательное учреждение -

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа.

Субъект Российской Федерации - Ростовская область.

Адрес -347327 , улица Центральная 66,

станица Калининская, Цимлянского района, Ростовской области.

Телефон: 88639146374; 88639146373;

Музейный педагог - Галина Геннадьевна Гамаюнова.

Информация о руководителе школьного музея:

учитель истории и обществознания, имеет высшую квалификационную категорию.

Педагогический стаж работы - 27 лет.

Руководитель дискуссионного клуба «Мировоззрение», руководитель ДО «Память», руководитель школьного музея .

Награды: Звание «Ветеран труда», Грамота Министерства образования РФ, Почётная Грамота Министерства Ростовской области, Почётные грамоты Цимлянского РОО, Благодарственные письма Главы Цимлянского района, Главы Калининского сельского поселения.

Дата начала организации музея - 30.11.2012 года.

Характеристика помещения:

Комната в помещении школы, площадь 28 кв. метров (7х4),2-ой этаж, количество окон - 3.

Историческая справка.

В 2012 году было принято решение об организации работы по созданию школьного музея в школе. Основанием этого решения стал приказ по Калининской средней школе №124 от 29.11.2012 о подготовке к открытию школьного музея.

Руководителем была назначена учитель истории и обществознания Гамаюнова Галина Геннадьевна.

Администрацией школы было предоставлено помещение для размещения музея.

Вместе с участниками детского объединения «Память» (руководитель Г.Г. Гамаюнова) и «Юный краевед» (руководитель В.Г. Изместьева) был проведён косметический ремонт помещения, подготовлены выставочные стенды и начата работа по сбору материала.

Благодаря учащимся и педагогам школы, жителям станицы Калининской и станицы Терновской, хутора Антонова и хутора Карнаухова удаётся собирать уникальный архивный материал.

В настоящее время в музее около 100 подлинных экспонатов, которые будут размещены согласно экспозициям:

1.Страницы истории (история станицы)

2.История семьи в истории страны.

3.История школы в истории страны.

4.Только он не вернулся из боя (памяти Алексея Куркина)

5.Летопись войны в истории семьи (Великая Отечественная война)

6.Солдат войны не выбирает.

7.Моя малая родина.

Экспонаты школьного музея.

В музее существует основной и дополнительный фонды.

Основной фонд представлен предметами быта прошлого, орудиями труда, документами, личной перепиской, фотографиями.

Дополнительный фонд представлен исследовательскими работами учащихся, сочинениями, воспоминаниями старожилов и земляков.

Наиболее интересными экспонатами являются:

1Обобщение опыта работы по созданию школьного музея.Дамский зонтик начала XX века, экспонат передан в музей жителями станицы Калининской, является не только важным историческим предметом старины, но и позволяет вернуться в прошлое, отражая быт и моду начала двадцатого века.

2.Резная деревянная шкатулка рубежа XIX - XX в.в.

Шкатулка передана жителями станицы Терновской, также отражает быт прошлого времени.

3Обобщение опыта работы по созданию школьного музея.Казачий клинок 1916 года, передан в музей бывшим атаманом станицы Калининской. Клинок был найден на дне Цимлянского водохранилища при отступлении воды летом 2011 года.

4.Очень интересными являются фотодокументы, которые дают представление о наших земляках - предках, живших в хуторах до переселения в станицы Калининскую и Терновскую.

Обобщение опыта работы по созданию школьного музеяОбобщение опыта работы по созданию школьного музея

Детское объединение «Память».

С 2012 года в школе существует патриотическое детское объединение «Память», целью которого является сбор материалов по истории родного края для школьного музея.

Большая и интересная работа привлекает многих ребят.

В настоящее время мы с ребятами занимаемся поисковой и исследовательской работой по различным направлениям прошлой и современной жизни станиц и хуторов Цимлянского района, собираем предметы старины, разыскиваем интересные факты из жизни станичников и хуторян, собираем материал об истории школы.

Важными формами работы объединения являются краеведческие конференции, открытые заседания, встречи со старожилами, экскурсии.

НОбобщение опыта работы по созданию школьного музеяа базе объединения организовано патриотическое движение

«Мы помним, мы храним…», участники которого заботятся о памятниках солдатам - воинам Великой Отечественной войны в станицах Калининской и Терновской, ухаживают за могилами воина - интернационалиста, выпускника школы Куркина Алексея и его матери Куркиной Алефтины Фёдоровны.

Объединение «Память» сотрудничает с районной общественной организацией воинов - интернационалистов и участников боевых действий в горячих точках «Боевое братство».

Перспективы развития музея.

В настоящее время продолжается работа по созданию школьного музея в станице Калининской.

В 2014 году планируется получить статус школьного музея и подтвердить это соответствующими документами.

26 - 27 сентября 2013 года я принимала участие в Областном семинаре руководителей музеев общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, получила сертификат и надеюсь продолжать работу по организации музея в нашей школе.

Приложение №1

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Письмо Министерства образования России

№ 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные крае­ведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования, активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Участники движения «Отечество»  школьники и педагоги  совершают экскурсии, походы и экспедиции но родному краю, местам ратной славы, ведут описание памятников истории, культуры и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.

В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образова­ния детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:

исторических  2060;

военно-исторических  1390;

комплексных краеведческих  1060.

Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа  выставки, уголки, экспозиции.

В школьных музеях проводятся встречи  с местными жителями, земляками  ветеранами войны и труда, Вооруженных Сил, организуются тематические экскурсии, Уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.

На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют много­численные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.

Как правило, вокруг музея складывается детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления  совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается со­трудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Российского фонда культуры и др. собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.

Вместе с тем, многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и мате­риального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов  энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удаётся наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.

Минобразование России рассматривает музеи образовательных учре­ждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможности оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.

С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе направляем Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.

Заместитель Министра

Е. Е. Чепурных





Приложение №2

Приложение к письму Минобразования России

от 12.03.2003 № 28-51-181/16

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее  музей)  обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов  Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея  специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет  памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание  научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов  деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.

2.5. Книга поступлений  основной документ учета музейных предметов.

2.6 Экспозиция  выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность школьного музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:

музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

музейная экспозиция;

устав (положение) музея, утверждённый руководителем образовательного учреждения.

3.5.Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

документирование памятников природы, истории и культуры родного края;

осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;

развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:

учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. д.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

6. Руководство деятельностью школьного музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его кол­лекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Приложение №3

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПАСПОРТИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Паспортизация школьных музеев проводится в Российской Федерации с 1974 года Целями и задачами паспортизации являются:

выявление сети музеев и присвоение им звания «Школьный музей» с вручением паспорта и свидетельства;

упорядочение сети школьных музеев;

укрепление контактов школьных музеев с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими учреждениями и организациями;

выявление в школьных музеях материалов, представляющих научную, историческую и иную ценность;

обобщение и пропаганда опыта работы школьных музеев.

Деятельность музеев образовательных учреждений в области координирует областная комиссия по смотру и паспортизации школьных музеев, созданная при Государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей - областной экологический центр учащихся, в районах, городах  районные (городские) музейные комиссии, которые создаются при органах управления образованием или центрах детско-юношеского туризма, внешкольной работы (детского творчества).

В их состав входят представители органов управления образованием и культуры, специалисты государственных музеев, архивов, библиотек, образовательных учреждений, общественных объединений и организаций, краеведы.

Комиссии оказывают помощь в выборе профиля школьного музея, оформлении, оснащении музейным оборудованием, подготовке музейной документации к паспортизации школьного музея, организуют постановку на учет в государственные музеи наиболее ценных экспонатов, хранящихся в школьных музеях, или передачу их на хранение в государственные музеи, архивы своей территории.

Как правило, они принимают решение об открытии и паспортизации новых школьных музеев. От их компетенции, заинтересованности и активности во многом зависит паспортизация школьных музеев и их развитие.

Большую методическую помощь в организации деятельности музея, размещении экспозиций, учете и хранении фондов оказывают государственные музеи.

Звание «Школьный музей» присваивается тем музеям, работа которых соответствует требованиям, изложенным в примерном Положении о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16.

Обязательные условия для создания школьного музея:

музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

музейная экспозиция;

устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

По итогам обследования деятельности музея комиссия оформляет паспорт, две учетные карточки, акт обследования музейной экспозиции (памятка прилагается).

После этого районная комиссия направляет в адрес областной вышеуказанную документацию, фотографии экспозиции общего плана в целом и отдельных разделов, а также подтверждающие массовую работу музея.

Администрация ОУ ставит вопрос о паспортизации музея через определенный период после его открытия, когда будут наработаны объемные показатели: количество экскурсий, бесед, массовых и других мероприятий охват учащихся всеми формами.

Областная комиссия рассматривает присланные документы и решение о паспортизации. Учетная карточка и протокол заседания областной комиссии по паспортизации направляется в федеральную комиссию по паспортизации (ФЦДЮТ и К), где музей регистрируется и ему выдается номерное свидетельство о присвоении звания «Школьный музей».

В музее хранятся документы: паспорт, учетная карточка, свидетельство.

Школьные музеи подлежат учету в органах образования и культуры. Каждые 5 лет школьный музей должен проходить переаттестацию, сверку фондов, в результате которой в областную комиссию присылается акт о ее проведении, новые учетные карточки.

Все школьные музеи области находятся на учете в отделе краеведения и гражданского воспитания Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей - областной экологический центр учащихся, а также в реестре школьных музеев России.

Приложение №4

АКТ

обследования музейной экспозиции

_________________________________________________

наименование образовательного учреждения

подготовлен комиссией в составе: _____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика помещения музея. Общая площадь помещения: комната, несколько комнат (отдельных или классных), зал, рекреация, отдельное здание (кв.м.). Наличие оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов.

Организация работы школьного музея. Руководитель музея (имя, отчество, фамилия, должность). Совет музея, состав (учащиеся, учителя, общественники). Актив музея (количество и состав, поручения). Наличие годового и перспективного планов работы музея. Роль администрации образовательного учреждения в руководстве музеем. Связи с государственными музеями, общественным и шефскими (спонсорскими) организациями и учреждениями.

Собирательская работа. Систематичность и целенаправленность собирательской работы, эффективность. Работа музея по программе Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество»

Оценка музея. Количество музейных предметов, зафиксированных в инвентарной книге, их краткая характеристика, количество памятников истории и культуры, объектов природы, состоящих на учете в государственном музее. Памятники, преданные в государственные музеи, архивы. Соответствие собранных материалов профилю музея.

Учет и хранение. Наличие подлинных материалов, инвентарной книги, качество и полнота записей в ней.

Условия хранения материалов в экспозиции и фондах (предохранение от сырости, выцветания, механических повреждений и другое). Шифровка материалов.

Экспозиционная работа. Наличие тематико-экспозиционного плана. Основная направленность экспозиции и полнота раскрытия тем. Художественное оформление экспозиции, применение технических средств.

Экскурсионно-массовая работа. Количество посетителей в год. Количество проведенных в год экскурсий, лекций, их содержание, логичность и стройность изложения, выразительность. Другие виды массовой работы: тематические вечера, встречи, викторины, конкурсы, игры, передвижные выставки. Регистрация экскурсионной и массовой работы.

Роль музея в учебно-воспитательной работе. Использование материалов музея на уроках, внеклассных воспитательных мероприятиях. Тематика учебных экскурсий.

Количество проведенных уроков в музее, а также с использованием музейных материалов. Роль и место музея в воспитательной системе образовательного учреждения.

Общественно-полезная работа. Выполнение заданий научных учреждений и государственных музеев. Исследовательская работа. Охрана и пропаганда памятников истории и культуры. Охрана природы.

Приложение №5

Проект «Боевым награждается орденом…»- школьный, музейный учебно-воспитательный недолгосрочный проект (мини - проект).

Участники проекта:

Учащиеся школы- члены дискуссионного клуба «Мировоззрение»,

ДО «Память».

Руководитель проекта Гамаюнова Г.Г.

Подготовка и проведение данного проекта основана на совместной творческой деятельности учащихся и учителя с использованием индивидуальной работы (подготовка презентаций, опережающие задания и подбор материала).

Основные этапы разработки и реализации проекта:

Проблема - Есть ли место подвигу в современной жизни? Кто он, современный герой?

Актуальность проблемы.

Проблема актуальна, так как Россия находится на переломном этапе развития и немаловажную роль играет проблема патриотизма и гражданской позиции подрастающего поколения. Формирование патриотических чувств и активной гражданской позиции - одна из основных и главных задач современной школы.

Гипотеза. Правомерность выбора человеком, попавшим в экстремальную ситуацию наиболее оптимального пути решения.

Цели проекта:

-Стимулировать интерес к событиям, связанным с историей нашей школы, станицы, страны.

-Развивать познавательный интерес учащихся.

-Формировать чувство гражданской ответственности за происходящее в стране.

Конечный результат - поиск и определение собственной позиции и отношения к произошедшему и выбор собственной жизненной позиции.

Поэтапные задачи:

-изучение фактического материала и документов (ж.-л. «Пограничник»,1987г., статей из периодической печати (апрель-май 1987г.),

воспоминания родственников, учителей, одноклассников;

- разработка мероприятия (оформление материала, подготовка презентаций);

- приглашение гостей;

- выбор даты, времени и места проведения мероприятия.

Реализация проекта.

Проведение двухчасового музейного занятия, посвящённого памяти выпускника Калининской средней школы Куркина Алексея, погибшего при исполнении воинского долга на советско-афганской границе.

Вступление.

В нашей Калининской школе Цимлянского района Ростовской области в настоящее время ведётся активная работа по созданию школьного музея, где и располагаются основные материалы и фотографии. Одна из экспозиций посвящена выпускникам нашей школы, погибшим при исполнении воинского долга.

Данная разработка музейного занятия (мини-проект) посвящена героическому подвигу выпускника Калининской средней школы Куркина Алексея, героя - пограничника, погибшего 9 апреля 1987 года на советско-афганской границе.

Актуальность разработки состоит в том, что сегодня огромное значение имеет патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Наша задача сегодня - воспитывать наших учеников так, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношение к России.

Каждый год (вот уже на протяжении более 20 лет) 9 апреля я провожу уроки Мужества, памяти Алёши Куркина - нашего земляка, выпускника нашей школы, погибшего на границе с Афганистаном 9 апреля 1987 года.

Я предлагаю Вашему вниманию школьный музейный мини - проект «Боевым награждается орденом…».

Музейное занятие рассчитано на два этапа (соответственно два занятия).

Первое занятие - знакомство с документальным материалом и художественная часть проекта.

Второе занятие - рефлексия (написание эссе, сочинений - рассуждений и др.)

Содержание музейного занятия (этап осуществления проекта)

«Боевым награждается орденом…»

(Памяти Алёши Куркина посвящается…)

…Пусть живые запомнят,

и пусть поколения знают…

1.Вступительное слово руководителя.

Фонограмма «Боевым награждается орденом»

1987 год - Указом Президиума Верховного Совета СССР

За мужество, проявленное при защите Государственной Границы СССР наградить посмертно Куркина Алексея Петровича, погибшего при исполнении солдатского долга на советско-афганской границе.

2.Историческая справка о советско-афганской войне (Гамаюнова Г.Г.)

Афганская война, Афганистан… Прошло много лет, и военные историки всё расставили по своим местам. Обратимся к началу 80-х годов 20-го века. Положение в Афганистане стало очень сложным. Афганистан грозил превратиться в опасную базу агрессии против СССР. Страны НАТО хотели создать плацдарм для нанесения огневого удара по нашей стране, «нанести удар в подбрюшье огромного русского медведя», как выражались некоторые западные военные. Сложная ситуация была и на советско - афганской границе. Пограничники день и ночь находились в состоянии боевой готовности, так как провокации и попытки нарушить Государственную границу СССР стали довольно частыми явлениями.

3.Стихотворение «Ошибка»

(опережающее задание для учащихся)

Виноватую улыбку
Ты не прячь, военкомат.
Говорят, была ошибка
Много лет тому назад.
Там, где звезды над крестами
Золотым обведены,
Кто-то сонными бровями
Двинул в сторону войны.

И рванулись батальоны,
От речей навеселе,
По нерусской, прокаленной,
Ненавидящей земле.
Золотая чья-то рыбка,
Чей-то звездный календарь!
Уж какая там ошибка,
Коль обещана медаль!

Звездопады, как метели,
Камнепады, как дожди!
На груди не крест нательный -
Только тельник на груди,
Только рев аэродромов,
Только марши да "дела",
Командарм товарищ Громов
И генсек Наджибулла!..

Девять лет носили стойко
Груз приказов и гробов.
А в России перестройка
Аппаратов и штабов.
Реагировали гибко:
Это что, мол, за война?
И кивнули: да, ошибка.
Ведь ошибка - не вина…

Парня у Джелалабада
Отыскало письмецо,
А над парнем, как лампада,
Друга белое лицо.
Стало зыбко, стало липко
В отчем доме у ракит…

Мама, это не ошибка -
Я действительно... убит.

Но сегодня, нам хочется вспомнить, каким он был, наш Алёша Куркин.

4. Воспоминания и презентация И.И.Довгаль

(двоюродной сестры Алёши Куркина)

5. Выступление Гамаюновой Г.Г.

Огромная страна, от тайги до северных морей, жила спокойно, несла ночную вахту, отдыхала, баюкала детей, смотрела сны…

А потом мы узнали, что в ту весеннюю ночь, защищая Государственную границу СССР. Погибли двое солдат, Алексей Куркин и Камиль Ямилов.

Они выросли в разных краях огромной страны, и матери им пели песни на разных языках, но свой смертный час они встретили рядом, до конца выполнив самое святое, самое высокое предназначение - отечество своё защитили.

Один из них Алёша, Алексей Петрович Куркин, жил в станице Калининской, учился в нашей школе…

Жил… как больно, как горько говорить о 20-летнем человеке.

В каждом письме со службы Алёша интересовался станичными новостями, не скрывал тоски по родительскому дому, мечтал вернуться в родную станицу. (Детство и школьные годы).

6.Презентация «Только он не вернулся из боя»

(на фоне музыки «Помяните меня»)

7.Стихотворение Л.П. Тыльченко.

(опережающее задание для учащихся)

В тот день в скалисто - сопочные дали

Ворвался орудийный гром.

Шёл бой. Душманы наступали, поддержанные гибельным огнём,

И, как всегда советские солдаты стояли насмерть в том бою,

Как деды и отцы в боях когда - то, отвагу проявив свою.

И рвались над землёй снаряды гулко. Неслись ракеты где - то в вышине.

В той схватке огневой Алёша Куркин участвовал со всеми наравне.

И ради жизни на земле, и ради мира

В бою под безымянною горой, он отдал жизнь, спасая командира,

Как патриот, как истинный герой.

А жизнь течёт, и на Цимлянском море игриво плещет новая волна,

С цветением садов станичных споря, отбушевала зеленью весна.

И, вновь ровесники отважного героя, его товарищи, донские казаки

Растят хлеба, пасут стада и строят, и тянут невод у степной реки.

Нет, не сломить врагу советского народа,

Который сердцем с юности познав,

Как дороги ему и счастье, и свобода.

Врага всегда бесславный ждёт финал.

И пусть грозятся атомной войною заокеанские вояки - дикари,

Им станут на пути могучею стеною

Алёши Куркины - бойцы - богатыри!

8. Слово учителя (Гамаюнова Г.Г.)

Подвиг Алёши Куркина.

Очень далеко, на краю нашей земли стоит памятник - маленький гордый обелиск на горном склоне, сложенный на скорую руку из обломков каменных плит и береговой гальки, принесённой снизу, от реки Пяндж.

Те, кто бегом носил сюда камни, спешили: только что рассвело, в сером клубящем тумане гремел Пяндж. И вышедшие из своего первого и тяжёлого боя молодые солдаты каждую минуту ждали новой атаки. У них оставалось по 5-8 патронов на брата, и они знали, что если бой вновь начнётся, он будет для них вторым и последним.

Но мёртвый Лёша Куркин, который оставил живыми их всех, лежал рядом, в молодой высокой траве, мокро шелестящей под дождём, и поэтому они строили ему этот памятник - рядом со своими только что вырытыми окопчиками.

Они, оставшиеся жить после Лёши, торопились оставить ему памятник после себя…

Много было написано и сказано о ночи на берегу Пянджа на 9 апреля 1987 года.

Группа пограничников, выполнявшая задание по восстановлению дозорных троп, оказалась окружённой на территории нашей страны бандой душманов, превосходящей её почти вчетверо.

Не только необстрелянные, но даже незнакомые с местностью солдаты приняли бой в самой страшной его форме - ночной, в окружении врага, занявшего господствующие на местности высоты и вооружённого тяжёлым оружием.

Но пограничники дрались. Находясь в тактически невыгодном месте - на дне распадка. Под кинжальным огнём пулемётов и гранатомётов.

Под покровом темноты душманы появились внезапно, но Лёша Куркин заметил их раньше, чем они начали атаку. Алёша выпустил сигнальную ракету, вызывая огонь врага на себя.

Прикрывая товарищей, давая возможность как можно быстрее вступить им в бой, Алёша бился в одиночку, неумолчно трещал его «калашников», трассы летели в одну только Алёше видную цель.

На вспышках его автомата сразу скрестились десятка полтора трасс - и он умолк…

По армейским понятиям Алёша Куркин был старослужащим, меньше, чем через месяц он должен был вернуться домой из армии, в группе пограничников он был самым опытным солдатом, который должен был показать тонкости солдатской службы в этих труднейших местах.

И когда на него из мрака вышли душманы, Куркин, молча, выстрелил в небо ракету тревоги, тем самым сразу себя, приговорив, и наверняка зная, что отсюда ему уже не уйти, открыл огонь.

Не стреляй он из автомата, он ещё ушёл бы.

Ночь, дождь, суматоха, прыжок под откос - и он остался бы жить.

Но он не сделал и шага. Он бил и бил из автомата, остановив банду, и вызывая огонь на себя: он знал, что там внизу новички уже выбегают из палаток и занимают оборону.

И Куркин, даже смертельно раненый гранатой, разворотившей ему полбока, очнувшись после взрыва, пытается отползти за камень - и вновь жмёт курок. Умирает и стреляет.

Вечная Память, тебе, Алёша. Вечная благодарность, Алёша, твоей маме от всех тех мам, чьи сыновья остались жить благодаря тебе…

9.Объявляется Минута Молчания.

( звук метронома Фонограмма «Память»)

© 2010-2022